Напоминание

«Предметно-практическая деятельность ребенка, как основа преодоления задержки речевого развития у детей 2-4 лет»


Автор: Калабина Татьяна Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ Дс №34
Населённый пункт: Чайковский, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Предметно-практическая деятельность ребенка, как основа преодоления задержки речевого развития у детей 2-4 лет»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пермский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Зоренька»

«Предметно-практическая деятельность ребенка, как

основа преодоления задержки речевого развития у детей 2-4

лет»

КАЛАБИНА

ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель-логопед

Чайковский

2017

Актуальность темы

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из

актуальных проблем современной логопедии.

С каждым годом растет процент детей с нарушениями в развитии речи. На эту

проблему влияют различные факторы: неблагоприятные условия труда родителей,

условия окружающей среды, пренатальное и постнатальное развитие, качество

медико-санитарной

помощи.

Примерно

80%

новорожденных

являются

физиологически незрелыми, из них около 70% имеют перинатальную патологию. По

данным бюро медицинской статистики Пермского края количество новорожденных с

1 группой здоровья снизилось до 1%. Не является исключением и наша территория.

Город Чайковский стабильно сохраняется большое число детей, родившихся с

перинатальным поражением центральной нервной системы

Развитие речи ребенка имеет огромное значение в его дальнейшем становлении, так

как именно речь помогает в познании окружающего мира. Ознакомление с

окружающим и установление правильных отношений с другими детьми и взрослыми

дети начинают осуществлять посредством слова.

В последнее время возрос интерес специалистов к проблеме ранней диагностики

детей с нарушениями в развитии. Вопросами выявления отклонений в развитии детей

раннего возраста занимаются специалисты из различных областей: Гаркуша Ю.Ф.,

Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. и д.р. Выявление речевой патологии в раннем

возрасте затруднено. Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в

возрасте 1-3 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи.

Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном

возрасте важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у

детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска

относятся дети первых трех лет жизни, у которых имеется предрасположенность к

проявлению нарушений речевого развития. Своевременное выявление таких детей и

проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной

степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

Анализ публикаций в средствах массовой информации о состоянии здоровья

дошкольника, а также коррекционного-педагогическая литература показывает, что

число детей с речевыми расстройствами растет. Большую помощь внесли в работу

логопедов практиков методики разработанные О.Е. Громовой, Г.В. Чиркиной, Т.А.

Датешидзе,

Н.В.

Нищевой.

Предлагаемые

система

коррекционной

работы

стимулирует

моторное,

сенсорное,

перцептивное,

речевое

развитие

ребенка,

позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с

закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

.

При этом стоит отметить, что степень нарушения речи поступающих к нам в

детский сад различна: от недостатков произношения отдельных звуков на фоне

фразовой речи, до полного ее отсутствия. Количество таких детей тоже растет с

каждым годом. По результатам педагогического обследования большая часть детей

имеет речевое развитие ниже нормы.

В связи с этим, на первый план выходит задача не только преодоления и

коррекции

речевых

нарушений,

но

и

их

профилактика,

то

есть

раннее

предупреждение.

Наряду с компенсирующими группами для детей с нарушениями речи среднего,

старшего и подготовительного возраста в детском саду комплектуется группа ранней

диагностики

и коррекции речи для детей

раннего

возраста.

Особенностью

логопедической работы с детьми данной категории является ее развивающая

направленность.

Все дети поступают в данную группу по направлению врача-невропатолога

городской детской поликлиники и имеют диагноз – задержка речевого развития.

Задержка речевого развития это нарушение темпа развития речи. Детям с ЗРР

свойственны специфические особенности связанные:

- с длительным «застреванием» на стадии «лепетных» слов;

-

неумение назвать однородные предметы одним словом;

-

поздним появлением «опорных слов»;

-

стойким

эхолалическим

повторением

за

взрослым,

без

умения

самостоятельно использовать новое слово в общении;

-

копированием вопросительной интонации взрослого вместо ответа на

вопрос.

В рамках Опытно-педагогической площадки нами наработан опыт и материал по

комплексному

сопровождению

детей

данной

категории,

разработана

модель

взаимодействия специалистов ДОУ, создана соответствующая развивающая среда.

Программа для детей раннего возраста «Коррекционно – развивающее воспитание

детей раннего возраста с задержкой речевого развития».

Цель: помочь детям раннего возраста с задержкой в речевом развитии

приблизиться, а некоторым достичь возрастной нормы речевого развития

.

В соответствии с поставленной целью, были определены основные направления

логопедической работы. В первый год обучения более значимыми являются развитие

понимания речи окружающих и формирование активного словаря ребенка. Во второй

год обучения уделяю внимание звуковой и грамматической сторонам речи. Мною

разработан перспективный план работы с детьми раннего возраста 2-3 года (1ая

младшая группа):

а) тематическое планирование логопедических игр по лексическим темам;

б) тематическое планирование по развитию импрессивной стороны речи;

в) тематическое планирование по развитию экспрессивной стороны речи;

г) тематическое планирование по развитию мелкой моторики;

д) тематическое планирование по развитию артикуляционной моторики.

и 3-4 года (2ая младшая группа):

а) тематическое планирование по развитию просодической стороны речи,

воспитанию общих речевых навыков;

б) тематическое планирование по развитию импрессивной стороны речи;

в) тематическое планирование по развитию экспрессивной стороны речи;

г) тематическое планирование по формированию грамматического строя речи;

д) тематическое планирование по развитию речевого общения, связной

речи. .Учитывая особенности развития детей, основной формой работы являются

индивидуальные и подгрупповые занятия. У детей 2-х лет занятие длится от 3 до

5минут и в конце учебного года 10 минут, а у детей 3-4 лет продолжительность

занятия

15

минут.

Каждое

занятие

содержит

2-3

задания

или

игры

продолжительностью 4-5 минут. . Включаются задания на развитие артикуляционной

и мелкой моторики, активного и пассивного словаря, элементы грамматического

строя речи, работа над фразой. Для лучшего усвоения знаний и умений ребенка утром

и вечером провожу индивидуальную работу с каждым воспитанником.

Речевое развитие детей в раннем возрасте

Возникновению

у ребенка речи предшествует подготовительный период,

первый этап

которого длится от рождения до 1,5-2 месяцев, характеризуется

младенческим криком и звуками.

Второй этап продолжается с 2-х до 5-6 месяцев, изменяется крик, появляется

гуление и смех.

Третий этап,

длящийся с 5-6 месяцев до 9-10 месяцев, характеризуется

появлением лепета.

Четвертый этап охватывает перод с 10 месяцев до 1 года и характеризуется

появлением лепетных слов.

Пятый этап период раннего речевого развития, длящийся от 1года до 3 лет,

характеризуется

становлением

активной

речи.

Характерной

особенностью

звукопроизношения является неустойчивое произношение большинства звуков:

Один и тот же ребенок в одном слове произносит звук правильно, а в другом

его пропускает, в третьем заменяет другим звуком.

На основе подражания растет активный словарь (если дети в год говорили 15-20

слов, к концу второго года их словарь достигает 200-400 слов). Постепенно

изменяется удельный вес речевых реакций.

! год-1год 3месяца. Преобладает лепет: малыш произносит вслед за взрослым

отдельные слоги и односложные слова.

1 год-1год 6 месяцев. Увеличивается количество слов, произносимых облегчено,

лепет резко сокращается.

1год-1год 9месяцев. Увеличивается количество слов, произносимых правильно,

появляются двусложные слова.

1год8месяцев. Появляются двусложные слова, состоящие из разных слогов,

которые малыш уже способен произносить.

1год 9 месяцев. Малыш произносит два слога из трехсложного слова («синя» -

машина).

1год 10месяцев-2года. Появляются слова-предложения, затем появляется фраза,

которая может вопросительной, восклицательной, но вопросительных слов еще нет,

вопрос выражается интонационно.

Понимание резко опережает активную сторону речи. Если у ребенка первого

года жизни ведущей формой жизни является эмоционально- положительное общение

со взрослыми, то у ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности,

стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со

взрослыми .Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не

происходит, то может произойти отставание в развитии речи.

К трем годам

словарь ребенка достигает 1000-1200 слов. Существенно

совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. Однако, в целом, речь

большинства детей все еще характеризуется общей смягченностью, недостаточно

отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков,

заменой сложных для произнесения звуков более простыми. Это объясняется

неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью

языка, губ, нижней челюсти Темпы овладения детьми речью неодинаковы.

Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс. И появление, и

развитие речи зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь

тогда, когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка

достигают определенного уровня развития .Путем подражания ребенок перенимает

постепенно все элементы звучащей речи: фонемы, тон, темп, ритм, мелодику,

интонацию.

Обзор методик логопедической работы с детьми раннего возраста

Теория и методика развития речи малышей за последние десятилетия

значительно обогатилась благодаря исследованиям М.И.Лисиной, И.М.Коноваленко,

В.В.Гербовой, Л.И.Павловой и других.

В помощь логопедам – практикам О.Е.Громовой была разработана методика

формирования начального детского лексикона, где она впервые представила

целостную систему стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего

возраста:

организационные

требования

к

проведению

занятий,

анкету

для

определения актуального уровня речевого развития, методику наблюдения за

развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических

занятий, к данной методике разработан специальный стимульный материал.

Разработанная методика Г.В.Чиркиной обобщила большой опыт практического

изучения и теоретического анализа выявленных у детей раннего возраста отклонений

в развитии речи.

В работе с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития я использую

методику

Т.А.Датешидзе, которая предназначена для работы в коррекционно-

диагностических группах для детей раннего возраста. Автором подобран богатый

речевой материал, разработано перспективное планирование по всем разделам,

описаны

примерные

занятия.

Предлагаемая

система

коррекционной

работы

стимулирует

моторное,

сенсорное,

перцептивное,

речевое

развитие

ребенка,

позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с

закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Ежегодно провожу обследование речи детей раннего возраста по

следующим направлениям:

1.

Изучение импрессивной стороны речи.

2.

Изучение экспрессивной стороны речи.

За основу беру методические рекомендации Ю.Ф. Гаркуши.

При анализе полученных данных использую 4-х бальную оценку:

3 балла – все задания выполнены в полном объеме;

2 балла – ошибка, частичное выполнение задания;

1 балл – не справился с большей частью заданий;

0 баллов – отказ от выполнения задания (Импрессивная сторона речи).

3 балла – уровень развития речевых навыков детей соответствует норме;

2 балла – недостаточный уровень развития речевых возможностей детей;

1 балл – самостоятельная речь детей отсутствует;

0 баллов – отказ от выполнения задания.(Экспрессивная сторона речи).

Основные направления коррекционной логопедической работы включают:

-

развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

-

развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых

навыков;

-

формирование и совершенствование лексического состава языка;

-

развитие импрессивной речи;

-

развитие экспрессивной речи;

-

формирование грамматического строя речи.

В логопедической работе с детьми раннего возраста задержкой речевого развития

решаем следующие задачи:

-

развиваем речевое внимание, понимание речи окружающих, вызываем

потребность в вербальном высказывании;

-

формируем лексико-грамматические средства речи и диалогическую

форму общения;

-

привлекаем внимание детей к звуко-слоговой структуре слова;

-

закрепляем и совершенствуем вербальные средства общения детей в

процессе разнообразных видов детской деятельности.

Логопедическую работу с детьми с задержкой речевого развития осуществляю с

учетом следующих принципов:

-

принцип

максимальной

личной

направленности

коррекционного

воздействия в процессе воспитания детей;

-

принцип

приоритетной

ориентации

на

нормально

развивающиеся

функции детей;

-

принцип

формирования,

развития

и

совершенствования

соответствующих возрасту детей форм общения;

-

принцип поэтапного развития речи и других психических функций;

-

принцип предметно- практической направленности процесса воспитания.

. Использую приемы активизации речи:

-

использование сюрпризных моментов;

-

озвучивание предметов и игрушек;

-

создание ситуации выбора;

-

прослушивание аудиозаписей;

-

создание ситуации исчезновения;

-

ситуации сравнения;

-

выполнение поручений;

-

работа с картинками;

-

введение слов действий;

-

привлечение игрушечного героя.

Свои занятия выстраиваю с опорой на личностно – ориентированную модель

воспитания и обучения детей дошкольного возраста, заключающуюся в учете

возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, субъект – субъектных

отношений. Постоянно изучаю и хорошо знаю индивидуальные особенности детей

(характер,

темперамент,

привычки),

привлекаю

каждого

воспитанника

к

посильной для него деятельности, развиваю детскую самостоятельность и

инициативу.

Используя технологию проблемного обучения, не преподношу детям знания и

истины в готовом виде, а учу их видеть и совместно решать новые проблемы,

открывать новые знания. Деятельность детей в данном случае приобретает

поисково

исследовательский

характер.

Этому

способствует

создание

проблемных ситуаций, побуждающих детей самостоятельно находить разные

варианты ответов на поставленные вопросы, делать предварительные выводы.

В процессе обучения детей пользуюсь средствами ИКТ:

- использую аудиозаписи (голоса домашних и диких животных, различных шумов)

-диски

- использую мультимедийный проектор;

Союзниками в работе выступают воспитатели, педагог – психолог, музыкальный

руководитель, инструктор по ФИЗО, родители ребенка.

Результатом работы является:

-

дети получают некий «толчок» в развитии речи, который позволяет

приблизиться к возрастной норме, а большинству детей, достичь ее. Они не только

учатся правильно произносить звуки речи, понимать речь других, но и общаться

со сверстниками и взрослыми, начинают значение общения.

-

родители детей понимают, принимают и оценивают проблему своего

ребенка, совместно с педагогами стараются над ней работать.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники