Напоминание

«Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»


Автор: Рачина Галина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка».

Консультация для педагогов.

Тема: «Развитие связной монологической речи у

детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи».

Подготовила: Рачина Г

Пенза, 2020г.

Цель – обоснование, подбор, систематизация логопедической работы по

формированию навыков монологической речи у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1) Изучить логопедическую, психолого-педагогическую и научно-

медицинскую литературу по проблеме развития связной монологической

речи у детей старшего дошкольного возраста.

2) Систематически формировать навыки связной монологической речи у

детей с общим недоразвитием речи.

3) Разработать систему логопедической работы с использованием

специальных заданий по развитию связной монологической речи старших

дошкольников с общим недоразвитием речи.

Введение

Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное

формирование речи, уровень которого определяет возможности ребенка

дошкольного возраста в познании окружающей действительности,

обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми и

характеризует психическое развитие, а одним из показателей уровня

речевого развития ребенка является формирование лексико-

грамматической стороны речи. У дошкольников с речевыми нарушениями

отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка,

вследствие чего наблюдается недоразвитие связной речи, в том числе и

монологической.

Развитие связной речи и формирование монологической речи

рассматриваются в педагогическом, логопедическом и психологическом

аспектах. Основные направления и содержание коррекционно-

логопедической работы рассматривались в психолого-педагогических

исследованиях А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,

С.Н. Карповой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.Н. Мастюковой

и др.

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших

дошкольников с общим недоразвитием речи требует совершенствования

традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений

связной речи, взаимодействия между специалистами дошкольных

образовательных учреждений, а также участие родителей в коррекционно-

педагогическом процессе. Конструктивные нарушения речевой деятельности

детей определила тему исследования «Развитие связной монологической

речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».

По мнению исследователей (Н. С. Жуковой, Л. С. Волковой), существуют две

разновидности связной речи - диалог и монолог. Диалог и монолог

взаимосвязаны друг с другом, так как в процессе общения монологическая

речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать

диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки,

когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое

высказывание.

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание,

протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на

немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное

строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна

слушателям, поэтому высказывание содержит более полную формулировку

информации. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более

длительное предварительное обдумывание высказывание, сосредоточение

мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства, умение говорить

эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для монолога характерны: литературная лексика, развернутость

высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическое

оформление; связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее

содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Следовательно,

монологическая речь является более сложным, произвольным, более

организованным видом речи и поэтому требует специального речевого

воспитания (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев).

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются

особенностями развития связной речи детей и особенностями

монологического высказывания. Всякое связное монологическое

высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие

основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех

микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина,

конец); связность (логические связи между предложениями и частями

монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз для

достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений

понимать и осмысливать тему, определять ее границы); отбирать

необходимый материал; располагать материал в нужной

последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с

литературными нормами и задачами высказывания; строить речь

преднамеренно и произвольно.

В современных подходах по развитию связной монологической речи

предусматривается формирование таких умений, как умения отбирать

содержание для своих рассказов, располагать его в определенной

последовательности. Связные высказывания детей можно охарактеризовать

с разных точек зрения: по функциям (назначению), источнику высказывания,

ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание,

повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).

В дошкольных образовательных учреждениях детей обучают двум основным

типам монологов — самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются

друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для

высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для

высказывания служит художественное произведение.

Пересказ — это сложная деятельность, в которой активно участвуют

мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом

необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать

произведение, понять его основное содержание, запоминать

последовательность изложения, речевые обороты авторского текста,

осмысленно и связно передавать текст.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо

факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная

деятельность, чем рассказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной

темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в

нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).

Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать

естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить

слушателям.

Таким образом, связная монологическая речь - логически последовательное

высказывание, протекающее относительно долго во времени, не

рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, характеризующееся

рядом следующих признаков: целостность, структурное оформление,

связность, объем высказывания и плавность.

1.

Особенность развития связной монологической речи у детей

старшего дошкольного возраста

Монологической речью называют речь одного человека, главная цель

которой - сообщить о каких-либо фактах и явлениях. По мнению А.А.

Леонтьева, монологическая речь это развернутая, организованная и

произвольная речь, при условии, что развернутость требует от говорящего не

только правильное называние предмета, но и его подробное и детальное

описание; произвольность монологической речи говорящего подразумевает

детальное продумывание содержания высказывания и правильный выбор

языковой формы; организованность требует от говорящего правильное

планирование и программирование речи и видеть монолог как одно целое.

Дошкольный возраст принято считать сензитивным периодом в развитии

речи, именно поэтому ребенок дошкольного возраста нуждается в общении,

в развитии диалога и коммуникативных возможностей. В задачу развития

детей дошкольного возраста родители и воспитатели должны включить

работу по грамотному изложению своих мыслей, высказыванию своих

мнений и взглядов, умению диалогического общения как со сверстниками,

так и со взрослыми.

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов

современной лингвистической, психолингвистической и специальной

методической литературы. Применительно к различным

видам развернутых высказываний связную речь определяют как

совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в

тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и

структурное целое.

Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую

единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и

служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по

законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В

соответствии с этим и "каждое самостоятельное отдельное предложение

можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи".

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к

монологической формам речи.

Диалогическая речь (диалог) - первичная по происхождению форма речи.

Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит

потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи

состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных

речевых реакций; он осуществляется или в виде сменяющих друг друга

обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или

нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность

восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи,

большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а также

средства интонационной выразительности. Указанные особенности

определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает

грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически

развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в

смежных репликах, употребление стереотипических конструкций

разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога

(например, реплики-высказывания типа утвердительного или

отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы

высказывания.

В лингвистике единицей диалога принято считать тематически

объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической,

структурной и смысловой законченностью - «диалогическое единство».

Достаточное исчерпывающее раскрытие темы (предмета речи), смысловая

законченность и структурное единство, определяемые адекватным

использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации

речевого общения, - критерии связности развернутой диалогической речи.

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица,

коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях

реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее

сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи

информации. К основным свойствам монологической речи относятся:

односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность,

развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность

содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление

невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи

состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и

предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую

форму речи, особо выделяют такие качества монологической речи, как

относительная развернутость, большая произвольность и

программированность. Обычно говорящий планирует или программирует не

только каждое отдельное высказывание, но и весь монолог как целое.

Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь

отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и

обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы

выражения грамматических отношений, формообразующие и

словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней

реализуется замысел высказывания в последовательном, связном,

преднамеренно спланированном изложении. Реализация связного

развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти

составленной «программы» на весь период речевого сообщения,

задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности

(текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на

зрительное (составление рассказа по наглядному материалу ) восприятие. По

сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в

более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических

средств и использованием разнообразных, в том числе сложных,

синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и

связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими

качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и

непрерывного характера.

Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи или

«функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте

основными видами, в которых осуществляется монологическая речь,

являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях

одновременности, называется описанием. Оно представляет собой

относительно развернутую словесную характеристику предмета, явления,

отображение его основных свойств или качеств, данных в статическом

состоянии. Сообщение о фактах, находящихся в отношениях

последовательности, носит название повествования. В повествовании

сообщается о каком-либо событии, которое развертывается во времени,

имеет динамику. Развернутое монологическое высказывание имеет, как

правило, композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.

Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь

каких-либо фактов и явлений, называется рассуждением. В структуру

монолога-рассуждения входит: исходный тезис (информация, истинность

или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть

(аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение

складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих

умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои

особенности построения в соответствии с характером коммуникативной

функции.

Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и

взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их

объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у

ребенка на основе диалогической, впоследствии органически включается в

разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких

предложений и содержать разную информацию (короткое сообщение,

дополнение, элементарное рассуждение). Устная монологическая речь в

известных пределах может допускать неполноту высказывания (эллипсы), и

тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической

структуре диалога.

Вне зависимости от формы речи (монолог, диалог) основное условие ее

коммуникативности - связность. Для овладения этой важнейшей стороной

речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных

высказываний.

Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от

отдельного предложения до целого текста), законченные со стороны

содержания и интонации, и характеризующиеся определенной

грамматической или композиционной структурой. К существенным

характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание,

повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-

смысловая организация сообщения в соответствии с темой и

коммуникативной задачей.

В специальной литературе выделяются следующие

критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями

рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь

между частями (членами) предложения и законченность смыслового

выражения мысли говорящего.

В современной лингвистической литературе для характеристики связной

развернутой речи применяется категория "текст". К основным его признакам,

"осмысление которых важно для разработки методики развития связной

речи", относятся: тематическое, смысловое и структурное единство,

грамматическая связность.

Выделяются такие факторы связности сообщения, как последовательное

раскрытие темы в следующих друг за другом сегментах текста, взаимосвязь

тематических и рематических элементов (данное и новое) внутри и в

смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными

единицами текста. В синтаксической организации сообщения как единого

целого главную роль играют различные средства межфразовой и

внутрифразовой связи (лексический и синонимический повтор,

местоимения, слова с обстоятельственным значением, служебные слова и

др.).

Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания

- последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда

негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип

последовательности изложения - последовательность сложных

соподчиненных отношений - временных, пространственных, причинно-

следственных, качественных. К числу основных нарушений

последовательности изложения относятся: пропуск; перестановка членов

последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда,

например, ребенок, не закончив описания какого-либо существенного

свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь

возвращается к предыдущему и т.п.).

Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом

определяется его логико-смысловой организацией, которая представляет

собой на уровне текста сложное единство, при этом она включает

предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение

предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется

в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода

изложения самой мысли проявляется в его логической

организации. Овладение умениями логико-смысловой организации

высказывания способствует четкому, преднамеренному изложению мысли,

т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности.

Осуществляя речевую деятельность говорения, человек следует "внутренней

логике" раскрытия всей структуры предметных отношений. Элементарное

проявление смысловой связи - межпонятийная связь, отражающая

отношения между двумя понятиями. Основной тип межпонятийной связи -

предикативная смысловая связь, которая ранее других формируется в

онтогенетическом развитии.

Для понимания процесса формирования связной речи важное значение

имеют основные положения теории порождения речевого

высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных

ученых.

Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута

Л.С. Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве

процессов мышления и речи, соотношении понятий "смысл" и "значение",

учение о структуре и семантике внутренней речи. Согласно теории Л.С.

Выготского, процесс перехода от мысли к слову осуществляется "от мотива,

порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли,

опосредствованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних

слов и, наконец, в словах". Теория порождения речи, созданная Л.С.

Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных

ученых (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя,

Т.А. Ахутина и др.).

Таким образом, монологическая речь – очень важный навык, так как

дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи:

фонетической, лексической, грамматической, и своевременное овладение

правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования

полноценной личности дошкольника.

2.

Основные подходы к формированию связной монологической речи

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

речи.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,

имеющими общее недоразвитие речи (далее - ОНР), относится

формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для

наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и

для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения

ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых

учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы,

самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия

требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и

монологической) речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у

детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных

компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического,

грамматического строя речи, недостаточной сформированностью как

произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических

процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает

дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Речь ребенка дошкольного возраста — это необходимое условие

осуществления любого вида его деятельности, так как в процессе общения

следует владеть комплексом знаний, умений и навыков. Речевой

деятельностью при этом выступает форма коммуникативно-общественной

деятельности или вербального общения, являющаяся результатом общения

ребенка и взрослого. Речевая деятельность, как и любая другая, состоит из

следующих компонентов: мотив, потребность, цель, содержание, средства

достижения цели, действия, непосредственный результат.

Формирование, развитие и совершенствование речевой деятельности у

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — это активная,

целенаправленная, мотивированная, содержательная педагогическая

работа.

Грамотная, правильная и многообразная речь у детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи, к сожалению, явление очень редкое. От её

развития напрямую зависит и качество мышления, и полноценное познание

окружающего мира, и возможность свободно рассуждать на родном языке.

Сознательные родители это понимают и всеми способами стараются

работать над речью ребёнка, ищут действенные и доступные методики,

знакомятся с трудами великих педагогов.

В раннем дошкольном возрасте речь детей носит ситуативный характер, она

богата жестами и мимикой и понятна лишь в конкретной ситуации. Связной

она станет позже, когда усложнение познавательной деятельности крохи

вынудит его высказываться яснее и понятнее.

Говоря о возрастных нормах и этапах становления языка речи у детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, А. Бородич

предъявляет к речи взрослых, окружающих ребёнка строгие требования.

Являясь эталоном для детей, она должна быть:

– содержательной (о чём и сколько сообщает);

– правильной (чистое звукопроизношение, чёткая дикция, грамматическое

построение);

– доходчивой (иметь возрастную и педагогическую направленность).

Средствами развития речевого навыка детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи являются:

– осмысленное высказывание, которые используются в общении;

– эмоциональная выразительность, интонация, способная придавать

различный смысл одной и той же фразе;

– мимика, взгляд и поза собеседника способны усиливать, вносить

дополнения или опровергать смысл фразы;

– жесты, в качестве средств общения, могут быть общепринятыми, т.е. иметь

закрепленные значения за ними, или экспрессивными, которые служат для

большей выразительности речи;

– расстояние, на котором происходит общение собеседников, зависит от

культурных и национальных традиций, от уровня доверия к собеседнику.

В процессе речевой деятельности и общения детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи выделяются следующие этапы:

– потребность в общении, которая побуждает человека вступить в контакт с

другими людьми;

– ориентирование в целях общения, в ситуации общения;

– ориентирование в личности собеседника;

– создание плана содержания своего общения. Перед тем, как сказать,

человек представляет себе, что именно он скажет;

– бессознательно человек способен выбирать конкретные средства и

речевые фразы, принимает решение, как именно говорить и как вести себя;

– восприятие и оценка ответной реакции партнера, наблюдение

эффективности общения, которая основана на установления обратной связи;

– корректировка направления, методов, стиля, общения.

Дошкольный возраст принято считать сенситивным периодом в развитии

речи, именно поэтому ребенок дошкольного возраста нуждается в общении,

в развитии диалога и коммуникативных возможностей. В задачу развития

детей дошкольного возраста родители и воспитатели должны включить

работу по грамотному изложению своих мыслей, высказыванию своих

мнений и взглядов, умению диалогического общения как со сверстниками,

так и со взрослыми.

В возрасте шести-семи лет дошкольник с общим недоразвитием речи

овладевает системой русского языка: речь четкая, связная, мысли понятны и

излагаются полно, активно высказываются потребности и мотивы поведения.

В речевой деятельности дошкольников отмечается легкость в построении

предложений с различной структурой, умение пересказа и составления

рассказа. Звукопроизношение также достигает апогея, совершенно также

воспроизведение слов различного слога.

Для некоторых детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

характерны фонетические трудности, различные лексические нарушения,

множество нарушений в грамматическом строе. Естественно, что в связной

речи находят отражение все эти недостатки, часто высказывания детей

пятилетнего возраста отличаются отсутствием четкости, последовательности

изложения, характеризуются акцентом на внешние, поверхностные

впечатления. Замедление речевого развития, трудности в овладении

словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с

особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые

контакты ребенка со взрослыми и сверстниками.

У детей формируется отсутствие стремления к общению, неумение

пользоваться речью, односложность ответов в процессе диалога, нежелание

отвечать, т.е. снижена его речевая активность. Особенно остро проблема

снижения речевой активности проявляется в практике дошкольных

образовательных учреждений. Воспитатель сам много говорит: это

объяснения, замечания, пояснения, указания, требования, а речевая

активность воспитанников при этом уменьшается.

При связной речи требуется тщательный отбор лексических средств языка и

умение пользоваться сложными синтаксическими конструкциями. Монолог

чаще всего бывает адресован нескольким лицам, что требует от говорящего

широко развитых коммуникативных способностей и умений.

Коммуникативные навыки — это умение человека взаимодействовать с

окружающими его людьми, адекватно и правильно интерпретируя

получаемую в процессе этого взаимодействия информацию, а также

правильно передавая ее.

Коммуникативные навыки условно можно разделить на 6 групп:

1) речевые навыки, связанные с овладением речевыми средствами общения

и речевой деятельностью;

2) социально-психологические навыки, которые связаны с овладением

процессами взаимной связи, взаимопонимания, взаимовыражения,

взаимоотношения, взаимовлияний и взаимопроявлений: в соответствии с

ситуацией и психологически верно вступить в процесс общения;

поддерживать, стимулировать психологически активность партнеров по

общению; овладеть и удержать инициативу во время общения и пр.

3) психологические навыки - овладение процессами самомобилизации,

саморегулирования, самонастройки: снимать чрезмерное напряжение;

снимать психологические барьеры; активировать психофизический аппарат с

целью овладения инициативой в общении; настраиваться эмоционально на

ситуацию общения; адекватно ситуации общения выбирать жесты, ритм,

позы, собственного поведения; принять активность на достижение

коммуникативной цели; эмоции использовать как средство общения и т. д.

4) навыки применения в общении правил и норм речевого этикета согласно с

коммуникативной ситуацией: воплощать ситуативные нормы привлечений

внимания и обращения; использовать нормы ситуативного приветствия;

выразить просьбу адекватно ситуации; высказать совет, упрек, сочувствие,

предложение, пожелание и т. д.

5) навыки применять невербальные методы общения: паралингвистические

средства (паузация, дыхание, интонация, дикция, громкость, темп,

тональность, мелодика, ритмика); экстралингвистические средства (шум,

смех, аплодисменты и т. д.) кинетические средства (мимика, жест);

проксемические средства (движения, позы, дистанция общения) и т.д.

6) навыки взаимодействовать на уровне диалога - с личностью или группой;

на уровне полилога - с массой или группой; на уровне межгруппового

диалога и т. д.

Чрезвычайно актуальной проблемой является формирование

коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи, потому что степень сформированности

коммуникативных умений влияет на процесс развития и социализации

личности в целом.

Формирование умений идет в деятельности, а формирование

коммуникативных умений и их совершенствование идет в процессе

общения. Коммуникативные умения называют по-разному: «социальный

интеллект», «коммуникативная компетентность», «коммуникабельность».

В дошкольном образовательном учреждении придается большое значение

формированию навыков рассказывания. Педагоги должны обучить детей с

общим недоразвитием речи связным высказываниям, которые

характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью

между своими частями. В дошкольном возрасте на элементарном уровне

происходит овладение двумя формами монологической речи: пересказом и

рассказом.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного

художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и

пользуется готовой речевой формой автора и чтеца – воспитателя (словарь,

синтаксические конструкции, композиции, выразительность). В пересказе

допустимы элементы творчества, т.к. это не механическое заучивание текста.

Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с

сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.

Существуют определенные требования для пересказов. Каждое

произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке

нужные обществу черты личности.

Очевидно, в начале, нужно помочь детям осмыслить и запомнить текст, т.к.

осмысление текста и установление мыленных логических связей облегчают

запоминание и сохранение текста в памяти.

Серьезной задачей при составлении рассказа является систематизация

материала, изложение его в нужной последовательности, по плану,

составленному воспитателем.

Важна практическая значимость рассказа, необходимо, чтобы дети

чувствовали пользу от того, что они рассказывают, и испытывали

удовлетворение.

По форме рассказы бывают описательными и сюжетными.

Описание (сравнительный, объяснительный) – изложение характерных

признаков отдельного предмета или явления.

Сюжетный рассказ (повествовательный) – это передача событий,

происходящих в определенной последовательности каким – либо героем.

Детям дается представление о типичной структуре рассказов – вначале

называется герой (герой), иногда дается описание его внешнего вида –

экспозиция, затем излагается первое событие (завязка), по возможности

объясняется, где оно происходило. Далее действие развязывается,

устанавливается временная или причинная связь между двумя – тремя

эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме ребенок с общим

недоразвитием речи овладевает не сразу. В методике разработаны приемы

предваряющего обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь

место действия, придумать диалог действующих лиц.

На пятом году жизни появляется способность к монологической речи. В

старшей группе учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, как

хорошо известные детям, так и впервые прочитанные, а также описывать

предметы, называя их наиболее характерные признаки.

В старшей группе у детей с общим недоразвитием речи нужно закреплять и

совершенствовать приобретенные умения, а также учить чуть более

сложному – описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и

фактах из своего опыта, составлять по картинкам описательные и

повествовательные рассказы. Важна связность и целенаправленность

рассказа (не отступать от заданной воспитателем темы), его подробность

(указывать место и время действия).

В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки

монологической речи, сформированные ранее, совершенствуется

выразительная сторона речи, точность.

Можно выделить три категории рассказов, соответственно тому, какой

психологический процесс задействован:

1.Рассказ – описание:

– описание игрушек (воспитатель стимулирует речевую активность: какая у

тебя веешь, какие у нее есть части, для чего они нужны? покажи и объясни,

как используют эту вещь). Ребенок, ощупывает и, повернувшись лицом к

группе, начинает рассказывать, демонстрирую объект всем присутствующим;

– описание натуральных предметов (описание предметов, используемых в

реальной жизни, с рассказом о практической значимости предмета);

– обучение рассказам по картинам.

2. Рассказ по памяти (с начала года в старшей группе):

– рассказывание на темы из коллективного опыта;

– рассказывание на темы из индивидуального опыта.

3. Рассказ по воображению:

– придумывание рассказов по игрушке;

– придумывание рассказа по картине;

– придумывание рассказа на предложенный сюжет.

В старших группах используются сюжетные, многопредметные картины,

призванные помочь ребенку составить сюжетный рассказ о действиях

героев.

Детям старшего возраста с общим недоразвитием речи предлагается

внимательнее всмотреться в изображения, рассказать подробнее.

Рекомендуются наводящие вопросы (например, «О чем тебе хочется

рассказать более подробно?») Можно задание усложнить: описать пейзаж,

состояние погоды, мимику героев и т.п.

В подготовительной к школе группе педагог приучает детей с общим

недоразвитием речи самим обдумывать план рассказа при самостоятельном

рассмотрении картины (С чего бы ты начал? О чем главном тебе хочется

рассказать?)

Таким образом, непременным условием для всестороннего развития

ребёнка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, для его

успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и

сверстниками. Развитие речи в дошкольном детстве является

многоаспектным процессом, который органически связан с умственным

развитием ребёнка, и именно в дошкольном возрасте происходит

«закладка» и формирование всех психических процессов, нравственных и

моральных установок. Развитие связной речи является главной задачей

речевого воспитания детей и это обусловлено социальной значимостью и

ролью в формировании личности.

Литература

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.,

1984.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.,

1984.

5. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи

детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -

Автореф. канд. дис. М., 1987.

6. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и

навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной

речью // Дефектология. 1988, № 3.

7. Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярославль, 1982.

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление

общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1998.

11. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976.

12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.,

1991.

13. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И. Селиверстов. М.,

1987.

14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,

коммуникабельность. Ярославль, 1997.

15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

16. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию,

М., 1982.

17. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя

логопедического детского сада по развитию речи детей / Дефектология.

1985, №2.

18.Леонтьев А.А. Исследования детской речи / Основы теории речевой

деятельности. М., 1974.

19. Лосева Л.И. Как строится текст / Под ред. Г.Я. Солганика. М., 1980.

20. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на-Дону,

1998.

21. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать.

Ярославль, 1997.

22. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.,

1974.

23. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П.

Федоренко. М., 1984.

24. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. М., 1991.

25. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи.

(Описание, повествование, рассуждение.) - М. 1986.

26. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред.- сост.

С.А. Миронова, М. 1987.

27. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.

28. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим

недоразвитием речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина. М.,

1989.

29. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,

1984.

30. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми

нарушениями речи (I - IY классы). М., 1980.

31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) /

Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1981.

32. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1991.

33. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного

возраста. М., 1999.

34. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение. М. 1999.

35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. Ч. I, II.

36. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской.

М., 1979.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники