Автор: Тулешова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: город Дубна, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Техника нетрадиционного рисования в младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Техника нетрадиционного рисования
в младшей группе
Подготовила
Воспитатель МАДОУ №21 «Теремок»
Тулешова Татьяна Юрьевна
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не
нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками
на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или
зубной пастой на стекле, водой, разлитой на столе. А со временем
изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в
собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать
целенаправленной
и
познакомить
детей
с
имеющими
место
в
изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Работая в этом направлении,
я убедилась в том, что рисование
необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости
и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты
по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно
рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на
бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не
утомляет
дошкольников,
у
них
сохраняется
высокая
активность,
работоспособность
на
протяжении
всего
времени,
отведенного
на
выполнение задания.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с
детьми
дошкольного
возраста.
Нетрадиционные
техники
рисования»,
программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников.
Задачи:
1.
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
2.
Развивать
цветовосприятие,
чувство
ритма
и
композиции,
наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
3.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений
(представлений) в рисунке.
4.
Вызывать у детей желание помочь кому-либо.
Основные техники нетрадиционного рисования:
Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой
способ получения изображения.
Малыш опускает в гуашь пальчик
или
ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с
одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить
разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками:
просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков
(например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и
большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной
палочкой линию (ручеек или дождик).
Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования.
Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Рисование
пробками и печатками из картошки.
Эта техника
позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его
отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист
бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.
Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в
гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в
воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту
технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или
колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка
пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
Оттиск
поролоном.
Этот
вид
техники
очень
подходит
при
изображении
животных,
так
как
передает
фактурность
пушистой
поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных
композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и
примакивать по поверхности листа.
Все игры-занятия представляют интеграцию образовательных областей
«Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,
«Социализация».
Необычное начало работы, применение современных
технологий и устного народного творчества – все это помогает не допустить
в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает
живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Сентябрь
№ п/п
Тема организованной
образовательной
деятельности
Техника
Оборудование
1.
«Мой любимый
дождик»
Рисование
пальчиками
- листы светло-серого цвета с
наклеенными тучками разной
величины;
- синяя гуашь в мисочках,
- салфетки,
- зонтик для игры;
- магнитофон.
2.
«Рябинка»
Рисование ватными
палочками
- гуашь красного цвета в баночках;
- незавершенные композиции
«Ягодки на веточках»,
подготовленные заранее
воспитателем;
- игрушка – птичка.
3.
«Осенние листочки»
Рисование ватными
палочками
- силуэты березы;
- гуашь желтого цвета;
- салфетки.
4.
«Мухомор»
Рисование
пальчиками
- вырезанные из белой бумаги
мухоморы с раскрашенной в красный
цвет шляпкой;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- иллюстрации мухоморов.
Октябрь
№ п/
п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Ласковый
котенок»
Рисование поролоном
- листы бумаги с нарисованным
силуэтом котенка;
- игрушка котенок;
- гуашь белого, черного, оранжевого
цвета в чашечках;
- салфетки;
2.
«Вышла курочка
гулять свежей
травки пощипать»
Рисование поролоном
- силуэты курочек;
- гуашь желтого цвета.
3.
«Яблочные
компоты в
баночках»
Оттиск печатками из
картофеля
- вырезанные из бумаги силуэты
банок разного размера;
- гуашь красного и желтого цвета в
чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем;
- чайные ложки.
4.
«Ёжик»
Рисование жёсткой
- силуэты ежиков;
полусухой кистью
- гуашь коричневого цвета.
Ноябрь
№
п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Путешествие по
Дубне на
автобусе»
Оттиск картофеля
- заготовки автобуса без колес;
- гуашь синего и зеленого цвета.
2.
«Звездочки на
небе»
Рисование пальчиками
- листы бумаги темно-синего цвета с
аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным
небом;
3.
«Наряды для
наших кукол»
Рисование ватными
палочками
- вырезанные из бумаги силуэты
платьев;
- куклы;
- гуашь разноцветная в чашечках;
- салфетки;
4.
«Воздушные
шарики»
Оттиск печатками
картофеля
- листы бумаги с изображением
клоуна;
- гуашь красного, желтого, зеленого,
синего цвета.
Декабрь
№ п/
п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Снегопад»
Рисование ватными
палочками
- листы светло-голубого цвета;
- белая гуашь в плошках,
- салфетки.
2.
«Пушистая
ёлочка»
Рисование жесткой
полусухой кистью
- силуэты елочек;
- зеленая гуашь в плошке,
- салфетки,
- магнитофон
3.
«Ёлочные шары»
Рисование пробками
- гуашь красного, желтого, синего
цвета;
-магнитофон.
4.
«Шапка Деда
Мороза»
Рисование пальчиками
- заготовки Деда Мороза;
-гуашь синего и красного цвета;
- магнитофон.
Январь
№
п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Зайка»
Рисование жесткой
полусухой кистью
- листы бумаги голубого цвета с
нарисованным силуэтом зайчика;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- магнитофон.
2.
«Рукавички для
мамы»
Рисование пальчиками
(кружочки и полоски)
- заготовки рукавичек;
- гуашь красного, желтого, синего,
зеленого цвета.
3.
«Зернышки для
воробышков»
Рисование ватными
палочками
- листы с изображением
воробышков;
- гуашь желтого цвета.
4.
«В январе много
снега во дворе
(сугробы)»
Оттиск поролона
- листы бумаги голубого цвета;
- гуашь белого цвета;
- силуэты санок.
Февраль
№
п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Снеговик»
Рисование жесткой
полусухой кистью
- листы голубого цвета с
изображением снеговиков;
- гуашь белого цвета.
2.
«Украсим
галстук
для папы»
Рисование ватными
палочками (полоски)
- силуэты галстуков;
- гуашь синего и зеленого цвета.
3.
«Чашка для
дедушки»
Рисование пробками
- силуэты чашек;
- разноцветная гуашь.
4.
«Бусы
для куклы
Кати»
Рисование пальчиками
- листы бумаги с нарисованной
линией – нитка для бус;
- кукла Катя;
- гуашь разноцветная;
- чашечки для краски;
- салфетки.
Март
№
п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Веточка
мимозы»
Рисование пальчиками
- листы бумаги с веточками мимозы;
- гуашь желтого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки;
- магнитофон.
2.
«Весёлые
матрёшки»
Рисование ватными
палочками
- образцы матрешек; бумажный
силуэт матрешки;
- красная, желтая, синяя гуашь;
- салфетки.
3.
«Забавный
щенок»
(потешка «Баю –
баю-баю-бай…)
Рисование жесткой
полусухой кистью
- силуэты животных;
- гуашь коричневого цвета.
4.
«Медвежонок
проснулся»
Рисование поролоном
- листы с изображением медвежат;
- гуашь коричневого цвета.
Апрель
№
п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
Солнышко
(коллективная
работа)
Рисование ладошками
- лист ватмана с нарисованным
посередине жёлтым кругом;
- гуашь жёлтого цвета в плошке.
2.
«Волшебный
дождик»
Рисование свечой
-листы
бумаги с уже нанесёнными
свечой рисунками;
- тушь синего цвета.
3.
«Украсим крылья
бабочки»
Рисование колпачками от
фломастеров
- силуэты бабочек;
- гуашь красного, желтого, зеленого,
синего цвета;
- магнитофон.
4.
«Носит
одуванчик
желтый
сарафанчик»
Рисование пальчиками
- листы бумаги светло-зеленого цвета;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- магнитофон
Май
№
п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Теремок»
Рисование поролоном
- шаблоны вырезанных домиков
– теремков;
- гуашь жёлтого цвета;
- настольный театр «Теремок».
2.
«Цветочная
поляна»
Рисование пробками
- листы бумаги;
- силуэты бабочек.
3.
«Травка»
Рисование ладошкой
- листы бумаги;
- силуэты жучков, бабочек.
4.
«Божьи коровки на
лужайке»
Рисование ватными палочками
- вырезанные и раскрашенные
божьи коровки без точек на
спинках;
- чёрная гуашь в мисочках;
- ватман;
- салфетки.
Список литературы
1.
Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.:
КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
2.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста:
Нетрадиционные
техники,
планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.
Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. –
1995. - №11. – С. 14 – 19.