Автор: Федорова Галина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №570
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС»
Раздел: полное образование
«Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС»
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как
формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры.
Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же
ориентирована на достижение этой цели.
В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов
Российской Федерации, в том числе:
Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего
образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего
образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Закона « Об образовании»;
Федерального закона « О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
Примерной программы начального общего образования; приказа Минобрнауки от 30 августа
2010 г. № 889.
Ориентируясь на решение задач образования школьников , учебный предмет «Физическая
культура» в своем предметном содержании направлен на
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-
технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и
видом учебного учреждения.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования
образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих
государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим
приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции
Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные
психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной
деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного
развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что
психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной
деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных
преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся
определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В
деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования
проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению
авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с
ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент
конструкции стандартов.
Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а
результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых
мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность,
осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его
результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ
предвидимого результата созидания.
Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат
может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении
результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности
развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная
конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:
- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной,
профессиональной;
- общество- к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной
справедливости, благосостоянию;
- государство– к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого
потенциала, конкурентоспособности.
В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы
научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного
развития личности.
Школам поставлена основная педагогическая задача:
Чему учить? (Обновление содержания)
Ради чего учить? (Ценности образования)
Как учить? (Обновление средств обучения)
Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры личности школьника.
Решение задач физического воспитания направленно на:
содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной
осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,
воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения
личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных
качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой
помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира
отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
саморегуляции.
К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки
физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в
нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий
(физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкульт минутки,
подвижные перемены,спортивные кружки т. д.)
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный,
игровой и т.д.
Используются современные образовательные технологии:
здоровье сберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков
правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания,
использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект,
корродирующих и коррекционных упражнений;
личностное-ориентированное и дифференцированное обучение -применение тестов и
заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения
мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ
физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры,
занятия научно- исследовательской работой;
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание
учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по
мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают
шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и
физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой
атлетики (сентябрь,май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти
принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.
Литература:
Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. — Ташкент. 2005.
Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. — М., Ф и С,
2004.
Белов С. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2000.
Гомельский А.Я. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. — М., "ФАИР"/ 1997.
Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе.-Волгоград, 2011.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Ф и с. 2001.
Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в
условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.