Напоминание

«Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС»


Автор: Федорова Галина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №570
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС»
Раздел: полное образование





Назад




«Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС»

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как

формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве

общечеловеческой культуры.

Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же

ориентирована на достижение этой цели.

В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является

формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать

ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного

здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов

Российской Федерации, в том числе:

Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего

образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего

образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

Закона « Об образовании»;

Федерального закона « О физической культуре и спорте»;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;

Примерной программы начального общего образования; приказа Минобрнауки от 30 августа

2010 г. № 889.

Ориентируясь на решение задач образования школьников , учебный предмет «Физическая

культура» в своем предметном содержании направлен на

реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного

материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-

технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и

видом учебного учреждения.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования

образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих

государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим

приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых

образовательных стандартов.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции

Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные

психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной

деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного

развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что

психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной

деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных

преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся

определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В

деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования

проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению

авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с

ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент

конструкции стандартов.

Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а

результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых

мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность,

осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его

результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ

предвидимого результата созидания.

Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат

может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении

результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности

развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная

конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:

- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной,

профессиональной;

- общество- к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной

справедливости, благосостоянию;

- государство– к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого

потенциала, конкурентоспособности.

В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы

научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного

развития личности.

Школам поставлена основная педагогическая задача:

Чему учить? (Обновление содержания)

Ради чего учить? (Ценности образования)

Как учить? (Обновление средств обучения)

Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности

посредством формирования физической культуры личности школьника.

Решение задач физического воспитания направленно на:

содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной

осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,

воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения

личной гигиены;

обучение основам базовых видов двигательных действий;

дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими

упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных

качеств;

выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и

инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой

помощи при травмах;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,

избранными видами спорта в свободное время;

выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира

отделения, капитана команды, судьи;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,

дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической

саморегуляции.

К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки

физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в

нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий

(физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкульт минутки,

подвижные перемены,спортивные кружки т. д.)

В процессе обучения применяются методы физического воспитания:

словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);

метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный,

игровой и т.д.

Используются современные образовательные технологии:

здоровье сберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков

правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания,

использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект,

корродирующих и коррекционных упражнений;

личностное-ориентированное и дифференцированное обучение -применение тестов и

заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.

информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения

мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ

физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры,

занятия научно- исследовательской работой;

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание

учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по

мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают

шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и

физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой

атлетики (сентябрь,май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти

принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.

Литература:

Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. — Ташкент. 2005.

Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. — М., Ф и С,

2004.

Белов С. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2000.

Гомельский А.Я. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. — М., "ФАИР"/ 1997.

Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе.-Волгоград, 2011.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Ф и с. 2001.

Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в

условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.



В раздел образования