Напоминание

«Организация и проведение подвижной игры на прогулке»


Автор: Родионова Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Населённый пункт: Мичуринск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Организация и проведение подвижной игры на прогулке»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация и проведение подвижной

игры на прогулке»

Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и

обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Игра как форма

активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Она выступает и как форма

организации жизни детей в дошкольном учреждении, как средство их разностороннего

развития, и как метод обучения. Игре придаётся большое значение в социальном

становлении личности ребёнка, а игровые навыки рассматриваются как один из

показателей его общего развития.

Загадка и ценность игры имеют свои внутренние корни, так как стремление

человека играть, зарождалось ещё в раннем возрасте, сопровождает его всю жизнь.

Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно,

если ребёнок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в

движении. Энергия ищет выхода, и ребёнок совершает движения без всякой цели:

бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении

от накопившейся энергии, на переключении деятельности.

Другая точка зрения заключается в том, игра сама по себе является не только

тратой сил, сколько их источником. Найдётся немало примеров из жизни, когда

человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра всё равно привлекает к себе,

становясь источником новых сил и новой психофизической энергией.

Оба эти взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром

человека. Поэтому естественно возникает вопрос о смысле и сущности подвижных игр

в детстве, так как этот период занимает доминирующее место в активной жизни

ребёнка.

Движение является обязательным компонентом любого вида деятельностью.

Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводит к обеднению

содержанию игровой деятельности, и,

наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре

со сверстниками. Существует ряд исследований, где особо подчеркивается связь

разнообразия движений с игровой мотивацией, умением развивать сюжет игры и

сохранять к ней интерес. Таким образом, игра и движение, объединяясь, становятся

необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания

дошкольников.

Наряду с формированием специфических двигательных умений и навыков,

дошкольнику необходимая непринуждённая, радостная атмосфера,

эмоционально насыщенный образ уклад жизни. Его время и пространство должны

преимущественно быть заполнены творчеством и игрой.

Найти место в игре в любую минуту жизни ребёнка в зависимости от его здоровья,

настроения, интересов, поставленных воспитательных задач – дело нелёгкое. Для

этого необходимо, по крайней мере, две вещи: богатый игровой арсенал педагога и

умение в игре сохранить игру, не превращая её в диктат, обязательное мероприятие.

Следовательно, игра должна занять значительное место в жизнедеятельности ребёнка

в детском саду и семье.

Формы организации подвижных игр на прогулке самые разнообразные: они

соотносятся

со

временем

года,

состоянием

погоды,

периодом

прохождения

определённого программного материала, учитываются интересы и желания детей их

подготовленность.

Целью методических разработок « Организация и проведения подвижных игр с

детьми 5 – 7 лет на прогулке», является:

- развитие двигательных умений и навыков в процессе игры.

Задачи:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- обеспечение физического и психического благополучия во время двигательной

деятельности;

- создание условий для повышения умственной и физической работоспособности

детей, с учетом индивидуальных особенностей;

- воспитание нравственно-волевых черт личности.

Для проведения подвижных игр на прогулке используется игровой метод. Он

включает в себя подвижные игры, эстафеты. Длительность игр составляет 7 – 10

минут. Они проводятся на этапе совершенствования движений, когда у детей имеется

значительный запас двигательных умений. При подборе игр необходимо учитывать

реальные двигательные возможности ребёнка и индивидуальную реакцию на

физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребёнка и

не вызывала у него переутомления.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание,

зрение, слух, она приносит ребёнку положительные эмоции. Всё это вместе взятое и

позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Организация и проведение подвижной игры.

Подвижные игры занимают особое место в развитии детей дошкольного возраста.

Их применение способствует совершенствованию двигательных

умений и навыков, повышению положительного эмоционального состояния детей и

получения удовольствия от процесса и результатов игры.

Во всем многообразии игр можно выделить подвижные (сенсомоторные ) игры:

бег, прыжки, вращения, языковые игры, имитационные игры, сюжетно-ролевые игры,

особенность которых состоит в том, что

дети разыгрывают различные роли и

ситуации.

Образы и яркие эмоции позволяют ребёнку выполнять движения более точно и

правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные

ощущения:

плавность,

темп,

ритм,

амплитуду

движений.

Благодаря

этому

развиваются и психические функции - умение направлять внимание на собственные

эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими

ощущениями. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно

переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми

двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями.

Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению

ребёнка. Дети легко перевоплощаются в цаплю и волка, бабочку и цветок,

космонавта и паровоз, тигра и паука. Они относятся к игре с наивной серьёзностью и

оберегают её. Порождённый фантазией и творчеством, воображаемый и реальный

миры сливаются воедино.

Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрения действий,

уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с

партнёрами

как людьми

близкими по

духу, - всё это является постоянно

действующим стимулом

и главной ценностью подвижной игры.

Однако такая

значимость игр может быть признана лишь при условии высокой игровой мотивации

детей, принятии игры ребёнком.

Только в этом случае можно ожидать эффект целенаправленного использования её в

процессе воспитания.

Создаётся условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом

осуществляется по правилам. Игровыми средствами являются основные движения:

ходьба, бег, прыжки, метание, игры сопровождаемые речитативом, с предметами и

без них, выполняемые на свежем воздухе, на игровой площадке.

Само, движение, является обязательным компонентом игр, но выступает уже не

только как двигательное действие, где надо получить определённый результат, но и в

качестве познавательного объекта. Через игры дети знакомятся с многообразием

движений, их назначением: учатся

дифференцировать движения по видам и способам выполнения; упражняются в

применении движений в новой, необычной обстановке.

Во время прогулок с дошкольниками с помощью игр с движениями можно решать

целый комплекс воспитательно-образовательных задач. В прогулках-походах за

пределы участка детского сада необычность обстановки, условий требует и таких же

необычных игр, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф

местности, настроения детей.

Это весёлые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры,

построенные

на

движениях.

В

них

тесно

сочетается

содержание

эколого-

природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. В них широко

используется литературный материал: загадки, пословицы, поговорки, стихи.

По количественному составу участников подвижные игры могут быть

индивидуальными, парными и коллективными. В индивидуальных играх каждый

ребёнок сам устанавливает для себя правила и изменяет их по своему желанию.

Иногда дети дошкольного возраста играют в ролевые игры, выполняя при этом все

роли

участников.

В

парных

играх

участвуют

двое.

В

коллективных

играх

одновременно могут участвовать и множество детей и всего несколько человек.

Коллективные игры проводятся либо одной группой, либо с разделением на две-три

команды.

Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только

интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического

развития. Так, дети дошкольного возраста отличаются особой

подвижностью, неустойчивостью внимания, потребностью в движении. Однако их

организм еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро

истощаются, но после игры быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше

всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с пробежками, увертыванием от

водящего, прыжками, ловлей и бросанием предметов («День и ночь», «Салки», «Мяч

соседу», «Прыжки по полоскам» и др.). Указанные особенности должны быть учтены

при организации и проведении подвижных игр.

Из педагогической практики известно, что хороший организатор и педагог должен

обладать способностью, до предела сокращать расстояние между собой и детьми. Это

является

тем

инструментом,

который

позволяет

взрослому

раскрыть

свои

педагогические способности, а также развивать духовный мир детей, направляя их

инициативу и творческую активность в нужное русло. От умения взрослого «подать»

игру, задать нужный тон и

настроение, предоставить каждому участнику возможность проявить свои лучшие

качества зависит конечный результат игры.

В организации игры проявляется мастерство педагога. В руководство игрой входят

наблюдение за каждым играющим и игрой в целом, регулирование нагрузки,

коррекция неправильных действий, стимулирование и эмоциональная поддержка

играющих, предотвращение конфликтных ситуаций.

Подготовка к проведению подвижной игры начинается с её выбора. При этом важно

учесть состав группы, возраст, количество участников, условия , место и форму

проведения игры.

В настоящее время к наиболее распространённым и чаще всего применяемым в

практике дошкольного воспитания относятся подвижные игры по классификации Т. И.

Осокиной.

Организация детей в игре – важное условие её успешного хода. Игры проходят

интересно, если команды равны по силам. Это сложная задача для руководителя, так

как в игре, как правило, принимают участие дети с разными двигательными

возможностями возраста. Ориентироваться следует на индивидуальные возможности

каждого ребёнка.

Успешность игры во многом зависит оттого, насколько хорошо дети поняли её

содержание и правила. Краткое образное объяснение сюжета,

дополненное показом, ведущий даёт тогда, когда играющие уже разделены на две

команды и находятся в стартовом положении (в круге, в колонне и т.п.). Ведущий

занимает место не в центре круга, а среди играющих или на возвышении так, чтобы

всем его было видно и слышно.

Любой игре предшествует объяснение, которое даётся в следующей

последовательности:

1. Название игры;

2. Роли играющих их расположение на игровой площадке;

3. Правила игры;

4. Определение победителя.

Крики радости, свобода выражения чувств, подбадривание болельщиков

и общий шум – естественное сопровождение подвижной игры. По окончании её дети

также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя очень

важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает

отрицательные эмоции и даже обиду.

Заканчивать игру нужно своевременно. Её затягивание может привести к потере

интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. После

окончания игры,

объявляются победители,

лучших можно назначить на роль

капитана, водящего или судьи-помощника в следующей игре. При этом необходимо

отметить

индивидуальные

успехи

и

тех,

кто

проиграл,

что

стимулирует

к

дальнейшему участию в играх.

Одна из важных задач руководителя игры – дозирование нагрузки. Из-за высокой

эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать

своё

состояние, следствием чего может

явиться перевозбуждение или утомление,

симптомами

которых

является

частое

нарушение

правил

играющими,

их

невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких

случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребёнка из игры.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращение

длительностью игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества

играющих, уменьшением поля игровой площадки,

изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно

выделить ряд последовательных этапов подготовки.

Выбор игры.

Он зависит от конкретных педагогических задач и возрастных

особенностей, степени их подготовленности и количества участников. При выборе

игры учитываются также погодные условия, место проведения, наличие помощников

и желание своих детей.

Подготовка места для игры.

В первую очередь необходимо принять меры

предосторожности и очистить игровую площадку. Если игры проводятся в лесу, на

пересеченной местности, следует заранее ознакомиться с территорией и наметить

границы.

Подготовка инвентаря.

Инвентарь необходимо продумать и заготовить заранее.

Флажки, ленты, мячи, следует подбирать, красочные и заметные. Должны быть

своевременно подготовлены какие-либо приспособления, инструменты для подачи

звуков сигналов. Для проведения игр и эстафет могут быть использованы даже

шишки, камушки, жёлуди, ракушки.

Разметка площадки.

Многие игры проводятся на спортивных площадках. Если

разметка требует много времени, то лучше сделать её до начала игры. Границы

должны быть ярко очерчены, в качестве ограничителей можно использовать верёвки,

кегли и т.д. Линия границ намечается не ближе трёх метров от препятствий.

Расстановка играющих. Прежде чем начать игру, необходимо указать играющим

исходное положение так, чтобы они хорошо видели и слышали ведущего, который не

должен находиться в центре круга, так как в таком случае половина играющих

окажутся за его спиной.

Объяснение

правил

и

хода

игры.

Определение

ролей

играющих

и

их

местонахождение, а также содержания и правил игры должно быть образным,

понятным, логическим и последовательным. В зависимости от сюжета оно может быть

изложено в увлекательной сказочной форме.

Назначение водящих.

Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребёнка

серьёзное воздействие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно

больше детей. Назначать водящих можно разными способами: выбрать по желанию

детей, по жребию, выявить желающих и др. Перечисленные способы следует

чередовать в зависимости от поставленных задач, внешних условий, характера игры,

количества играющих и их настроения.

Распределение по командам.

Организация командной игры или эстафеты с

элементами соревнования требует деления по команды, примерно равные по силам.

Состав команд в каждой игре может меняться, но при этом должно учитываться

желание самих детей.

Судейство.

Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с

разделением на команды (эстафетах), где ярко проявляется соперничество и каждая

команда заинтересована в выигрыше. Судья занимает удобное место, чтобы видеть

всех участников и при этом не мешать им.

При нарушениях правил игры он

своевременно вмешивается. От объективности судейства зависят итоги игры.

Дозировка нагрузки. В зависимости от возраста, психофизического состояния детей и

задач игры нагрузка в играх может быть незначительной, умеренной, тонизирующей

или

развивающей

(тренирующей).

Индивидуальное

воздействие

игры

легко

определить по частоте сердечных сокращений (ЧСС), а регулировать нагрузку можно

временем игры, снижением или увеличением общей подвижности участников.

Окончание игры.

Игра прекращается, как только у игроков появляются первые

признаки утомления и снижается интерес. Ведущий должен постоянно следить за

состоянием играющих,

чтобы вовремя отреагировать на любые изменения.

Продолжительность игры зависит также от её характера, условий проведения и

состава играющих.

Подведение итогов. Многие игры и игровые задания не носят соревновательного

характера, поэтому подведение итогов представляет собой анализ как игры в целом,

так и успехов каждого ребёнка. При объявлении результатов игры даётся её краткий

разбор, анализ ошибок. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует

развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению

действий и сознательной дисциплине.

Качество организации и проведение игры – от выбора до её окончания- зависит от

готовности педагога к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения

общаться с детьми.

Если педагог только начинает свою педагогическую деятельность, то содержание и

правила организации новой игры ему следует заранее записать на карточку, что

позволит лучше запомнить игру и уверенно чувствовать себя при её проведении,

особенно если в игре есть речитативы. Все стихи, считалки, скороговорки, потешки,

загадки должны быть хорошо выучены.

Важно отметить, что неблагоприятная погода в межсезонье часто вынуждает детей

меньшей подвижности во время прогулки. Учитывая состояние погоды, выбираются

игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по

кругу («Карусель», «Кошки-мышки» и др.), с ходьбой по доске между начерченными

линиями ( 2Поезд2, «Метро»), игры и прыжками в длину с места («Через ручеек», «Не

намочи ног») и др. тёплые погожие дни дают возможность более свободного выбора

игр. Можно проводить игры с бегом на скорость («Кто быстрее к флажку?», «Чьё

звено быстрее соберётся?). Широко используются игры с мячом, скакалкой.

Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается,

уменьшается и время нахождения ребят на воздухе. Педагогу следует помнить, что

проведение прогулки зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за

тем, чтобы дети быстро включились в игру, действовали активно и не простаивали без

дела на морозе. Для этого следует чаще менять водящих, стараться исключить

правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Лучше такие игры не

проводить.

Надо учитывать метеорологические условия. Наиболее благоприятная погода для

проведения подвижных игр зимой на воздухе – это температура до – 10 градусов без

ветра. При температуре ниже – 16 градусов проводить игры с дошкольниками на

воздухе не рекомендуется.

Игры в зимнее время.

Льдинка. Дети образуют круг и становятся на расстоянии одного-двух шагов друг от

друга. В центре круга – водящий. Он кладёт перед собой гладкую льдинку (шайбу,

деревянную чурку) и ногой старается выбить за пределы круга. Играющие

препятствуют этому и ногами отбивают её назад. Пропустивший льдинку справа от

себя идёт водить.

Попади в городок. На площадке обозначается черта. Две команды заготавливают

снежки и выстраиваются за чертой. Перед каждым из них на расстоянии 8 шагов

ставят по городку. Играющие обеих команд одновременно дают залп снежками –

каждая по своему городку. Сбитый городок относится, а один шаг дальше от черты

метания. Затем следуют новые залпы. Команда, игроки которой сумеют за

условленное число залпов отодвинуть свой городок дальше другой команды,

побеждает. В один залп каждый игрок имеет право метать только один снежок.

Переступать за линию метания нельзя.

Великан. Из снега лепят «великана» (снежную бабу) и сквозь него пропускают канат.

Играющие делятся на две команды, становятся друг против друга в 2 – 3 м от

«великана» и берут канат. По сигналу ребята начинают перетягивать его в свою

сторону. Побеждает команда, игрокам которой удастся выпускать канат из рук до

того, как «великан» будет повален. Тянуть канат надо на себя, не отходя в сторону.

Салки со снежками. Игра проводиться на площадке примерно 30-15 м . В центре её

чертят круг – место для водящего и его помощников. Выбираются водящий,

остальные играющие разбегаются по площадке. Задача водящего – осаливать

снежками участников, которые становятся его помощниками и получают право

осаливать других. Таким образом, по ходу игры число играющих, свободно бегающих

по площадке, постепенно уменьшается. Игра заканчивается, когда останется один

неосаленный игрок. Он победитель и может стать водящим при повторной игре.

Но одна из главных задач педагога – суметь войти в детский коллектив,

найти ключ к сердцу каждого ребёнка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он

может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить

контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к

педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и

авторитетным судьёй.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость,

сопереживания и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые

притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к

взрослому, а иногда

являются главным мотивом участия в игре.

Чтобы игры с движениями были всегда интересны детям, надо соблюдать

определённые правила:

- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;

- заканчивать игру чуть раньше, чем этого хотят дети;

- органично включать в игру различные виды деятельности детей (в занятие, в

процесс наблюдения в природе, при обследовании двигательных умений и пр.)

- использовать яркие заставки в игре

(зазывалку, загадку, потешку, игрушку,

атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика, сундучка; заранее с детьми

нарисовать заколдованное место и пр.)

- создать условия для активности и успехов каждого ребёнка в игре;

- быть объективным, не сводить оценку игры к поведению детей, никогда не

сравнивать детей друг с другом;

- не сердиться, если игра не получилась, найти причину неудачи;

- участвовать в игре на правилах партнёра, проявлять высокий непосредственный

интерес к ней;

- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Очень важна организация подвижной игры, соблюдение правил, суть которых

сводиться к тому, чтобы не навредить здоровью ребёнка. Так, например, известно, что

эмоциональная активность мобилизует резервные возможности организма. Однако

перенасыщенность

подвижной

игры

эмоциями

или

слишком

большая

продолжительность игры могут оказаться чрезмерными и превысить физиологические

возможности ребёнка, что проявляется в неадекватных поведенческих реакциях,

излишнем возбуждении, плохом самочувствии, беспокойном сне и т.п.

И насколько эффективны игры, можно судить по следующим показателям: дети с

желаниям играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнить правила и

адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести

усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность. Умение дошкольника

самостоятельно организовать знакомую игру – показатель высокого уровня его

развития.

Литература

1.

Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста. – М., 1991.

2.

Бочарова

Я. Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду.

Дошкольное воспитание. – 2004. - №.1 С.46

3.

Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в

детском саду. – М., 1990.

4.

БылееваЛ.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. – М., 1974.

5.

Викулов Л.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. –

Ярославль: 1996.

6.

Волошина Л. Современная методология обучения играм с элементами спорта.

Дошкольное воспитание. – 2005. - №11. – С. 17

7.

Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: старший возраст. – М.,

1999

8.

Дедулевич М.Н. Играй – не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие

для воспитателей дошкольн. образ. учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

9.

Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Под

ред. Филипповой. – СПб.: «Детство- пресс», 2005.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники