Напоминание

«Современные подходы к разработке и реализации проектов в ДОУ, варианты эколого - патриотических проектов»


Автор: Алексина Ирина Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: «Современные подходы к разработке и реализации проектов в ДОУ, варианты эколого - патриотических проектов»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Росинка»

города Балашова Саратовской области

«

Современные подходы к разработке и реализации

проектов в ДОУ,

варианты эколого - патриотических проектов

»

Подготовила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Алексина И.С.

Балашов 2020

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях

развития нашего общества возлагаются очень ответственные

социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то

поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых

будут определять социально – экономический, научно – технический и

нравственный прогресс нашего общества в новом столетии.

Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что

одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и

модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на

ценности развития личности. В отличие от образования на других

возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как

система, в которой центральное место занимает не содержание и формы, а

процесс взаимодействия педагога с детьми. Так как воспитатель является для

ребёнка значимой фигурой, на него ложится ответственность за построение

особого типа общения с ребёнком, которое выступает в качестве наиболее

благоприятного контекста, условий его развития. В связи с этим, в

современных условиях создания гуманистической образовательно-

воспитательной среды актуальнейшей из проблем становится проблема

практической организации личностно – ориентированного взаимодействия

педагога с воспитанником и обучение педагога этому подходу.

Таким образом, личностно-ориентированный подход является на

сегодняшний день наиболее подходящим для всестороннего развития

личности в процессе образования детей дошкольного возраста и

максимально отвечающим требованиям ГОСО.

В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных

технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным. В числе

первых из них технология проблемного обучения, основанная на

теоретических положениях американского философа, психолога и педагога

Дж. Дьюи (1859-1952). Он полагал, что метод проектов – это одна из

личностно-ориентированных технологий, способ организации

самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи

учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые

методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся

приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно

усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов

позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в

соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить

необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к

последующей деятельности.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует

ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить

одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные

кратковременные проекты могут быть объединены в систему – сложные

длительные проекты или программы. Реализация проекта осуществляется в

игровой форме, включением детей в различные виды творческой и

практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с

различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми

разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически

полезные дела). В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт

социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников,

формирует собственное представление о принципах сотрудничества и

научной организации труда, но и использует полученные знания в своей

деятельности. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению

его статуса. Такая форма организации обучения в ДОУ позволяет повысить

эффективность обучения и воспитания. Она обеспечивает систему

действенных обратных связей, что способствует развитию личности,

самореализации не только дошкольников, но и педагогов, принимающих

участие в разработке проектов. Им предоставляются новые возможности

осмысления собственного опыта, совершенствования своего

профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического

сотрудничества, направленного на выработку единства требований, что, в

конечном счете, способствует оптимизации учебно-воспитательного

процесса на основе его проектирования.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя

определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за

свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание

сохранить и преумножить богатство Родины.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков,

дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало

внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной

самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует

большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы

патриотизма вызывают недоумение.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому

патриотическое воспитание тесно связано с экологическим образованием,

сущность которого заключается в сформированности человека с новым

экологическим мышлением, способным осознать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с

природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и

актуальных форм работы современного педагога с детьми!

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний

наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень

эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она

встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет

остановиться, присмотреться, задуматься.

Задачи экологического воспитания:

1 Развитие положительных, нравственных качеств, побуждающих детей к

соблюдению норм поведения на природе, в обществе.

2 Воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии.

3 Формирование познавательных и творческих умений экологического

характера.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии

является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из

разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает

возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность

детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу

личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие

занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать

новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь

принимать решения и помогать друг другу.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода

проектов заключается в следующем:

он открывает возможности формирования собственного жизненного

опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

является методом, идущим от детских потребностей и интересов,

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского

сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную

Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.

Виды проектов в ДОУ:

1. Исследовательско - познавательные – совместное экспериментирование и

последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий,

дизайнерских сооружений.

2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ

персонажей и решением поставленных проблем.

3. Информационно – практико - ориентированные - сбор информации и ее

реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей,

составление планов и схем, картотек и т.д.)

4.Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников,

театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С

воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные

проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее

эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших

групп.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают

навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые

педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании,

объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с

равноправными партнерами.

Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-

образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к

организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-

техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств,

методов и приемов.

- Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и

навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с

окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации,

самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой

деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых;

позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом

процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка,

позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от

проекта к проекту

Алгоритм организации проектной деятельности и план работы педагога на

каждом этапе

1.

Подготовительный –определение проблемы, актуальной и интересной

для всех участников проекта, разрешение которой посильно только

детям.

2.

Собственно исследовательский – мотивация деятельности,

разработка плана действий и практическая деятельность по реализации

проекта (накопление материала, совместная познавательно – поисковая

деятельность детей, педагогов и родителей, интеграция

образовательных областей).

3.

Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ,

формулировка выводов.

Важной составляющей является методическое сопровождение проектов.

Оно включает практические материалы, помогающие не только

спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии

бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское

словесное и художественное творчество и т.д.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

С детьми младшего возраста возможно организовать проекты «Вода -

водичка», «Волшебное семечко», «Наши деревья», «Ребятки с

грядки». «Лаборатория неживой природы». Малыши могут наблюдать и

участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и

плодами растений. При изучении свойств воды, можно поставить

опыт «Растворение сладких и соленых веществ». Семена высаживаются в

горшки и проращиваются. Результаты опытов, которые производятся

в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в

продуктивной деятельности.

Дети средней группы могут принять участие в проектах: «Маленькие

огородники», «Наши младшие друзья». «Птицы наши друзья»- дети

наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники. Здесь

проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются

эксперименты с растениями.

С ребятами старшей и подготовительной группы, можно организовывать

больше. Так, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки,

спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования

бытовых предметов. В проекте «Растение – доктор» дети учатся

распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных

качествах. Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить

погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам

природы. Проект «Коровье молоко и его целебные свойства» позволяет

узнать этапы появления молока, какую пользу молоко приносит организму

человека, и узнать многие интересные факты о коровах.

Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

- экологическая образовательная деятельность;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты; уроки мышления;

- экологические кружки и конкурсы;

- КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

«Поле чудес» с экологической тематикой;

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

- трудовой десант; «зеленый патруль»;

- клуб исследователей природы;

- лаборатория юного эколога;

- «Панорама добрых дел»;

- ведение фенологических календарей природы;

- коллекционирование природных объектов;

- экологические выставки и экспозиции; музеи;

- дни (недели) экологического творчества;

- экологические праздники и фестивали;

- экологические игры (дидактические,

имитационные,

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

- экологические сказки; тренинги;

- инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов

детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской

цели»).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта

и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по

проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной

части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение

самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы,

приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция,

КВН).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному

проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические

проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало

принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения,

сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения

генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача

экологического образования населения. Первостепенное значение при этом

придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от

воспитателя детского сада: от его экологической и методической

грамотности, понимания важности экологического воспитания в

формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для

подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который

открывает массу возможностей для полноценного экологического

воспитания дошкольников.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую

познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.



В раздел образования