Автор: Алексина Ирина Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: «Современные подходы к разработке и реализации проектов в ДОУ, варианты эколого - патриотических проектов»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Росинка»
города Балашова Саратовской области
«
Современные подходы к разработке и реализации
проектов в ДОУ,
варианты эколого - патриотических проектов
»
Подготовила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Алексина И.С.
Балашов 2020
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях
развития нашего общества возлагаются очень ответственные
социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то
поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых
будут определять социально – экономический, научно – технический и
нравственный прогресс нашего общества в новом столетии.
Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что
одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и
модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на
ценности развития личности. В отличие от образования на других
возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как
система, в которой центральное место занимает не содержание и формы, а
процесс взаимодействия педагога с детьми. Так как воспитатель является для
ребёнка значимой фигурой, на него ложится ответственность за построение
особого типа общения с ребёнком, которое выступает в качестве наиболее
благоприятного контекста, условий его развития. В связи с этим, в
современных условиях создания гуманистической образовательно-
воспитательной среды актуальнейшей из проблем становится проблема
практической организации личностно – ориентированного взаимодействия
педагога с воспитанником и обучение педагога этому подходу.
Таким образом, личностно-ориентированный подход является на
сегодняшний день наиболее подходящим для всестороннего развития
личности в процессе образования детей дошкольного возраста и
максимально отвечающим требованиям ГОСО.
В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных
технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным. В числе
первых из них технология проблемного обучения, основанная на
теоретических положениях американского философа, психолога и педагога
Дж. Дьюи (1859-1952). Он полагал, что метод проектов – это одна из
личностно-ориентированных технологий, способ организации
самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи
учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые
методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся
приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов
позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в
соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить
необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к
последующей деятельности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует
ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить
одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные
кратковременные проекты могут быть объединены в систему – сложные
длительные проекты или программы. Реализация проекта осуществляется в
игровой форме, включением детей в различные виды творческой и
практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с
различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми
разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически
полезные дела). В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт
социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников,
формирует собственное представление о принципах сотрудничества и
научной организации труда, но и использует полученные знания в своей
деятельности. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению
его статуса. Такая форма организации обучения в ДОУ позволяет повысить
эффективность обучения и воспитания. Она обеспечивает систему
действенных обратных связей, что способствует развитию личности,
самореализации не только дошкольников, но и педагогов, принимающих
участие в разработке проектов. Им предоставляются новые возможности
осмысления собственного опыта, совершенствования своего
профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического
сотрудничества, направленного на выработку единства требований, что, в
конечном счете, способствует оптимизации учебно-воспитательного
процесса на основе его проектирования.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя
определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за
свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание
сохранить и преумножить богатство Родины.
В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков,
дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало
внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной
самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует
большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы
патриотизма вызывают недоумение.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому
патриотическое воспитание тесно связано с экологическим образованием,
сущность которого заключается в сформированности человека с новым
экологическим мышлением, способным осознать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с
природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и
актуальных форм работы современного педагога с детьми!
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний
наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень
эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она
встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет
остановиться, присмотреться, задуматься.
Задачи экологического воспитания:
1 Развитие положительных, нравственных качеств, побуждающих детей к
соблюдению норм поведения на природе, в обществе.
2 Воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии.
3 Формирование познавательных и творческих умений экологического
характера.
Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии
является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из
разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает
возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность
детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу
личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие
занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать
новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь
принимать решения и помогать друг другу.
Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода
проектов заключается в следующем:
он открывает возможности формирования собственного жизненного
опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
является методом, идущим от детских потребностей и интересов,
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского
сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную
Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.
Виды проектов в ДОУ:
1. Исследовательско - познавательные – совместное экспериментирование и
последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий,
дизайнерских сооружений.
2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ
персонажей и решением поставленных проблем.
3. Информационно – практико - ориентированные - сбор информации и ее
реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей,
составление планов и схем, картотек и т.д.)
4.Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников,
театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С
воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные
проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее
эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших
групп.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают
навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые
педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании,
объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с
равноправными партнерами.
Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-
образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к
организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-
техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств,
методов и приемов.
- Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.
Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и
навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с
окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации,
самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой
деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых;
позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом
процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка,
позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от
проекта к проекту
Алгоритм организации проектной деятельности и план работы педагога на
каждом этапе
1.
Подготовительный –определение проблемы, актуальной и интересной
для всех участников проекта, разрешение которой посильно только
детям.
2.
Собственно исследовательский – мотивация деятельности,
разработка плана действий и практическая деятельность по реализации
проекта (накопление материала, совместная познавательно – поисковая
деятельность детей, педагогов и родителей, интеграция
образовательных областей).
3.
Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ,
формулировка выводов.
Важной составляющей является методическое сопровождение проектов.
Оно включает практические материалы, помогающие не только
спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии
бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское
словесное и художественное творчество и т.д.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?
С детьми младшего возраста возможно организовать проекты «Вода -
водичка», «Волшебное семечко», «Наши деревья», «Ребятки с
грядки». «Лаборатория неживой природы». Малыши могут наблюдать и
участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и
плодами растений. При изучении свойств воды, можно поставить
опыт «Растворение сладких и соленых веществ». Семена высаживаются в
горшки и проращиваются. Результаты опытов, которые производятся
в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в
продуктивной деятельности.
Дети средней группы могут принять участие в проектах: «Маленькие
огородники», «Наши младшие друзья». «Птицы наши друзья»- дети
наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники. Здесь
проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются
эксперименты с растениями.
С ребятами старшей и подготовительной группы, можно организовывать
больше. Так, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки,
спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования
бытовых предметов. В проекте «Растение – доктор» дети учатся
распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных
качествах. Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить
погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам
природы. Проект «Коровье молоко и его целебные свойства» позволяет
узнать этапы появления молока, какую пользу молоко приносит организму
человека, и узнать многие интересные факты о коровах.
Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ
- экологическая образовательная деятельность;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты; уроки мышления;
- экологические кружки и конкурсы;
- КВНы, аукционы, марафоны, викторины,
«Поле чудес» с экологической тематикой;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
- трудовой десант; «зеленый патруль»;
- клуб исследователей природы;
- лаборатория юного эколога;
- «Панорама добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- коллекционирование природных объектов;
- экологические выставки и экспозиции; музеи;
- дни (недели) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические,
имитационные,
моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
- экологические сказки; тренинги;
- инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов
детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской
цели»).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта
и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по
проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной
части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение
самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы,
приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция,
КВН).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному
проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические
проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало
принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения,
сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения
генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача
экологического образования населения. Первостепенное значение при этом
придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от
воспитателя детского сада: от его экологической и методической
грамотности, понимания важности экологического воспитания в
формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для
подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который
открывает массу возможностей для полноценного экологического
воспитания дошкольников.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую
познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.