Автор: Маскина Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по дисциплине Инженерная графика
Тема: "Сечения"
Раздел: среднее профессиональное
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
на тему: «Сечения»
по дисциплине Инженерная графика
Разработала:
Маскина И. А., преподаватель
общепрофессиональных дисциплин
Ленинск-Кузнецкий, 2019
0
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №_________
«___» ______________2019 г.
Председатель
_____________
Аннотация: методическая разработка открытого урока на тему:
«Сечения»
по
дисциплине
Инженерная
графика
предназначена
для
обучающихся 2 курса специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям) базовой подготовки.
Используется тип проведения нетрадиционного занятия - деловая
игра,
что
способствует
овладению
общего
способа
решения
производственной задачи.
Разработчик:
Маскина
Ирина
Анатольевна,
преподаватель
общепрофессиональных
дисциплинГосударственного
бюджетного
профессионального образовательного учреждения Ленинск - Кузнецкого
горнотехнического техникума.
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Пояснительная записка
4
Методическое обоснование темы и методов проведения занятия
5
Технологическая карта учебного занятия
9
Конспект занятия
14
Заключение
30
Список использованной литературы, источников и Интернет-ресурсов
31
Приложения 1
32
Приложения 2
33
Приложения 3
34
Приложения 4
35
Приложения 5
37
Приложения 6
37
Приложения 7
38
Приложения 8
39
Приложения 9
Приложение 10
40
41
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18
42
43
44
45
46
47
48
49
2
ВВЕДЕНИЕ
Практическое занятие по теме «Сечения» по дисциплине ОП.01
«Инженерная
графика»
проводится
согласно
рабочей
программе
в
соответствии с требованиями ФГОС СПО для обучающихся 2 курса
специальности
13.02.11
Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Данное занятие являются важным элементом учебной дисциплины. В
процессе занятия обучающиеся систематизируют и закрепляют полученные
теоретические знания, развивают интеллектуальные и профессиональные
умения, формируют элементы компетенций будущих специалистов.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С
точки
зрения
компетентностного
подхода
к
среднему
профессиональному
образованию
одной
из
целей
применения
инновационных педагогических технологий в процессе обучения студентов
является развитие личности обучающегося, его способности к саморазвитию,
самоопределению и самообразованию,
т. е. формирование ключевых
компетенций.
Для
упрощения
выполнения
работы
выбран
тип
проведения
нетрадиционного занятия – деловая игра.
На занятии осуществляется имитация работы отдела технологического
отдела угольного предприятия во главе с руководителем, когда обучающиеся
должны принимать решения, составлять необходимые чертежи, в условиях
ограниченного промежутка времени.
Содержание
методической
разработки
поможет
преподавателям
получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса,
эффективности методов и методических приемов, применения современных
технических и информационных средств обучения.
Методическая разработка состоит из плана-занятия, технологической
карты занятия, методики проведения занятия и приложений.
4
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ И МЕТОДОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Занятие по теме «Сечения» является двадцать вторым
занятием при
изучении
Раздела
4.
Машиностроительное
черчение.
Темы
4.2
Изображения - виды, разрезы, сечения (общее количество – 8 часов) ОП.01
Инженерная графика. Данная дисциплина изучается на втором курсе в
объеме 151 час.
Изучение
данной
темы
необходимо
обучающимся
для
формирования:
знаний о правилах оформления и чтения конструкторской и
технологической документации, а также правилах выполнения
чертежей,
технических
рисунков,
эскизов
и
схем,
правил
вычерчивания технических деталей;
умений выполнять технические рисунки и чертежи деталей, их
элементов в ручной графике, читать чертежи, технологические
схемы, спецификации и технологическую документацию по
профилю специальности;
а также способствует формированию навыков:
самостоятельно определять цели своего профессионального обучения,
оценивать свою деятельность на занятии, соотносить полученные
знания и умения со своей будущей специальностью;
структурировать учебный материал;
логически мыслить, аргументировать свой ответ;
формировать общие и профессиональные компетенции (ОК1, ОК4,
ОК10,
ДК1)
[ФГОС
№
1196-2017
по
специальности
13.02.11
Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического оборудования (по отраслям)].
5
Основная цель подготовки специалистов среднего звена состоит в том,
чтобы полученные теоретические знания обучающиеся могли не только
воспроизвести, но и применить в своей будущей профессиональной
деятельности,
для
чего
необходимо
формирование
профессиональных
компетенций.
Для изучения данной темы используется личностно-ориентированная
технология, которая позволяет учитывать мотивы учения, способствует
пониманию обучающимися практической значимости знаний по курсу в
целом
и
по
данной
теме
в
частности,
способствует
актуализации
междисциплинарных
связей
и
информации,
полученной
во
время
предшествующих
этапов
обучения,
постоянное
стимулирование
мыслительной активности обучающихся в результате их непосредственного
взаимодействия с преподавателем.
Прогностическая
идея
данного
занятия
состоит
в
развитии
теоретического мышления и мотивировании к получаемой специальности,
выраженной
в
формировании
профессиональных
компетенций;
демонстрация междисциплинарных связей, а также закрепление знаний по
дисциплине Инженерная графика.
Достижение поставленных совместно с обучающимися целей занятия
происходит с помощью использования ролевых игровых ситуаций в ходе
«погружения»
в
профессиональную
деятельность,
обеспечивающих
максимальное усвоение студентами теоретических знаний, связанных с их
будущей специальностью, а также развитие познавательного интереса к
дисциплине.
Развитие интереса в процессе решения производственной задачи
помогает добиваться более высоких результатов обучения за меньшее время.
Предложенное в ходе занятия изучение механизированной крепи не
только на чертежах, фотографиях, но и в виде макета, вызовет несомненный
интерес обучающихся и будет способствовать поддержанию и развитию
интереса к изучаемой теме.
6
Для закрепления и систематизации знаний выбрано выполнение
самостоятельной работы с взаимопроверкой – выполнение сечения вала, как
одной из составляющих механизированной крепи.
Рефлексия
проводится
с
использованием
приема
«Барометр
настроения»,
позволяющего
оценить
успешность освоения нового
материала и эмоциональное состояние обучающихся.
В конце занятия проводится инструктаж по выполнению домашнего
задания: повторение пройденного материала.
ТЕМА: «Сечения»
Цели занятия:
Обучающая:
совершенствование и контроль знаний по теме «сечения»; закрепление
умений оформлять чертежи по теме.
ДК 1 Уметь графически представить технологическое оборудование и
выполнять технологические схемы в ручной и машинной графике.
Развивающая:
способствовать развитию внимания, умений анализировать и оценивать
информацию.
ОК1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Воспитательная:
способствовать воспитанию культуры общения в процессе работы в
коллективе; интереса к получаемой специальности.
ОК4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
7
Методическая: Повышение познавательной активности обучающихся через
использование
ролевых
игровых
ситуаций,
в
ходе
«погружения»
в
профессиональную деятельность.
Ожидаемые
результаты
занятия:
изучение
данной
темы
позволит
обучающимся
осознать
важность
знания
понятия
сечения,
методики
выполнения чертежей по теме, установить связь между целью учебной
деятельности и ее мотивом.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Количество обучающихся: 1 группа (12 обучающихся).
Тип занятия: урок закрепления знаний и формирования ЗУН.
Вид занятия: занятие в форме деловой игры.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Форма
организации
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся:
групповая,
способствующая
повышению
активности
и
лучшему усвоению материала.
Междисциплинарные связи:
ОП.04 Техническая механика,МДК.01.01
Электрические
машины
и
аппараты,
МДК.01.03Электрическое
и
электромеханическое оборудование отрасли.
Оснащение занятия:
Технические средства обучения: мультимедиа.
Учебно-методическое обеспечение: план занятия, слайд-презентация, макет
механизированной крепи, чертежные инструменты, раздаточный материал
(описание и спецификация механизированной крепи, формат
А4
для
самостоятельной
работы обучающихся, шаблон
отчета о проделанной
работе для бригадиров), плакат, стикеры.
8
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 22
Преподаватель
Маскина Ирина Анатольевна
Специальность
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)
Группа
1ТЭО-17
Дата проведения
26.03.2019
Учебная дисциплина/
МДК
ОП.01 Инженерная графика
Тема/ раздел
Изображения- виды, разрезы, сечения /Машиностроительное черчение
Междисциплинарные
связи
Предшествующие учебные дисциплины/МДК
Последующие учебные дисциплины/
МДК
ЕН.01 Математика,
ОП.04 Техническая механика.
МДК.01.01 Электрические машины и
аппараты, МДК.01.03 Электрическое и
электромеханическое
оборудование
отрасли.
Формируемые
компетенции
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
ОК 1 Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК
10
Пользоваться
профессиональной
документацией на государственном и иностранном
языках.
ДК1
Уметь
графически
представить
технологическое
оборудование
и
выполнять
технологические схемы в ручной и
машинной графике.
9
Тема учебного занятия
«Сечения»
Цели учебного занятия
Обучающая
Развивающая
Воспитательная
совершенствование
и
контроль знаний по теме
«сечения»;
закрепление
умений
оформлять чертежи по
теме.
способствовать развитию:
внимания,
умений
анализировать
и
оценивать
информацию
способствовать воспитанию:
культуры
общения
в
процессе
работы
в
коллективе;
интереса
к
получаемой
специальности
Тип занятия
Занятие в форме деловой игры
Планируемые
образовательные
результаты
Усвоенные знания
Освоенные умения
Знают
чертежи, технологические схемы,
правила
чтения
спецификаций,
технологическую
документацию
по
профилю специальности;
способы
графического
представления
технологического
оборудования
и
выполнения
технологических
схем
в
ручной
графике.
Умеют
выполнять чертежи деталей, их элементов в
ручной графике;
применять имеющиеся знания на практике.
Уровень освоения
продуктивный
продуктивный
Методы обучения
Словесные: беседа, объяснения
Наглядные: презентация, макет механизированной крепи
Практические:чертеж сечения вала
Образовательные
технологии
Деловая игра
Формы учебной работы
на занятии
Групповая
10
Организация
образовательного
пространства занятия
Ресурсы учебного занятия
Материально-техническое
обеспечение
Учебно-методическое
обеспечение
Электронные
информационные
ресурсы
Мультимедиа
Наглядные
пособия,
макет
механизированной
крепи,
чертежные
инструменты,
раздаточный материал (описание и
спецификация
механизированной
крепи,
формат
А4
для
самостоятельной
работы
обучающихся, шаблон
отчета о
проделанной
работе
для
бригадиров), плакат, стикеры.
Слайд – презентация
11
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
Задачи этапа «Организационный момент»
создать благоприятную атмосферу занятия;
подготовить обучающихся к работе на занятии.
Задачи этапа «Целеполагание, мотивирование обучающихся»
организовать уточнение темы занятия;
обеспечить мотивацию и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Задачи этапа «Актуализация опорных знаний»
подготовить обучающихся к осуществлению учебной деятельности;
выявить имеющиеся знания, оценить степень подготовленности обучающихся к занятию.
Задачи этапа «Закрепление изученного материала»
закрепить имеющиеся знания, подготовить к выполнению самостоятельной работы.
Задачи этапа «Ознакомление с правилами игры, содержанием раздаточного материала, необходимого для
выполнениясамостоятельной работы»
–сформировать новейшие способы действий.
Задачи этапа «Самостоятельное выполнение задания»
сформировать у обучающихсяпрактические умения, необходимые в профессиональной деятельности.
Задачи этапа «Консультации преподавателя в процессе выполнения самостоятельной работы»
управлять деятельностью обучающихся, корректируя вовремя их действия во избежание ошибок.
Задачи этапа «Обсуждение и оценка полученных результатов работы»
12
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
организовать самопроверку самостоятельной работы;
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.
Задачи этапа «Подведение итогов»
организовать фиксацию материала, полученного для выполнения самостоятельной работы.
Задачи этапа «Инструктирование о домашнем задании»
проинструктироватьобучающихсяо выполнении задания.
Задачи этапа: «Рефлексия учебной деятельности на занятии»
организовать проведение самооценки обучающимися работы на занятии.
13
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Добрый день! (Отмечаются отсутствующие).
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся
Предлагаю совместно определить тему занятия, ответив на вопрос:
«чему вынаучились, изучив темы: «Проекционного черчения», а так же
«Виды и разрезы». Всегда ли бывает достаточно видов на чертеже? Если
внутреннее отверстие детали не рационально показать на чертеже. Как мы
можем его изобразить?
Ответ: Такое отверстие мы можем показать сечением.
(Слайд 1,Тема урока «Сечение»).
Верно. Следовательно, наше занятие сегодня и будет посвящено
сечению.
Целями сегодняшнего занятия являются:
совершенствование и контроль знаний по теме «сечения»;
закрепление умений оформлять чертежи по теме.
способствовать развитию внимания, умений анализировать и оценивать
информацию;
способствовать воспитанию культуры общения в процессе работы в
коллективе; интереса к получаемой специальности.
(Приложение 1, Слайд 2, Цели урока)
14
Актуализация знаний
На
предыдущих
занятиях
вы
подробно
изучали
изображения,
называемые «видами», их проекции на плоскости, изображение на чертежах.
(Приложение 2,Слайд 3, Рисунок 1; Изображение видов на чертеже)
Рис. 1
Однако, форма многих деталей с достаточной полнотой не выявляется.
Совсем недавно вы узнали, что при выполнении чертежей пользуются и
такими изображениями, как сечения.
(Приложение 2, Слайд 3, Рисунок 2; Изображение чертежа вала)
Рис. 2
На примере подобных изображений, рассмотрим поперечную форму вала,
для этого нужно мысленно рассечь вал двумя или тремя секущими
плоскостями.(Приложение 3;Слайд 4; Рисунок 3,4; Изображение сечений).
Рис. 3 Рис. 4
15
На первом чертеже в сечении образуется форма детали, где четко
видна
форма
и
размеры
шпоночной
канавки.
На
втором,
так
жевыявилиформу и размерышпоночной канавки и два сечения с размерами и
формами отверстий.
Также, вы уже познакомились с обозначениями сечений и их
разновидностями. Давайте вспомним некоторые понятия.
Сегодняшний опрос будет немного необычным, внимание на экран.
(Приложение 3; Слайд 4; Рисунок 3,4; Изображение сечений).
Вопросы преподавателя к группе.
1.
Как на чертежах обозначаются сечения?
Ответ: буквенными обозначениями.
2.
Для чего применяются сечения?
Ответ: для более полного изображения предмета.
3.
Как подразделяются сечения, в зависимости от их расположения на
чертеже?
Ответ: вынесенные и наложенные.
4.
Как и для чего штрихуют сечения?
Ответ: для изображения материала.
5.
Как
обозначаютнесколько
сечений,
относящихся
к
одному
предмету?
Ответ: буквами в алфавитном порядке.
Итак, мы повторили все основные вопросы по теме. Эти знания мы с
вами сейчас закрепим при помощи деловой игры «Рабочая смена»,
«погрузившись» в работу технического отдела угольного предприятия.
Для начала, вам необходиморазделиться на две команды (другими
словами, 2 смены одной бригады) по 6 человек в каждой.
16
А теперь выбираем по одному бригадиру в каждой смене.Бригадиры
контролируют работу подчиненных, оказывает консультации, если кому-
либо кому из сотрудников будет необходима помощьи отвечает за
правильность и своевременность выполнения задания. Я же сегодня буду
работать в роли «горного мастера», ставящего задачи для работы команд.
Каждая «смена» должна выполнить 7 заданий. Из них 6 заданий у доски
и
7-е
задание
(графическое)
выполняет
каждый
участник
смены
индивидуально по карточкам.
Обратите внимание: у вас на столах лежат папки, в которых находится
раздаточный материал (описание и спецификация механизированной крепи,
формат А4 для самостоятельной работы обучающихся, шаблон отчета о
проделанной
работе
для
бригадиров),
необходимый
для
выполнения
последнего задания, чертежные инструменты.
Для решения каждого отдельного задания из каждой «смены» выходят
по 1 участнику, которым необходимо по очереди решить равносложное
задание.
В итоге выполнив первые шесть заданий, бригада должна собрать
механизм (сборочный чертеж механизированной крепи).
С ней выобязательно столкнетесь в своей будущей профессиональной
деятельности.
Итак, давайте приступим к вопросам.
Участникам необходимо выбрать единственно верный ответ.К доске
выходитпервая пара игроков.
(Приложение 4; Слайд с 5 - 35; Рисунки с 5 – 15; Первое «наряд» - задание).
17
Задание 1. Отвечает участник бригады 1 смены.
Вопрос: Что называется сечением?
1.
Изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении
предмета секущей плоскостью.
2.
Мысленно
отбрасывается
часть
детали,
расположенная
между
наблюдателем и секущей плоскостью.
3.
Изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении
предмета секущей плоскостью, так и вне ее.
Задание 1. Отвечает участник бригады 2 смены.
Вопрос: На каком из данных чертежей изображено сечение?
А Б
Рис. 5
К доске приглашается вторая пара.
Задание 2. Отвечает участник бригады 1 смены.
Вопрос: Какое из представленных сеченийизображено верно?
Рис. 6
18
Задание 2. Отвечает участник бригады 2 смены.
Вопрос: На каком из рисунков показано наложенное сечение?
Рис. 7
К доске выходит третья пара игроков.
Задание 3. Отвечает участник бригады 1 смены.
Вопрос: Верно – ли выполнены сечения и их обозначения?
Ответ:а) ДА; б) НЕТ;
Рис. 8
19
Задание 3. Отвечает участник бригады 2 смены.
Вопрос: Найдите, под какими номерами правильно выполнены
сечения?
Рис. 9
К доске выходит четвертая пара игроков.
Задание 4.Отвечает участник бригады 1 смены.
Вопрос:Найдите правильно выполненное сечение?
Рис. 10
Задание 4. Отвечает участник бригады 2 смены.
Вопрос:Найдите правильно выполненное сечение?
20
Рис. 11
К доске выходит пятая пара игроков
Я
напоминаю,
что
основным
нормативным
документом,
которым
устанавливаются
правила
нанесения материалов
в
сечениях и
их
графического изображения, является ГОСТ 2.306 – 68. Он действует для всех
отраслей промышленности и строительства.
Задание 5.Отвечает участник бригады 1 смены.
Вопрос: Если предмет выполнен из древесины, каким способом
штриховки вы будете изображать сечение?
Рис. 12
Задание 5.Отвечает участник бригады 2 смены.
Вопрос: Если предмет выполнен из металла или твердого сплава, каким
способом штриховки вы будете изображать сечение?
Рис. 13
21
К доске приглашаются следующие участники - шестая пара игроков.
Задание 6.Отвечает участник бригады 1 смены.
Вопрос: Какое из показанных сечений относится к наложенным?
А Б
Рис. 14
Задание 6.Отвечает участник бригады 2 смены.
Вопрос:
Относится ли данное сечение к наложенным? Как оно
называется?
Ответ:а) да; б) нет;
Рис. 15
22
Закрепление изученного материала
Вы
всей
бригадой
очень
постарались,
собрав
конструкцию
механизированной крепи. А теперь давайте посмотрим на ее макет
(Демонстрация макета механизированной крепи).
(Приложение 5; Слайд 36; Рис. 15, 16; Механизированная крепь).
Изображения механизированных крепей
Рис.16 Рис. 17
Перед вами макет механизированной крепи, который в дальнейшем вы
будете изучать более подробно на уроках дисциплин профессионального
цикла. Он состоит из множества деталей, приближенных к оригиналу. Увас
на столах лежат чертежи крепи, а рядом таблица, в которой обозначены
номера и названия деталей, из которых состоит эта механизированная крепь.
(Приложение 6;Слайд 36; Сборочный чертёж механизированной крепи и
спецификация).
23
Описание:
Позиция 1.Гидроподжимной козырёк;
Позиция 2.Поддерживающие перекрытия;
Позиция 3. Гидравлическая стойка;
Позиция 4. Домкрат передвижки;
Позиция 5.Оградительный щиток;
Позиция 6.Носки основания секций.
Рис. 18
Ознакомление с содержанием раздаточного материала, необходимого
для выполнения самостоятельной работы
Давайте с ними познакомимся.
1. Скажите,
сколько
деталей
входит
в
состав
данного
чертежа
механизированной крепи?
(Ответ: из шести)
2. Из каких деталей состоит эта крепь?
(Ответ: перечисление деталей из таблицы)
3. Скажите, как называется деталь, которая имеет цилиндрическую
форму?
(Ответ: гидравлическая стойка)
4. Видна ли форма стойки на чертеже?
(Ответ: нет)
5. Как мы можем ее изобразить на чертеже, чтобы всем была понятна ее
форма?
(Ответ: сечением)
Все участники работают с чертежом крепи, знакомятся с деталями и их
названиями.
(Приложение 7; Слайд 37; Гидравлическая стойка)
24
Рис.19
Самостоятельное выполнение задания
Итак, мы повторили все основные вопросы по теме. Однако, в своей
профессиональной деятельности вы будете сталкиваться не только с
гидравлическими стойками, но и другими деталями, имеющими похожую
форму, но не всегда понятной конструкции, например: оси и валы. При
выполнении чертежей, в которых необходимо выполнять сечения.
(Приложение 8; Слайд 38; Изображение вала)
Рис.20
Вам необходимо выполнить следующий «наряд» - задание, графическое
задание.
25
Я предлагаю всем участникам смен поработать с деталью похожей формы
(вал) и вычертить по заданному чертежу на листах формата А4 выносные
сечения.
(Приложение 9; Слайд 39; Рисунок 21.Заданный чертёж вала)
Рис.21
Для этого воспользуйтесь чертежнымиинструментами и чертежамивала,
которые вы дополните недостающими
сечениями.Заполните таблицу
«Основная надпись».
(Приложение 10; Слайд 40; Рисунок 22.Таблица «Основная надпись»).
Все необходимоенаходится у вас на столах.
Рис.22
Задание: Выполните сечения вала Б - Б и В –В по чертежу.
Давайте приступим к работе.
26
Консультации преподавателя в процессе выполнения самостоятельной
работы
Во время выполнения самостоятельной работы, преподаватель в роли
«горного мастера» управляет деятельностью обучающихся, корректируя их
действия во избежание ошибок.
Обсуждение и оценка полученных результатов работы
После выполнения задания, бригадиры собирают чертежи своей
смены и обмениваются ими для подведения результатов работы, осуществить
взаимопроверку.
Участники
каждой
смены
оценивают
работы
противоположной смены («ПРАВИЛЬНО», «НЕ ПРАВИЛЬНО»).
На экране показан шаблон с правильно выполненным чертежом.
(Приложение 11; Слайд 41; Рисунок 23; Шаблон правильных ответов).
1 СМЕНА
Правильные ответы
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
1
4
а)
ДА
2,3,1
3
А
2 СМЕНА
Правильные ответы
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
Б
д, е
2, 4
3,4,4
1
НЕ
Т
Рисунок 23.
27
Затем
«бригадир»
каждой
из
смен
докладывает
свой
отчет
о
проделанной работе по предложенному шаблону.
(Приложение 12; Шаблон отчета бригадиров).
ОТЧЁТ БРИГАДИРА
1 СМЕНЫ
1 СМЕНА в составе 6 человек выполнила 2 «наряда – задания».
В первом наряде было выполнено -
……….
правильных ответов.
(вставить количество правильных ответов).
Во втором наряде в полном объёме справились …… работников
(вставить
количество правильных ответов),
выполнив сечения вала верно.
Не выполненных нарядов……
(не было, если были – сколько? ).
В целом, смена с поставленной задачей справилась
(или справилась в полном
объёме).
Бригадир: (Ф.И.О. студента)_____________________________
26.03.2019г.
ОТЧЁТ БРИГАДИРА
2 СМЕНЫ
2 СМЕНА в составе 6 человек выполнила 2 «наряда – задания».
В первом наряде было выполнено -
……….
правильных ответов.
(вставить количество правильных ответов).
Во втором наряде в полном объёме справились …… работников
(вставить
количество правильных ответов),
выполнив сечения вала верно.
Не выполненных нарядов……
(не было, если были – сколько? ).
В целом, смена с поставленной задачей справилась
(или справилась в полном
объёме).
Бригадир: (Ф.И.О. студента)_____________________________
26.03.2019г
28
Подведение итогов
На этом рабочая смена закончена. Вы замечательно справились со всеми
заданиями.
Сегодня мы с вами вместе закрепили знания, касающиеся сечений на
чертежах. Так же узнали, где применяются сечения и для чего, при
выполнении сборочных чертежей механизированной крепи, в которых вы в
дальнейшем свободно научитесь разбираться.
В качестве приятного бонуса вы можете оставить себе на память набор
инструментов, с которыми работали на уроке. Пусть они вам помогут и
дальше
разбираться
и
изучать
дисциплины
вашей
будущей
профессиональной деятельности.
Инструктирование о домашнем задании
Домашнее задание –закреплениеизученного материала.
Узнать механизмы, при выполнении чертежей, которых применяются
сечения.
Рефлексия содержания и деятельности на занятии
На этапе рефлексии используется метод «Барометр настроения»:
обучающимся предлагается выразить свое мнение от занятия, прикрепив
стикер на доску о впечатлениях от занятия в виде «веселого» или
«грустного» смайлика
Всем спасибо и удачи!
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной задачей средних учебных заведений является подготовка
обучающихся к предстоящей трудовой деятельности.
Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение
основами знаний, необходимых в труде, с другой – формирование
профессиональных компетенций. В труде специалиста большое место
занимают умения – способность использовать знания в изменяющихся
условиях.
Для
того,
чтобы
развивать
профессиональноемышление,
организаторские умения, необходимо систематически ставить обучающихся
в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде
профессиональной деятельности. Этим целям и задачам служат активные
методы
обучения
профессиональным
навыкам,
такие
как
анализ
производственных ситуаций, деловые игры и их элементы.
Существенным
условием
правильного
хода
по
выполнению
технических рисунков и чертежейтехнологического оборудования и деталей,
их элементов в ручной и машинной графике, служит теоретическое
обоснование
каждого
элементачертежа.
В
ходе
урока
обучающиеся
проявляют свои умения анализировать форму, строение предмета, обобщать
свои знания, образно мыслить, рассуждать.
Обучающийся должен действовать не интуитивно, а руководствуясь
теоретическими положениями, требованиями государственных стандартов
Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы
технологической документации (ЕСТД).
Это прививает обучающимся ответственность за выполнение общей
работы, воспитывает внимательность, точность, аккуратность, умение думать
самостоятельно,
содействует
воспитанию
деловых
качеств
будущего
специалиста.
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрюшина,
Т.
В.
Психологические
условия
развития
пространственного
мышления
личности
в
графической
деятельности
[Текст]: Т. В. Андрюшина. – Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2000. – 148с.
2.
ГОСТ 2.306-68 Единая система конструкторской документации
(ЕСКД). Обозначения графические материалов и правила их нанесения на
чертежах (с Изменениями N 1-4)
3.
Занимательное
черчение
на
уроках
и
внеклассных
занятиях[Текст]:Сборникзадач / авт. - сост. С. В. Титов. – Волгоград:
Учитель, 2006. – 210с.
4.
Муравьев,
С.Н.
Инженерная
графика
[Электронный
ресурс]:
учебник для СПО / С. Н. Муравьев, Ф. И. Пуйческу, Чванова Н. А. – 7 изд.,
стер.– Москва: Издательство «Академия», 2017.– 320с.
5.
Шатовская, Н. Е. Стандарты инженерной графики / Н. Е. Шатовская
[Электронный ресурс].
31
Приложение 1
Слайд 2 - 3 – презентация на тему: Тема и цели занятия
32
Приложение 2
Слайд 4-презентация на тему: Актуализация опорных знаний .
Изображение видов на чертеже, изображение чертежа вала
33
Приложение 3
Слайд 5-презентация на тему: Актуализация опорных знаний.
Изображение сечений
34
Приложение 4
Слайд 6– 36презентация на тему: Актуализация опорных знаний.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
35
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
36
Приложение 5
Слайд37-презентация на тему: Закрепление изученного материала
Приложение 6
к слайду 36
Описание:
Позиция 1.Гидроподжимной козырёк;
Позиция 2.Поддерживающие перекрытия;
Позиция 3. Гидравлическая стойка;
Позиция 4. Домкрат передвижки;
Позиция 5.Оградительный щиток;
Позиция 6.Носки основания секций.
37
Приложение 7
Слайд 38 - презентация на тему: Закрепление изученного материала.
Гидравлическая стойка.
38
Приложение 8
Слайд 39 - презентация на тему: Самостоятельное выполнение задания.
Изображение вала.
39
Приложение 9
Слайд 40 - презентация на тему: Самостоятельное выполнение задания.
Заданный чертёж вала.
40
Приложение 10
Слайд 41 - презентация на тему: Самостоятельное выполнение задания.
Таблица «Основная надпись».
41
Приложение 11
Слайд 42 - презентация на тему: Самостоятельное выполнение задания.
Чертёж вала с выполненными сечениями.
42
Приложение 12
Обсуждение и оценка полученных результатов работы
Шаблон правильных ответов.
1
СМЕНА
Правильные ответы
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
1
4
а) ДА
2,3,1
3
А
2
СМЕНА
Правильные ответы
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
Б
д, е
2, 4
3,4,4
1
НЕТ
43
Приложение 13
Обсуждение и оценка полученных результатов работы.
Шаблон отчета бригадиров.
ОТЧЁТ БРИГАДИРА
1 СМЕНЫ
1 СМЕНА в составе 6 человек выполнила 2 «наряда – задания».
В первом наряде было выполнено -
……….
правильных ответов.
(вставить количество правильных ответов).
Во втором наряде в полном объёме справились …… работников
(вставить
количество правильных ответов),
выполнив сечения вала верно.
Не выполненных нарядов……
(не было, если были – сколько? ).
В целом, смена с поставленной задачей справилась
(или справилась в полном
объёме).
Бригадир: (Ф.И.О. студента) _____________________________
26.03.2019г.
ОТЧЁТ БРИГАДИРА
2 СМЕНЫ
2 СМЕНА в составе 6 человек выполнила 2 «наряда – задания».
В первом наряде было выполнено -
……….
правильных ответов.
(вставить количество правильных ответов).
Во втором наряде в полном объёме справились …… работников
(вставить
количество правильных ответов),
выполнив сечения вала верно.
Не выполненных нарядов……
(не было, если были – сколько? ).
В целом, смена с поставленной задачей справилась
(или справилась в полном
объёме).
Бригадир: (Ф.И.О. студента)_____________________________
26.03.2019г
44
Приложение 14
Самостоятельное выполнение задания.
Рабочая тетрадь для обучающихся.
Титульный лист.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ
Для работы на уроке по теме
«
СЕЧЕНИЯ»
45
Приложение 15
Самостоятельное выполнение задания.
Рабочая тетрадь для обучающихся.
Лист 1. Чертёж крепи. Спецификация.
Описание:
Позиция 1.Гидроподжимной козырёк;
Позиция 2.Поддерживающие перекрытия;
Позиция 3. Гидравлическая стойка;
Позиция 4. Домкрат передвижки;
Позиция 5.Оградительный щиток;
Позиция 6.Носки основания секций.
46
Приложение 16
Самостоятельное выполнение задания.
Рабочая тетрадь для обучающихся.
Лист 2. Изображение вала.
47
Приложение 17
Самостоятельное выполнение задания.
Рабочая тетрадь для обучающихся.
Лист 3. Чертёж вала.
48
Приложение 18
Слайд 43 - презентация на тему:
Рефлексия содержания и деятельности на занятии
49
50