Автор: Зарипова Ольга Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ КХОУ
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие элевации и баллона у учащихся в средних классах на уроках классического танца
Раздел: среднее профессиональное
Развитие элевации и баллона у учащихся в средних классах.
Элевация- это способность танцовщика исполнять высокие прыжки с
перемещением в пространстве(пролетом). Природная элевация у детей
встречается крайне редко. Эта способность вырабатывается ежедневными
тренировками больших прыжков с продвижением.
А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца» писала об
элевации: «… элевация состоит из двух элементов: собственно элевации и
баллона. Элевация, в собственном смысле есть взлет. Чтобы была
танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под
баллоном разумеется способность человека сохранить в воздухе позу и
положение, свойственное ему на земле. Человек как бы замирает в воздухе.
И вот, когда мы имеем дело с высокими прыжком, соединенным с
баллоном, мы и говорим о классической элевации».
Замирание в воздухе, о котором писала А.Я. Ваганова – это своего рода
оптическая иллюзия, которая возникает благодаря способности танцовщика
быстро выстраивать позу в воздухе и как можно дольше сохранять ее.
О баллоне писали В. Э. Мориц, Н.И. Тарасов и А.И.Чекрыгин в своем
учебнике «Методика классического тренажа» , изданного 1940 году. Они
считают, что эффект баллона основан на своевременном построении позы в
прыжке. «Под своевременностью здесь следует понимать ту стадию
прыжка, когда еще не иссякли его инерция, когда не завершилась
поступательная часть его движения, в противном случае длительность
фиксации позировки весьма коротка, отсутствует впечатление задержки в
воздухе, прыжок как бы отличается коротким дыханием. В таких случаях
говорят, что у танцующего нет баллона»
Быстрота построения позы во многом зависит от выполнения толчка.
Короткий сильный толчок позволяет не только высоко выпрыгнуть, но и
быстро принять нужную позу. При этом важно что-бы нога, с которой
выполнятся толчок, в момент взлета как можно быстрее приняла нужное
положение (attitude, arabesque, passé и т.д.) Толчковая нога приходит в позу
фактически одновременно с броском работающей ноги, и в это же время
готовое положение принимают руки и голова. Естественно, чем выше
выполнен прыжок, тем больше возможности для долгой фиксации позы в
воздухе. При приземлении, на какой-то момент поза сохраняется, даже если
прыжки исполняются подряд и в быстром темпе. Для этого, при исполнении
прыжков с приходом на одну ногу, в момент приземления работающая нога
должна повыситься. Руки и голова при этом тоже как можно дольше
сохраняют позу. Говоря об элевации, мы имеем в виду большие полетные
прыжки с продвижением. Изучение таких прыжков начинается в четвертом
классе, так как лишь к средним классам у учащихся приобретается
достаточная сила ног.
Не всегда танцовщики, обладающие большим прыжком умеют пользоваться
им для достижения элевации, и наоборот, довольно часто артисты, не
обладающие большим прыжком, умеют создать эффект элевации.
Три важные составляющие всех больших прыжков, позволяющих достичь
элевации-это толчок опорной ноги, сильный бросок работающей ноги и
активный «подхват» рук. От координации этих составляющих во многом
зависит высота прыжка, широта исполнения, фиксация позы в полете- то есть
полное использование всех возможностей элевации. К моменту изучения
больших прыжков ученики уже должны выработать сильный толчок и
быстрый сильный мах ногой. Но существует еще один важный момент, на
который следует обращать внимание в процессе развития элевации. Это
работа корпуса, особенно бедер во всех фазах большого прыжка.
И что еще не менее важно, для достижения эффекта баллона, наряду с
выполнением методических приемов исполнения, должно присутствовать
психологическое волевое устремление учащегося вверх. Это та
психологическая категория, которая зависит от врожденного темперамента,
а также может развиться при определенной совместной работе ученика и
педагога.
Список литературы
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца.-Л-М. Искусство,1948.
2. Мориц В.Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического
тренажа.-М.-Л. Искусство, 1940
3. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства.- СПб.,
М., Краснодар: Лань, 2005
4.Красовская В.М. Вахтанг Чабукиани.-М.: Искусство,1956
5.Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.- Л.: Искусство,
1986.
6. Волынский А. Л. Книга ликований,-М.: АРТ, 1992
7. Валукин Е. П. Система мужского классического танца.-М.: ГИТИС. 1999
8. Осипова М.К. Прыжковые движения в классическом танце. Санкт-
Петербург 2018