Напоминание

Развитие элевации и баллона у учащихся в средних классах на уроках классического танца


Автор: Зарипова Ольга Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ КХОУ
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие элевации и баллона у учащихся в средних классах на уроках классического танца
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие элевации и баллона у учащихся в средних классах.

Элевация- это способность танцовщика исполнять высокие прыжки с

перемещением в пространстве(пролетом). Природная элевация у детей

встречается крайне редко. Эта способность вырабатывается ежедневными

тренировками больших прыжков с продвижением.

А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца» писала об

элевации: «… элевация состоит из двух элементов: собственно элевации и

баллона. Элевация, в собственном смысле есть взлет. Чтобы была

танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под

баллоном разумеется способность человека сохранить в воздухе позу и

положение, свойственное ему на земле. Человек как бы замирает в воздухе.

И вот, когда мы имеем дело с высокими прыжком, соединенным с

баллоном, мы и говорим о классической элевации».

Замирание в воздухе, о котором писала А.Я. Ваганова – это своего рода

оптическая иллюзия, которая возникает благодаря способности танцовщика

быстро выстраивать позу в воздухе и как можно дольше сохранять ее.

О баллоне писали В. Э. Мориц, Н.И. Тарасов и А.И.Чекрыгин в своем

учебнике «Методика классического тренажа» , изданного 1940 году. Они

считают, что эффект баллона основан на своевременном построении позы в

прыжке. «Под своевременностью здесь следует понимать ту стадию

прыжка, когда еще не иссякли его инерция, когда не завершилась

поступательная часть его движения, в противном случае длительность

фиксации позировки весьма коротка, отсутствует впечатление задержки в

воздухе, прыжок как бы отличается коротким дыханием. В таких случаях

говорят, что у танцующего нет баллона»

Быстрота построения позы во многом зависит от выполнения толчка.

Короткий сильный толчок позволяет не только высоко выпрыгнуть, но и

быстро принять нужную позу. При этом важно что-бы нога, с которой

выполнятся толчок, в момент взлета как можно быстрее приняла нужное

положение (attitude, arabesque, passé и т.д.) Толчковая нога приходит в позу

фактически одновременно с броском работающей ноги, и в это же время

готовое положение принимают руки и голова. Естественно, чем выше

выполнен прыжок, тем больше возможности для долгой фиксации позы в

воздухе. При приземлении, на какой-то момент поза сохраняется, даже если

прыжки исполняются подряд и в быстром темпе. Для этого, при исполнении

прыжков с приходом на одну ногу, в момент приземления работающая нога

должна повыситься. Руки и голова при этом тоже как можно дольше

сохраняют позу. Говоря об элевации, мы имеем в виду большие полетные

прыжки с продвижением. Изучение таких прыжков начинается в четвертом

классе, так как лишь к средним классам у учащихся приобретается

достаточная сила ног.

Не всегда танцовщики, обладающие большим прыжком умеют пользоваться

им для достижения элевации, и наоборот, довольно часто артисты, не

обладающие большим прыжком, умеют создать эффект элевации.

Три важные составляющие всех больших прыжков, позволяющих достичь

элевации-это толчок опорной ноги, сильный бросок работающей ноги и

активный «подхват» рук. От координации этих составляющих во многом

зависит высота прыжка, широта исполнения, фиксация позы в полете- то есть

полное использование всех возможностей элевации. К моменту изучения

больших прыжков ученики уже должны выработать сильный толчок и

быстрый сильный мах ногой. Но существует еще один важный момент, на

который следует обращать внимание в процессе развития элевации. Это

работа корпуса, особенно бедер во всех фазах большого прыжка.

И что еще не менее важно, для достижения эффекта баллона, наряду с

выполнением методических приемов исполнения, должно присутствовать

психологическое волевое устремление учащегося вверх. Это та

психологическая категория, которая зависит от врожденного темперамента,

а также может развиться при определенной совместной работе ученика и

педагога.

Список литературы

1. Ваганова А.Я. Основы классического танца.-Л-М. Искусство,1948.

2. Мориц В.Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического

тренажа.-М.-Л. Искусство, 1940

3. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства.- СПб.,

М., Краснодар: Лань, 2005

4.Красовская В.М. Вахтанг Чабукиани.-М.: Искусство,1956

5.Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.- Л.: Искусство,

1986.

6. Волынский А. Л. Книга ликований,-М.: АРТ, 1992

7. Валукин Е. П. Система мужского классического танца.-М.: ГИТИС. 1999

8. Осипова М.К. Прыжковые движения в классическом танце. Санкт-

Петербург 2018



В раздел образования