Напоминание

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную досуговую деятельность


Автор: Шатова Антонина Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ г. Хабаровска
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную досуговую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт

на

тему:

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через

совместную досуговую деятельность».

Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его

взрослым.

Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее

эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние

окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании

взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции

способствуют социальному и нравственному развитию, которое

начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое

плохо?».

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции.

Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость,

гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет

своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие -

труднее. Способность или умение правильно распознавать

эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в

формировании отношений к людям.

Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в

дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не

только обучение детей определённой системе знаний, умений и

навыков, но и формирование эмоционального отношения к

действительности и людям. Эффективность обучения, в свою

очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у

ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и

неудачи.

Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни

происходят существенные изменения — он начинает ходить в

детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы

ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку

дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознавал

требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в

процессе группового обучения.

В начале своей работы, я поставила себе задачи по формированию

эмоциональной сферы ребенка.

Задачи:

Учить

адаптироваться

детей

к

условиям

дошкольного

учреждения, создание у них чувства принадлежности к

группе, положительного

эмоционального фона, развитие

коммуникативных навыков.

Умение

распознавать

свое

внутреннее

эмоциональное

состояние и эмоциональное состояние другого человека.

Умение выражать собственное эмоциональное состояние

мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

Умение адекватно реагировать на эмоции других.

Обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих

различные эмоциональные состояния.

Начиная с младшей группы, для достижения этих результатов, моя

работа строилась на следующих принципах:

Индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого

ребенка,

ориентированный

на

биологический

возраст

и

психологическое развитие.

Непрерывность процесса развития эмоциональной сферы

ребенка.

Создание в группе эмоционального комфорта, атмосферы

добра,

покоя,

любви.

Д.Б.Эльконин

говорил:

«Яркие

впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик».

Формирование у ребенка адекватного восприятия себя, своих

способностей, уверенности в своих силах.

С приходом в детский сад ребёнок попадает в новые социальные

условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые

отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться

повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими,

отгороженностью, снижением активности. Чтобы

облегчить

ребёнку период адаптации в группе, я начала свою работу с

создания безопасного пространства для общения, условий для

самовыражения, объединяла всех детей совместной деятельностью,

что

способствует

повышению

уверенности

в

своих

силах,

появлению сплочённости. Чтобы этого достигнуть я решила

строить свою работу, используя досуговую деятельность.

Ведь культурно - досуговая деятельность осуществляется в

процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной

работы

ребёнка

с

художественными

материалами.

Это

обеспечивает детям возможность совершенствовать способности и

умения в деятельности, носящей развивающий характер.

В своей работе я использовала такие методы и приёмы:

Наблюдение. Наблюдая за жизнедеятельностью детей, я ставила

перед собой задачу специально обратить внимание на следующие

обстоятельства:

1.

Хотят ли дети играть вместе или избегают друг друга.

2.

Как дети включаются в игровое обучение.

3.

Принимают чужую инициативу или сопротивляются ей.

4.

Кто находится в центре игры, а кто, молча, наблюдает со

стороны

5.

Какие отношения преобладают: дружелюбные, согласованные

или конфликтные.

6.

Какие

эмоции

преобладают

положительные

или

отрицательные.

Наглядность.

Использовала картинки, изображающие детей в

разных эмоциональных состояниях, пиктограммы, игры с зеркалом.

Использование произведений художественной литературы.

Мир словесного искусства несёт в себе безграничные возможности

формирования эмоциональной сферы дошкольника. Крохотные и

большие сказки становятся для ребёнка настоящей « школой

эмоций»

Выражение

эмоций

мимикой,

жестами:

«

удивись

как

зайчик»,

« покажи, как огорчились дед и баба»

.

Развитие интонационной выразительности: « скажи как зайка,

собака, собака, помоги мне»

Развитие речи. Формирование эмоциональной сферы ребёнка

происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Рассказывание,

пересказы, беседы.

Социометрия. Выясняла количество в группе детей - « звёзд», «

популярных», « изолированных», «отверженных».

Использование музыки. Вслушиваясь в слова и музыку песен,

хороводов,

ребёнок

получает

первоначальные

понятия

о

настроении музыки. Слушание классической музыки (Моцарта,

Вивальди, Чайковского) действует через подсознание, открытое в

этом возрасте. Необходимости объяснять детям, содержание

музыкальных произведений нет, они поймут его по-своему — это

важнее.

Изобразительная деятельность.

Вместе с педагогом по изо

деятельности стараемся сделать виды этой работы как можно более

эмоционально насыщенными. Всегда при оценке работ задаются

вопросы, отражающие настроение и впечатления ребёнка: « ты

нарисовал снеговика, какое у него настроение? Как об этом можно

догадаться?» Рассматривая рисунки Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В.

Сутеева,

обязательно

внимание

детей

обращается

на

выразительность эмоционального состояния героя.

Для развития групповой сплочённости и повышение у детей

уверенности

в

себе,

использовала,

такие

игры,

в

которых

развивается координация движений, мелкой моторики и развитие

памяти. ( игры с пальчиками)

В

процессе

подвижных

игр

способствовала

возникновению

самостоятельной

деятельности

детей,

направленной

на

восстановление физических сил и активности.

Так же в группе проводились развлечения, театрализованные

представления, прослушивание звукозаписей, привлекала детей к

участию в концертах, организованных взрослыми.

Проводя праздники, приобщала детей к русской праздничной

культуре. Содействовала созданию обстановки общей радости,

хорошего настроения, формировала чувство любви к близким

взрослым,

привязанности

к

сверстникам.(«Здравствуй

осень»,

«Мамин праздник», «Зимушка-зима».)

В самостоятельной художественной деятельности предоставляла

детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься

изобразительной

деятельностью,

беседовать

с

друзьями,

рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры.

Для этого в группе выделены зоны для всех видов деятельности:

спортивный комплекс, уголок изо-деятельности, театрализовано -

художественной

деятельности,

уголок

уединения,

кукольный

уголок,

уголок

для

строительных

игр,

уголок

природы

и

исследования.)

Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на

каком- либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный «

эмоциональный

фонд»

с

помощью

которого

сможет

ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей

которые его окружают.

По

выражению Ж. Лабрюйера, « в тоне голоса, в глазах и

выражении лица говорящего, имеется не меньше красноречия, чем

в самих словах». Поэтому моей задачей было: научить детей

понимать собственное эмоциональное состояние, выражать

свои чувства и распознавать чувства других через мимику,

жесты, выразительные движения, интонации.

Для этой работы я использовала на занятиях и досугах

психогимнастику.

Психогимнастика — это курс специальных занятий, этюдов,

упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию

различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и

эмоционально- личностной сферы.

Психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и

учиться

различать

настроение

по

лицам.

Между

прочим,

специалистами замечено, что это полезно и для интеллектуального

развития.

Психогимнастика

помогает

корректировать

нежелательные черты характера и поведения детей.

Занимаясь психогимнастикой, дети изучали различные эмоции и

проигрывали их, получая возможность управлять ими. На занятиях

дети учатся правильно общаться, лучше понимать себя и других,

снимать психическое напряжение, создавая возможность для

самовыражения.

Схема занятия по психогимнастике.

1 фаза: -мимические и пантомимические этюды.

Цель:

выразительное изображение отдельных эмоциональных

состояний, связанных с переживанием телесного и психического

довольства и недовольства.

Это модели выражения основных эмоций ( радость, удивление,

интерес, гнев...)

Например: 1) В лесу живут два медвежонка — Тим и Том. Они

съели вкусные, но немытые яблоки, у них разболелись животы.

Медвежата жалуются: покажи.

Выразительные движения:

Брови приподняты и сдвинуты,

Глаза прищурены, туловище согнуто,

Живот втянут, руки прижаты к животу.

2) «Медвежата выздоровели» (этюд на выражение радости).

К заболевшим медвежатам Тиму и Тому пришел доктор Зай. Он

вылечил медвежат, и стало им очень хорошо. Не болят больше

животики у Тима и Тома.

Выразительные движения: положение; сидя, тело отклонено

назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.

2 фаза — этюд игры на выражение отдельных черт характера и

эмоций.

Цель:

а) Научить, выразительно изображать чувства, которые появляются

в социальной среде (жадность, доброта, честность и т. д.), их

моральная оценка.

б) Учить моделировать поведение персонажей с теми или иными

чертами характера.

в) Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее

сведений, относящихся к их социальной компетентности.

г) Учить детей при изображении эмоций пользоваться всеми

выразительными средствами одновременно.

1)«Король Боровик не в духе» (этюд на выражение гнева).

Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.

«Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король не в духе:

Короля покусали мухи.»

1) Этюд «Робкий ребенок».

Ребенок 1-ый день в детском саду, он робеет.

Выразительные движения: сидит на кончике стула очень прямо,

колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу,

ладони лежат на коленях, голову опустить.

Между 2 и 3 фазой - «минута шалости».

Дети в пределах группы могут делать все что захотят.

С детьми заранее обговорен сигнал, сообщающий о продолжении

занятия (например, если взрослый сел на стул, дети тоже должны

занять свои места).

Сигналом может стать музыкальная фраза, включение света и др.

Сигнал может быть любым, но обязательно постоянным.

3 фаза — этюды и игры, имеющие психотерапевтическую

направленность на отдельного ребенка или на группу в целом.

(Используются мимические и пантомимические способности детей

для предельно естественного воплощения в заданный образ).

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка,

тренинг

моделированных стандартных ситуаций.

1.

«Я так устал, я очень устал».

Выразительные движения: стоя, руки висят вдоль туловища, плечи

опущены.

2.

«Грязь» (этюд на выражение отвращения).

Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к другу. Ему надо

перейти дорогу.

Дети охотно проигрывали ситуации, в которых эмоции — страх,

удивление, радость, гнев и т. д. - представляются от имени

сказочных героев, животных.

Очень важно чередовать противоположные чувства, напряжение с

расслаблением.

Я смастерила шаблоны с изображением разных эмоций на лицах, а

когда они были освоены, разрезала их на фрагменты (начав с двух)

и составить мозайку.

Можно рисовать разные настроения, а на картонном овале лепить

глаза, шею, губы, брови, меняя настроение портрета по ходу

занятия.

Использовать психогимнастику очень полезно, как на отдельном

занятии, так и как часть занятия в театральной деятельности, в

сказкотерапии, в обычных занятиях.

В

старшем

дошкольном

возрасте

преобладают

много

-

персонажные

схемы.

Детям

предлагала,

более

расширенные

варианты восприятия эмоциональных состояний: обиды, вины,

гнева, усталости, интереса и других. Моя работа строилась с учётом

взаимосвязи

сопереживания,

с

анализом,

оценкой

ситуации,

выражением

отношения

к

ней.

Осуществляя

такую

работу,

подводила детей к пониманию, что нравственная оценка поступков,

способов поведения должна определяться не внешней формой

поступка, а прежде всего содержанием мотивов, то есть тем, чем

руководствовался персонаж в той или иной ситуации, что побудило

его к переживанию грусти, удивления и прочего. Обращала

внимание на то, что от настроения человека во многом зависит его

взгляд на окружающий мир, природу, отношения между людьми.

Для построения этой работы я ставила себе задачу:

Учить

распознавать

своё

эмоциональное

состояние

и

состояние других, адекватно реагировать на эмоциональное

состояние других, осваивать словесные обозначения эмоций,

активизировать словарь детей эмоциональной лексикой.

Для этой работы я изготовила наглядный материал: « книги

настроения», схемы эмоций, игры на определения эмоциональных

состояний.

В течении дня я использовала шутки, сюрпризы, фокусы для

создания положительно-эмоциональной обстановки, снятия

напряжения и усталости.

В постановке детских спектаклей и инсценировании литературных

произведений, сказок, рассказов дети принимают активное участие

не только как зрители, но и как действующие персонажи. Помогала

детям с помощью различных видов театра разыгрывать сценки по

знакомым сказкам, стихотворениям, детьми изготавливались

различные костюмы, декорации, атрибуты.

Организовывались

познавательные

тематические

вечера,

посвящённые

писателям,

народным

традициям

и

обычаям,

знакомству с правилами дорожного движения.

Творческие способности дошкольников ярче всего проявляются в

театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности.

В подготовительной группе дети уже имеют разносторонние

интересы в культурно-досуговой деятельности. В этом возрасте

дети инициативны, с удовольствием поддерживают различные

начинания,

обычно

связанные

с

интересной

творческой

деятельностью.

Организуя досуг детей, следует помнить, что в общении со

сверстниками для них уже важен вопрос самооценки, нравственных

позиций, лидерства. И именно организация культурного досуга

содействует формированию уважительного отношения к педагогу,

эмпатии к другим детям, доброжелательного и заботливого

отношения к младшим, уважения к старшим.

В этом возрасте я уделяла внимание на инсценировки сказок,

организации совместных праздников: ( осенины, новогодняя

литературная композиция по сказке « Двенадцать месяцев»,

праздник посвящённый 23 февраля. « папа, мама и я —

олимпийская семья», музыкально-литературная композиция

«мама», по сказке «Волк и семеро козлят». Литературные вечера по

сказкам А. С, Пушкина, о писателях и поэтах нашего города,

патриотический вечер, посвящённый 9 мая.

На всех этих мероприятиях я уделяла большое внимание. на

музыкальное сопровождение. Вместе с музыкальным

руководителем, придумывала сценарии, подбор музыки, движения

к танцам, ведь при выражении того или иного персонажа, я считаю,

что движения хорошо передают эмоциональное состояние

персонажа.

Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность

позволяет ребёнку восстановить физические и духовные силы.

Способствует

установлению

атмосферы

эмоционального

благополучия,

получению

новых

знаний,

достижению

необходимого уровня развития для поступления в начальную

школу.

Для достижения наилучшего результата необходима организация

совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и

детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к

проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела

анкетирование родителей

Я предусмотрела следующие формы работы с родителями:

родительские собрания, где информировала их о целях,

задачах, особенностях эмоционального развития;

анкетирование родителей с целью получения информации об

особенностях детско–родительских отношений и

индивидуальности ребёнка;

знакомство родителей с результатами педагогического

наблюдения.

На следующем этапе я подключила родителей к созданию

групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей

формировать детское сообщество.

В этом мне помогли:

домашние задания по участию в групповых делах

(оформление и оснащение группы);

участие родителей в праздниках;

совместные мероприятия родителей с детьми

домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям

предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения,

разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения

контакта родителей с детьми.

В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы

ребёнка я использовала следующие формы работы с родителями:

домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем,

оформлением выставки);

организация досуга с семейными конкурсами;

совместный тематический рисунок « моё любимое занятие

дома?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие

удовольствие, радость;

анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.

Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять

причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их

специфики, выяснить

особенности социальной ситуации

формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.

Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на

состояние их здоровья, улучшились показатели как, физического

так и психического здоровья детей

Проведенная работа в целом показала, что применение игр на

улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие

форм мероприятий делает возможным улучшение состояния

здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ.



В раздел образования