Автор: Шатова Антонина Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ г. Хабаровска
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную досуговую деятельность
Раздел: дошкольное образование
Опыт
на
тему:
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через
совместную досуговую деятельность».
Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его
взрослым.
Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее
эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние
окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании
взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции
способствуют социальному и нравственному развитию, которое
начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое
плохо?».
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции.
Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость,
гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет
своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие -
труднее. Способность или умение правильно распознавать
эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в
формировании отношений к людям.
Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в
дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не
только обучение детей определённой системе знаний, умений и
навыков, но и формирование эмоционального отношения к
действительности и людям. Эффективность обучения, в свою
очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у
ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и
неудачи.
Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни
происходят существенные изменения — он начинает ходить в
детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы
ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку
дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознавал
требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в
процессе группового обучения.
В начале своей работы, я поставила себе задачи по формированию
эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
Учить
адаптироваться
детей
к
условиям
дошкольного
учреждения, создание у них чувства принадлежности к
группе, положительного
эмоционального фона, развитие
коммуникативных навыков.
Умение
распознавать
свое
внутреннее
эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние другого человека.
Умение выражать собственное эмоциональное состояние
мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
Умение адекватно реагировать на эмоции других.
Обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих
различные эмоциональные состояния.
Начиная с младшей группы, для достижения этих результатов, моя
работа строилась на следующих принципах:
Индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого
ребенка,
ориентированный
на
биологический
возраст
и
психологическое развитие.
Непрерывность процесса развития эмоциональной сферы
ребенка.
Создание в группе эмоционального комфорта, атмосферы
добра,
покоя,
любви.
Д.Б.Эльконин
говорил:
«Яркие
впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик».
Формирование у ребенка адекватного восприятия себя, своих
способностей, уверенности в своих силах.
С приходом в детский сад ребёнок попадает в новые социальные
условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые
отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться
повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими,
отгороженностью, снижением активности. Чтобы
облегчить
ребёнку период адаптации в группе, я начала свою работу с
создания безопасного пространства для общения, условий для
самовыражения, объединяла всех детей совместной деятельностью,
что
способствует
повышению
уверенности
в
своих
силах,
появлению сплочённости. Чтобы этого достигнуть я решила
строить свою работу, используя досуговую деятельность.
Ведь культурно - досуговая деятельность осуществляется в
процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной
работы
ребёнка
с
художественными
материалами.
Это
обеспечивает детям возможность совершенствовать способности и
умения в деятельности, носящей развивающий характер.
В своей работе я использовала такие методы и приёмы:
Наблюдение. Наблюдая за жизнедеятельностью детей, я ставила
перед собой задачу специально обратить внимание на следующие
обстоятельства:
1.
Хотят ли дети играть вместе или избегают друг друга.
2.
Как дети включаются в игровое обучение.
3.
Принимают чужую инициативу или сопротивляются ей.
4.
Кто находится в центре игры, а кто, молча, наблюдает со
стороны
5.
Какие отношения преобладают: дружелюбные, согласованные
или конфликтные.
6.
Какие
эмоции
преобладают
положительные
или
отрицательные.
Наглядность.
Использовала картинки, изображающие детей в
разных эмоциональных состояниях, пиктограммы, игры с зеркалом.
Использование произведений художественной литературы.
Мир словесного искусства несёт в себе безграничные возможности
формирования эмоциональной сферы дошкольника. Крохотные и
большие сказки становятся для ребёнка настоящей « школой
эмоций»
Выражение
эмоций
мимикой,
жестами:
«
удивись
как
зайчик»,
« покажи, как огорчились дед и баба»
.
Развитие интонационной выразительности: « скажи как зайка,
собака, собака, помоги мне»
Развитие речи. Формирование эмоциональной сферы ребёнка
происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Рассказывание,
пересказы, беседы.
Социометрия. Выясняла количество в группе детей - « звёзд», «
популярных», « изолированных», «отверженных».
Использование музыки. Вслушиваясь в слова и музыку песен,
хороводов,
ребёнок
получает
первоначальные
понятия
о
настроении музыки. Слушание классической музыки (Моцарта,
Вивальди, Чайковского) действует через подсознание, открытое в
этом возрасте. Необходимости объяснять детям, содержание
музыкальных произведений нет, они поймут его по-своему — это
важнее.
Изобразительная деятельность.
Вместе с педагогом по изо
деятельности стараемся сделать виды этой работы как можно более
эмоционально насыщенными. Всегда при оценке работ задаются
вопросы, отражающие настроение и впечатления ребёнка: « ты
нарисовал снеговика, какое у него настроение? Как об этом можно
догадаться?» Рассматривая рисунки Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В.
Сутеева,
обязательно
внимание
детей
обращается
на
выразительность эмоционального состояния героя.
Для развития групповой сплочённости и повышение у детей
уверенности
в
себе,
использовала,
такие
игры,
в
которых
развивается координация движений, мелкой моторики и развитие
памяти. ( игры с пальчиками)
В
процессе
подвижных
игр
способствовала
возникновению
самостоятельной
деятельности
детей,
направленной
на
восстановление физических сил и активности.
Так же в группе проводились развлечения, театрализованные
представления, прослушивание звукозаписей, привлекала детей к
участию в концертах, организованных взрослыми.
Проводя праздники, приобщала детей к русской праздничной
культуре. Содействовала созданию обстановки общей радости,
хорошего настроения, формировала чувство любви к близким
взрослым,
привязанности
к
сверстникам.(«Здравствуй
осень»,
«Мамин праздник», «Зимушка-зима».)
В самостоятельной художественной деятельности предоставляла
детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься
изобразительной
деятельностью,
беседовать
с
друзьями,
рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры.
Для этого в группе выделены зоны для всех видов деятельности:
спортивный комплекс, уголок изо-деятельности, театрализовано -
художественной
деятельности,
уголок
уединения,
кукольный
уголок,
уголок
для
строительных
игр,
уголок
природы
и
исследования.)
Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на
каком- либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный «
эмоциональный
фонд»
с
помощью
которого
сможет
ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей
которые его окружают.
По
выражению Ж. Лабрюйера, « в тоне голоса, в глазах и
выражении лица говорящего, имеется не меньше красноречия, чем
в самих словах». Поэтому моей задачей было: научить детей
понимать собственное эмоциональное состояние, выражать
свои чувства и распознавать чувства других через мимику,
жесты, выразительные движения, интонации.
Для этой работы я использовала на занятиях и досугах
психогимнастику.
Психогимнастика — это курс специальных занятий, этюдов,
упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию
различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и
эмоционально- личностной сферы.
Психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и
учиться
различать
настроение
по
лицам.
Между
прочим,
специалистами замечено, что это полезно и для интеллектуального
развития.
Психогимнастика
помогает
корректировать
нежелательные черты характера и поведения детей.
Занимаясь психогимнастикой, дети изучали различные эмоции и
проигрывали их, получая возможность управлять ими. На занятиях
дети учатся правильно общаться, лучше понимать себя и других,
снимать психическое напряжение, создавая возможность для
самовыражения.
Схема занятия по психогимнастике.
1 фаза: -мимические и пантомимические этюды.
Цель:
выразительное изображение отдельных эмоциональных
состояний, связанных с переживанием телесного и психического
довольства и недовольства.
Это модели выражения основных эмоций ( радость, удивление,
интерес, гнев...)
Например: 1) В лесу живут два медвежонка — Тим и Том. Они
съели вкусные, но немытые яблоки, у них разболелись животы.
Медвежата жалуются: покажи.
Выразительные движения:
Брови приподняты и сдвинуты,
Глаза прищурены, туловище согнуто,
Живот втянут, руки прижаты к животу.
2) «Медвежата выздоровели» (этюд на выражение радости).
К заболевшим медвежатам Тиму и Тому пришел доктор Зай. Он
вылечил медвежат, и стало им очень хорошо. Не болят больше
животики у Тима и Тома.
Выразительные движения: положение; сидя, тело отклонено
назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.
2 фаза — этюд игры на выражение отдельных черт характера и
эмоций.
Цель:
а) Научить, выразительно изображать чувства, которые появляются
в социальной среде (жадность, доброта, честность и т. д.), их
моральная оценка.
б) Учить моделировать поведение персонажей с теми или иными
чертами характера.
в) Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее
сведений, относящихся к их социальной компетентности.
г) Учить детей при изображении эмоций пользоваться всеми
выразительными средствами одновременно.
1)«Король Боровик не в духе» (этюд на выражение гнева).
Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
«Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король не в духе:
Короля покусали мухи.»
1) Этюд «Робкий ребенок».
Ребенок 1-ый день в детском саду, он робеет.
Выразительные движения: сидит на кончике стула очень прямо,
колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу,
ладони лежат на коленях, голову опустить.
Между 2 и 3 фазой - «минута шалости».
Дети в пределах группы могут делать все что захотят.
С детьми заранее обговорен сигнал, сообщающий о продолжении
занятия (например, если взрослый сел на стул, дети тоже должны
занять свои места).
Сигналом может стать музыкальная фраза, включение света и др.
Сигнал может быть любым, но обязательно постоянным.
3 фаза — этюды и игры, имеющие психотерапевтическую
направленность на отдельного ребенка или на группу в целом.
(Используются мимические и пантомимические способности детей
для предельно естественного воплощения в заданный образ).
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка,
тренинг
моделированных стандартных ситуаций.
1.
«Я так устал, я очень устал».
Выразительные движения: стоя, руки висят вдоль туловища, плечи
опущены.
2.
«Грязь» (этюд на выражение отвращения).
Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к другу. Ему надо
перейти дорогу.
Дети охотно проигрывали ситуации, в которых эмоции — страх,
удивление, радость, гнев и т. д. - представляются от имени
сказочных героев, животных.
Очень важно чередовать противоположные чувства, напряжение с
расслаблением.
Я смастерила шаблоны с изображением разных эмоций на лицах, а
когда они были освоены, разрезала их на фрагменты (начав с двух)
и составить мозайку.
Можно рисовать разные настроения, а на картонном овале лепить
глаза, шею, губы, брови, меняя настроение портрета по ходу
занятия.
Использовать психогимнастику очень полезно, как на отдельном
занятии, так и как часть занятия в театральной деятельности, в
сказкотерапии, в обычных занятиях.
В
старшем
дошкольном
возрасте
преобладают
много
-
персонажные
схемы.
Детям
предлагала,
более
расширенные
варианты восприятия эмоциональных состояний: обиды, вины,
гнева, усталости, интереса и других. Моя работа строилась с учётом
взаимосвязи
сопереживания,
с
анализом,
оценкой
ситуации,
выражением
отношения
к
ней.
Осуществляя
такую
работу,
подводила детей к пониманию, что нравственная оценка поступков,
способов поведения должна определяться не внешней формой
поступка, а прежде всего содержанием мотивов, то есть тем, чем
руководствовался персонаж в той или иной ситуации, что побудило
его к переживанию грусти, удивления и прочего. Обращала
внимание на то, что от настроения человека во многом зависит его
взгляд на окружающий мир, природу, отношения между людьми.
Для построения этой работы я ставила себе задачу:
Учить
распознавать
своё
эмоциональное
состояние
и
состояние других, адекватно реагировать на эмоциональное
состояние других, осваивать словесные обозначения эмоций,
активизировать словарь детей эмоциональной лексикой.
Для этой работы я изготовила наглядный материал: « книги
настроения», схемы эмоций, игры на определения эмоциональных
состояний.
В течении дня я использовала шутки, сюрпризы, фокусы для
создания положительно-эмоциональной обстановки, снятия
напряжения и усталости.
В постановке детских спектаклей и инсценировании литературных
произведений, сказок, рассказов дети принимают активное участие
не только как зрители, но и как действующие персонажи. Помогала
детям с помощью различных видов театра разыгрывать сценки по
знакомым сказкам, стихотворениям, детьми изготавливались
различные костюмы, декорации, атрибуты.
Организовывались
познавательные
тематические
вечера,
посвящённые
писателям,
народным
традициям
и
обычаям,
знакомству с правилами дорожного движения.
Творческие способности дошкольников ярче всего проявляются в
театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности.
В подготовительной группе дети уже имеют разносторонние
интересы в культурно-досуговой деятельности. В этом возрасте
дети инициативны, с удовольствием поддерживают различные
начинания,
обычно
связанные
с
интересной
творческой
деятельностью.
Организуя досуг детей, следует помнить, что в общении со
сверстниками для них уже важен вопрос самооценки, нравственных
позиций, лидерства. И именно организация культурного досуга
содействует формированию уважительного отношения к педагогу,
эмпатии к другим детям, доброжелательного и заботливого
отношения к младшим, уважения к старшим.
В этом возрасте я уделяла внимание на инсценировки сказок,
организации совместных праздников: ( осенины, новогодняя
литературная композиция по сказке « Двенадцать месяцев»,
праздник посвящённый 23 февраля. « папа, мама и я —
олимпийская семья», музыкально-литературная композиция
«мама», по сказке «Волк и семеро козлят». Литературные вечера по
сказкам А. С, Пушкина, о писателях и поэтах нашего города,
патриотический вечер, посвящённый 9 мая.
На всех этих мероприятиях я уделяла большое внимание. на
музыкальное сопровождение. Вместе с музыкальным
руководителем, придумывала сценарии, подбор музыки, движения
к танцам, ведь при выражении того или иного персонажа, я считаю,
что движения хорошо передают эмоциональное состояние
персонажа.
Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность
позволяет ребёнку восстановить физические и духовные силы.
Способствует
установлению
атмосферы
эмоционального
благополучия,
получению
новых
знаний,
достижению
необходимого уровня развития для поступления в начальную
школу.
Для достижения наилучшего результата необходима организация
совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и
детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к
проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела
анкетирование родителей
Я предусмотрела следующие формы работы с родителями:
родительские собрания, где информировала их о целях,
задачах, особенностях эмоционального развития;
анкетирование родителей с целью получения информации об
особенностях детско–родительских отношений и
индивидуальности ребёнка;
знакомство родителей с результатами педагогического
наблюдения.
На следующем этапе я подключила родителей к созданию
групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей
формировать детское сообщество.
В этом мне помогли:
домашние задания по участию в групповых делах
(оформление и оснащение группы);
участие родителей в праздниках;
совместные мероприятия родителей с детьми
домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям
предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения,
разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения
контакта родителей с детьми.
В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы
ребёнка я использовала следующие формы работы с родителями:
домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем,
оформлением выставки);
организация досуга с семейными конкурсами;
совместный тематический рисунок « моё любимое занятие
дома?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие
удовольствие, радость;
анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.
Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять
причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их
специфики, выяснить
особенности социальной ситуации
формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.
Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на
состояние их здоровья, улучшились показатели как, физического
так и психического здоровья детей
Проведенная работа в целом показала, что применение игр на
улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие
форм мероприятий делает возможным улучшение состояния
здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ.