Автор: Маклакова Ольга Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №62
Населённый пункт: город Миасс Челябинская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Удивительный мир часов
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности для
подготовительной к школе группы на тему «Удивительный мир часов»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к
пониманию их назначения и функции.
2. Уточнить знания детей о часах и их видах.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Способствовать развитию умения образовывать родственные слова.
5. Способствовать развитию фонематического слуха.
6. Способствовать развитию эстетического вкуса, фантазии и творчества.
7Продолжать воспитывать навыки доброжелательного взаимодействия в
коллективе.
Предварительная работа: беседа с детьми о часах, раскрашивание картинок
на тему «Школа» для оформления часов, оформление выставки
«Удивительный мир часов», вовлечение родителей в проектную
деятельность.
Материал: проектор, ноутбук, презентация на тему «Мир часов», выставка
часов, пословицы, циферблаты, подарок от часовщика, заготовка из тонкого
картона в форме цветочка для изготовления часов, картинки для оформления
циферблата, клей-карандаш для каждого ребёнка, тряпочки.
Ход НОД
Организационный момент около выставки часов.
1Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
-Мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаём своё
тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою
самую очаровательную улыбку. От улыбки в хмурый день светлей. От
улыбки в небе радуга проснется, Поделись улыбкою своей. И она к тебе не
раз ещё вернётся.
-Дети, вы помните, что у нас в группе недавно сломались часы. Вы стали
задавать много вопросов по назначению и устройству часов. И мы решили
исследовать этот удивительный мир часов. Вам было дано домашнее
задание: рассмотреть часы, которые есть в доме и поговорить с родителями о
часах. А родителей мы просили принести картинки, часы, книги о часах. И
мы вместе сделали выставку. Давайте рассмотрим с вами какой интересный и
разнообразный мир часов. (Детям показать книги и часы)
-Я побывала в часовой мастерской, отнесла сломанные часы. А как
называют мастера по изготовлению и ремонту часов? (Часовщик).
И пригласила к нам в гости.
2.Просмотр слайдов и беседа
На экране часовой мастер.
- Здравствуйте, ребята! Я часовой мастер, меня зовут, Сергей
Иванович я обязательно починю ваши сломанные часы. С часами я,
работаю давно и знаю очень много интересного о них. Я попросил
Ольгу Петровну поделиться с вами моим рассказом и передать для
вас подарок. Подарок распакуйте позже. До встречи, дорогие
друзья!
-А сейчас, присаживайтесь на стульчики. Вы узнаете, что же
интересного рассказал мне часовщик об удивительном мире часов!
-Оказывается, привычных для нас часов раньше не было. Но во все
времена были живые часы.
-Слышите звук ?
- Включить звук крика петуха.
Слайд 1. После ответа - проецируется картинка с изображением
петуха.
-Петух - это живой будильник. Он всем говорит, что наступило утро и
пора вставать.
- А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы.
Слайд 2Например, если запел соловей, то значит еще ночь, он поет
самый первый. Включить звук пения соловья, проецируется картинка с
изображением поющего соловья ночью.
Слайд3с изображением жёлтых одуванчиков.
-Живые часы – это и растения. Попробуйте догадаться, как цветы
могут нам сказать, сколько сейчас времени. (рассуждения детей)
-Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное
время, словно по команде. И они никогда не путаются! Например,
одуванчики, открываются ровно в 5 утра. Как вы думаете, чем удобны
живые часы? А чем они неудобны? (Рассуждения детей)
Слайд 4 -А вот, воробей встает только в 6 утра. Как воробьи
проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик и на работу.
Звук чирикания воробья, проецируется картинка с изображением
воробья.
Слайд 5 с изображением солнечных часов.
-Наблюдая за солнцем, люди изобрели солнечные часы. Ходит солнце
по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Такие часы показывают
время только в солнечную погоду. На прогулке мы попробуем сделать
такие часы. И понаблюдаем за ними.
-История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы.
Слайд 6 с изображением водяных часов. Они придумали водяные
часы. Водяные часы сообщают о времени днем и ночью и в хмурый
день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали
воду и на сосуде делали пометки-чёрточки. Но и такие часы оказались
неудобны, т.к. постоянно приходилось доливать воду. С тех пор так и
говорят «Много воды утекло», т.е. много времени прошло.
-А какие пословицы и поговорки о времени знаете вы?
*Делу время, а потехе час.
*Время лучший лекарь.
*Всему свое время.
*Время как воробей, упустишь- не поймаешь.
* Утро вечера мудренее.
- Ребята, подойдите к столу и посмотрите на эти часы. Поставить
перед детьми часы на 3 и 10 минут для сравнения. Кто догадался как
их назвали? (ответы детей) Песочные часы! За определённое время
мельчайший песочек высыпается из одного сосуда в другой. Песочные
часы есть на 2, 3, 5 и 10 минут. Такие часики используют в
поликлинике на процедурах. (рассуждения детей). Слайд 7 с
изображением песочных часов.
-Пройдите на стульчики и продолжим беседу.
Слайд 8 с изображением Курантов. Шло время, и люди придумали
новые приборы для измерения времени. Появились башенные часы - на
башне. Они были очень громоздкими и сложными. Появился
циферблат. На старинных часах была одна стрелка – часовая. Люди
тогда жили размеренно и никуда не спешили. Спустя время появилась
минутная стрелка, а потом и секундная. Люди стали следить за
временем. Уже много веков главным символом Москвы является
Спасская башня Кремля со знаменитыми Курантами. А у нас в Миассе
есть такие часы? (Нет)
-А теперь немного отдохнём. Встаньте в круг.
Физминутка « Часы»
3. Игровое упражнение «Названия часов» (в кругу с мячом)
-А сейчас я проверю, как вы выполнили моё поручение. Помните, я
попросила вас рассмотреть все часы в доме и поговорить с родителями
о часах?
-Скажите, как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
..часы для детей? (детские)
..часы для женщин? (женские)
..часы для мужчин? (мужские)
..часы, которые стоят на столе? (настольные)
..часы, которые висят на стене? (настенные)
..часы, которые носят в кармане? (карманные)
..часы, сделанные из золота? (золотые)
…На башне – (башенные)…на полу- (напольные)… из цветов –
(цветочные) …из песка – (песочные)…из воды – (водяные)-Молодцы!
-А теперь снова присядем на стульчики и продолжим слушать истории.
Часовщик мне сказал, что у слова часы много слов-родственников,
например, зима-зимний, зимовать. Давайте теперь попробуем
подобрать слова-родственники к слову часы.
4. Игра «Родственные слова» ( на стульчиках полукругом)
-Часики, часовая(стрелка), часовщик(мастер по изготовлению и
ремонту часов), часовой (военный на посту), часовня, часок, часочек,
сейчас. Какие вы молодцы!
-Ребята, я хочу вам рассказать историю из детства. Однажды мы
пришли в гости, и я услышала необычный звук. Сначала я испугалась,
а потом просто восхитилась красотой.
Включить звук часов с кукушкой. Изображение часов с кукушкой на
слайде 9. Дети, хотели бы вы узнать о часах ещё больше?(Да) Тогда мы
продолжим исследование и изучение различных часов.
Слайд 10- изображение различных часов: атомные, будильник,
наручные, часы из цветов, детские. Мир часов очень удивителен и
разнообразен.
- А сейчас посмотрим мультфильм «Фиксики» где герой этого
мультика очень правильно рассказывает о часах.
5.Игра «Покажи время» Сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и
возьмите макеты часов для работы.
-Чем отличаются часы друг от друга? (формой, величиной, цветом,
местом расположения, разные по длине стрелки)
-А чем похожи все часы? (на всех есть цифры, стрелки, показывают
время)
-Круг с цифрами называется циферблат (повторите это слово)
- Длинная (большая) стрелка двигается быстро и показывает минуты.
Как она называется? (минутная).
- Короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно, она
показывает часы. – Как она называется (часовая).
-Слушайте задание: установите минутную (длинную) стрелку на 12, а
часовую на цифру 5. Который час показывают часы? (5 часов)
-А теперь покажите на часах время, какое я скажу, слушайте
внимательно. (показываю карточки)
1Олег проснулся в 7ч10минут
2Зарядка в детском саду начинается в 8ч 00минут
3Когда Миша пошел гулять, на часах было 10ч00минут
4Тихий час начинается, когда на часах 13ч30минут
5Мультфильм заканчивается в 14ч40 минут
6 Фильм о животных будут показывать в 9ч 50 минут.
7 Мама приходит с работы в 16ч30 минут
8 Завтрак у ребят в 8ч 35 минут
9 Спектакль начинается в 17ч 00минут
10 Мы ложимся спать в 21ч 00 минут -Молодцы!
6. Открытие подарка. Воспитатель приглашает детей в
мастерскую, где демонстрирует детям образец и объясняет порядок
работы:
На экране часовщик.
-Ребята, я, надеюсь, вам понравилась сегодняшняя история о часах.
Скажите, какие живые часы вы знаете?...
-Понаблюдайте за ними летом в деревне или на даче!
-Я дарю вам основу для часов ,а вы должны догадаться чего не
хватает и приклеить на циферблат.
Вы большие молодцы! Настоящие юные исследователи! Желаю вам
удачи и новых открытий! Приходите в гости в мою мастерскую!
До встречи. И помните, ПОРЯДОК-ВРЕМЯ БЕРЕЖЁТ!
-А теперь настало время открыть долгожданный подарок от часовщика.
(воспитатель достает из коробки часы-заготовки в виде цветочка,
дети выбирают сами понравившийся цвет и проходят за столы , где
лежать клей и ножницы)
-Дети, часовщик, подарил нам основу для часов. Чего не хватает у
часов? (Дети должны обнаружить, что на часах нет стрелок и цифр.)
-Вам нужно разложить цифры на картонном круге по порядку в
соответствии с циферблатом часов. Приклеить. Вставить в стрелки
шурупчик и прикрепить его к часам болтиком.
Звучит мелодия. Дети выполняют задание. Часы демонстрируются
гостям, обсуждение у кого сколько времени.
6 Итог. - Ребята, вам понравилась сегодняшняя история о часах. Что
нового вы узнали о часах? Какие ещё часы сегодня вам
запомнились?...Давайте дополним нашу выставку ваши часиками.