Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие детского творчества средствами изобразительной
деятельности»
Мир ребенка- это самый сложный комплекс разнообразных зрительных,
слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира
захватывает ребенка полностью, овладевает им, толкает к созиданию,
поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные
ребенку от рождения.
Известно, что художественная деятельность детей
обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму,
звуки, подводит к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их
сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.
Выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности
является инструментом исследования его бессознательных процессов,
облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению
поведения, обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения,
речи, коммуникации. Следовательно возможно воздействие на развитие
творческого воображения средствами изобразительного искусства:
рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.
Большой потанцевал для раскрытия детского творчества заключен в
изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее
появления и становления, она станет ярким и благодатным средством
самовыражения и развития ребенка.
Занимаясь изобразительной
деятельностью с детьми, у детей развиваются творческие способности,
сохраняется индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения
языка изобразительного искусства.
Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, можно активно
использовать метод проживания и восприятия образа через себя, через
движения. Важно, чтобы ребенок выполняя то или иное задание, нашел свой
уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ.
Одним из условий развития детского творчества в рисовании является
использование различных изобразительных материалов, которые обогащают
художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от
результата своего труда. Можно использовать в работе и гуашь, и акварель.
И гуашь и акварель позволяет знакомить детей с холодной и теплой гаммой
красок, основными и дополнительными цветами, формируют навыки
смешивания цветов и получение большего количества разнообразных
оттенков , так же помогает детям выразить свои эмоции и отношение к
изображаемому явлению через сочетание цветов.
Когда дети занимаются изобразительной деятельностью, они знакомятся с
разными материалами, которые можно использовать: карандаши, восковые
мелки, фломастеры и даже уголь. Узнают графические способы изображения,
где основным средством выразительности является линия. В зависимости от
начертания она может быть разной по форме и характеру, может соединяться
и превращаться в разные узоры. С помощью линии дети могут показать
фактуру поверхности предметов.
В решении задач по развитию творческой индивидуальности у детей в работе
можно использовать разнообразные изобразительные техники, которые
способствуют развитию воображения, фантазии, творческой
самостоятельности: кляксографии, отпечатывания листьев на бумаге,
рисование свечой, аппликация с дорисовыванием и др. дети с интересом
осваивают эти техники и испытывают радость и удовольствие от работы.
Новые методы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывают
интерес у детей, способствуют развитию творческой активности, желание
вести исследовательскую деятельность.
Многие занятия рисованием можно связать со сказкой. Она помогает создать
эмоциональное настроение, стимулирует творческую активность детей в
создании художественных образов. Сказочные герои приходят в гости к
детям, дети сами отправляются в сказку. Можно сопровождать процесс
художественной деятельности классической музыкой, русской народной
музыкой., художественным словом.
Немаловажным приемом в развитии детского творчества- проживание
ситуации успеха. Работы можно поместить на выставку, где ребенок имеет
возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, с
родителями.
Таким образом, целенаправленная работа с детьми по развитию творческих
способностей, помогает развивать творческую индивидуальность каждого
ребенка, выражать чувства посредством линии, цвета, формы.
Детское изобразительное творчество-это мир ярких, удивительных образов, в
которых дети передают свои впечатления от окружающей их
действительности.