Напоминание

«Значение игры для экологического воспитания детей».


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Значение игры для экологического воспитания детей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Значение игры для экологического воспитания детей».

На нашей планете в последнее время отмечается серьезные нарушения

механизмов саморегуляции систем разных уровней , вплоть до биосферы.

Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности

человека, относящегося к природе потребительски. Именно поэтому задачи

изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка

представляются первоочередным. Воспитание любви к природе – одна из

главных задач современного дошкольного образовательного учреждения.

Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с

чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание

любить и понимать природу.

Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения

и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

Достаточно серьезной проблемой для детей дошкольного возраста является

освоение правил поведения в природе, а также моральных норм, как

ответственность, бескорыстную помощь, сострадание, и усвоение норм и

правил происходит лучше в игровой деятельности. Таким образом, есть

предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и

обществе, самоконтроль за действиями и поступками, то есть существует

практическая разработка этических норм и правил поведения. Очень

эффективны, с точки зрения экологического развития дошкольников занятия,

построенные в виде игры. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает, как

играют другие дети.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш

делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более

того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»-

А. С. Макаренко.

Значение игры, в том числе обучающих, дидактических в воспитательном

процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми

дошкольного возраста. Важны они и в экологическом воспитании маленьких

любителей и защитников природы.

Знания о природных объектах, явлениях и причинно- следственных

зависимостях между ними , постепенно формирующихся у детей

дошкольного возраста, служат базой для развития их представления о мире в

целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении

этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с

природой строится экологическое воспитание и просвещение детей.

Одновременно решаются задачи развития их эмпирического и

теоретического мышления, познавательной активности, закладываются

основы осознанного взаимодействия с миром.

Понимание причинно- следственных зависимостей является наиболее

проблемным элементом в системе знаний детей о мире. Причины кроются в

отсутствии у них абстрактных понятий , отражающих причинно-

следственные связи, что заставляет педагогов использовать вербальные

методы при их объяснении, которые плохо сочетаются с наглядно- образным

и наглядно- действенным характером мышления детей дошкольного и

младшего школьного возраста.

Использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении с

природными причинно- следственными зависимостями приводит к

формализации знаний, непониманию связей между причиной и следствием,

невозможности применять знания практической деятельности.

Решить эту проблему возможно путем вовлечения детей в деятельность,

позволяющую на собственном опыте познакомиться с действием изучаемой

закономерности. Наиболее адекватными поставленной задаче как с точки

зрения дидактики, так с учетом психологических особенностей

дошкольников являются дидактические игры. Так, дидактическая игра

способствует:

- развитию познавательных способностей; получению новых знаний их

обобщению и закреплению;

- в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы

умственной деятельности; в процессе дидактических игр явления (в том

числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные

обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая

деятельность;

- обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное

эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные

способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки

предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать

предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам,

чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения);

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому

основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта

от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему

психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в

соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной

группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны

овладеть дети.

Большая их часть ориентирована главным образом на продуктивную

деятельность ребенка, на закрепление или проверку имеющихся знаний.

В процессе дидактических игр дети сталкиваются с необходимостью

принять решение, проанализировать ситуацию, моделирующую природные

условия, проявление законов, которые имеются в реальных природных

условиях и влияют на игровые персонажи. Игры позволяют дать ребенку

новый опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и

принятия решения с учетом действия причинно- следственных связей.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания детей, помогает в

решении задач в формировании основ экологической культуры.



В раздел образования