Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Значение игры для экологического воспитания детей».
Раздел: дошкольное образование
Тема «Значение игры для экологического воспитания детей».
На нашей планете в последнее время отмечается серьезные нарушения
механизмов саморегуляции систем разных уровней , вплоть до биосферы.
Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности
человека, относящегося к природе потребительски. Именно поэтому задачи
изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка
представляются первоочередным. Воспитание любви к природе – одна из
главных задач современного дошкольного образовательного учреждения.
Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с
чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание
любить и понимать природу.
Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения
и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
Достаточно серьезной проблемой для детей дошкольного возраста является
освоение правил поведения в природе, а также моральных норм, как
ответственность, бескорыстную помощь, сострадание, и усвоение норм и
правил происходит лучше в игровой деятельности. Таким образом, есть
предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и
обществе, самоконтроль за действиями и поступками, то есть существует
практическая разработка этических норм и правил поведения. Очень
эффективны, с точки зрения экологического развития дошкольников занятия,
построенные в виде игры. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает, как
играют другие дети.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш
делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более
того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»-
А. С. Макаренко.
Значение игры, в том числе обучающих, дидактических в воспитательном
процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми
дошкольного возраста. Важны они и в экологическом воспитании маленьких
любителей и защитников природы.
Знания о природных объектах, явлениях и причинно- следственных
зависимостях между ними , постепенно формирующихся у детей
дошкольного возраста, служат базой для развития их представления о мире в
целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении
этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с
природой строится экологическое воспитание и просвещение детей.
Одновременно решаются задачи развития их эмпирического и
теоретического мышления, познавательной активности, закладываются
основы осознанного взаимодействия с миром.
Понимание причинно- следственных зависимостей является наиболее
проблемным элементом в системе знаний детей о мире. Причины кроются в
отсутствии у них абстрактных понятий , отражающих причинно-
следственные связи, что заставляет педагогов использовать вербальные
методы при их объяснении, которые плохо сочетаются с наглядно- образным
и наглядно- действенным характером мышления детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
Использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении с
природными причинно- следственными зависимостями приводит к
формализации знаний, непониманию связей между причиной и следствием,
невозможности применять знания практической деятельности.
Решить эту проблему возможно путем вовлечения детей в деятельность,
позволяющую на собственном опыте познакомиться с действием изучаемой
закономерности. Наиболее адекватными поставленной задаче как с точки
зрения дидактики, так с учетом психологических особенностей
дошкольников являются дидактические игры. Так, дидактическая игра
способствует:
- развитию познавательных способностей; получению новых знаний их
обобщению и закреплению;
- в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы
умственной деятельности; в процессе дидактических игр явления (в том
числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные
обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая
деятельность;
- обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное
эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные
способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки
предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать
предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам,
чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения);
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому
основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта
от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему
психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в
соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной
группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны
овладеть дети.
Большая их часть ориентирована главным образом на продуктивную
деятельность ребенка, на закрепление или проверку имеющихся знаний.
В процессе дидактических игр дети сталкиваются с необходимостью
принять решение, проанализировать ситуацию, моделирующую природные
условия, проявление законов, которые имеются в реальных природных
условиях и влияют на игровые персонажи. Игры позволяют дать ребенку
новый опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и
принятия решения с учетом действия причинно- следственных связей.
Таким образом, игра как метод экологического воспитания детей, помогает в
решении задач в формировании основ экологической культуры.