Авторы: Александрова Ольга Сергеевна, Прошунина Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарки
Населённый пункт: Город Игарка, Красноярский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Методическое пособие "Русские матрёшки"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Методическое пособие
«Русские матрёшки»
(познавательное развитие детей старшего
дошкольного возраста)
Авторы-составители:
Прошунина С.С.
Александрова О.С.
г. Игарка
2020г.
Аннотация
1
В пособии представлен опыт воспитательно-образовательной работы по
организации мини-музея о русских народных промыслах.
В пособии представлены дидактические игры, игровые задания, речевой
материал, конспекты занятий, экскурсий, консультации для родителей,
которые
направлены
на
ознакомление
детей
с
русским
народным
творчеством.
Методический материал, входящий в пособие, может быть использован
в групповых помещениях, для занятий, в свободное время, для работы с
родителями.
Пособие будет интересно педагогам и родителям, тем, кто занимается
вопросами познавательного развития детей дошкольного возраста.
Содержание
2
Введение………………………………………………………………..……4
Основная часть…………………....................................................................5
1.
Теоретическая часть…………………………………………..…….…...5
2.
Практическая часть……………………………………………..…........9
2.1.
Дидактические игры…………………………………………………9
2.2.
Игры – шнуровки……………………………………………………10
2.3.
Речевой материал………………….………………………………...15
2.4. Консультации для родителей ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………..…..45
Список используемых источников ………………………………..…..….46
Введение
3
Актуальность
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям,
истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему
приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм
ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах
этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ,
способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению
образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым
популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает
историю возникновения матрешки.
Основная часть
4
Цель данного пособия: формирование у детей дошкольного возраста
представлений о русской народной матрёшки.
Задачи:
Расширение познавательных способностей, активности и деятельности.
Знакомство с историей возникновения, видами, особенностями росписи
русской матрешки, географию и особенности национального сувенира.
Развивать творческие способности, наблюдательность
Воспитывать интерес к истории и культуре России
1. Теоретическая часть.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую
популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются
музейные
программы,
выходят
книги,
разрабатываются
методические
рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем
в
музее
партнера
по
решению
задач,
связанных
с
воспитанием
и
образованием
детей,
через
осуществление
музейно-педагогической
деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского
сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль
учителя и воспитателя.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти
экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей,
для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную
тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь
детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их
создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а
вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее
ребенок – лишь
пассивный
созерцатель,
а
здесь
он – соавтор,
творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и
дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
Принципы музейной педагогики
При
использовании
музейной
педагогики
как
инновационной
технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо
учитывать следующие принципы.
5
Наглядность.
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-
воспитательное значение для детей, вызывать в детях
любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой,
ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в
соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом
возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к
природе вещей).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется
на уровне практической деятельности как отражении полученных
знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в
продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но
возможность импровизации).
Любая
экспозиция
должна
учитывать
следующую
логическую
цепочку: восприятие
-
понимание
-
осмысливание – закрепление
-
применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной
педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми
предполагает не только качество и количество полученной информации в
ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей
пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать
обязательное
включение
практической
части
в
ходе
знакомства
с
экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-
развлечения,
игры-путешествия,
игры-графические
упражнения,
интеллектуально-творческие
игры,
игры
по
сюжету
литературных
произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены
детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое
название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
6
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях
ДОУ заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства
приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных
проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем
возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями
музейных выставок и культурных событий, приобретут
познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется
интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
«Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема
«еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка
распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг,
необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих
вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей
причастности к иному времени, другой культуре посредством общения
с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей
эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к
художественному восприятию действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать
окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и
народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей»
вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст
обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить
самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение
музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может
показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать
определённым правилам.
Правило
первое. К
посещению
музея
необходимо
серьёзно,
целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и
впечатления.
Ребёнок
не
подготовлен
к
восприятию
сложного
символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь
7
маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной
деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей
деятельности
–
формирование
творческой
личности,
способной
заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою
ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и
передачу этого наследия другим поколениям.
8
2. Практическая часть
Дидактические игры
Дидактическая игра «Новоселье матрешек».
Цель: формировать у детей представление от величине, такие качества, как
длина, ширина, высота, учитывать эти качества в своей практической
деятельности, правильно обозначать их словами, учить практическому
примериванию,
накладыванию
и
прикладыванию
предметов,
умению
выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенным признакам
«по
росту»
матрешек,
по
цвету.
Развивать
память,
формировать
грамматический строй речи, расширять словарный запас детей, использовать
речь антонимов (высокий –низкий, низкий-ниже-самый низкий.
Оборудование:
из картона изготавливаются трафареты-домики для
матрешек и сами матрешки. В каждом домике может поместиться одна
матрешка. Ребенок должен разместить домик в ряд на полоске-улице, а затем
поместить в каждый домик матрешку соответствующей величины.
Ход игры:
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором стоит матрешка. На глазах у
детей воспитатель разбирает матрешку и на то, что одна матрешка самая
большая, а другие поменьше. Читает стихотворение:
«Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки
В ней живет ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая
В ней живет шестая.
9
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Это кукла меньше всех.
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд.
Сестры – куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим,
И ответят куклы – восемь!
Выкладывается комплект матрешек и домики для них. Ребенок должен
разместить домики в ряд на полоске-улице, а затем поместить в каждый
домик матрешку соответствующей величины и цвета.
Воспитатель сопровождает действие ребенка словами: «Этот домик самый
высокий он красный, поэтому в нем будет жить самая высокая матрёшка -
красная.
Дидактическая игра «Новоселье матрешек».
- Какой следующий домик нужно поставить на нашу улицу? И т. д.
После того как все матрешки размещены по домам. У них новоселье. Они
выходят на танец и, им весело:
«Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки»
Вариант 2:
Можно предложить детям придумать матрешкам имена с заданным
звуком. Дети считают домики по порядку и придумывают предложение типа
«В первом домике живет Маша, а во втором домике – Наташа.
Вариант 3.
Организуется режиссерская игра с матрешками. Ребенок читает от имени
своей матрешки стишок, поет песенку.
Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Что изменилось?
(Игра с матрешками).
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании
предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала),
замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек,
воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание,
наблюдательность, речь.
10
Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама
(самая большая матрешка).
Игровые действия. Отгадывание, что изменилось в расположении
матрешек.
Ход игры. Взрослый показывает детям поочередно пять разных по
размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки
разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми
взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки
разные.
Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны
матрешки.
Взрослый задает вопрос:
- Дети, что вы видите на моем столе?
- Матрешки, - отвечают дети хором.
- Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а
затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? ("Разные".) А что у
них разное? Посмотрите внимательн
Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им
наводящими вопросами:
- Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой
матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой -
зеленый, а у этой - синий. Как мы скажем про платочки одним словом?
("Платочки у матрешек разного цвета".) А сарафаны? Как можно сказать?
Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого
цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на
них и запомните, как матрешки одеты.
А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете,
какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому,
кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.
Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за
ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.
При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.
В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие
задачи решаются.
Дидактическая игра «Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам
величины.
Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по
величине кружочков, башенка из полых кубов.
Содержание. По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на
котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть
11
с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где
же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает
ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает
верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все
матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель
называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я -
Наташа, я - Даша, я - Маша» и т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из
матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала
матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они
выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой,
встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая
(высокая)? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор
кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди,
которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей
величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит
на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам
подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом
разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно
для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора
домой!
-
говорит
воспитатель.
Становитесь
в
пары».
Матрешки
выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек
не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если
помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши
ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на
стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики
для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для
своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.
Дидактическая игра "Где звенит?"
Цель: Развивать слуховое восприятие.
Память, эмоционально затронуть детей и поднять настроение.
Материал:
-Игрушки: Неваляшка, матрёшка, колокольчик.
Материал для сюрпризного момента:
-Пирамидка, матрёшка, стаканчики, вкладыши и д. р.
Ход игры:
Детей встречает матрёшка. Она здоровается.
Неваляшка. Моя подружка не простая, в ней спрятались еще две
матрёшки.
Дети открывают матрёшку, отдельно собираю всех трёх матрёшек и
выставляют их на столе по росту: от самой большой до самой маленькой и
наоборот.
12
Неваляшка достаёт маленький колокольчик, звенит им и прячет в одну
из матрёшек.
Затем несколько раз меняет матрёшек местами и просит показать, в
какой матрёшке спрятан колокольчик.
Игра повторяется несколько раз.
Сюрпризный момент:
Неваляшка. Вы так хорошо занимались. Посмотрите, что я для вас
приготовила.
(Вынимает из коробки по одной игрушки и называет их).
Пирамидка, матрёшка, стаканчики, вкладыши.
Кто поиграет в эти
игрушки?
Воспитатель или неваляшка раздаёт каждому ребёнку по одной
дидактической игрушке и предоставляет каждому ребёнку самостоятельно
разобрать и собрать доставшуюся игру.
Дидактическая игра «Матрешки»
Цель: развитие сенсомоторного восприятия
Задачи: учить детей выстраивать сериационный ряд в убывающем
порядке: от низкого к высокому и наоборот.
Учить обследовать предмет путем приложения и находить высокий.
Закреплять в речи слова высокий, ниже, еще ниже, низкий, самый низкий.
Развивать
память,
внимания,
наблюдательность,
графические
навыки,
творчество.
Игровой материал: наборы матрешек по 5 штук, два набора одинаковые по
оформлению. Петрушка.
Правила игры: играть могут 6 детей, первым отвечает тот, на кого покажет
Петрушка или маленькая матрешка, или воспитатель.
Ход игры.
Вариант 1. Петрушка приносит детям матрешку и говорит, что ее подружки,
другие матрешки потерялись и предлагает детям найти подружек матрешки
(предлагается два набора (отличные по оформлению)
Дети находят матрешек с похожим рисунком. Петрушка предлагает детям
построить матрешек по росту: это высокая, эта ниже, эта еще ниже, самая
низкая (если дети затрудняются, можно предложить только три матрешки)
Вариант 2. Правила. Группе детей (4) предлагается выбрать любую
матрешку(1 набор) Первым выполняет действие тот, кого попросит
Матрешка.
Ход: Появляется маленькая матрешка и просит детей найти матрешек –
подружек, которые больше ее. Дети путем приложения выбирают матрешек и
выстраивают сериационный ряд.
Вариант 3. «Кто лишний? » Правила: отвечает тот, на кого покажет
воспитатель. Ход. Воспитатель говорит, что матрешки очень хорошо
13
поиграли и решили идти домой, построились и вдруг увидели, что одна из
них лишняя, кто же?
Вариант 4. «Какой матрешки не стало? » Правила: отвечает тот, на кого
покажет воспитатель. Воспитатель говорит, что только матрешки все
собрались, и одна из них исчезла (закрывает матрешек и убирает одну)
Вариант 5. «Обведи матрешку и раскрась, как хочешь».
Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста
«Игрушка матрешка»
Цель:
учить
детей
действовать
со
сборно-разборными
игрушками,
состоящими
из
трех
однотипных
и
взаимосвязанных
частей;
учить
сопоставлять, различать и понимать разницу и размеры кукол; воспитывать
бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: трехместная матрешка.
Предварительная работа: рассматривание матрешки, чтение стихотворного
текста С. М. Маршака «Матрешки».
Ход игры.
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас в группе живет русская народная игрушка – матрешка.
Посмотрите, какая она красивая –
Кукла деревянная,
Круглолица и румяна.
В разноцветном сарафане
На столе у нас живет.
(уточняю цвет косыночки, сарафанчика, размер матрешки - большая.
Предлагаю детям рассмотреть игрушку, а затем трясу ее)
2. Основная часть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
- Я открываю матрешку и достаю из нее другую, поменьше. Совмещаю части
большой матрешки и ставлю ее на стол.
(обращаю внимание детей на цвет косыночки и сарафанчика, размер –
поменьше).
- Открываю вторую матрешку.
Эту куколку открой -
Будет третья во второй.
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри
Эта кукла меньше всех,
14
Чуть поменьше, чем орех.
(уточняю с детьми цвет косыночки и сарафанчика, размер – маленькая)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все сидят они друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Ребята, покажите какая матрешка большая.
-Покажите матрешку поменьше.
-Покажите самую маленькую матрешку.
-А теперь давайте поставим их по величине. Сначала поставим какую
матрешку? (большую). Потом какую? (поменьше). А потом? (маленькую).
- Давайте соберем матрешку. Посмотрите, как я это делаю: я открываю
поменьше и вкладываю в нее маленькую матрешку. Закрываю.
- Теперь открываю большую матрешку и ставлю в нее матрешку поменьше.
Закрываю.( обращаю внимание детей на то, что игрушки должны быть
правильно совмещены, т. е. руки и сарафанчик должны находиться на месте)
- Сколько стало матрешек? (одна).
- А сколько было? (много).
3. Рефлексия.
Матрешка: Вы играли, веселились
И матрешке подивились,
А теперь мои друзья
Угощать мне вас пора,
Тут подарки не простые,
Разноцветные такие.
(раздаю детям подарки – разноцветные нарисованные матрешки) .
-Какой по цвету подарок у Насти?
-А у Влады?
-У Полины, какой по цвету?
-МОЛОДЦЫ!
2.3 Речевой материал
«Подружки»
Погляди скорее -
Щёчки розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрёшки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
15
***
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
***
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрёшками зовут!
* * *
Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки,
Хоть и неуклюжие немножко,
Но на празднике на нашем
Обязательно попляшем.
Ой, да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
Ой, да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрёшек постарайся!
* * *
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрёшка)
* * *
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
16
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
* * *
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(матрёшка)
* * *
Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек
Почему- то нету ножек.
* * *
Мы веселые матрёшки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
«МАТРЁШКИНЫ ПОТЕШКИ»
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
***
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёшка вышла в юбочке.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Бурёнушка!
- Выхожу, Матрёнушка!
17
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку -
Вспомнили матрёшку.
***
Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызёт, а кто глотает,
Кто за щёчкою катает.
Я цветочек вышила,
“Жу-жу-жу” услышала.
Села пчёлка на цветок,
Мастерица – наутёк.
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядем,
Сами в гости к вам придем.
***
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.
***
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
Шла по ягоду Матрёшка, Позабыла взять лукошко.
“И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?”
18
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и мерили,
Глазам своим не верили.
Пыль клубится по дорожке -
Едут с ярмарки матрёшки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать! (Валентин Берестов)
* * *
«История Матрёшки»
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синь всплеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и пой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
19
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
(Владимир Моисеев)
* * *
«Подарок»
Подарили мне матрёшку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, а что там?
Там еще одна матрёшка,
Улыбается, дурёшка;
Хоть и жаль её ломать,
Буду дальше разбирать.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
20
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая –
В ней живёт шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сёстры-куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!»
(В. Приходько)
«Матрёшки»
“Мы – матрёшки, мы – кругляшки,
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдём –
Только пыль столбом”.
“Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть”.
“Подходите, подходите
На товары поглядите.
Привезли издалека,
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки”.
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём,
21
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть.
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
* * *
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке.
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
Матрешёнька-детёныш.
А там ещё! Откуда?
А там опять… найдёныш.
* * *
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие весёлые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрёшки.
(А. Гришин)
* * *
22
Как в большой-большой матрёшке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрёшка-крошка,
Ну, а в крошке – никого.
Их четыре же всего.
(Р. Карапетьян)
* * *
Подарили Маше
Матрёшку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой её немножко,
Там внутри – ещё матрёшка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном – двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрёшек – все в одной
Могут спрятаться порой.
(Л. Громова)
* * *
В одной кукле – кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.
* * *
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
23
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
(Н. Радченко)
***
Эти русские матрёшки,
Разноцветные одёжки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймёшь,
Если младшей не найдешь.
(Джулия Рум)
* * *
- Ой, ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой, ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
(С. Иванов)
* * *
«Славная Матрёшка»
Кукла славная – матрёшка,
Где - же ручки,
Где - же ножки?
Ах, какие щёчки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрёшка – мама,
Вот матрёшки – дочки,
Ротик – будто ягодки,
Глазки – будто точки!
Мама песенку поёт,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
(А. Кулешова)
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
24
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.
В ней живет ещё одна
кукла в серединке.
Эту куколку открой-
будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри шестая
В ней живёт пустая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
сёстры куколки стоят.
Сколько вас?- у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!
Эту куколку открой!
«Стихи о матрёшках»
Зимним днём в гирляндном свете
Новый Год справляли дети…
Кружила танец допоздна
По залу девочка одна.
И понравилась Серёжке
За смешной костюм матрёшки.
Но точно знал в свои пять лет
Серёжа маленький секрет…
За рукав схватил девчушку,
И шепнул он ей на ушко:
25
"Таких ещё в тебе внутри
По меньшей мере штуки три!"
***
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
«Матрёшка»
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную
Глядь, а в ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
26
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
***
Ах, матрёшечка-матрёшка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щёчки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
***
Нам, конечно, интересно
Про матрёшек рассказать,
Но неплохо бы напомнить:
Когда мы будем танцевать?
Танцев русских много знаем.
Их мы любим танцевать.
Но сегодня в этом зале
«Кадриль» хотели бы сплясать.
«Матрёшкины частушки»
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрёшки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Толстая матрёшка
Ходит с поварёшкой.
Поварёшку обронила –
Себе руку обварила!
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрёшку.
27
Шла по ягоды матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась!
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одежки.
Сами ткём и прядем,
Сами в гости к вам придём.
Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрёшки.
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках!
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.
Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и упаду,
Всё равно не пропаду.
«ЗАГАДКА»
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
28
(русская матрёшка)
«ФИЗМИНУТКА»
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрём ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
«ВЕСЁЛЫЕ МАТРЁШКИ»
Мы - весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пёстрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сёстры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки!
***
Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек
Почему то нету ножек.
29
«МАТРЁШКА»
У меня матрёшка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зелёном, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернёшь -
Там еще матрёшка.
Та матрёшка вовсе крошка,
То – любимая матрёшка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрёшку.
«МАТРЁШКА НА ОКОШКЕ»
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрёшенька-детёныш.
А там ещё –
Откуда?
А там опять …
Найдёныш!..
… Поют матрёшки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрёшки,
Чтоб выйти вереницей
30
И погулять с сестрицей.
(В. Приходько)
«СЧИТАЛОЧКА»
Мы - красавицы матрёшки
Разноцветные одёжки.
Раз - Матрёна.
Два - Малаша,
Мила - три.
Четыре - Маша.
Маргарита - это пять.
Нас не трудно сосчитать.
(В. Степанов)
«ЗАГАДКИ ПРО МАТРЁШКУ»
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшой – темница.
«ДЕРЕВЯННЫЕ МАТРЁШКИ»
Деревянная матрёшка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрёшка,
То матрёшек целых пять!
31
(З. Медведева)
«МАТРЁШКА»
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет!…То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
(Владимир Моисеев)
«МАТРЁШКА»
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь, а в ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
32
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
***
Погляди скорее -
Щёчки розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрёшки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
(Т. Лисенкова)
***
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке.
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
Матрёшенька-детёныш.
А там ещё! Откуда?
А там опять... найдёныш.
***
Ах, Матрёшечка - матрёшка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Щёчки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
33
2.4 Консультации для родителей
Русская матрешка
Русская матрешка – не только украшение или сувенир, а прежде всего
игрушка, предназначенная детям, причем очень полезная. Ее педагогической
ценности
может
позавидовать
любое
современное
пособие.
Эта
замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских
педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как
подлинно народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно
научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по
высоте, ширине, цвету и объему. Действия эти, конечно же, способствуют
координации руки и глаза, развивают восприятие и мышление. Но чтобы
матрешка имела развивающий эффект, недостаточно дать ее ребенку в руки.
Необходимо открыть замечательные свойства игрушки и научить малыша
играть
с
ней.
Для
этого
понадобится
пяти-шестиместная
матрешка.
Пригодятся также палочки, кружки или кубики разной величины. Очень
важен момент первого знакомства, открытие главного секрета матрешки.
Момент этот должен быть радостным и сюрпризным.
Знакомство с матрешкой. Усевшись за стол вместе с детьми, воспитатель
торжественно
достает
большую
матрешку,
восхищаясь
ее
красотой:
«Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Зовут ее Матреша. Какой у нее
платочек, какие щечки!..». Полюбовавшись игрушкой, воспитатель берет ее в
руки и удивленно произносит: «Что-то она тяжелая. Может, внутри что-то
есть? Посмотрим!». Открывая матрешку, воспитатель вместе с детьми как
заклинание произносит слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!».
Процесс этот можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и разогреть
любопытство детей. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую,
воспитатель, естественно, удивляется. Поставив две матрешки рядом,
предлагает детям сравнить их, обращает внимание на размеры - одна
большая, а другая поменьше. Только после этого ставит новую задачу:
узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова
(«Матрешка-матрешка, откройся немножко!») появляется следующая, третья
матрешка. Ее ставят рядом с предыдущими и сравнивают.
Процесс
знакомства продолжается до последней матрешки.
Выстроив куколок в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей
на размеры каждой - последующая меньше предыдущей на целую голову;
раздает малышам по матрешке и предлагает открыть и закрыть ее. Сначала
игра эта может проходить с одной матрешкой, чтобы дети научились
соединять верхнюю и нижнюю части игрушки.
«Матрешечный детский сад». Когда дети овладеют этой несложной
операцией, воспитатель предлагает по две матрешки разных размеров -
большую и маленькую. Задание: подобрать к каждой соответствующую
часть. Скорее всего, дети будут действовать наугад. Взрослый помогает
34
подобрать соответствующие части. Собрав две матрешки, ставит их рядом и
предлагает детям повести матрешек погулять: «Пусть старшие матрешки
поведут своих подружек из младшей группы». Воспитатель просит сначала
собрать игрушки на прогулку, т.е. найти соответствующую пару: взять самую
большую матрешку, найти ей подружку поменьше и затем отвести обеих на
другой край стола на детскую площадку. Так играющие собирают пять-шесть
пар.
На «прогулке» можно устроить игру в прятки. Маленькие матрешки
просят более крупных спрятать их. Остальные ищут пропавших подружек.
Дети должны убедиться: спрятаться в матрешке может только та, что меньше
ростом; более крупная в маленькой не поместится.
После прогулки приходит время обеда. Воспитатель достает набор тарелок -
кружочки разной величины в соответствии с количеством матрешек - и
предлагает детям подобрать для каждой подходящую: самую большую для
самой высокой, чуть поменьше для следующей и пр.
После обеда наступает время отдыха. Бумажные полоски или квадраты
разной величины послужат кроватками в соответствии с размерами
матрешек. Сначала дети укладывают малышей, затем старших матрешек.
Матрешки могут покапризничать и показать свои характер: или поспорить
из-за одного места, или большая захочет отдохнуть "в маленькой кроватке.
После сна матрешки вновь отправляются парами на прогулку, где снова
бегают, резвятся и прячутся.
Если воспитатель разыгрывает игру с двумя одинаковыми наборами,
можно подобрать пары одинаковых матрешек из каждого набора. В этом
случае ребенок должен подобрать для каждой матрешки подружек того же
роста. Поэтому воспитатель, перемешав два набора, предлагает от имени
каждой матрешки выстроить их парами, по росту. Сначала, естественно,
ребенок будет сравнивать руками, потом научится делать это на глаз.
Советы. Можно придумать и другие сюжеты. Важно показать: с одной
стороны, все матрешки похожи, так как они «родственники», а с другой -
каждая
отличается
своим
характером;
родственницы
могут
дружить,
ссориться,
мириться,
старшие
-
заботиться
о
младших,
младшие
-
демонстрировать неопытность, наивность.
Сначала главная роль в проведении игр с матрешками принадлежит
воспитателю: он комментирует действия кукол, подбирает их по величине,
говорит от их имени. Ребенок наблюдает за действиями взрослого и
выполняет его поручения. Важно при этом вот что: малыш должен понять
все происходящее и реагировать на него.
Практически все действия, приведенные при описании игры (прогулка,
кормление, прятанье и т.д.), детям хорошо знакомы и узнаваемы. Поэтому
они
с
интересом
включаются
в
этот
«матрёшечный»
спектакль.
С
матрешками можно играть небольшими группами (трое-четверо детей). У
каждого ребенка должна быть своя пара матрешек - большая и маленькая.
35
Игры эти больше подходят для более старших детей - около 3 лет. Младшие
в это время могут наблюдать за их действиями, а подключаться к ним
постепенно.
По окончании игры матрешку нежелательно оставлять для свободного
пользования, до тех пор, пока дети не научатся играть с ней осмысленно.
Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок
быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и
быстро растеряются.
В первых играх с матрешкой участие воспитателя совершенно
необходимо. Это он оживляет маленьких неподвижных кукол, наделяет их
характером,
делает
веселыми
и
озорными.
Многое
зависит
и
от
выразительности слов и действий. Только так можно заразить детей
интересом к игре и вовлечь в воображаемую ситуацию.
И еще один совет: взрослый должен предоставить детям больше свободы и
почаще
побуждать
подумать.
Не
торопитесь
говорить
за
своих
воспитанников. Если ребенок допустит ошибку, помогите ему наводящими
вопросами.
Кукла Матрешка
Кукла матрешка – это модный сувенир. Но она также является и
игрушкой. Матрешка во всем мире считается символом России. А знаете ли
вы, что у куклы матрёшки
японские корни? Она обрусела не так уж и давно – в 1890 году. Но давайте
обо всем по порядку.
Недалеко от Москвы (70 км) есть город Сергиев Посад. Это город
художников и… игрушек. Многие великие писатели и художники приезжали
сюда за вдохновением: Васнецов, Серов, Рерих и Врубель, Агния Барто и
Аксаков и др.
Под Сергиевым Посадом жил также великий меценат Савва Мамонтов в
своей усадьбе Абрамцево. Он активно поддерживал творческих людей. В его
усадьбе была художественная мастерская и др. У его брата Анатолия
Мамонтова в Москве был магазин «Детское воспитание». В этот магазин
игрушки
отбирались
очень
строго.
Огромное
внимание
уделялось
крестьянской игрушке.
Однажды Анатолию Ивановичу привезли куклу из Японии, с о. Хонсю.
Это была фигурка Фукурума – буддийского мудреца. Эта кукла была не
простая – в ней прятались другие куколки, поменьше. Анатолий Мамонтов
привез фигурку брату Савве, у которого, как всегда, было много гостей, в том
числе и художников. Игрушка показалась интересной художнику Сергею
Малютину. Он сделал набросок первой русской Матрешки
Это была круглолицая девушка-крестьянка в русском сарафане, красивом
платке и с петухом в руке. Следующая девушка, поменьше, была с
корзинкой, другая, за ней держала серп, еще одна – каравай хлеба, потом шел
36
их братец в традиционной русской рубахе с прутиком в руке, за ним
маленькая озорная девочка-нянька, за которой еще два малыша, причем один
из них в пеленках.
Сергей Малютин с токарем Звёздочкиным Василием также немного
изменили фигуру игрушки – добавили ей покатые плечи.
Когда куклу выточили и расписали, то очень быстро нашли ей имя –
Матрена – русской женщины-крестьянки. В доме Мамонтовых крестьянка
Матрена подавала чай, и это имя очень подошло кукле.
В 1900 году Елизавета Григорьевна, жена Саввы Мамонтова, привезла
Матрешку на Парижскую выставку. После этого Анатолий Мамонтов
получил заказ на эту куклу. Все кустари Посада получили по образцу
игрушки и начали ее изготовление.
Матрешка стала первым учебником для крестьянских детей, а не только
игрушкой. Для этого кукол изготавливали десятиместных, семиместных и
пятиместных. Пятиместные – по количеству пальцев на руке, семиместные –
семь дней в неделе или семья, десятиместные – по количеству пальцев на
двух руках, десяток.
С матрешкой дети осваивали счет и другие величины, учились сравнивать
предметы по цвету, объему, ширине и высоте. А еще матрешка стала в
России символом материнства и русской семьи. Она передает будущему
потомкам традиции русского костюма и быта.
Сегодня эту куклу до сих пор производят в Сергиевом Посаде и не только
там. Технология сохранилась практически без изменений.
А самая первая матрешка до сих пор хранится в Сергиевом Посаде в Музее
игрушки. Она была раскрашена гуашью, поэтому сейчас выглядит не очень
презентабельно.
Народная игрушка - матрешка
Матрешка - наиболее известная и любимая во всем мире русская игрушка.
Эта традиционная расписная красавица есть почти в каждом доме. Фантазия
мастеров изобрела для орнамента матрешки множество других сюжетов – от
пейзажей старинных городов до известных политиков.
Это замечательная развивающая игрушка. Разбирая и собирая ее, ребенок
познакомится с понятием размера, научится сравнивать предметы по
величине и называть их положение в пространстве (справа, слева и так
далее). Когда ребенок разберется со сборкой матрешки в правильной
последовательности, можно показать ему, как совмещать орнамент на
верхней и нижней половинках. Это занятие прекрасно тренирует мелкую
моторику детских ручек и развивает у карапуза пространственно-логическое
мышление.
С персонажами такой игрушки, особенно если они не похожи друг на
друга, можно придумать великое множество сюжетных игр. Именно таковы
матрешки-театры, где куклы – это сказочные герои. Такая игрушка
37
предоставляет малышу возможность развить устную речь и творческие
способности: любимую сказку можно пересказать или поставить на
домашней «сцене», а юный фантазер с удовольствием придумает для нее
свой сценарий!
В какие игры можно играть с матрешкой:
1. Составление половинок – покажите как смешно, когда две половинки не
совпадают. Можно придумать разные задания, стимулирующие ребенка
вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит
большую ее спрятать) .
2. Выстраивание матрешек по росту (как по возрастанию, так и по
убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять
в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно).
Когда ребенок научится выстраивать по росту – “забудьте” одну матрешку,
пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно
сравнивать с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и
рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Можно
сделайте из кубиков несколько ворот разной высоты. Пусть ребенок выяснит,
какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
3. Можно сделать из коробок домики разного размера, предложите ребенку
расселить в них. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки,
которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек.
4. Перепутать два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных
расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.
5. В игре, попросить ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых
низких матрешек.
6. Можно поиграть с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Семья», сюжет «В
гости к матрешке»
Немного о матрёшке
Матрешка в России появилась впервые в конце XIX века, когда кто-то из
гостей привез меценату Савве Мамонтову в его село Абрамцево японскую
фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая разделялась на две части.
Внутри нее была спрятана фигурка поменьше, таких куколок было пять
штук. Первая русская матрешка была выточена по этому образцу в одной из
московских игрушечных мастерских. Массовым же производством русской
народной куклы занялись умельцы Сергиева-Посада. Особый интерес к
русской матрешке со стороны иностранцев, посещающих Троице-Сергиеву
Лавру, обусловил то, что Сергиев-Посад стал центром матрешечной росписи.
Матрешки расписывали все, кто умел держать в руках кисть. Занимались
росписью матрешек и в других городах: Семенове, Полховском Майдане. В
каждом городе есть свой особый стиль росписи матрешки. Особенно ценны
авторские работы.
38
Сначала матрешку расписывали под образ русской красавицы, но затем
появились и другие образы: исторические матрешки (с лицами вождей,
царей, императоров), матрешки по мотивами русских народных сказок
(Курочка Ряба, Теремок, Колобок и т.д.), матрешки в сарафанах с
изображениями памятников культуры и архитектуры. Валентина Гулыгина,
автор матрешек, расписала свою куклу в «Круг жизни земной»: здесь сама
матрешка — прообраз русской женщины, ее муж, их дети — модель русской
семьи. Познавательно посетить музей русской матрешки, который находится
в Леонтьевском переулке, в Москве.
Конечно, в первую очередь матрешка — сувенир, образец народного
творчества, памятник русской культуры, но не стоит забывать, что в этой с
виду незатейливой забаве скрыт широкий потенциал для раннего развития
ребенка. Помимо культурного воспитания, малыш может научиться на
примере матрешки различать понятия: «большой-маленький», «больше-
меньше», «половина-целое», «старший-младший»; развить мелкую моторику,
играя с половинками маленьких матрешек; постичь логику правильно
собранной куклы; научиться выстраивать ряды по убыванию и возрастанию.
С матрешками можно играть в сюжетно-ролевые игры: кормить, укладывать
спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для
них можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрешку
заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой.
Для малыша постарше можно загадать загадку: какие матрешки ели на обед
фасоль, а какие гречку. Пусть ребенок определит это по звучанию
насыпанных внутрь матрешек круп.
Матрешки также помогут ребенку
освоить прямой и обратный счет, выучить основные цвета, части лица
человека. Можно дать матрешкам имена и наделить их разными чертами
характера, разыгрывая с ними разнообразные бытовые сценки. Матрешки
могут помочь запомнить дни недели и месяцы, если, например, каждой
матрешке дать имя соответствующее дню недели или месяцу.
Играя с детьми, не забудьте о фольклоре. О матрешках сложено немало
песен, сочинено много стихов.
Вот некоторые из них:
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
39
Если младшей не найдешь.
Вы видели, наверное, немало различных матрешек. Никогда не
задумывались над тем, почему же их такое многообразие? Все дело в том,
что существует разные виды матрешек.
В наше время можно встретить не только обычную матрешку в
платочке, но и матрешек с политиками, с изображением архитектурных
памятников, с эпизодами из мультиков и фильмов. Откуда же такое
разнообразие цветовых решений и сюжетов для одной куклы?
Матрешка очень быстро стала знаменита на весь мир. Каждый город
захотел создать свою деревянную куклу, отличающуюся от остальных
стилем росписи и технологией изготовления, а также отражающую культуру
данной области.
Существует два основных вида матрешек: традиционная и авторская.
У традиционной куклы стандартный вид росписи и название, достающееся
ей от названия места ее рождения.
Традиционные матрешки
Сергиевская или Загорская (в 1930г. Сергиев Посад переименовали в
Загорск). В Сергиевом Посаде родилась на свет первая матрешка.
Сергиевская
кукла
это
всегда
круглолицая
девушка
в
платочке,
завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в
цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета –
желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно
имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком
Самые известные когда-то мастерские по изготовлению матрешек в этой
местности – Богоявленских, Ивановых и артель Рабоче-крестьянской
Красной Армии.
Семеновская матрешка (Семеновский район Нижегородской области).
Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это
одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием
цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в
горошек.
Первая семеновская артель, изготавливающая этих куколок, появилась в 1929
году. Хотя город Семеново знаменит больше своей хохломской росписью,
изготовление матрешек стало для семеновских мастеровых дополнительным
ремеслом.
В наше время в Семеново есть фабрика, на которой делает отличных
деревянных кукол по доступной цене.
Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской
области). Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый
цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов.
Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем
изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи
40
матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная
артель здесь – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в
оформлении деревянных кукол, что сильно отличало их от конкурентов. Их
матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые,
примитивные, «фигуристые» и др.
Вятская матрешка. Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в
60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в
которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто
расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной
соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого
соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала
красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле,
формируя узоры.
Тверская матрешка. В этом регионе деревянную куклу часто изображают
в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна
Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды
бывают различны, что очень привлекает детей.
Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России –
Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких
кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь
слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый
смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами
из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла
может рассказать целую сказку.
Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки,
которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они
расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых
изображены русские сказки.
Все виды матрешек делают из дерева, их вытачивают и расписывают
всегда
вручную.
Матрешка
–
это
постоянный
источник
народного
творчества, она обладает большим потенциалом из-за своего уникального
устройства вложения одной куклы в другую.
Игры с матрешками
Русская матрешка - не только украшение или сувенир, а прежде всего
игрушка, предназначенная детям, причем очень полезная. Ее педагогической
ценности
может
позавидовать
любое
современное
пособие.
Эта
замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских
педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как
подлинно народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно
научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по
высоте, ширине, цвету и объему. Действия эти, конечно же, способствуют
координации руки и глаза, развивают восприятие и мышление. Но чтобы
41
матрешка имела развивающий эффект, недостаточно дать ее ребенку в руки.
Необходимо открыть замечательные свойства игрушки и научить малыша
играть
с
ней.
Для
этого
понадобится
пяти-шестиместная
матрешка.
Пригодятся также палочки, кружки или кубики разной величины. Очень
важен момент первого знакомства, открытие главного секрета матрешки.
Момент этот должен быть радостным и сюрпризным.
Знакомство с матрешкой. Усевшись за стол вместе с детьми, воспитатель
торжественно
достает
большую
матрешку,
восхищаясь
ее
красотой:
«Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Зовут ее Матреша. Какой у нее
платочек, какие щечки!..». Полюбовавшись игрушкой, воспитатель берет ее в
руки и удивленно произносит: «Что-то она тяжелая. Может, внутри что-то
есть? Посмотрим!». Открывая матрешку, воспитатель вместе с детьми как
заклинание произносит слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!».
Процесс этот можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и разогреть
любопытство детей. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую,
воспитатель, естественно, удивляется. Поставив две матрешки рядом,
предлагает детям сравнить их, обращает внимание на размеры - одна
большая, а другая поменьше. Только после этого ставит новую задачу:
узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова
(«Матрешка-матрешка, откройся немножко!») появляется следующая, третья
матрешка. Ее ставят рядом с предыдущими и сравнивают.
Процесс
знакомства продолжается до последней матрешки.
Выстроив куколок в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей
на размеры каждой - последующая меньше предыдущей на целую голову;
раздает малышам по матрешке и предлагает открыть и закрыть ее. Сначала
игра эта может проходить с одной матрешкой, чтобы дети научились
соединять верхнюю и нижнюю части игрушки.
«Матрешечный детский сад». Когда дети овладеют этой несложной
операцией, воспитатель предлагает по две матрешки разных размеров -
большую и маленькую. Задание: подобрать к каждой соответствующую
часть. Скорее всего, дети будут действовать наугад. Взрослый помогает
подобрать соответствующие части. Собрав две матрешки, ставит их рядом и
предлагает детям повести матрешек погулять: «Пусть старшие матрешки
поведут своих подружек из младшей группы». Воспитатель просит сначала
собрать игрушки на прогулку, т.е. найти соответствующую пару: взять самую
большую матрешку, найти ей подружку поменьше и затем отвести обеих на
другой край стола на детскую площадку. Так играющие собирают пять-шесть
пар.
На «прогулке» можно устроить игру в прятки. Маленькие матрешки
просят более крупных спрятать их. Остальные ищут пропавших подружек.
Дети должны убедиться: спрятаться в матрешке может только та, что меньше
ростом; более крупная в маленькой не поместится.
42
После прогулки приходит время обеда. Воспитатель достает набор тарелок
- кружочки разной величины в соответствии с количеством матрешек - и
предлагает детям подобрать для каждой подходящую: самую большую для
самой высокой, чуть поменьше для следующей и пр.
После обеда наступает время отдыха. Бумажные полоски или квадраты
разной величины послужат кроватками в соответствии с размерами
матрешек. Сначала дети укладывают малышей, затем старших матрешек.
Матрешки могут покапризничать и показать свои характер: или поспорить
из-за одного места, или большая захочет отдохнуть "в маленькой кроватке.
После сна матрешки вновь отправляются парами на прогулку, где снова
бегают, резвятся и прячутся.
Если воспитатель разыгрывает игру с двумя одинаковыми наборами,
можно подобрать пары одинаковых матрешек из каждого набора. В этом
случае ребенок должен подобрать для каждой матрешки подружек того же
роста. Поэтому воспитатель, перемешав два набора, предлагает от имени
каждой матрешки выстроить их парами, по росту. Сначала, естественно,
ребенок будет сравнивать руками, потом научится делать это на глаз.
Советы. Можно придумать и другие сюжеты. Важно показать: с одной
стороны, все матрешки похожи, так как они «родственники», а с другой -
каждая
отличается
своим
характером;
родственницы
могут
дружить,
ссориться,
мириться,
старшие
-
заботиться
о
младших,
младшие
-
демонстрировать неопытность, наивность.
Сначала главная роль в проведении игр с матрешками принадлежит
воспитателю: он комментирует действия кукол, подбирает их по величине,
говорит от их имени. Ребенок наблюдает за действиями взрослого и
выполняет его поручения. Важно при этом вот что: малыш должен понять
все происходящее и реагировать на него.
Практически все действия, приведенные при описании игры (прогулка,
кормление, прятанье и т.д.), детям хорошо знакомы и узнаваемы. Поэтому
они
с
интересом
включаются
в
этот
«матрёшечный»
спектакль.
С
матрешками можно играть небольшими группами (трое-четверо детей). У
каждого ребенка должна быть своя пара матрешек - большая и маленькая.
Игры эти больше подходят для более старших детей - около 3 лет. Младшие
в это время могут наблюдать за их действиями, а подключаться к ним
постепенно.
По окончании игры матрешку нежелательно оставлять для свободного
пользования, до тех пор, пока дети не научатся играть с ней осмысленно.
Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок
быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и
быстро растеряются.
В первых играх с матрешкой участие воспитателя совершенно
необходимо. Это он оживляет маленьких неподвижных кукол, наделяет их
характером,
делает
веселыми
и
озорными.
Многое
зависит
и
от
43
выразительности слов и действий. Только так можно заразить детей
интересом к игре и вовлечь в воображаемую ситуацию.
И еще один совет: взрослый должен предоставить детям больше свободы и
почаще
побуждать
подумать.
Не
торопитесь
говорить
за
своих
воспитанников. Если ребенок допустит ошибку, помогите ему наводящими
вопросами.
44
Заключение
Процесс нравственного и патриотического воспитания в детском саду
может
быть
основан
на
формировании
познавательного
интереса
к
историческим и культурным ценностям своего народа. Поэтому одним из
методических
подходов
для
развития
познавательной
активности
и
воспитания гражданской позиции может быть использование мини-музеев.
Погружение ребенка в пространство культуры начинается с познания самых
обыкновенных предметов. Только на первый взгляд,
кажется, что это
простой и очевидный процесс. На самом деле понять их внутренний смысл
подчас непросто даже взрослому. И все же, маленький человек, обладающий
пытливым умом, большим любопытством не утративший способности
удивляться обыденному, в неведомый мир пускается с восторгом. Но это
только начало. Далее этот мир расширяется, углубляется, а с ним снежным
комом наращиваются и усложняются различные смыслы,
в которых
закодированы разнообразные элементы культуры,
и здесь,
на пути
познания окружающей действительности и освоения языка культуры на
помощь приходит Его Величество Музей. Однако, не все так просто, и
тут ребенка подстерегает опасность. Ребёнок попадает в музей, где со всех
сторон его окружают незнакомые и непонятные предметы. Они ждут от
него адекватной реакции, к которой ребенок еще не готов. Диалог не
получается, а всё потому, что человек вошедший в музей и его обитатели
представители разных миров и времен. И говорят они на разных языках
думают и чувствуют по - разному.
В этом, как правило,
камень
преткновения при взаимодействии посетителя с музеем. Для маленького
человека это серьезное испытание. И подчас оно может иметь непоправимые
последствия ребенок может остаться глухим и слепым к искусству истории
культуре. И всё из- за того, что первая встреча произошла неправильно.
Иными словами просто была не подготовлена должным образом или не
подготовлена вовсе. К тому же рядом не оказалось грамотного проводника,
который доверительно и бережно провел бы его в загадочный мир иных
культур. И не менее важно, чтобы отважного путешественника в мир
прошлого сопровождали сказки, загадки, мифы, легенды. Без знаний
скучно и неинтересно.
45
Список используемых источников
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического
воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное
воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М:
Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы //
5.
Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное
воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на
машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
46