Конспект открытого урока по окружающему миру "Я и моя семья" (с использованием альтернативных средств коммуникации)
Автор: Пилипенко Екатерина Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ школа №627 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: конспект урока Тема: Конспект открытого урока по окружающему миру "Я и моя семья" (с использованием альтернативных средств коммуникации) Раздел: среднее профессиональное
Конспект открытого урока
По окружающему миру
«Я и моя семья» (с использованием альтернативных средств
коммуникации)
1-й класс по адаптированной общеобразовательной программе
начального общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (I вариант учебного плана для легкой умственной
отсталости)
ГБОУ школа № 627 Невского района
Учитель: Пилипенко Екатерина Павловна
Тема урока: «Я и моя семья»
Цель
урока:
повторять
название
членов
семьи,
учить
узнавать,
классифицировать и систематизировать пиктограммы по данной теме.
Задачи:
1.
Образовательные: изучать пиктограммы по теме «Моя семья», учить
узнавать,
классифицировать,
систематизировать
пиктограммы,
соотносить
пиктограмму
с
иллюстрацией,
фотографией,
со
словом,
учить составлять словосочетания и предложения из пиктограмм.
2.
Коррекционно-развивающие: развивать связь слова с пиктограммой,
иллюстрацией,
фотографией
и
предметом,явлением,
объектом.,
развивать
мыслительные
проце ссы,
память,
внимание
и
внимательность.
3.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, к
педагогам, интерес к занятиям, аккуратное отношение к раздаточному
материалу и пособиям.
Оборудование и материалы:
- Иллюстрации и пиктограммы по теме «Моя семья»;
- Белая магнитная доска;
- Карточки со словами «Да», «Нет»;
- Цветные карточки (для обозначения цвета).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма
проведения
урока:
традиционный
урок
с
применением
альтернативных средств коммуникации для «безречевых» учащихся.
Подробный план открытого урока:
1.Организационный момент и повторение правил поведения на уроке
посредством пиктограмм.
2.Объявление цели и задач занятия.
3.Основная часть:
3.1. У: «Сегодня на занятии
мы поговорим о семье, вспомним, как мы
называем наших близких родственников, будем выполнять много интересных
заданий и упражнений»
Упражнение 3.1. У: «Отбери пиктограммы, относящиеся к теме «Семья»
(учащиеся отбирают и затем проговаривают совместно с учителем названия
пиктограмм)
3.2. У: «Молодцы! Мы отобрали пиктограммы по теме «Семья». Теперь
сделаем несколько упражнений.»
Упражнение 3.2.
- Укажите на ту пиктограмму в ряду, которую я называю;
- Соотнесите пиктограмму с изображением на иллюстрации или фотографии.
3.3. У: «Отгадайте загадки, укажи на нужную пиктограмму:
Упражнение 3.3. «Загадки»
1.
Целует, обнимает
К сердцу прижимает
Одежду покупает
Стирает, варит,парит
Всё она умеет
Всех она жалеет. (мама)
2.
Он строен и высок.
Я этого мужчину
Узнать спокойно смог (папа)
3.
Мамина мама
С нами живёт
Маму она дочкой зовёт.
Как,угадай.
Зову её я?
Это любимая. Кто?
( Да! Бабушка моя)
4.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой,лопатой!
Строит, трудиться наш. Кто?
(Да! Наш папа)
5.
Кто любить не устаёт?
Пироги для нас печёт?
Вкусные оладушки?
Это наша? Кто это?
(Да! Это наша бабушка)
6.
Кто всю жизнь работал?
Окружил заботой?
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет!
Нестареющий наш. Кто?
(Да! Наш дед.)
7.
Кто милее всех на свете?
Кого очень любят дети?
На вопрос отвечу прямо
Всех милее наша. Кто?
(Да!Наша мама)
8.
Кто весёлый карапузик
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка
Это младший мой. Кто?
(Да! Братишка)
9.
Кто любит и меня и братца?
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка-
Моя старшая. Кто?
(Да! Сестрёнка)
10.Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто?
(Да, родная бабушка)
3.4. Упражнение 3.4.1.«Красивое предложение» . (Составь предложение из
предложенных пиктограмм, пиктограммы расположены не по порядку, нужно
расположить, переставить их в таком порядке, чтобы получилось логически
грамотное и красивое предложение):
- 3 пиктограммы:
- Спать, любить, дедушка.( нужно составить Дедушка любит спать)
- Книга, читать, я люблю.( Я люблю читать книгу....)
- Я люблю, музыку, слушать.
- молоко,пить, ребёнок.
- музыка,папа, слушать.
- аптека, мама, идти.
- книга,читать, бабушка.
- дедушка, ванная, мыться.
- пить, молоко,папа.
- цветы,нюхать, бабушка.
- 4 пиктограммы:
- Молоко, папа, пить,любит (Папа любит пить молоко)
- Нюхать, цветы, любить, мама. (Мама любит нюхать цветы)
Упражнение 3.4.2.
- Составь предложение из 2 пиктограмм, выбирая из ряда предложенных
пиктограмм только те,из которых получатся данные предложения:
- Дедушка спит.
- У меня есть мама.
- Я девочка.
- Я мальчик.
3 . 5 . Упражнение
3.5.
«Найди
ошибку ».
(У:
«Найди
ошибочное
предложение среди фраз, составленных с помощью пиктограмм»)
1. Мама есть торт. Дедушка читает мяч. Бабушка убирает со стола.
2. Папа слушает музыку. Мама есть молоко. Бабушка убирает со стола.
3. Мама нюхает цветы. Папа пьёт торт. Дедушка читает книгу.
4. Папа пылесосит. Мама моет книгу. Бабушка смеётся.
5. Папа любит читать музыку. Мама пьёт цветы. Дедушка есть суп.
3.6. Упражнение 3.6.
«Подбери пиктограмму, пиктограммы» (У: «Выбери
верную пиктограмму, подходящую по смыслу»)
- Я люблю мама, паук, папа.
- Мама есть,пить торт.
- Я маленький, старый.
- Я ребёнок, старый.
- Дедушка старый, молодой.
- Бабушка есть,пить, кофе.
- Дедушка есть, пить суп.
- Папа читать книга, музыка, часы.
- Я, нюхать, цветы,кофе, кукла.
- У меня есть мама, книга, паук.
3.7. Упражнение 3.7.
«Отбери лишнюю пиктограмму в ряду пиктограмм»
3.8. Упражнение 3.8. «Какой цвет глаз у твоих близких?»
( Показ пиктограмм мама, папа, бабушка, дедушка и пиктограммы глаза,
также карточек, обозначающих цвет глаз, - «Укажи на цвет!»)
4. Подведение итогов занятия.
5. Поощрение учащихся за работу на занятии.
6. Орг.конец занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ