Напоминание

"Человек и природа в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"


Автор: Давыдова Надежда Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: п. Рефтинский Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: "Человек и природа в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 6 классе.

Тема урока: М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Человек и природа.

Цель урока: показать единство природы и человека.

Задачи урока:

Образовательная:

показать роль и значение художественных средств и приемов в изображении природы, в

её одухотворении;

раскрыть замысел писателя; показать единство человека и природы.

Развивающая:

продолжить работу над развитием речи детей.

Воспитательная:

задуматься об ответственности человека за судьбу природы;

воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить

«вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: иллюстрации учащихся к сказке-были «Кладовая солнца»,

презентация.

Ход урока

Каждый из нас не раз слышал слово «болото». Кажется, что с этим словом не может быть

связано ничего поэтичного, красивого. Подберите синонимы к слову «болото» (топь,

грязь, трясина, тина).

Умение видеть необычное в обычном – этими способностями обладает не каждый

человек. И этому нужно учиться. Таким талантом обладал М.М.Пришвин. Читая сказку-

быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», сразу понимаешь, что писатель не понаслышке

знаком с родным краем и всегда готов поделиться своими знаниями с читателем. Так,

например, мы узнаем, что «самая сладкая клюква бывает тогда, когда она перезимует под

снегом», что торфяные болота — это и есть самая настоящая кладовая солнца.

Сегодня на уроке мы попытаемся «посмотреть» на природу «глазами Пришвина».

Выясним, какие художественные средства помогают писателю в изображении природы.

Постараемся понять, в чём состоит единство природы и человека. В этом нам поможет

сказка-быль «Кладовая солнца».

Действие сказки-были происходит на Блудовом болоте. И мы отправляемся в

экспедицию на Блудово болото.

Полноправным героем Пришвин считает и природу. Он раскрывает человека через

природу.

Наш путь начинается у Лежачего камня, и мы вместе встречаем рассвет. Давайте

посмотрим, как автор описывает восход солнца. (Художественный пересказ текста).

Вывод:

Природа у Пришвина одухотворена, наполнена разнообразными звуками, яркими

красками. Все описания природы у писателя пронизаны любовью к ней, восхищением её

красотой, богатством, разнообразием. Для того чтобы писать о природе, нужно не только

любить, но и хорошо знать ее.

Какое событие является завязкой повествования?

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя

попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и

отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что

ребята пошли разными дорогами.)

Инсценировка.

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова

болота. Блудово – блуждать (бродить в поисках дороги). Сюда, в это нехорошее место,

Настя и Митраша отправились за клюквой.

Что такое «болото»? Дать определение.

«У самого камня болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла

направо, другая, слабенькая, прямо». Мы пройдем и по тропе Насти, и

по тропе

Митраши.

Настина тропа. (Большая тропа)

На этой тропе росла высокая трава белоус – неизменный спутник человеческой тропы.

Настя пошла за клюквой по общей тропе, которая огибала Слепую елань (топкое место в

болоте). По своей тропе Настя пришла на палестинку (отменно приятное местечко в

лесу). Палестинка была кроваво-красного цвета от ягод. Какие ягоды растут на болоте?

Найдите их описание в тексте. Каждую из ягод Пришвин описывает как человека, с

любовью.

Давайте вспомним, какие средства художественной изобразительности помогают

писателям и поэтам глубже и выразительнее раскрыть тему произведения. (Эпитет,

метафора, сравнение, олицетворение).

Определите средства выразительности.

Листики черники как крылышки - (сравнение)

Ягоды черники – мелкий горошек - (метафора)

Клюква прячется в болотной кочке - (олицетворение)

Костяника – рубинчик в зеленой оправе - (метафора)

Ягоды клюквы – целое ожерелье - (метафора)

Кровяно-красная брусника– (эпитет)

Красно-рубиновая костяника - (эпитет)

Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, использованные М.М.

Пришвиным в тексте, делают речь писателя точной, яркой, выразительной, образной,

помогают создать зримый художественный образ.

Митрашина тропа. (Малая тропа).

Митраша пошёл на север по стрелке компаса. Но стрелка компаса привела его не на

палестинку, а в Слепую елань.

Каким изображено болото в момент опасности?

Как природа предупреждает

Митрашу об этом?

Болото – опасное место. Как только дети очутились в лесу, всё окружающее как будто

предупреждает о предстоящих драматических событиях. Природа предвещает недоброе.

Докажите текстом. (Облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой

пополам восходящее солнце”. «Земля под ногами стала как гамак, подвешенный над

тинистой бездной», «Ёлочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу»).

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

Найдите в тексте отрывок, повествующий о сосне и ели. Какие изобразительные

средства вы заметили? (Два дерева, обреченные жить вместе, описываются как живые

существа).

Чтение отрывка «Сосна и ель».

(Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они

выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за

счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать

друг друга).

Как же ведёт себя природа?

(Природа одушевлена)

Для того чтобы показать природу волшебной, писатели используют литературоведческие

приёмы. (Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых

существ.)

Работа в группах по карточкам.

Вставьте примеры олицетворения в предложения:

1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово

болото ____, ______, ______. (прокалывая, зарычали, завыли, застонали).

2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______

по невидимым камешкам. (побежал)

3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей. (заиграл)

4) И тогда ______ сосна, и ель _________ . (нажала, зарычала)

5) Деревья так _______ ________. (жалобно стонали)

6) Очень __________ старушки ёлки. (волновались)

7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона.

(выбросило)

8) И журавли ____________ три раза не как утром «победа», а вроде как бы: «Спите, но

помните..» (прокричали)

Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали,

волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали, прокричали.

Проверка карточек:

прочитайте, что у вас получилось.

– О чём говорят эти примеры? Олицетворения помогают понять, что человек одушевляет

природу, делая её живой.

Блудово болото называют «кладовой солнца». Почему?

Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добрым людям. Можно сделать вывод, что

человек и природа - единое целое.

Вывод:

Люди и природа – единое целое. Пришвин приводит нас к выводу о том, человек и

природа едины, что человек должен быть разумным хозяином природы, знать, любить и

понимать ее, как любил и понимал ее сам писатель. Пришвин каждую травинку, каждый

цветочек, каждую ягодку наделял своим пристальным вниманием. И не поэтичное слово

«болото» заиграло яркими красками.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники