Автор: Данилина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №111"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие у детей среднего дошкольного возраста умений поступать в соответствии с общим игровым замыслом и правилами игры"
Раздел: дошкольное образование
Развитие у детей среднего дошкольного возраста умений поступать в
соответствии с общим игровым замыслом и правилами игры
Ребёнок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам,
затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новые
игровые действия. В общей игре вступает в конфликты, не пытается
вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя
для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с
воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, но испытывает
трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает
последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется
назвать любимые игры.
Ребёнок накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В
игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Называет
себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной
и той же игре может исполнят разные роли.
В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители.
Сохраняет доброжелательные отношения к партнёрам по игре. Знает
несколько подвижных игр и хороводов.
В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к
результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).
Ребёнок самостоятельно играет в разнообразные игры. Охотно отвечает на
вопросы о любимых игрушках. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей,
выступает инициатором новых идей и ролей. Проявляет творчество в
создании игровой обстановки и развитии сюжета. Внимателен к выполнению
правил другими играющими, отстаивает их выполнение. Отражает в играх
содержание литературных произведений. Активен в ролевом диалоге, любит
игры познавательного содержания с элементами соревнования. Знает разные
игры: подвижные, хороводные, настольно-печатные, словесные и пр.
Игры однообразны. Ребёнок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и
действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена.
Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар
беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое
взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих
по изменению сюжета принимает, но затрудняется в изменении своих
функций. Часто оставляет общую игру до её завершения. Знает мало игр,
затрудняется в объяснении правил, увлекаясь процессом игры. Возможности
саморегуляции с позиции игровых правил снижены
Ребёнок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты.
Игрушки и предметы подбирает в соответствие с ролью. Участвует в
создании игровой обстановки. Называет роль и роли других участников
игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему
действий, но и характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжет
сложении игр по мотивам знакомых сказок. По предложению воспитателя
использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров
(считалки, очерёдность).
У ребёнка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет
инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки,
обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и
фантастическое в игре. Придумывает игры 2с продолжением», активен в
ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.
Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей.
Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много
подвижных и других игр. В играх с готовым содержанием правил,
контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми.
Объясняет показывает им игровые действия. Придумывает новые варианты
игр, действуя по аналогии с известными.
Право на игру:
Ст.31 Конвенция о правах ребенка гласит:
- «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и
творческой жизни;
- Взрослые в том числе гос-ые структуры, ответственны за соблюдение этого
права; они должны обеспечивать детям все возможности для
самостоятельной активности, которую дети выбирают сами»
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста.
Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир, учась понимать
правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной
игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом
роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей,
уровня развития игровой деятельности и т. д. Педагог может выступать в
игре и в роли активного участника, и в роли наблюдателя.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются
ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают
отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут
меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а
ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных
взаимодействий детей.
Цель: Развивать сюжетно-ролевые игры у детей среднего возраста.
Задачи: 1). Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять
роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим
игровым замыслом.
2). Учить детей подбирать предметы и атрибуты для игры.
3). Развивать у детей умение использовать в сюжетно-ролевой игре
постройки разной конструктивной сложности из строительного материала.
4). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Функции игры
1 Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у
ребенка).
2 Коммуникативная.
3 Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения,
самопознание в процессе игры).
4 Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей)
5 Социализация (включение в систему общественных отношений).
Для развития игровой деятельности необходимо:
Создавать в течение дня условия для свободной игры детей (Выделять
время для игр; обновлять игровую среду в соответствии с текущими
интересами).
Определять игровые ситуации, в которых детям нужна помощь;
Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого
игра развитаслабо с целью формирования у них необходимых игровых
умений;
Руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например,
предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Необходимо также устанавливать взаимосвязь между игрой и другими
видами деятельности.
В средней группе важно продолжать работу по формированию
доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить коллективным
играм, учить детей договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные
ситуации.
Важно создавать условия для расширения представлений детей об
объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям
в разных видах деятельности (в том числе и игре, о разнообразных
профессиях и видах деятельности взрослых, которые они будут отражать в
своих играх.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры
1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и
воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется.
Просто так умения действовать по правилу у ребенка не появляется. Дети
осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему
труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре
формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам,
нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игры. Игра - это возможность для ребенка оказаться
в мире взрослых. Самому разобраться в системе взрослых отношений.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка
очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны.
Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто
присутствуют такие слова: "как будто", "понарошку", и "по-правде". Но
несмотря на это, игровые переживания всегда искренне. Ребенок не
притворяется: Мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель
серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища. С
усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более
осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и
формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает
свое восхищение ими, мечту стать такими же. А при этом возникают новые
чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость. когда оно
успешно выполнено. Поэтому сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в
ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта
дошкольника. У детей дошкольного возраста возникает интерес к
различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них
появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать.
Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, длительными.
Некоторые игры (в "моряков", "летчиков", "космонавтов") продолжаются
неделями, постепенно развиваясь. Благодаря этому мышление и воображение
детей становятся целенаправленными.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети
намечают общий план, последовательность действий, а во время игры
возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества
сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные
впечатления жизни. В дальнейшем у детей новые впечатления включаются в
старые любимые игры. Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре
ребенку необходимы игрушки и разные предметы. Если под рукой нужных
игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его
воображаемыми признаками. Чем старше и более развиты дети, тем
требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут
с действительностью.
6. Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово
помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания
партнеров, согласовывать с ними свои действия. Между речью и игрой
существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием
развития речи.
В средней группе необходимо продолжать работу с детьми по развитию и
обогащению сюжетов игр; подводить детей к самостоятельному
созданию игровых замыслов, совершенствовать умение детей объединяться в
игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия,
поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из
строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной
конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин,
дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов,
идущих в двух направлениях, и др.).
Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять
между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями
достигать результата.
Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников
— и была разработана предлагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В
нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в
соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет
осуществить
как
качественный,
так
и
количественный
анализ
уровня
сформированности
игровых
навыков
у
дошкольников.
Итак,
для
изучения
уровня
сформированности
игровых
навыков
у
дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе дошкольников
одного возраста. Тема игры задается взрослым
который и осуществляет
диагностическое наблюдение.
Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в
случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в
ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь
могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки
(зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие
включать в сюжет игры разные роли.
Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день
рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит?
(ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый
оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по
собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 2 уровням. При этом, несмотря на то, что не
существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой
деятельности, представляется целесообразным установить следующие возраст-
ные рамки для каждого уровня:,
1 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
2 уровень — старше 5,5 лет,
Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или
иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать
эффективность этой работы.
1) Распределение ролей
1 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии
конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более
человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети
обращаются за помощью к воспитателю.
2 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных
ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень — выполнение действий, определяемых ролью
2 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.
Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или
«строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет
поведение ребенка.
2 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
2 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность,
разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в
качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как
продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть
времени.
2 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки,
бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого
количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры
занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть
использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой речи.
1 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое
обращение.
2 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить
играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в
эмоциональной ситуации.
2 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении .
Результаты наблюдения представлены в сводной таблице. В таблице отмечается
возрастная группа детей и уровень игровых навыков по каждому критерию,
который демонстрирует ребёнок в игровой деятельности. При этом, если
уровень игровых навыков соответствует норме ставится знак ( +), уровень
игровых навыков соответствует норме частично - ставится знак (/),если отстаёт-
ставится знак (-).
На основании наблюдений я выявила общий уровень сформированности
игровых навыков в средней группе:
В итоге мы получили:
1)высокий уровень15%
2) средний уровень – 30%
3) низкий уровень – 55%
Таким образом, по результатам уровня сформированности игровых навыков я
выявила, что дети не всегда могут распределять роли самостоятельно, часто
бывают конфликты. Игровые действия не всегда многообразны, в основном
присутствует монологическая речь, а не диалог. Дети редко используют
игрушки- заместители. Не всегда выполняют правило игры.
Учу детей играть
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:
- Создание необходимой игровой среды.
- Непосредственное руководство играми детей.
С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы,
мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно
действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после
дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять
несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала
вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу
действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание
детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов,
доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу»,
«укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими
действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно
направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам
дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из
ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно,
холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели,
поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра
развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать
развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем
куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.
Использовала такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей.
Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовала и тогда,
когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного
отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждаю к
решению новой игровой задачи – предлагаю напоить куклу Катю чаем.
Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с
куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела
есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают
детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные
атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В средней группе
сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые
игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и
т.д.
В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию
самостоятельной, более развёрнутой сюжетно – ролевой игры детей с разными
игрушками.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы
игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об
окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.
Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и
деятельностью взрослых. В средней группы большинство детей воспроизводили
только предметные действия, многие из них просто манипулировали с
игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий,
на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми
за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых
обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время
наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный
завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя,
дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот. Во время
экскурсии по зоопарку я познакомила ребят с различными животными – с их
повадками, образом жизни, внешним видом и т д. По возвращению в группу я
внесла в группу игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они
начнут играть « в зоопарк »
В своей группой привлекаю детей к изготовлению простейших поделок для
игр.
Дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к
другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам.
Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрёшка
и Колобок, весёлый Гномик и Клоун. С помощью их дети запоминали
некоторые правила игры.
Чему научились дети
Для выявления уровня сформированности игровых навыков после проведённой
работы я провела повторное наблюдение за игровой деятельностью
дошкольников по 7 критериям:
- распределение ролей
-основное содержание игры
-ролевое поведение
-игровое действие
-использование атрибутики и предметов заместителей
-выполнение правил
Положительный результат проводимой работы подтвердили результаты
диагностики. На основании наблюдения я выявила общий уровень игровых
навыков детей среднего возраста.
В итоге я получила:
Высокий уровень-25%
Средний уровень-40%
Низкий уровень-35%
Результат наблюдения за игровой деятельностью детей в средней группе
показал что дети стали реже обращаться за помощью к воспитателю, чаще стали
выполнять действия определяемые ролью (если ребёнок играет роль врача, то
он не будет готовить за повара) конфликты встречаются, но уже не так часто.
Результаты наблюдения за детьми среднего дошкольного возраста показали:
Дети стали играть. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в
группировки, игровые интересы устойчивы. Широко используют атрибутику
игры, игрушки заместители, применяют воображаемые действия (ладони -
чашка). Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они
с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступали мне главные
роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль-это роль
скрытого руководства. Самостоятельно распределяют роли, конфликтные
ситуации разрешают самостоятельно. Используют развёрнутую ролевую речь на
всём протяжении игры. Соблюдаются заранее оговорённые правила.
Вывод: Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном
мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного
возраста.
Именно сюжетно-ролевые игры, являются вершиной игровой детской
деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным
этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя
той или иной роли.