Напоминание

"Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей"


Автор: Анцифирова Нина Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Гбдоу детский сад комбинированного вида № 54 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья + занятие
Тема: "Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как

средство развития творческих способностей детей

И в десять лет, и в семь, и в пять,

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует,

Всё, что его интересует.

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски,

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

В. Берестов

Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в

качестве художественного материала, так как художественное творчество не

знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает

определённые способности: зрительную оценку формы, умение

ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также

специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация,

свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.

Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают

положительный настрой.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем

разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи

с развитием речи и мышления ребёнка. В процессе рисования дети учатся

рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые

сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у

них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Более 30 лет я работаю в качестве воспитателя в ГБДОУ детском саду № 54

компенсирующего вида Приморского района г. Санкт – Петербурга.

Последние 15 лет из них, на группах компенсирующей направленности. На

данное время я работаю с детьми с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) – нарушениями интеллекта, особенностью которой является

то, что она разновозрастная (3 – 8 лет). При этом все дети имеют статус –

«ребёнок – инвалид».

Особое внимание в работе с детьми данной категории уделяется

нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой

моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья

– это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными

палочками, рисование штампами и т. д. Именно нетрадиционные техники

рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости,

содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают

эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.

Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная,

завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней

не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка

индивидуальна и неповторима.

Поэтому эту тему я считаю актуальной.

Целью работы является развитие творческих способностей у детей с ОВЗ

через использование нетрадиционных техник рисования.

Познакомилась со многими пособиями по нетрадиционным техникам

рисования с дошкольниками, в том числе в работе с детьми с ОВЗ, нашла

для себя много интересных идей и поставила перед собой следующие

задачи:

сформировать у детей технические навыки рисования;

познакомить детей с ОВЗ с различными нетрадиционными техниками

рисования;

развивать воображение и творческие способности детей;

обогащать и расширять художественный опыт детей;

побуждать ребенка экспериментировать;

поощрять и поддерживать творческие находки;

воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с

взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его

деятельности интересен другим и ему самому.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая

деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии

ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно

- развивающей среды учитывалось, чтобы содержание носило развивающий

характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в

соответствии с его индивидуальными возможностями.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

способствует:

• снятию детских страхов;

• развивает уверенность в своих силах; • развивает

пространственное мышление; •

учит детей свободно выражать свой замысел; •

побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• учит детей работать с разнообразным материалом;

• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

• развивает мелкую моторику рук;

• развивает творческие способности, воображение, фантазию;

• способствует получению эстетического удовольствия.

В процессе общения с детьми я заметила, что

использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят

к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их

необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь

желаемого результата. Применение нетрадиционных техник в обучении

детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и

навыков.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования,

дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это

маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя

раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает

полную свободу для самовыражения.

Общаясь с детьми в процессе занятий, игр, совместной и индивидуальной

деятельности, обратила внимание на то, что дети данной категории, по

сравнению с детьми массовых групп, наиболее боязливы, скованны,

отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. У детей

данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов,

наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют

активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не

устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться.

Детям сложно понимать обращённую к ним речь, следовательно и

выполнять задания. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на

окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их

знаний и умений на группе проводится большая работа по формированию у

ребят изобразительных умений с применением нетрадиционных приёмов

изображения. Создано годовое тематическое планирование в данном

направлении, подобраны образцы и примеры по всем лексическим темам,

изготовлены трафареты для печатания, приобретены необходимые

материалы и оборудование.

Коррекционно – педагогическая работа направлена на развитие навыков

рисования с применением нетрадиционных техник изображения, призвана

решать следующие задачи:

1. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их

применением, выразительными возможностями, свойствами

изобразительных материалов;

2. Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования;

3. Использование нетрадиционных техник рисования в самостоятельной

деятельности детей.

Существует много нетрадиционных техник рисования, все они

позволяют достичь желаемого результата. С детьми, с нарушениями

интеллекта, применяются наиболее простые и лёгкие приёмы рисования.

Дети с интересом рисуют пальчиками, ладошками, получают интересные и

забавные рисунки из клякс, печатают по трафаретам.

Дети очень ранимы, обидчивы, их настроение меняется очень быстро и

часто. Поэтому в работе с детьми я придерживаюсь принципа: «Главное –

процесс, а не результат», ведь именно сам процесс доставляет детям

удовольствие, позволяет работать им спокойно и расслабленно. Самим

детям не важен результат их работы. А мы всегда даём их работам

положительную оценку и хвалим всех за участие в процессе.

Знакомство детей с нетрадиционными приёмами начинаем с наиболее

простых и доступных техник. Это рисование пальчиками, тычок жёсткой

кистью, печатками. Затем знакомим детей с более, для них сложными

техниками: печать поролоном, рисование восковыми мелками и акварелью,

печатание листьями, рисунки ладошками и другие.

Мне хотелось бы представить конспект занятия в группе детей с ОВЗ по

изобразительно – художественной деятельности с использованием

нетрадиционной техники изображения – печать поролоновыми

штампиками. Работы выполнялись детьми с частичной помощью

воспитателя, некоторые дети выполняли работу самостоятельно.

Может быть, мой материал поможет кому – то в работе с детьми.

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Красивое платье для куклы»

Группа компенсирующей направленности (дети с ОВЗ )

Воспитатель Анцифирова Нина григорьевна

Форма организации детей - подгруппа.

Цель непосредственно образовательной деятельности:

Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного

рисования с целью развития креативных способностей в процессе

изобразительной деятельности.

Задачи освоения образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие:

- Формировать умение рисовать нетрадиционным приёмом: путем

печатания поролоном (штампиками);

- Развивать чувство цвета – умение подбирать цвет рисунка для платья

куклы;

- Закреплять умение различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

- Развивать навыки изобразительной деятельности;

- Воспитывать эстетический вкус, дав воспитанникам возможность

самостоятельно выбрать цвет краски (гуашь) для рисования.

Познавательное развитие:

Расширять и систематизировать знания воспитанников об одежде;

Развивать мыслительные операции.

Речевое развитие

Развивать и активизировать словарь детей;

Формировать умение отвечать на вопрос воспитателя.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать коммуникативные навыки (доброжелательность,

приветливый тон общения) формировать устойчивый эмоциональный

контакт со взрослым и сверстниками.

Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой

деятельности;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Физическое развитие:

Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;

Развивать двигательную активность.

Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя.

Видите, какое у неё красивое платье (дети рассматривают куклу) – ответы

детей.

Прикрепляем куклу из картона на фланелеграф (дети стоят рядом)

Воспитатель:

Ребята, наша кукла собралась в гости к своим подружкам и просит вас ей

помочь одеться. Посмотрите сколько у неё одежды.

Давайте её рассмотрим (дети рассматривают и называют одежду)

А как называется все это одним словом? Правильно, одежда.

Воспитатель:

Ребята, а Катины подружки давно уже ждут Катю в гости и хотят

принарядиться к её приходу. Давайте им поможем выбрать красивые платья.

(дети подходят к столу, где лежат бумажные куклы и одежда, садятся на

стульчики).

Дидактическая игра: «Подбери платье нужного цвета»

Воспитатель:

А теперь мы отдохнем и вместе сделаем веселую зарядку.

Физкультминутка: «Платье»

(Воспитатель произносит текст и выполняет движения, а дети подражают

ему, договаривая слова и словосочетания)

Это платье для Наташки (четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе)

Красные горошки (четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.)

А на платье два кармашка («рисуют» на животике два кармашка.)

Спрячем в них ладошки (прикладывают обе ладошки к животику)

Воспитатель:

Ребята, а Катя что-то у нас загрустила. Что же случилось?

Вы знаете, она мне сказала, что купила своим подружкам в подарок платья,

так как они любят наряжаться, а в магазине были платья только белого цвета.

(показывает детям платья из бумаги).

Воспитатель:

Не расстраивайся Катя, сейчас наши дети помогут тебе. Ребята, что мы

можем сделать, чтобы помочь Кате?

Дети: Украсить их

Воспитатель:

Садитесь, ребята, за столы. Я вам раздам платья. Украшать платье мы будем

разноцветными красками.

Посмотрите, как я украсила платье (показ образца).

Что я нарисовала на платье? Правильно, кружочки – горошки.

Какого они цвета? Ну конечно, разного – разноцветные.

А теперь возьмем поролоновые штампики и будем создавать свой рисунок.

(показ и объяснение воспитателя, как выполнять работу).

Дети работают за столами (воспитатель помогает детям при необходимости)

По окончании рисования кукла хвалит детей.

Воспитатель:

Молодцы, дети. Кате очень понравились платья. Они стали красивыми и

нарядными. Вы нарисовали кружочки разного цвета: и красные, и синие, и

зеленые и жёлтые.

Подружки куклы будут довольны такими нарядными платьями. А вам самим

понравились?

Вместе с куклой собирают платья.

Кукла прощается с детьми.

Воспитатель подводит итог занятия, хвалит детей за работу.

.



В раздел образования