Автор: Анцифирова Нина Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Гбдоу детский сад комбинированного вида № 54 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья + занятие
Тема: "Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как
средство развития творческих способностей детей
И в десять лет, и в семь, и в пять,
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски,
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
В. Берестов
Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в
качестве художественного материала, так как художественное творчество не
знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает
определённые способности: зрительную оценку формы, умение
ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также
специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация,
свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.
Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают
положительный настрой.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем
разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи
с развитием речи и мышления ребёнка. В процессе рисования дети учатся
рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые
сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у
них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Более 30 лет я работаю в качестве воспитателя в ГБДОУ детском саду № 54
компенсирующего вида Приморского района г. Санкт – Петербурга.
Последние 15 лет из них, на группах компенсирующей направленности. На
данное время я работаю с детьми с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) – нарушениями интеллекта, особенностью которой является
то, что она разновозрастная (3 – 8 лет). При этом все дети имеют статус –
«ребёнок – инвалид».
Особое внимание в работе с детьми данной категории уделяется
нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой
моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
– это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными
палочками, рисование штампами и т. д. Именно нетрадиционные техники
рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости,
содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают
эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.
Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней
не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка
индивидуальна и неповторима.
Поэтому эту тему я считаю актуальной.
Целью работы является развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
через использование нетрадиционных техник рисования.
Познакомилась со многими пособиями по нетрадиционным техникам
рисования с дошкольниками, в том числе в работе с детьми с ОВЗ, нашла
для себя много интересных идей и поставила перед собой следующие
задачи:
сформировать у детей технические навыки рисования;
познакомить детей с ОВЗ с различными нетрадиционными техниками
рисования;
развивать воображение и творческие способности детей;
обогащать и расширять художественный опыт детей;
побуждать ребенка экспериментировать;
поощрять и поддерживать творческие находки;
воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с
взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим и ему самому.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии
ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно
- развивающей среды учитывалось, чтобы содержание носило развивающий
характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в
соответствии с его индивидуальными возможностями.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
способствует:
• снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах; • развивает
пространственное мышление; •
учит детей свободно выражать свой замысел; •
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение, фантазию;
• способствует получению эстетического удовольствия.
В процессе общения с детьми я заметила, что
использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят
к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их
необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь
желаемого результата. Применение нетрадиционных техник в обучении
детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и
навыков.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования,
дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это
маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя
раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает
полную свободу для самовыражения.
Общаясь с детьми в процессе занятий, игр, совместной и индивидуальной
деятельности, обратила внимание на то, что дети данной категории, по
сравнению с детьми массовых групп, наиболее боязливы, скованны,
отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. У детей
данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов,
наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют
активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не
устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться.
Детям сложно понимать обращённую к ним речь, следовательно и
выполнять задания. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на
окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их
знаний и умений на группе проводится большая работа по формированию у
ребят изобразительных умений с применением нетрадиционных приёмов
изображения. Создано годовое тематическое планирование в данном
направлении, подобраны образцы и примеры по всем лексическим темам,
изготовлены трафареты для печатания, приобретены необходимые
материалы и оборудование.
Коррекционно – педагогическая работа направлена на развитие навыков
рисования с применением нетрадиционных техник изображения, призвана
решать следующие задачи:
1. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их
применением, выразительными возможностями, свойствами
изобразительных материалов;
2. Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования;
3. Использование нетрадиционных техник рисования в самостоятельной
деятельности детей.
Существует много нетрадиционных техник рисования, все они
позволяют достичь желаемого результата. С детьми, с нарушениями
интеллекта, применяются наиболее простые и лёгкие приёмы рисования.
Дети с интересом рисуют пальчиками, ладошками, получают интересные и
забавные рисунки из клякс, печатают по трафаретам.
Дети очень ранимы, обидчивы, их настроение меняется очень быстро и
часто. Поэтому в работе с детьми я придерживаюсь принципа: «Главное –
процесс, а не результат», ведь именно сам процесс доставляет детям
удовольствие, позволяет работать им спокойно и расслабленно. Самим
детям не важен результат их работы. А мы всегда даём их работам
положительную оценку и хвалим всех за участие в процессе.
Знакомство детей с нетрадиционными приёмами начинаем с наиболее
простых и доступных техник. Это рисование пальчиками, тычок жёсткой
кистью, печатками. Затем знакомим детей с более, для них сложными
техниками: печать поролоном, рисование восковыми мелками и акварелью,
печатание листьями, рисунки ладошками и другие.
Мне хотелось бы представить конспект занятия в группе детей с ОВЗ по
изобразительно – художественной деятельности с использованием
нетрадиционной техники изображения – печать поролоновыми
штампиками. Работы выполнялись детьми с частичной помощью
воспитателя, некоторые дети выполняли работу самостоятельно.
Может быть, мой материал поможет кому – то в работе с детьми.
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Красивое платье для куклы»
Группа компенсирующей направленности (дети с ОВЗ )
Воспитатель Анцифирова Нина григорьевна
Форма организации детей - подгруппа.
Цель непосредственно образовательной деятельности:
Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного
рисования с целью развития креативных способностей в процессе
изобразительной деятельности.
Задачи освоения образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие:
- Формировать умение рисовать нетрадиционным приёмом: путем
печатания поролоном (штампиками);
- Развивать чувство цвета – умение подбирать цвет рисунка для платья
куклы;
- Закреплять умение различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
- Развивать навыки изобразительной деятельности;
- Воспитывать эстетический вкус, дав воспитанникам возможность
самостоятельно выбрать цвет краски (гуашь) для рисования.
Познавательное развитие:
Расширять и систематизировать знания воспитанников об одежде;
Развивать мыслительные операции.
Речевое развитие
Развивать и активизировать словарь детей;
Формировать умение отвечать на вопрос воспитателя.
Социально-коммуникативное развитие
Формировать коммуникативные навыки (доброжелательность,
приветливый тон общения) формировать устойчивый эмоциональный
контакт со взрослым и сверстниками.
Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой
деятельности;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Физическое развитие:
Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
Развивать двигательную активность.
Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя.
Видите, какое у неё красивое платье (дети рассматривают куклу) – ответы
детей.
Прикрепляем куклу из картона на фланелеграф (дети стоят рядом)
Воспитатель:
Ребята, наша кукла собралась в гости к своим подружкам и просит вас ей
помочь одеться. Посмотрите сколько у неё одежды.
Давайте её рассмотрим (дети рассматривают и называют одежду)
А как называется все это одним словом? Правильно, одежда.
Воспитатель:
Ребята, а Катины подружки давно уже ждут Катю в гости и хотят
принарядиться к её приходу. Давайте им поможем выбрать красивые платья.
(дети подходят к столу, где лежат бумажные куклы и одежда, садятся на
стульчики).
Дидактическая игра: «Подбери платье нужного цвета»
Воспитатель:
А теперь мы отдохнем и вместе сделаем веселую зарядку.
Физкультминутка: «Платье»
(Воспитатель произносит текст и выполняет движения, а дети подражают
ему, договаривая слова и словосочетания)
Это платье для Наташки (четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки (четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.)
А на платье два кармашка («рисуют» на животике два кармашка.)
Спрячем в них ладошки (прикладывают обе ладошки к животику)
Воспитатель:
Ребята, а Катя что-то у нас загрустила. Что же случилось?
Вы знаете, она мне сказала, что купила своим подружкам в подарок платья,
так как они любят наряжаться, а в магазине были платья только белого цвета.
(показывает детям платья из бумаги).
Воспитатель:
Не расстраивайся Катя, сейчас наши дети помогут тебе. Ребята, что мы
можем сделать, чтобы помочь Кате?
Дети: Украсить их
Воспитатель:
Садитесь, ребята, за столы. Я вам раздам платья. Украшать платье мы будем
разноцветными красками.
Посмотрите, как я украсила платье (показ образца).
Что я нарисовала на платье? Правильно, кружочки – горошки.
Какого они цвета? Ну конечно, разного – разноцветные.
А теперь возьмем поролоновые штампики и будем создавать свой рисунок.
(показ и объяснение воспитателя, как выполнять работу).
Дети работают за столами (воспитатель помогает детям при необходимости)
По окончании рисования кукла хвалит детей.
Воспитатель:
Молодцы, дети. Кате очень понравились платья. Они стали красивыми и
нарядными. Вы нарисовали кружочки разного цвета: и красные, и синие, и
зеленые и жёлтые.
Подружки куклы будут довольны такими нарядными платьями. А вам самим
понравились?
Вместе с куклой собирают платья.
Кукла прощается с детьми.
Воспитатель подводит итог занятия, хвалит детей за работу.
.