Автор: Кальт Татьяна Гавриловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Приёмы осмысления текста на уроках русского языка и литературы
Тема: Функциональная грамотность при обучении русскому языку и литературе
Раздел: среднее образование
Кальт Татьяна Гавриловна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 17»,
г. Усть-Илимск, Иркутская область
Приемы осмысления текста.
Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной
текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые
установки: понимать и использовать письменные тексты, размышлять о
них, расширять знания, участвовать в социальной жизни. Как выстроить
отношения между учеником и текстом, чтобы найти точки
соприкосновения? Какие приёмы использовать на уроках литературы?
Они (эти приемы) известны, но только с опытом работы, требованием
времени, возможно, претерпевают изменения.
1. Постановка вопросов.
Важны вопросы, апеллирующие к ученикам: ваш лучший друг
соответствует этому герою? На роль какого персонажа согласились бы?
С каким героем себя олицетворяете? Чьи поступки поддерживаешь?
Напиши от лица героя, когда он почувствовал себя смелым. Как нарисовать
«немоту» Герасима, когда он не только выполняет приказание барыни, но и
еще «топит» свое безволие? (рисуют закрытые рты). (слайд 2). Поскольку
литература является видом искусства наряду с живописью, музыкой,
скульптурой, кино, то возможны вопросы и задания, учитывающие связь в
познании мира. Например, задание «литераторам»: Памятники Н.В.Гоголю
в Москве (история создания). Прочитать стихотворение А.Городницкого
«Два Гоголя»
Каким предстает писатель? А какой он истинный?
1
«Литературные имена»
Задание «художникам»:
- что обозначает термин «импрессионизм»?
- какие картины русских художников могут послужить иллюстрациями к
стихотворениям Фета? (подобрать иллюстрации) иллюстрации
импрессионистов
Задание «историкам»:
- что представлял собой купеческий дом середины XIX столетия?
Перечислите детали быта, интерьера. Прочитать наизусть монолог героя из
пьесы А.Н.Островского «Гроза» (по выбору)
Задание «художникам»:
- сопоставить портреты главных героев из фильма «Обломов» (общее и
различное). В чем отличие делового человека от наивного мечтателя?
Аргументировать примерами из текста
2. Составление сводной таблицы.
Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на
стадии осмысления, так и переработки материала. Заполнение пропусков в
уже заполненной таблице по материалам текста; построение таблицы по
образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка. Так
«сюжетная» таблица позволяет вспомнить фактуальные сведения (кто? что?
где? когда? почему?), ответы на них помогают не только удержать в памяти
основную информацию текста, но и пересказать прочитанное. Таблица-
синтез на основе ключевых слов и цитат подводит к осмыслению поведения
героев. Весь рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» - это выбор
героини: то ресторан, то обитель, то актеры, то кладбище, пути тела и пути
души – к такому выводу подходим в результате заполнения таблицы. И
снова вопрос: отказ героини от мирской жизни – это сила или слабость?
Героиня уходит к Богу или от чего-то?
3. Представление текста в форме тезисов.
Высказать свое мнение, аргументировать ответ. Важно при этом напомнить,
2
что оценка будет зависеть не от высказанного мнения, а от логичности,
убедительности, доказательности. (слайд 3).
Согласитесь или оспорьте: «Личность, милостивый государь, - вот
главное; личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё
строится…» (И.С.Тургенев «Отцы и дети», глава 10).
«Изучать отдельные личности не стоит труда…Все люди друг на друга
похожи как телом, так и душой.., и так называемые нравственные качества
одни и те же у всех…» (И.С.Тургенев «Отцы и дети», глава 16). Или
сравнить мнение поэта и критика. Прочтите отзывы. Согласны ли вы с
ними? А.А.Фет: «Это лучшее произведение Островского…Какая
обстановка! Эта фантастическая барыня, эта полуразвалившаяся церковь,
эта идиллия – все превосходно, широко, сильно и мягко»
Д.И.Писарев: «Русская Офелия, Катерина, совершив множество глупостей,
бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую
глупость»
Или:
1). «Разминки» в начале урока: «Отгадай произведение по трем
существительным»:
1. Кораблекрушение, остров, плот (Д.Дефо «Робинзон Крузо»)
2. Конь, змея, предсказание (А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).
3. Браслет, любовь, письмо (А.И.Куприн «Гранатовый браслет»).
Без труда узнают произведение, но не сразу вспоминают имя автора.
В обзорной лекции 11 класса «Основные направления, темы и
проблемы русской литературы начала XX века» поставить вопрос: Какова
роль идеи в жизни человека? – сравнить Раскольникова, как создателя идеи,
основанной на логических предпосылках, с поэмой А.С.Пушкина «Медный
всадник», по замыслу Петра I создан великий, холодный город, который
должен принести пользу. К чему приводит засилье тоталитаризма, способны
ли люди убивать за идею? Каким мог быть мир после всех событий начала
3
XXвека? Работа со сравнением сложна, но она приучает к обобщению при
чтении литературы.
4. Представление текста в виде графической схемы.
1). Карта (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Суть задания
– выделить объекты: персонажи плюс предметы и выстроить с помощью
глаголов связи между объектами. Цель задания: представлять информацию
в виде графа, научиться структурировать текст, помнить содержание,
оценивать поступки героев. .
2). Круги Элейра-Венна при составлении характеристики героя-рассказчика
и Саньки (по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»). Имена
прилагательные в оценке героев (наивный-хитрый и т.д.) и имена
существительные – в ответе на вопрос «Что общего?»: деревня, детство,
дружба, игры, свобода.
При сравнении семей Ростовых и Болконских
3). Кластер, интеллект-карты. На доске пишем свободный поток
информации по тексту. Не бояться записывать все, что приходит на ум,
дать волю воображению и интуиции. Задача: найти причинно-следственные
связи, по которым можно соединить все слова. Что можно объединить? По
какому принципу? Можно использовать цвета и различные фигуры при
объединении в группы. Подобная работа позволяет приводить мысли в
порядок, развивает воображение, имеет преимущество перед составлением
плана сочинения.
5. Составление плана.
Особенно при работе над проектом. Учащимся помочь в определении цели
и задач, подумать, какая информация уже есть, какую дополнительную
нужно найти, где её можно получить, как распределить время. Но все идет
спонтанно, трудно.
6. Комментированное чтение.
Как мы читали рассказ Анны Гавальд «35 кило надежды». Читали с
остановками, с вопросами: интересно? Что поняли? Что будет дальше? Чем
4
закончится? После прочтения должны были выписать три цитаты.
7. На «Онлайн-марафоне «Умная методика» очень понравился прием
«Чек-лист» («Чтение вслух») в качестве проверочного листа.
Определить текст для заучивания наизусть, обсудить с учащимися
параметры оценивания, показать, как нужно делать. Работают в парах. Эти
проверочные листы позволят увидеть динамику выразительного и
осмысленного чтения текста учащимися, так как эти листы используются в
течение года.
1. Читает бегло
Да/нет
2.Читает с выражением.
Да/нет
3. Соблюдает знаки препинания.
Да/нет
4.Запинается при чтении.
Да/нет
5.Повторяет слова/ части предложения
Да/нет
6. Заменяет слова
Да/нет
7. Пропускает слова
Да/нет
8. Ждет подсказки чтения трудного слова
Да/нет
Дата
Любой текст является своего рода посредником между автором и
читателем, Создавая текст, автор творит свой мир, и читатель должен этот
мир понять. Но как раз здесь и возникают первые трудности: сталкивается
мир ребёнка (подростка) и взрослого человека; пересекаются разные
культурные пространства. Задача учителя – помочь преодолеть эти
трудности.
5