Автор: Наталья Владимировна Мамчур
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1056
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка Картотека подвижных игр
Тема: Подвижные игры
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы "Школа № 1056"
Дошкольное отделение 5
Старшая группа 3
Методическая разработка
Картотека подвижных игр
(для детей дошкольного возраста)
Карточка-1
«Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со
словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и
ходьбе по кругу.
Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая
образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в
круг и мышеловка увеличивается.
Карточка-2
«Катай мяч»
Цель: развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании
мяча.
Описание игры: играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся
на пятки. Воспитатель катит мяч кому – нибудь из детей. Тот, отталкивает
от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч
коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший
принимает участие в игре если он отталкивает мяч случайно посланный
ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут.
Карточка-3
«Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу.
Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки –
«птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая
стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы
летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку –
скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают.
Продолжительность 5-7 минут
Карточка-4
«Хитрая лиса»
Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в
быстром беге, в построении в круг, в ловле.
Описание игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг
от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а
воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который
становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза. Играющие три раза
спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?»
Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я
здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» ловит. Пойманного - в дом.
Продолжительность 6-8 минут.
Карточка-5
«Угадай, что делали»
Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.
Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10
шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое
действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий
поворачивается, подходит к играющим и говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели – не скажем,
А что делали – покажем.
Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут
на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие.
Продолжительность игры 4-6 минут.
Карточка-6
«Два мороза»
Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять
движения по сигналу. Упражнять в беге
Описание игры: играющие располагаются по две стороны площадки, двое
водящих становятся по середине (Мороз – Красный нос и Мороз – Синий
нос) и говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос,
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной
стороне площадки, а морозы стараются их «заморозить» (коснуться рукой).
Продолжительность игры 5-7 минут.
Карточка-7
«Ловишки с мячом»
Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в
метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки
играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в
стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат
2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие
повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а
водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два,
три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется.
Продолжительность 5-7 минут.
Карточка-8
«Лягушки и цапля»
Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость.
Упражнять в прыжках в высоту с места
Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В
углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По
сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо
цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и
перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через
веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля
ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут.
Карточка9
«Найди, где спрятано?»
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
Описание игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям
флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям
встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит,
воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают
искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить
игру 3-4 раза.
Карточка-10
«Совушка»
Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять
движения по сигналу. Упражнять детей в беге.
Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это
«ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом
козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк
становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на
противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз.
Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.
Карточка-11
«Бездомный заяц»
Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в
быстром беге
Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный
заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик».
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от
охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке –
становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями.
Продолжительность игры 5-7 минут.
Карточка-12
«Пожарные на ученье»
Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять
движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.
Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на
расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной
и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги»
дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик.
Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8
раз.
Карточка-13
«Рыбаки и рыбки»
Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать
по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.
Описание игры: площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на
противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака
«сеть» (веревка), на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит
помощнику: «Лови!», и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки
окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место
(отчерченное место на площадке). по сигналу «рыбки, плывите» рыбки
снова выплывают из глубокого места. Продолжительность игры 6 – 8
минут.
Карточка-14
«У медведя во бору»
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и
ловить).
Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом
детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения
соответственно стиху, который произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием
встаёт и ловит детей, они бегут домой.
Карточка-15
«Самолеты»
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык
построения в колонну. Упражнять в беге.
Описание игры: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки,
которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на
самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету
готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор.
«Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят
врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На
посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в
колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая
колонна построилась первой.
Правила: Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя
«Летите!».
По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в
свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).
Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на
противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.
Карточка-16
«Цветные автомобили»
Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать
по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.
Описание игры: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается
флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в
центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает
флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом
направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель
опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили
возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель
поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка
вместе, тогда все машины выезжают из гаража.
Правила:
Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться
в гараж тоже по сигналу.
Если флажок опущен, автомобили не двигаются.
Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал
«Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры.
Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.
Карточка-17
«Найди себе пару»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову,
быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов.
Развивать инициативу, сообразительность.
Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому
по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по
площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети,
имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара,
используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное
число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня –
не зевай, быстро пару выбирай!».
Правила:
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову)
воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали
парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
Карточка-18
«Подбрось-поймай»
Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя
руками снизу вверх и ловить его.
Описание игры: Дети свободно располагаются в помещении или на
площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя:
«Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает,
сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его.
Варианты: Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят
мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из
играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают
за правильностью выполнения задания. Можно ввести и элемент
соревнования: кто подбросит и поймает мяч большее число раз? Можно
включить и такие упражнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он
ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать
его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить
мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать
его.
Карточка-19
«Огуречик… огуречик…»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении;
бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в
соответствии с текстом.
Описание игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они
приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
После окончания слов, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит
слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два
раза.
Карточка-20
«Наседка и цыплята»
Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее;
развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать
взаимовыручку, товарищество.
Описание игры: дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся
за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-
ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова
«Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом,
можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали
ее.
Карточка-21
«Кролики»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед;
развивать ловкость, смекалку, уверенность.
Описание игры: в одной стороне зала полукругом расставлены стулья –
это клетки кроликов. На противоположной - стул для сторожа. Дети сидят
на корточках за стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок –
дети один за другим проползают под стульями, а затем прыгают
продвигаясь вперед. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются
на свои места, снова проползая под стульями.
Карточка-22
«Лохматый пес»
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в
соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
Описание игры: дети стоят на одной стороне зала, пес – на другой
стороне. Дети тихо подходят к нему со словами
Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет!
После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес
старается их поймать.