Напоминание

Методики преподавания английского языка


Автор: Бочарова Елена Анатольевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: филиал МБОУ
Населённый пункт: Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Методики преподавания английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Методики обучения английскому языку.

Важнейшим параметром обучения является методика – совокупность приёмов и

техник педагогической деятельности, используемых в процессе обучения.

Каждая методика имеет свои преимущества и в разной степени способствует

усвоению материала по тому или иному аспекту языка. Поэтому выбор

применяемой методики (или сочетания методик) зависит от целого ряда

факторов.

В зависимости от цели обучения, характера обучения, типа личности

обучаемого и др. факторов используются следующие методики:

Коммуникативная – даёт высокий результат при обучении разговорной речи;

Суггестопедическая – способствует снятию языкового барьера;

Традиционная – наиболее эффективна при изучении лексики и грамматики;

Интенсивная – обеспечивает более быстрое изучение языка.

Проектная – приучает творчески мыслить.

Коммуникативная методика

Коммуникативная методика является последним крупным достижением

методической науки и предполагает обучение языку как средству общения в

процессе общения. Коммуникативное обучение базируется на четырёх

принципах: информация, интерес, взаимодействие, мотивация. В виду этого,

занятия, проводимые по данной методике, отличаются высокой

разнообразностью и речевой активностью. Основой коммуникативного

обучения является парная и групповая работа, в случае индивидуальных

занятий – работа в паре с преподавателем. Если Ваша цель – разговорная речь,

то наилучшим выбором будет обучение по данной методике.

Примеры коммуникативных заданий:

Расспросите Вашего собеседника на английском языке о том, как он провёл свой

последний отпуск.

Согласитесь или опровергните следующее утверждение и поясните свою точку

зрения: учиться в институте в 30 лет не поздно.

Найдите три вещи, общие в Ваших с собеседником характерах и образе жизни.

Английский методист Майкл Свон, автор всемирно известного

«Кеймбриджского курса», приводит такой пример: спросите у Вашего друга его

имя, возраст и профессию. Коммуникативно ли такое задание? Казалось бы – да,

ведь такое задание предполагает вопросно-ответную речевую практику. Но в

действительности такое задание не коммуникативно, т.к. о своём друге Вам всё

известно, и поэтому в таком диалоге отсутствует новая для Вас информация, и,

соответственно, интерес.

Суггестопедическая методика

Суггестопедическая методика является предшественником коммуникативного

обучения. Она используется при групповом обучении и основана на принципе

коллективного взаимодействия. Психологическим принципом

суггестопедического обучения является принцип радости и ненапряжённости

обучения, для чего в состав курса включено много юмора, шуток, песен,

рифмовок и т.д. На занятиях звучит много английской речи, всё занятие

проводится исключительно на английском языке. Данный подход в наибольшей

степени способствует развитию понимания речи на слух и снятию языкового

барьера.

При обучении по суггестопедической методике каждый обучаемый выступает в

качестве делегата международного конгресса и получает вымышленные имя,

фамилию, национальность и профессию и в рамках этой легенды «проживает»

весь период обучения. В ходе курса участники «конгресса» обсуждают разные

проблемы, «ездят» на экскурсии, «отмечают» праздники, «делают» покупки и

т.д.

Традиционная методика

Традиционная методика являлась наиболее распространенным методом

обучения иностранному языку до появления суггестопедического и

коммуникативного подходов. Обучение по данной методике осуществляется

посредством систематической работы над грамматическим и лексическим

строем языка, которая заключается в системном изучении грамматики с

одновременной отработкой навыков чтения и перевода. Традиционный подход

предполагает чтение, перевод и пересказ текста, вопросно-ответную работу,

выполнение лексико-грамматических упражнений, высказывание на

определённую тему. Традиционное обучение является экстенсивным, т.е.

растянутым во времени. Данный метод даёт высокий результат при обучении

грамматике, словарному запасу, чтению и письму.

Примеры заданий по традиционной методике:

Поставьте следующее предложение в вопросительную форму.

Дайте краткие ответы на приведённые вопросы.

Составьте предложение по данному образцу.

Существует универсальное правило, что научиться чему-либо можно только в

процессе определённой деятельности. Применительно к обучению английскому

языку это означает, что, если Вы будете читать и переводить тексты или делать

многочисленные упражнения, от этого Вы не овладеете разговорной речью. И

наоборот, если Вы будете только общаться на языке, у Вас не появится большой

словарный запас и правильная грамматика. Следовательно, оптимальным с

точки зрения практического применения будет сочетание методик

традиционного и коммуникативного обучения.

Интенсивная методика.

Интенсивная методика сформировалась под влиянием требований ускоренного

обучения языку и является оптимизированным сочетанием и развитием приёмов

обучения предшествующих методик. Основой обучения является интенсивная

проработка материала по заданным аспектам языка, что требует концентрации

внимания обучаемого и его активности в каждую секунду рабочего времени.

Материал прорабатывается несколько раз в разных ситуациях, что развивает

гибкий и устойчивый навык различных аспектов языка. Интенсивное обучение

протекает в сжатые сроки и характеризуется тем, что в единицу времени

усваивается больший объём материала, чем при традиционном подходе.

Применение интенсивной методики позволяет добиться высоких результатов

обучения в сжатые сроки.

Некоторые приёмы интенсивного обучения:

Проговаривание текста в разном темпе, с различной интонацией: гневно, нежно,

вопросительно, удивлённо, безразлично и т.д.

Большая вопросно-ответная работа по заданной теме, которая включает: ответы

на вопросы, выполнение подстановочных тренировочных упражнений,

многообразные коммуникативные задания, ролевые игры и т.д.

Использование большого объёма дополнительного материала, связанного

тематически: дополнительный текст, диалоги, аудиодиски, набор картинок,

статьи для дискуссий, грамматические упражнения и т.д.

Изначально интенсивное обучение возникло как курс обучения разговорной

речи и являлось синонимом суггестопедического обучения. Позже термин

«интенсивное обучение» вобрал в себя всё многообразие прогрессивных и

эффективных методов обучения. На сегодняшний день существуют

интенсивные курсы обучения устной речи (суггестопедия), интенсивный курс

обучения чтению, интенсивный курс обучения языку газеты и др. Среди

британских методистов есть авторы (Браян Эббс, Ингрид Фриберн, Бернард

Хартли, Питер Вайни и др.), разработавшие курсы интенсивного обучения для

разных уровней и аспектов английского языка. Другими специалистами –

методистами МГИМО был разработан интенсивный курс, основанный на

одновременном использовании сразу нескольких учебников. В предложенном

ими подходе при проработке какой-либо одной темы разные учебники

дополняют друг друга, что повышает степень усвоения материала.

Примеры заданий по интенсивной методике:

Поинтересуйтесь профессией собеседника.

Назовите престижные и непрестижные профессии, выберите профессии для

своих детей и аргументируйте свой выбор.

Опишите профессии людей, изображённых на приведённых картинках.

Проектная методика.

Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны. Данная

методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно планируя

свои действия, возможно варианты решения стоящих перед ним задач, а

принципы, на которых базируется данная методика, делают обучение по ней

возможным для любого возрастного контингента



В раздел образования