Автор: Бочарова Елена Анатольевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: филиал МБОУ
Населённый пункт: Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Методики преподавания английского языка
Раздел: среднее образование
Методики обучения английскому языку.
Важнейшим параметром обучения является методика – совокупность приёмов и
техник педагогической деятельности, используемых в процессе обучения.
Каждая методика имеет свои преимущества и в разной степени способствует
усвоению материала по тому или иному аспекту языка. Поэтому выбор
применяемой методики (или сочетания методик) зависит от целого ряда
факторов.
В зависимости от цели обучения, характера обучения, типа личности
обучаемого и др. факторов используются следующие методики:
Коммуникативная – даёт высокий результат при обучении разговорной речи;
Суггестопедическая – способствует снятию языкового барьера;
Традиционная – наиболее эффективна при изучении лексики и грамматики;
Интенсивная – обеспечивает более быстрое изучение языка.
Проектная – приучает творчески мыслить.
Коммуникативная методика
Коммуникативная методика является последним крупным достижением
методической науки и предполагает обучение языку как средству общения в
процессе общения. Коммуникативное обучение базируется на четырёх
принципах: информация, интерес, взаимодействие, мотивация. В виду этого,
занятия, проводимые по данной методике, отличаются высокой
разнообразностью и речевой активностью. Основой коммуникативного
обучения является парная и групповая работа, в случае индивидуальных
занятий – работа в паре с преподавателем. Если Ваша цель – разговорная речь,
то наилучшим выбором будет обучение по данной методике.
Примеры коммуникативных заданий:
Расспросите Вашего собеседника на английском языке о том, как он провёл свой
последний отпуск.
Согласитесь или опровергните следующее утверждение и поясните свою точку
зрения: учиться в институте в 30 лет не поздно.
Найдите три вещи, общие в Ваших с собеседником характерах и образе жизни.
Английский методист Майкл Свон, автор всемирно известного
«Кеймбриджского курса», приводит такой пример: спросите у Вашего друга его
имя, возраст и профессию. Коммуникативно ли такое задание? Казалось бы – да,
ведь такое задание предполагает вопросно-ответную речевую практику. Но в
действительности такое задание не коммуникативно, т.к. о своём друге Вам всё
известно, и поэтому в таком диалоге отсутствует новая для Вас информация, и,
соответственно, интерес.
Суггестопедическая методика
Суггестопедическая методика является предшественником коммуникативного
обучения. Она используется при групповом обучении и основана на принципе
коллективного взаимодействия. Психологическим принципом
суггестопедического обучения является принцип радости и ненапряжённости
обучения, для чего в состав курса включено много юмора, шуток, песен,
рифмовок и т.д. На занятиях звучит много английской речи, всё занятие
проводится исключительно на английском языке. Данный подход в наибольшей
степени способствует развитию понимания речи на слух и снятию языкового
барьера.
При обучении по суггестопедической методике каждый обучаемый выступает в
качестве делегата международного конгресса и получает вымышленные имя,
фамилию, национальность и профессию и в рамках этой легенды «проживает»
весь период обучения. В ходе курса участники «конгресса» обсуждают разные
проблемы, «ездят» на экскурсии, «отмечают» праздники, «делают» покупки и
т.д.
Традиционная методика
Традиционная методика являлась наиболее распространенным методом
обучения иностранному языку до появления суггестопедического и
коммуникативного подходов. Обучение по данной методике осуществляется
посредством систематической работы над грамматическим и лексическим
строем языка, которая заключается в системном изучении грамматики с
одновременной отработкой навыков чтения и перевода. Традиционный подход
предполагает чтение, перевод и пересказ текста, вопросно-ответную работу,
выполнение лексико-грамматических упражнений, высказывание на
определённую тему. Традиционное обучение является экстенсивным, т.е.
растянутым во времени. Данный метод даёт высокий результат при обучении
грамматике, словарному запасу, чтению и письму.
Примеры заданий по традиционной методике:
Поставьте следующее предложение в вопросительную форму.
Дайте краткие ответы на приведённые вопросы.
Составьте предложение по данному образцу.
Существует универсальное правило, что научиться чему-либо можно только в
процессе определённой деятельности. Применительно к обучению английскому
языку это означает, что, если Вы будете читать и переводить тексты или делать
многочисленные упражнения, от этого Вы не овладеете разговорной речью. И
наоборот, если Вы будете только общаться на языке, у Вас не появится большой
словарный запас и правильная грамматика. Следовательно, оптимальным с
точки зрения практического применения будет сочетание методик
традиционного и коммуникативного обучения.
Интенсивная методика.
Интенсивная методика сформировалась под влиянием требований ускоренного
обучения языку и является оптимизированным сочетанием и развитием приёмов
обучения предшествующих методик. Основой обучения является интенсивная
проработка материала по заданным аспектам языка, что требует концентрации
внимания обучаемого и его активности в каждую секунду рабочего времени.
Материал прорабатывается несколько раз в разных ситуациях, что развивает
гибкий и устойчивый навык различных аспектов языка. Интенсивное обучение
протекает в сжатые сроки и характеризуется тем, что в единицу времени
усваивается больший объём материала, чем при традиционном подходе.
Применение интенсивной методики позволяет добиться высоких результатов
обучения в сжатые сроки.
Некоторые приёмы интенсивного обучения:
Проговаривание текста в разном темпе, с различной интонацией: гневно, нежно,
вопросительно, удивлённо, безразлично и т.д.
Большая вопросно-ответная работа по заданной теме, которая включает: ответы
на вопросы, выполнение подстановочных тренировочных упражнений,
многообразные коммуникативные задания, ролевые игры и т.д.
Использование большого объёма дополнительного материала, связанного
тематически: дополнительный текст, диалоги, аудиодиски, набор картинок,
статьи для дискуссий, грамматические упражнения и т.д.
Изначально интенсивное обучение возникло как курс обучения разговорной
речи и являлось синонимом суггестопедического обучения. Позже термин
«интенсивное обучение» вобрал в себя всё многообразие прогрессивных и
эффективных методов обучения. На сегодняшний день существуют
интенсивные курсы обучения устной речи (суггестопедия), интенсивный курс
обучения чтению, интенсивный курс обучения языку газеты и др. Среди
британских методистов есть авторы (Браян Эббс, Ингрид Фриберн, Бернард
Хартли, Питер Вайни и др.), разработавшие курсы интенсивного обучения для
разных уровней и аспектов английского языка. Другими специалистами –
методистами МГИМО был разработан интенсивный курс, основанный на
одновременном использовании сразу нескольких учебников. В предложенном
ими подходе при проработке какой-либо одной темы разные учебники
дополняют друг друга, что повышает степень усвоения материала.
Примеры заданий по интенсивной методике:
Поинтересуйтесь профессией собеседника.
Назовите престижные и непрестижные профессии, выберите профессии для
своих детей и аргументируйте свой выбор.
Опишите профессии людей, изображённых на приведённых картинках.
Проектная методика.
Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны. Данная
методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно планируя
свои действия, возможно варианты решения стоящих перед ним задач, а
принципы, на которых базируется данная методика, делают обучение по ней
возможным для любого возрастного контингента