Авторы: Иванова Наталья Викторовна, Иванцова Марина Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2120 Д1
Населённый пункт: г.Москва.г.Московский
Наименование материала: Такие разные птицы
Тема: Такие разные птицы
Раздел: дошкольное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6 ЛЕТ)
"ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПТИЦЫ"
Цели:
Образовательные- познакомить детей с разными видами птиц, с их отличиями от
других птиц, с их особенностями, познакомить с видами и размерами скворечников, их
историей.
Развивающие-развивать умение слушать, сравнивать, давать четкие ответы на
вопросы, развивать память, фантазию и творческое мышление при выполнении
поделок и аппликаций.
Воспитательные- воспитывать бережное отношение к природе, умению заботиться о
птицах, воспитывать уважение к творческим работам друг друга и умение работать в
коллективе.
Методические материалы: видео материалы, плакаты "Хищные птицы, "Птицы жарких
стран", "Домашние птицы", карточки "Лесные птицы" и "Городские птицы", стихи,
пословицы, загадки, запись песни "Кто ж такие птички", цветной картон и бумага,
ножницы, клей, картонные заготовки для птиц, нитки, гуашь, кисти, стаканчики с водой,
пластилин.
ПОНЕДЕЛЬНИК
В первый день недели смотрим видео о птицах, которых дети хорошо знают ( воробьи,
вороны, синицы, голуби). Желательно выбрать видео, в котором рассказываются
интересные факты, смешные ситуации, видео должно подходить по возрасту.
Смотрим мультфильм "Кто ж такие птички?" и разучиваем песню из мультфильма.
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
А почему? А потому, плохо на свете, плохо на свете
Жить одному, жить одному, жить одному!
Помню, помню,
Помню, помню,
Птицами считают,
Только тех,
Только тех,
Которые летают,
Только тех, которые летают,
Птицами, птицами, птицами считают!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
А почему? А потому, плохо на свете, плохо на свете
Жить одному, жить одному, жить одному!
Знаю, знаю,
Знаю, знаю,
Птичек узнают,
Потому что,
Потому что,
Птички песенки поют,
Только тех, которые поют,
Птицами, птицами, всюду признают!
Птицами, птицами, всюду признают!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
А почему? А потому, плохо на свете, плохо на свете
Жить одному, жить одному, жить одному!
Птички, птички,
Птички, птички,
Песенки поют,
Птички, птички,
Птички, птички,
Даже гнезда вьют,
Птички, птички песенки поют,
Гнезда вьют, гнезда вьют, даже гнезда вьют!
Гнезда вьют, гнезда вьют, даже гнезда вьют!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
А почему? А потому, плохо на свете, плохо на свете
Жить одному, жить одному, жить одному!
Птички, птички,
Птички, птички,
Кто ж такие птички?
Те, которые несут ЯИЧКИ!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Если ты знаешь, если ты знаешь, что ты за птица,
Это тебе, это тебе всегда пригодится,
А почему? А потому, это понятно, это понятно
Тебе самому, тебе самому, тебе самому!
Знаю, знаю,
Знаю, знаю,
Птицами зовут
Которые летают,
Которые поют,
Несут ЯИЧКИ!
Гнезда вьют,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Вот этих самых, вот этих которые,
Вот этих самых которые,
Птицами, птицами, птицами зовут!
(Разучиваем и поём песню под плюсовую фонограмму в течении всей недели.)
Лепка птиц из пластилина. Дети проговаривают вместе с воспитателем части тела
птицы, для чего они нужны, сравнивают названия частей тела у птицы и у человека.
Тихий час: чтение сказки В. Бианки "Две вороны".
Молодая ворона
Молодая ворона ходила по берегу реки, разыскивала себе среди камешков
пропитание.
Ничего хорошего ей не попадалось - одни дохлые, высохшие рачки да рыбки.
Вдруг видит: на песке у самой воды лежит крупная двустворчатая раковина-беззубка. В
этих раковинах превосходные, на вороний вкус, слизняки, вроде знаменитых у людей
устриц: такие слизкие, прохладные, аппетитненькие… Одна беда: укупорка - первый
сорт. Раковина толстая, гладкая, крепкая. Створки её плотно сомкнуты - что на замке.
Как из такой посудинки слизняка добыть?
Пробовала ворона и так и эдак: то на один бок повернёт, то на другой, то на ребро
раковину поставит - да тюк её носом, тюк носом! А нет, ничего не выходит, не
поддаётся раковина: скользит острый крючковатый вороний нос по гладким створкам.
Тюк - и в песок носом.
Тюк - и в песок.
Наглоталась ворона песку и раковину бросила. Сидит - хохлится. Не знает, что дальше
делать.
Прилетел на берег кулик-сорока, рядом с вороной сел. Сейчас же себе беззубку
разыскал - точь-в-точь как у вороны.
Пальцами её прижал к песку, кончик носа просунул в маленькую щёлочку в уголке
между створок - да как нажмёт! А нос у кулика-сороки длинный и на конце с двух
сторон заточен - вроде отвёртки. Ну конечно, раковина так пополам и раскрылась.
Молодой вороне обидно. Подскочила к кулику-сороке, хотела слизняка у него из-под
носа выхватить.
А кулик - глыть! - и сглотнул слизняка.
Ворона: «Кра! Кра! - кричит. - Кража! Так всякий раскупорит, раз отвёртка! Вороний нос
порочит!»
- Раскаркалась! - гаркнула старая ворона, подлетая на шум. - Сама вороний нос
порочишь, дурашка. Всякая птица своим носом сыта. - Сама хвать раковину у молодой
вороны из-под носа.
Крючковатым своим носом крепко, как клещами, зажала беззубку - не выскользнешь!
Взвилась с ней в воздух да оттуда, с высоты-то, швырк её на камни! Раковина
вдребезги, а слизняк вот он!
Молодая ворона только рот разинула. А старая уж тут, на камнях. Глыть слизняка! И
говорит:
- Кто дальше своего носа не видит, тот с носом и останется. Благодарим за угощенье! - И
улетела.
Старая ворона
Рассказал про молодую, надо и про старую ворону рассказать. Только уж тут надо
немножко вороний язык знать, - хоть три вороньих слова. Вот они, запомни.
Просто: «Карр!» значит: «Здравствуй, товарка!» - обычное у ворон приветствие.
Два раза: «Карр! Карр!» значит: «Грабь! Гррабь!»-или: «Харч! Харрч!»-то есть еда,
вкусное что-нибудь на вороний вкус. Вороны ведь грабежом живут.
Три раза: «Карр! Карр! Карр!»-отчаянным голосом: «Кар-раул! Удир-рай! Враг!».
Вот проверь: стоит только одной так закричать - разом все вороны, сколько их есть
кругом, подхватят: «Карр! Карр! Карр!» -
«Враг! Враг! Враг!»-на крыло да врассыпную, кто куда!
Потому как это - воронья тревога, тут времени терять нельзя: опасно для жизни.
Запомнил вороньи слова? Теперь слушай.
Жила-была в деревне старая, бывалая ворона. Среди других ворон самой умной слыла.
Она воронью молодёжь учить очень любила: где как летать, да что как клевать, да как
понимать.
Жива эта ворона и сейчас. Только уж больше такой особенно умной даже среди ворон
не слывёт. Нет уж, давно не слывёт.
А случилось это вот как, вот почему.
Захотелось раз старой вороне свежих беззубок на завтрак. Вспомнила, как в прошлом
году вкуснейшую беззубку у молодой вороны из-под носу утащила. Эх, и аппетитный
был слизнячок - прямо устрица!
Полетела старая ворона на ту реку, где беззубки водились. А туда от той деревни, где
ворона жила, не близкий путь: с солнышком вылетела - едва к полудню прилетела.
Прилетела на ту реку и видит: совсем будто и не та река! Была тут деревушка Малые
Избушки, а стали дома каменные с длинными стенами, с широкими окнами. Один дом
на одном берегу, другой - на другом. Посередине - поперёк реки - третий, а перед ним -
запруда.
Подивилась ворона, как это люди столь живо на месте деревушки эдакие каменные
палаты воздвигли.
Да тут глядит: на берегу запруды крупнейшую беззубку волной выплеснуло. А сзади -
слышит: свист крыльев. В самый полдень-то тишина была - в ушах звенит: люди все на
работе, и ветерок спит. Оглянулась, а сзади к ней молодая ворона подлетает - та самая,
прошлогодняя. Тут уж старой вороне не до дивованья: стрелой вниз, на берег - и
наступила на беззубку лапой - моё!
Молодая ворона подлетела, старая ей и крикни:
- Карр! Здравствуй!
А со всех сторон как грянет:
- Карр! Карр! Карр! Враг! Враг! Враг! Карраул! Удиррай!
Такой тарарам поднялся, что старая ворона с перепугу присела,
головой завертела, глазами захлопала: кто кричит? где кричат? откуда летят? какой
такой враг, враг, враг?!
И хоть никаких ворон и никаких врагов не видать было кругом, старую ворону с
перепугу как подхватит, как понесёт - только свист пошёл от крыльев! В жизни с ней
ещё не случалось, чтобы, не видав врага, такого труса спраздновать, такого дать
стрекача!
А молодая ворона увидала забытую старой беззубку да с радости как крикнет: «Карр!
Карр! Харрч! Харрч!»-и ничуть не испугалась, когда крик её отскочил, как мячик, от
одной каменной стены: «Карр! карр!» - от другой: «Карр! карр!»-и от дома поперёк
реки: «Карр! карр!» Потому что она уже привыкла, что всякий звук здесь отдается от
каменных стен новостроек, понимала, что это - эхо.
А старая ворона как перетрусила собственного голоса чуть не до смерти, как умчалась
сломя голову, так больше туда ни крылом! И о вкусных беззубках забыла.
А всё почему?
Потому что ворона старая, а дома-то - новые.
ВТОРНИК
Мастерим с детьми скворечник, раскрашиваем его, обсуждаем, почему именно такого
размера, какого диаметра должно быть отверстие для птиц, каких форм может быть
скворечник и т.д.
"Друзей зовёт семья скворцов:
-Всех завтра в гости просим!
Наш адрес: улица певцов
Скворечник номер восемь!"
Мастерим с детьми объёмные поделки "Птички". Их можно повесить на окошки или
украсить группу. Для этого понадобятся: картон, клей, гофрированная бумага,
фломастер, нитки.
Тихий час: чтение сказки В. Бианки "Терентий-Тетерев".
Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима,
облетели кусты и деревья – и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед
достанется. Лисица говорит – ей, Куница говорит – ей.
Лисица говорит:
– Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче – вон он.
Я понизу промышляю, я его и съем.
А Куница говорит:
– Нет, Терентий спать на дворе сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и
давай думать, как ему злых зверей обмануть. На дереве сядешь – Куница поймает, на
землю слетишь – Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
Думал-думал, думал-думал, – ничего не придумал и задремал. Задремал – и видит во
сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не
достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, – ей и не
допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки! А снег был глубокий, мягкий, как пух.
Неслышно по нему крадётся Лисица. К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница
скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазила, –
нет Терентия!
«Эх, – думает, – опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался».
А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазила, – нет Терентия!
«Эх, – думает, – опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался».
Подняла голову Лиса, а Куница – вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
– Ты моего Терентия съела, – вот я тебе!
А Куница ей:
– Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
И схватились они драться.
Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг – трах-та-та-тах! – из-под снега чем-то чёрным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны: Куница – на
дерево, Лисица – в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу и заснул. Только
шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там, и уютно, и от злых глаз
безопасно.
СРЕДА
На доске вперемешку вывешиваем картинки с городскими и лесными птицами. В одной
стороны на доске рисуем лес, в другой стороны - город. В начале занятия
разговаривааем с детьми об изображенных птицах, вспоминаем их названия,
сравниваем.
Всех птичек надо распределить: кого -то "поселить "в лес, кого-то в город.
Разучивание игры "Где спрятался воробей?"
Дети закрывают руками глаза, а воспитатель , проговаривает стишок и прячет игрушку -
птичку. Задача детей найти птичку в группе.
"Скачет шустрый воробей!
Всё быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землёю полетал,
На березе посидел,
Кыш, куда-то улетел"
Я прошу, мои друзья,
Отыщите воробья!
Разучивание стишка про воробья:
Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей - такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И повсюду слышен крик:
Чик-чирик да чик-чирик!
Тихий час: чтение сказки В. Бианки "Кто чем поёт?"
Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет
певцами и музыкантами.
Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только
не у каждого голос есть.
Вот послушай, чем и как поют безголосые.
Лягушки на озере начали ещё с ночи.
Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.
«Ква-а-а-а-а!..» — одним духом пошёл из них воздух.
Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался.
— Целый хор! Будет мне чем поживиться!
И полетел на озеро завтракать.
Прилетел и сел на берегу. Сел и думает:
«Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую — то тише,
то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!
Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.
А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:
«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая птичка, а вон какую песню
наигрывает».
И придумала:
«Дай-ка на воде сыграю!»
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру
громкий гул:
«Прумб-бу-бу-бумм!..» — словно бык проревел.
«Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то у меня
найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»
Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом
по суку!
Точь-в-точь барабанная дробь.
Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.
Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея — тоненький-тоненький писк
послышался.
Пищит усач, а всё напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил — зато сам
своей песнею доволен.
А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.
Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно
струна гудит.
Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве.
Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо
смычков — длинные задние лапки колонками назад. На крыльях — зазубринка,
а на ножках зацепочки.
Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает —
стрекочет.
Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.
«Эх, — думает долгоносый Бекас под кочкой, — надо и мне спеть! Только вот чем?
Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки
не годятся… Эх! Была не была, — полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»
Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером,
выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь
с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте
у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает.
И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.
А это Бекас.
Отадай, чем он поёт?
Хвостом!
ЧЕТВЕРГ
Занятие включает в себя отгадывание загадок про птиц, придумывание своих загадок и
обсуждение пословиц, аппликацию. На доске вывешаны картинки с птицами, о которых
идет речь в загадках и несколько картинок с другими птицами.
Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел)
Красногурдый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Непоседа пёстрая,
Птица Длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (Сова)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Для остальных птиц дети придумывают загадки сами с помощью воспитателя.
Пословицы читает воспитатель, а дети рассуждают о том, как они их понимают,
приводят примеры.
1 У всякой пташки свои замашки.
2 Ворона в павлиньих перьях.
3 Ворон каркал, каркал, да и докаркался.
4 Скажешь курице, а она - всей улце.
5 Лучше пташка в руках, чем журавль в небе.
6 Видом орёл, а умом тетерев.
В конце занятия дети делают аппликацию из цветной бумаги "Птички из
геометрических фигур. По ходу занятия можно повторить цвета, расположение фигур на
листе, количество геометрических фигур.
Тихий час: чтение сказки В. Бианки "Чьи это ноги?"
Летел Жаворонок высоко над землёй, под самыми облаками. Поглядит вниз – сверху
ему далеко видно – и поёт:
Я ношусь под облаками,
Над полями и лугами,
Вижу всех, кто подо мной,
Всех под солнцем и луной.
Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать. Вылезла из-под дерева Медянка и
говорит ему:
– Сверху ты всё видишь, – это правда. А вот снизу никого не узнаешь.
– Как это может быть? – удивился Жаворонок. – Непременно узнаю.
– А вот иди, ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай,
кто идёт.
– Ишь какая! – говорит Жаворонок. – Я к тебе пойду, а ты меня ужалишь. Я змей боюсь.
– Вот и видно, что ты ничего не знаешь, – сказала Медянка, – первое – я не змея, а
просто ящерица; а второе – змеи не жалят, а кусают. Змей-то и я боюсь: зубы у них
такие длинные, и в зубах – яд. А у меня, гляди-ка: малюсенькие зубки. Я ими не то что
от змеи, от тебя и то не отобьюсь.
– А где же у тебя ноги, если ты ящерица?
– Да зачем мне ноги, если я по земле ползаю не хуже змей?
– Ну, если вправду ты – безногая ящерица, – сказал Жаворонок, – так мне бояться
нечего.
Соскочил с кочки, лапки под себя поджал и лёг рядом с Медянкой.
Вот лежат они рядышком, Медянка и спрашивает:
– Ну-ка ты, верхогляд, узнавай, кто идёт, и зачем он сюда пожаловал?
Взглянул Жаворонок перед собой и обмер: идут по земле высоченные ноги, через
большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след
вдавливают.
Перешагнули ноги через Жаворонка и пропали: не видать больше.
Медянка на Жаворонка посмотрела и улыбнулась во весь рот. Облизнула сухие губы
тонким язычком и говорит:
– Ну, друг, видно, не разгадал ты моей загадки. Кабы ты знал, кто через нас шагнул, так
не испугался бы. Я вот лежу и смекаю: две ноги высоких, пальцев на каждой счётом три
больших, один маленький. И знаю уж: птица идёт большая, высокая, по земле гулять
любит – хороши ходули для ходьбы. Так оно и есть: Журавль это прошёл.
Тут Жаворонок встрепенулся весь от радости: Журавль ему знакомый был. Спокойная
птица, добрая – не обидит.
– Лежи, не пляши! – зашипела на него Медянка. – Гляди: опять ноги идут.
И верно: ковыляют по земле голые ноги, неизвестно чьи.
Пальцы словно лоскутами клеёнки обшиты.
– Отгадывай! – говорит Медянка.
Жаворонок думал-думал, – никак не может припомнить, чтобы прежде такие ноги
видел.
– Эх ты! – засмеялась Медянка. – Да ведь это совсем просто отгадать. Видишь: пальцы
широкие, ноги плоские, по земле идут – спотыкаются. Вот в воде с ними удобно:
повернёшь ногу боком – она воду, как ножом режет; растопыришь пальцы – и весло
готово. Это Чомга-нырец – водяная такая птица – из озера вылезла.
Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях.
Присмотрелся Жаворонок, а это вовсе не локти, а сложенные крылья.
Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между
хвостом и лапками кожа натянута.
– Вот чудеса! – сказал Жаворонок. – Кажется, крылатая тварь, как и я, а на земле узнать
её никак не могу.
– Ага! – обрадовалась Медянка, – не можешь узнать. Хвастался, что под луной всех
знаешь, а Летучей-то Мыши и не узнал.
Тут Летучая Мышь вскарабкалась на кочку, расправила крылья и улетела к себе на
дерево.
А уж из-под земли другие ноги лезут.
Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жёсткие ладошки в
разные стороны вывернуты.
Затрепетал Жаворонок, а Медянка говорит:
– Лежу, гляжу и смекаю: лапы в шерсти – значит звериные, короткие, как обрубки, и
ладошками врозь, а на толстых пальцах когтищи здоровые. На таких ногах по земле
шагать трудно. А вот под землёй жить, землю лапами рыть да назад её за собой
отбрасывать – очень даже удобно. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот
называется. Гляди, гляди, а то он сейчас опять под землю уйдёт.
Зарылся Крот в землю – и опять нет никого. Не успел Жаворонок в себя прийти, глядь:
бегут по земле руки.
– Это что за акробат? – удивился Жаворонок. – Зачем ему четыре руки?
– А по веткам в лесу прыгать, – сказала Медянка. – Ведь это же Белка-векша.
– Ну, – говорит Жаворонок, – твоя взяла: никого я на земле не узнал. Дай-ка, теперь я
тебе загадку загадаю.
– Загадывай, – говорит Медянка.
– Видишь в небе тёмную точку?
– Вижу, – говорит Медянка.
– Отгадай, какие у неё ноги?
– Да ты шутишь! – говорит Медянка. – Где ж мне так высоко ноги разглядеть?
– Какие тут шутки! – рассердился Жаворонок. – Уноси свой хвост подобру-поздорову,
пока не сгребли тебя эти когтистые лапы.
Кивнул Медянке на прощанье, вскочил на лапки и улетел.
ПЯТНИЦА
На доске плакаты "Птицы жарких стран", "Хищные птицы", "Домашние птицы". Дети
рассматривают картинки, обсуждают, выделяют то, что обьединяет этих птиц и чем они
координально отличаются.
Воспитатель подбирает и показывает детям видео об удивительных птицах планеты.
Творческая работа "Необычные птицы". Дети раскрашивают картонные заготовки птиц,
которыми потом будет украшена группа. Эти птицы еще долго будут радовать глаз и
поднимать настроение.
Тихий час: чтение сказки В. Бианки "Сова".
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг!
А Старик ей:
— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься,
людей сторонишься, — какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей
ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу
приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри
только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь
летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень
с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, —
не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу
что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло
лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по
лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и
не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у
Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить
чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то
легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать,
уваживать.
Желаем всем творческих успехов и вдохновляющих идей!