Автор: Мироненко Алена Анатольевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Сатирические образы человека"
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6
КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА»
Цели: познакомить учащихся с понятием «сатирический образ»,
«карикатура»; поговорить об истории создания карикатуры и ее; развивать
наблюдательность, технику рисования карандашом; научить рисовать
дружеский шарж.
Материалы и принадлежности к уроку: бумага, простой карандаш,
фломастеры, учебник.
Ход урока
I.
Этап организации урока
Создание доброжелательной обстановки. Проверка готовности учащихся к
уроку.
II. Этап сообщение темы и целей урока
- Какие виды, жанры изобразительного искусства вы знаете?
1 слайд- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой
четверти? (Портрет).
- Что такое портрет? (Ответы учащихся).
Тема урока тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об
изображении
человека.
Остаётся
только
выяснить,
о
каком
именно
изображении идёт речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения
человека, существующих в изобразительном искусстве.
Искусство портрета многого требует от художника. И мы учились строить
портрет по всем правилам, изучали строение головы и пропорции лица, но
есть такая разновидность изображения человека, когда напротив, требуется
рисунок «неправильный», намеренно искажающий черты портретируемого.
II.
Этап повторения изученного материала
- Перечислите виды портрета.
- Дайте характеристику этим видам.
Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое
изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с
внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения,
где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда
возникают новые образы – сатирические.
2 слайд - Что вы можете сказать об этом человеке? Каким его увидел
художник?
1
(умный, думающий, внимательный, мыслящий)
2 слайд- появляется изображение шаржа рядом с портретом.
- А что здесь хотел подчеркнуть художник? ( Другую сторону
характера подчеркнул: весёлый, добродушный, энергичный)
- В чем разница этих портретов?
-Какой прием использовал художник во втором портрете, чтобы
выделить определенную черту характера?
3 слайд - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами. Свои
зрительные и ассоциативные впечатления смешных образов вы попробуете
воплотить в своих рисунках.
IV. Этап изучение нового материала (объяснительно-иллюстративный)
4 слайд.
Ребята, дайте характеристику этим изображениям.
(Первое изображение: добродушный, мягкий, радостный.)
- Как вы об этом догадались? Какие выразительные средства вам это
подсказали?
- Как вы думаете, в чём разница между карикатурой и шаржем? (Карикатура
высмеивает отрицательные качества. Шарж – добродушное юмористическое
изображение).
Прочитайте определения. Согласны?
5 слайд Карикатура - это сатирическое или юмористическое изображение,
в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением
характерных черт. Сатирическая карикатура высмеивает, разит зло и
беспощадно.
Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале
XIX в. во Франции.
Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием
политической борьбы и агитации. В периоды революций и общественных
потрясений всегда расцветало искусство карикатуры.
2
В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих
жанров
политической
наглядной
агитации.
Исключительная
роль
принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах,
листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и
жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были
знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты.
7 Слайд
- Перед вами шарж, где изображены энергетически разные люди? Как вы
думаете, почему их объединили? Какая профессия их объединяет? Как вы
думаете есть ли у них достижения в искусстве?
- Можно много сказать об этих людях, хотя мы и не знаем кто это такие.
- Это художники Кукрыниксы, художники-карикатуристы.
- Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать
в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).
Другая форма сатирического жанра – шарж.
Что такое шарж?
Шарж
—
разновидность
карикатуры,
добродушно-юмористическое
изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего
сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.
Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально
подчёркиваются и выделяются.
V. Актуализация знаний и умений.
Работа в группах по 4 человека с раздаточным материалом. (Ответы
записывают).
В конверте фото и шарж.
- Работая в группах, дайте характеристику портретов. Ответьте на вопрос: «
Что хотел подметить художник? И как он это сделал? Каков этот человек?
Какими выразительными средствами пользовался? (Линией, пятном, цветом).
Ответы обучающихся.
(Слайд 8)
3
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
4
Дают ответы, команды слушают и дополняют
Ответьте на вопросы: Что хотел подметить художник? И как он это сделал?
Каков этот человек? Какими выразительными средствами пользовался?
- Перед вами изображения одних и тех же людей. Что это шарж или
карикатура? Обоснуйте ответ.
- Итак, какими же качествами должен обладать художник-карикатурист?
(Должен быть наблюдательным, подмечать в человеке то, что для него
характерно, добрым и умным).
VI. Этап творческого применения.
Предлагаю выполнить с помощью графических материалов дружеский
шарж или карикатуру
Раздаю памятки.
- Воспользуйтесь памяткой «Карикатурятам» (Приложение 1).
Прочтите и найдите опорные слова.
(Опорные слова: смех, изменяй, объединяй, растяни, преувеличение, не
обидеть).
Помощь и консультирование учащихся, при необходимости – проведение
фронтальной работы по устранению ошибок.
VII. Итоги и рефлексия.
Выбираю несколько лучших работ. Обучающиеся рассказывают, что хотели
подметить и какими приёмами воспользовались.
Рефлексия.
1) Чему научился?
2) В чем затруднялся?
3) Как преодолеть затруднения?
4) С каким настроением работал?
V. Этап закрепления материала.
1.
Что общего между карикатурой и шаржем?
2.
Какова цель карикатуры?
3.
Чем отличается шарж от карикатуры?
- Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.
-О каких его видах мы говорили?
- Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к
изображению
только
лица
или
фигуры
человека.
Портрет
–
не
фотографическая копия, а результат творчества.
5
6
Приложенгие 1
Памятка «Карикатурятам».
Голова больше туловища.
Нарушение пропорций вызывает смех!
Асимметрия не повредит карикатуре!
Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую!
Длинное – ещё длиннее, широкое – ещё шире, острое - ещё острее, а
круглое превращается в шар.
Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое –
это тоже смешно!
Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните
ее в стороны или по вертикали!
Одежда велика или мала, так и надо!
Ноги короче рук!
(Опорные слова: смех, изменяй, объединяй, растяни, преувеличение, не
обидеть).
7