Автор: Яковенко Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 5 комбинированного вида
Населённый пункт: город Киржач Владимирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования "Что плавает, что тонет".
Раздел: дошкольное образование
Конспект
совместной деятельности педагога
с детьми 4 - 5 лет
по экспериментированию
на тему:
«Что плавает, что тонет»
Подготовила
воспитатель МБДОУ №5
Яковенко И.Н.
Киржач
2019
1
Конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы
по экспериментированию на тему
«Что плавает, что тонет»
Цель
:
Вовлечение детей в элементарную экспериментальную деятельность по
изучению свойств предметов.
Задачи:
воспитательная:
1.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов.
2.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
развивающая
:
1.
Развивать речь, мышление и любознательность детей.
2.
Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя,
обогащать словарь детей.
3.
Развивать наблюдательность.
4.
Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
образовательная:
1.
Познакомить детей со свойствами предметов (материал, плавучесть)
Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье.
Обогащение словаря: металл, металлический, железо, железный, резина,
резиновый, пластмасса, пластмассовый, эксперимент.
Материал и оборудование:
Волшебный сундучок (красиво обклеенная
коробка), 2 маленьких мячика – резиновый и пластмассовый), металлический
шарик, маленькая пластмассовая кукла, 3 ложки – пластмассовая, деревянная,
металлическая; две маленькие машинки – металлическая и пластмассовая,
пластмассовый контейнер с водой).
2
Содержание:
«Здравствуйте, ребята! Вот сегодня пришла я в детский сад и огляделась по
сторонам. Как же много игрушек у нас в группе! И они все такие разные. Я
спрятала несколько игрушек в наш волшебный сундучок, и сейчас вы
попробуете отгадать, что там.
Вот отгадайте загадку – что же есть у меня в сундучке?
Он бензин на завтрак пьет,
Громко, как медведь, ревет.
Есть колеса и мотор,
Чтоб лететь во весь опор.
Над дорогой вьется пыль –
Это мчит (автомобиль).
Правильно, машинка.
Лёгкий, звонкий и упругий,
Круглый, словно колобок.
С ним приятно на досуге.
Он, как зайка, прыг, да скок.
С удовольствием играет
С ним и девочка, и мальчик.
Каждый сразу отгадает-
Ну, конечно, это...(мячик)
Правильно, мячик.
А вот загадка посложнее:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. Правильно кукла.
И опять вы справились! Молодцы! Правильно, куколка. Правда маленькая.
Большая кукла поместилась бы в мой сундучок?... Нет.
И наконец последняя загадка:
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка)
3
Да, это ложка. Но разве это игрушка? …Что мы делаем с помощью ложки? …
(ответы
детей)…
Правильно едим. Ложка - это столовый прибор. Поэтому я положила ее в
сундучок по ошибке…Это не игрушка.
Вы хорошо справились с заданием, правильно отгадали загадки, и мы теперь
знаем, что я спрятала в сундучке. А вот знаете ли вы, из чего эти предметы
сделаны?
Вот, например, мячик?... (Показать резиновый мячик …ответы детей) Мячик
сделан из резины – значит он… (резиновый). А как вы думаете – если я его
положу в воду – что он будет делать – утонет или нет?...
(Опустить мячик в прозрачный контейнер с водой. Мячик плавает)
В моем сундучке еще спрятались два мячика. Посмотрите, это мячик из
пластмассы, значит он какой - …(пластмассовый). Как вы думаете, что станет с
пластмассовым
мячиком,
если
я
его
тоже
опущу
в
воду?.....
(Опустить мяч в воду)…Он тоже не утонул.
И, наконец, я нашла вот такой маленький шарик, правда, он сделан из железа.
Раз он сделан из железа, значит он какой?... (железный). Шарик похож на
мячик?... Да, он такой же круглый.
Какой мячик – тяжелый или легкий? …
(дать детям в руки сравнить металлический шарик и пластмассовый мячик).
Как вы думаете, что с ним произойдет, если я опущу в воду?... (опустить в
воду, шарик тонет).
Видите, железный шарик тяжелый, он сделан из чего… (из железа), он и
утонул.
Давайте немного передохнем. Водичка из чего состоит?...Из капелек. Вот и мы
превратимся в капельки.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
4
Вот и кончилась игра.
Продолжаем наш эксперимент.
Давайте посмотрим, что произойдет с нашими машинками. Сколько у нас
машинок?...(две). Они сделаны из одного материала или нет?... Одна сделана из
пластмассы, значит она какая?...(пластмассовая). Другая машинка сделана из
металла, значит она какая? (металлическая). Как вы думаете, что произойдет с
ними в воде?...»
Вызвать одного ребенка. Он проделает опыт с пластмассовой машинкой.
Сделать выводы - пластмассовый предмет не тонет, он легкий.
Вызвать
второго
ребенка.
Опыт
с
металлической
машинкой
по
аналогии.
Выводы – металлический предмет тяжелый, тонет.
«Давайте
теперь
посмотрим,
что
будет
с
нашей
куколкой.
Она
какая?...Пластмассовая. Значит сделана из… (пластмассы). Саша, выходи, вот
тебе наша куколка, давай посмотрим, утонет она или нет….»
Кукла не тонет.
Вывод – пластмассовый предмет не тонет.
«И, наконец наши ложки. Их сколько?... Целых три. Одна…(деревянная). Она
сделана из… (дерева). Другая…(пластмассовая). Она сделана из (пластмассы).
И третья…(металлическая). Она сделана из …(металла). Молодцы! А сейчас
посмотрим, что же будет с нашими ложками в воде?»
Дети поочередно опускают ложки в воду. Деревянная и пластмассовая плавают
на поверхности, металлическая утонула.
(При желании можно проделать аналогичный опыт с кубиками – деревянным
и пластмассовым).
«Что же мы теперь знаем? Предметы делают из разных материалов –
из пластмассы, это - …; из металла – это…, из резины – это…; из дерева – это
…;
Предметы
из
металла,
металлические
предметы
в
воде
тонут
или
нет?...Правильно, тонут, они тяжелые.
А предметы из пластмассы тонут в воде или нет? … Правильно, нет, они
легкие. И также в воде не тонут деревянные и резиновые предметы.
5
Понравилось вам сегодня быть экспериментаторами? … Сегодня и дома
вечером вместе с мамой вы можете проверить, что же будет с ложкой, что
будет с листом бумаги, что будет с другими небольшими предметами, если их
опустить в миску с водой? Может кто-то будут вечером купаться в ванне, и там
можно понаблюдать за игрушками, тонут они у вас или нет. А завтра
расскажите нам, что у вас получилось.»
6