Напоминание

Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков


Автор: Першикова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДС №19
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков
Раздел: дошкольное образование





Назад





Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции

звуков
Расширить возможности осознанного усвоения звуков и помочь формированию полноценных звукоразличений сможет применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков. Артикуляционная гимнастика – это простое, но эффективное средство совершенствования силы, точности и координации речевых движений. Артикуляционная гимнастика может быть включена в занятия (5-7 мин. ежедневно), рекомендована педагогом для ежедневного выполнения дома. В результате вырабатывается не только качество движений органов речи, но и формируется умение ощущать положение органов речи, как при выполнении упражнений, так и при произнесении отдельных звуков. В перспективе это позволяет анализировать и сравнивать артикуляционные позы сходных звуков, находить в них общие черты и различия. Применение моделей артикуляции звуков может сделать процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Для создания моделей артикуляции звуков разработаны специальные символы.
Модели артикуляции гласных звуков учитывают: -участие или неучастие губ; -вибрацию голосовых складок; - свободный проход выдыхаемого воздуха через рот. Модели артикуляции согласных звуков учитывают: - н а л и ч и е и л и о т с у т с т в и е в и б р а ц и и г о л о с о в ы х с к л а д о к ; -способ артикуляции; -место артикуляции; - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу. Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляции в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука. Модели легко узнаваемы, это даёт возможность легко их запомнить. Чем богаче и разнообразнее средства, которыми мы располагаем для запоминания, тем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше усилий мы прикладываем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти. Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи. Работая над каждым новым звуком, ребёнок может одновременно: слышать звук, видеть на модели способ его произнесения, сопоставлять акустический образ, картинку и положение собственных органов речи. Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии у младших школьников.


В раздел образования