Автор: Никулкина Наиля Рафиловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №125
Населённый пункт: город Снежинск Челябинской области
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: «Аналитическое познание физики»
Раздел: среднее образование
Программа элективного курса
«Аналитическое познание физики»
для 10 - 11 классов
Физика – точная наука. В основе ее лежит изучение не только качественных, но и количественных соотношений. Важной составляющей
этой науки о природе являются расчетные задачи практического содержания, позволяющие не только глубже разобраться в теоретических
положениях физической науки, но и научиться объяснять окружающие нас явления, процессы и свойства материального мира, проводить
количественные оценки и расчеты различных физических величин, имеющих прикладное значение в жизни, в науке, в производстве, в быту.
Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить
изучаемый материал, а также расширить естественнонаучный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области
математики, физики, химии, биологии и др. Через решение качественных и количественных задач осуществляется связь теории с практикой,
развивается самостоятельность и целеустремленность, а также рациональные приемы мышления. В данном курсе поставлена цель
познакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения задач, которые формируют физическое мышление, практические
умения и навыки. В основе курса положено изучение фундаментальных физических принципов.
Программа элективного курса «Аналитическое познание физики» разработана для учащихся 10 - 11 классов, рассчитана на 70 часов в 10
классе, по 2 час в неделю и на 68 часов, по 2 ч в неделю в 11 классе (что соответствует учебному плану школы на 2020-2021 учебный год).
Цели элективного курса:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принцах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее
важных открытиях в области физики; методах научного знания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять
полученные знания по физике для объяснения физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний.
Задачи элективного курса:
- применять аналитический метод – основной метод решения задач по физике;
- рассматривать решение задач межпредметного содержания, которые позволяют углубить знания, практические навыки учащихся. -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с
использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитывать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения программы элективного курса «Аналитическое познание физики»
Планируемые результаты освоения учебного курса
К концу 10 класса обучающийся научится:
- понимать и объяснять смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
- понимать и объяснять смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя
энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-понимать и объяснять смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и
электрического заряда, термодинамики;
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов,
жидкостей и твердых тел; свойства электрического поля;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют
проверить истинность теоретических выводов;
- проговаривать вслух решение и анализировать полученный ответ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности
жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы
загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Получит возможность научиться:
- анализировать такие физические явления, как движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и
твердых тел;
-последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи среднего уровня сложности;
- решать комбинированные задачи;
- воспринимать различные источники информации;
- строить решение задачи по заданному алгоритму;
- формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;
- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
К концу 11 класса обучающийся научится:
- понимать и объяснять смысл понятий: электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета,
звезда, галактика, Вселенная;
- понимать и объяснять смысл физических величин: элементарный электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, емкость,
индуктивность, энергия и импульс фотона;
- понимать и объяснять смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты,
предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в
энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной
энергетики, лазеров;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи различного уровня сложности;
- оформлять ход решения по заданной задаче.
Получит возможность научиться:
- анализировать такие физические явления, как электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства
света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- классифицировать предложенную задачу;
- выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- составлять задачи на основе собранных данных;
- воспринимать различные источники информации, готовить сообщения, доклады, исследовательские работы,
- составлять сообщение в соответствие созданными критериями.
- формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;
- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Личностные результаты элективного курса:
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— умение управлять своей познавательной деятельностью;
— умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
— чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
— положительное отношение к труду, целеустремлѐнность.
Метапредметные результаты элективного курса:
1) освоение регулятивных универсальных учебных действий:
— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
— определять несколько путей достижения поставленной цели;
— задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
— осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
2) освоение познавательных универсальных учебных действий:
— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
— распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
— использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
— осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— искать и находить обобщѐнные способы решения задач;
— приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
— анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов
действия;
— выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничены;
— занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и
выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над еѐ решением; управлять совместной познавательной
деятельностью и подчиняться);
3) освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
— осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за еѐ
пределами);
— при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и леном проектной команды в разных ролях (генератором идей,
критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
— развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
— согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
— представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
— подбирать партнѐров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
— точно и ѐмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
— сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и
месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
— владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической
терминологией и символикой;
— сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),
видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного
учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком
физики;
— владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение
умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
— владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их
экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведѐнные
эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата;
— умение решать физические задачи;
— сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для
принятия практических решений в повседневной жизни;
— сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Содержание элективного курса
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в
процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.
Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.
Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической
механики. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса
механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных
средств.
Молекулярная физика. Тепловые явления.
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера
средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния
идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии. Первый закон термодинамики.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые
двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей
среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и
потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор. Электрический ток. Электродвижущая
сила. Закон Ома для полной цепи. Постоянный электрический ток в различных средах. Магнитное поле тока. Сила Ампера и сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное
поле. Электромагнитные волны. Геометрическая оптика. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их
практическое применение.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
- при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
- для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы.
Энергия покоя.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.
Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его
статистический характер. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика.
Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
10 КЛАСС
№ п/п
Темы
Количество часов
1
Введение. Основные особенности физического метода
исследования.
1
2
Механика
26
3
Молекулярная физика. Тепловые явления.
18
4
Основы электродинамики.
25
5
Лабораторных работ
9
6
Контрольных работ
3
Итого
70
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
11 КЛАСС
№ п/п
Темы
Количество часов
1
Электродинамика
11
2
Колебания и волны
18
3
Оптика
16
4
Элементы теории относительности
3
5
Излучение и спектры
3
6
Квантовая физика
8
7
Физика атомного ядра
9
8
Лабораторные работы
9
9
Контрольные работы
1
Итого
68
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
10 КЛАСС
№ п/
п
Дата
примерн
ая
Дата
фактич
еская
Тема урока
Кол-во часов
ВВЕДЕНИЕ 1 час.
1
Инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.
1
МЕХАНИКА. КИНЕМАТИКА 7 часов.
2
Механическое движение, виды движений, его характеристики.
1
3
Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Мгновенная и средняя
скорости.
1
4
Ускорение. Скорость при неравномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение.
1
5
Свободное падение тел.
1
6
Движение с постоянным ускорением свободного падения.
1
7
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально», инструктаж по
ТБ.
1
8
Равномерное движение точки по окружности. Угловая и линейная скорости. Кинематика абсолютно
твердого тела.
1
ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА 3 часа.
9
Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Понятие силы как меры взаимодействия тел. Масса.
Первый закон Ньютона Инерциальные системы отсчета.
1
10
Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил.
1
11
Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Геоцентрическая система отсчета.
1
СИЛЫ В МЕХАНИКЕ 8 часов.
12
Силы в природе. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения.
1
13
Первая космическая скорость. Вес тела Невесомость и перегрузки.
1
14
Деформация, сила упругости. Движение тел под действием силы упругости. Закон Гука.
1
15
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности», инструктаж по ТБ.
1
16
Лабораторная работа №3 «Измерение жесткости пружины», инструктаж по ТБ.
1
17
Силы трения. Природа и виды сил трения.
1
18
Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трения скольжения», инструктаж по ТБ.
1
19
Контрольная работа №1 по теме: «Динамика».
1
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ 6 часов.
20
Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
1
21
Механическая работа и мощность силы. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии.
1
22
Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы.
1
23
Закон сохранения и превращения энергии в механике.
1
24
Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии, инструктаж по ТБ.
1
25
Проверочная работа №1 по теме: «Законы сохранения в механике»
1
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ 2 часа.
26
Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела. Момент силы. Второе условие
равновесия твердого тела.
1
27
Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил», инструктаж по
ТБ.
1
ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО- КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1 час.
28
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Молекула. Броуновское
движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
1
МОЛЕКУЛЯРНО- КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА 3 часа.
29
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ газов.
1
30
Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.
1
31
Энергия теплового движения молекул. Измерение скоростей молекул газа.
1
УРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА. ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ 3 часа.
32
Уравнение состояния идеального газа.
1
33
Газовые законы.
1
34
Лабораторная работа №7 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака», инструктаж по ТБ.
1
ВЗАИМНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ 3 часа.
35
Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.
1
36
Кипение. Испарение жидкостей.
1
37
Влажность воздуха и ее измерение.
1
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА 2 часа.
38
Кристаллические и аморфные тела.
1
39
Контрольная работа по теме №2 «Основы молекулярно-кинетической теории».
1
ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ 6 часов.
40
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.
1
41
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.
1
42
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе.
1
43
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.
1
44
Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.
1
45
Проверочная работа по теме №2 «Основы термодинамики».
1
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ 9 часов.
46
Электрический заряд. Электризация тел. Объяснение процесса электризации тел. Закон сохранения
заряда.
1
47
Закон Кулона.
1
48
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии электрического поля.
1
49
Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей. Проводники в
электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
1
50
Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.
1
51
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и
напряжением.
1
52
Электроемкость. Конденсатор.
1
53
Энергия заряженного конденсатора. Назначение, устройство и виды.
1
54
Контрольная работа по теме №3 «Электростатика».
1
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 10 часов.
55
Электрический ток. Сила тока. Условия необходимые для существования электрического тока.
1
56
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
1
57
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
1
58
Лабораторная работа №8 «Последовательное и параллельное соединения проводников», инструктаж
по ТБ.
1
59
Работа и мощность постоянного электрического тока.
1
60
Электродвижущая сила.
1
61
Закон Ома для полной цепи.
1
62
Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»,
инструктаж по ТБ.
1
63
Решение задач «Законы постоянного тока».
1
64
Проверочная работа по теме №3 по теме «Законы постоянного тока».
1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ 6 часов.
65
Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.
1
66
Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.
1
67
Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при
наличии примесей. Полупроводники P-и N- типов.
1
68
Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.
1
69
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.
1
70
Электрический ток в газах. Несамостоятельные и самостоятельные разряды. Плазма.
1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
11 КЛАСС
№ п/п
Дата
Тема
Кол-во
часов
Планир
уемая
дата
Фактич
еская
дата
Электродинамика. 11 часов
1
Вводный инструктаж по ТБ и ППБ. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной
индукции. Линии магнитного поля.
1
2
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.
1
3
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток», инструктаж по Т.Б.
1
4
Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца.
1
5
Магнитные свойства вещества.
1
6
Электромагнитная индукция. Магнитный поток.
1
7
Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции.
1
8
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции», инструктаж по ТБ.
1
9
Явление самоиндукция. Индуктивность.
1
10
Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.
1
11
Проверочная работа №1 «Электродинамика».
1
Колебания и волны. 18 часов
12
Свободные колебания. Математический маятник.
1
13
Динамика колебательного движения. Гармонические колебания.
1
14
Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»,
инструктаж по ТБ.
1
15
Превращения энергии при колебательных движениях. Затухающие и вынужденные колебания.
Резонанс.
1
16
Контрольная работа №1 «Механические колебания и волны».
1
17
Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при
электромагнитных колебаниях.
1
18
Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула Томсона.
1
19
Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Период свободных электрических
колебаний.
1
20
Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока.
1
21
Резонанс в электрической цепи.
1
22
Генератор переменного тока. Трансформатор.
1
23
Производство, передача и потребление электрической энергии.
1
24
Волновые явления. Характеристика волны.
1
25
Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн.
1
26
Электромагнитное поле. Электромагнитная волна.
1
27
Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн.
1
28
Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении.
1
29
Проверочная работа №2 «Колебания и волны».
1
Оптика. 16 часов
30
Развитие взглядов на природу света. Скорость света.
1
31
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.
1
32
Законы преломления света.
1
33
Полное отражение света.
1
34
Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла», инструктаж по Т.Б.
1
35
Линза. Построение изображений в линзе.
1
36
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
1
37
Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей
линзы», инструктаж по Т.Б.
1
38
Дисперсия света.
1
39
Интерференция света.
1
40
Дифракция света.
1
41
Дифракционная решетка.
1
42
Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны», инструктаж по Т.Б.
1
43
Поперечность световых волн. Поляризация света.
1
44
Лабораторная работа №7 «Оценка информационной емкости компакт-диска», инструктаж по
ТБ.
1
45
Проверочная работа №3 «Световые волны».
1
Элементы теории относительности. 3 часа
46
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности.
1
47
Следствия из постулатов теории относительности.
1
48
Элементы релятивистской динамики.
1
Излучение и спектры. 3 часа.
49
Виды излучений. Источники света.
1
50
Спектры и спектральный анализ.
1
51
Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские
лучи.
1
Квантовая физика. 8 часов
52
Фотоэффект.
1
53
Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
1
54
Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм.
1
55
Давление света. Химическое действие света. Строение атома. Опыты Резерфорда.
1
56
Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.
1
57
Лазеры.
1
58
Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров», инструктаж по
ТБ.
1
59
Контрольная работа №2 «Квантовая физика».
1
Физика атомного ядра. 9 часов.
60
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.
1
61
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма- излучение.
1
62
Закон радиоактивного распада. Период полураспада.
1
63
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
1
64
Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана.
1
65
Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
1
66
Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.
1
67
Элементарные частицы.
1
68
Проверочная работа №4 «Физика атома и атомного ядра».
1