Напоминание

«Аналитическое познание физики»


Автор: Никулкина Наиля Рафиловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №125
Населённый пункт: город Снежинск Челябинской области
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: «Аналитическое познание физики»
Раздел: среднее образование





Назад




Программа элективного курса

«Аналитическое познание физики»

для 10 - 11 классов

Физика – точная наука. В основе ее лежит изучение не только качественных, но и количественных соотношений. Важной составляющей

этой науки о природе являются расчетные задачи практического содержания, позволяющие не только глубже разобраться в теоретических

положениях физической науки, но и научиться объяснять окружающие нас явления, процессы и свойства материального мира, проводить

количественные оценки и расчеты различных физических величин, имеющих прикладное значение в жизни, в науке, в производстве, в быту.

Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить

изучаемый материал, а также расширить естественнонаучный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области

математики, физики, химии, биологии и др. Через решение качественных и количественных задач осуществляется связь теории с практикой,

развивается самостоятельность и целеустремленность, а также рациональные приемы мышления. В данном курсе поставлена цель

познакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения задач, которые формируют физическое мышление, практические

умения и навыки. В основе курса положено изучение фундаментальных физических принципов.

Программа элективного курса «Аналитическое познание физики» разработана для учащихся 10 - 11 классов, рассчитана на 70 часов в 10

классе, по 2 час в неделю и на 68 часов, по 2 ч в неделю в 11 классе (что соответствует учебному плану школы на 2020-2021 учебный год).

Цели элективного курса:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принцах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее

важных открытиях в области физики; методах научного знания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять

полученные знания по физике для объяснения физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний.

Задачи элективного курса:

- применять аналитический метод – основной метод решения задач по физике;

- рассматривать решение задач межпредметного содержания, которые позволяют углубить знания, практические навыки учащихся. -

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с

использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитывать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой

цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

- использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности

собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате освоения программы элективного курса «Аналитическое познание физики»

Планируемые результаты освоения учебного курса

К концу 10 класса обучающийся научится:

- понимать и объяснять смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;

- понимать и объяснять смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя

энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

-понимать и объяснять смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и

электрического заряда, термодинамики;

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов,

жидкостей и твердых тел; свойства электрического поля;

- отличать гипотезы от научных теорий;

- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют

проверить истинность теоретических выводов;

- проговаривать вслух решение и анализировать полученный ответ;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности

жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы

загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Получит возможность научиться:

- анализировать такие физические явления, как движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и

твердых тел;

-последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи среднего уровня сложности;

- решать комбинированные задачи;

- воспринимать различные источники информации;

- строить решение задачи по заданному алгоритму;

- формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;

- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;

- владеть методами самоконтроля и самооценки.

К концу 11 класса обучающийся научится:

- понимать и объяснять смысл понятий: электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета,

звезда, галактика, Вселенная;

- понимать и объяснять смысл физических величин: элементарный электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, емкость,

индуктивность, энергия и импульс фотона;

- понимать и объяснять смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;

волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты,

предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в

энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной

энергетики, лазеров;

- анализировать полученный ответ;

- классифицировать предложенную задачу;

- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи различного уровня сложности;

- оформлять ход решения по заданной задаче.

Получит возможность научиться:

- анализировать такие физические явления, как электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства

света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- классифицировать предложенную задачу;

- выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,

- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

- выбирать рациональный способ решения задачи;

- решать комбинированные задачи;

- составлять задачи на основе собранных данных;

- воспринимать различные источники информации, готовить сообщения, доклады, исследовательские работы,

- составлять сообщение в соответствие созданными критериями.

- формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;

- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;

- владеть методами самоконтроля и самооценки.

Личностные результаты элективного курса:

— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к

непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

— умение управлять своей познавательной деятельностью;

— умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и

других видах деятельности;

— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения

достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях

об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;

— чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

— положительное отношение к труду, целеустремлѐнность.

Метапредметные результаты элективного курса:

1) освоение регулятивных универсальных учебных действий:

— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

— определять несколько путей достижения поставленной цели;

— задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

— сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

— осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

2) освоение познавательных универсальных учебных действий:

— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

— распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

— использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

— осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

— искать и находить обобщѐнные способы решения задач;

— приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

— анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов

действия;

— выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные

ограничены;

— занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и

выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над еѐ решением; управлять совместной познавательной

деятельностью и подчиняться);

3) освоение коммуникативных универсальных учебных действий:

— осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за еѐ

пределами);

— при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и леном проектной команды в разных ролях (генератором идей,

критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

— развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

— распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

— согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

— представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

— подбирать партнѐров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

— воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

— точно и ѐмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной

коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

— сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и

месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности

человека для решения практических задач;

— владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической

терминологией и символикой;

— сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),

видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного

учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком

физики;

— владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение

умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные

результаты и делать выводы;

— владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их

экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведѐнные

эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата;

— умение решать физические задачи;

— сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для

принятия практических решений в повседневной жизни;

— сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Содержание элективного курса

Физика и методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в

процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.

Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов

механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической

механики. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса

механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных

средств.

Молекулярная физика. Тепловые явления.

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера

средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния

идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения

внутренней энергии. Первый закон термодинамики.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые

двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей

среды.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и

потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор. Электрический ток. Электродвижущая

сила. Закон Ома для полной цепи. Постоянный электрический ток в различных средах. Магнитное поле тока. Сила Ампера и сила Лоренца.

Магнитные свойства вещества. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное

поле. Электромагнитные волны. Геометрическая оптика. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их

практическое применение.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:

- при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

- для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы.

Энергия покоя.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его

статистический характер. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика.

Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

10 КЛАСС

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Введение. Основные особенности физического метода

исследования.

1

2

Механика

26

3

Молекулярная физика. Тепловые явления.

18

4

Основы электродинамики.

25

5

Лабораторных работ

9

6

Контрольных работ

3

Итого

70

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

11 КЛАСС

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Электродинамика

11

2

Колебания и волны

18

3

Оптика

16

4

Элементы теории относительности

3

5

Излучение и спектры

3

6

Квантовая физика

8

7

Физика атомного ядра

9

8

Лабораторные работы

9

9

Контрольные работы

1

Итого

68

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

10 КЛАСС

№ п/

п

Дата

примерн

ая

Дата

фактич

еская

Тема урока

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ 1 час.

1

Инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.

1

МЕХАНИКА. КИНЕМАТИКА 7 часов.

2

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

1

3

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Мгновенная и средняя

скорости.

1

4

Ускорение. Скорость при неравномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение.

1

5

Свободное падение тел.

1

6

Движение с постоянным ускорением свободного падения.

1

7

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально», инструктаж по

ТБ.

1

8

Равномерное движение точки по окружности. Угловая и линейная скорости. Кинематика абсолютно

твердого тела.

1

ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА 3 часа.

9

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Понятие силы как меры взаимодействия тел. Масса.

Первый закон Ньютона Инерциальные системы отсчета.

1

10

Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил.

1

11

Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Геоцентрическая система отсчета.

1

СИЛЫ В МЕХАНИКЕ 8 часов.

12

Силы в природе. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения.

1

13

Первая космическая скорость. Вес тела Невесомость и перегрузки.

1

14

Деформация, сила упругости. Движение тел под действием силы упругости. Закон Гука.

1

15

Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности», инструктаж по ТБ.

1

16

Лабораторная работа №3 «Измерение жесткости пружины», инструктаж по ТБ.

1

17

Силы трения. Природа и виды сил трения.

1

18

Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трения скольжения», инструктаж по ТБ.

1

19

Контрольная работа №1 по теме: «Динамика».

1

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ 6 часов.

20

Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1

21

Механическая работа и мощность силы. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии.

1

22

Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы.

1

23

Закон сохранения и превращения энергии в механике.

1

24

Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии, инструктаж по ТБ.

1

25

Проверочная работа №1 по теме: «Законы сохранения в механике»

1

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ 2 часа.

26

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела. Момент силы. Второе условие

равновесия твердого тела.

1

27

Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил», инструктаж по

ТБ.

1

ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО- КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1 час.

28

Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Молекула. Броуновское

движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1

МОЛЕКУЛЯРНО- КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА 3 часа.

29

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ газов.

1

30

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

1

31

Энергия теплового движения молекул. Измерение скоростей молекул газа.

1

УРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА. ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ 3 часа.

32

Уравнение состояния идеального газа.

1

33

Газовые законы.

1

34

Лабораторная работа №7 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака», инструктаж по ТБ.

1

ВЗАИМНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ 3 часа.

35

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.

1

36

Кипение. Испарение жидкостей.

1

37

Влажность воздуха и ее измерение.

1

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА 2 часа.

38

Кристаллические и аморфные тела.

1

39

Контрольная работа по теме №2 «Основы молекулярно-кинетической теории».

1

ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ 6 часов.

40

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

1

41

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

1

42

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе.

1

43

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

1

44

Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

1

45

Проверочная работа по теме №2 «Основы термодинамики».

1

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ 9 часов.

46

Электрический заряд. Электризация тел. Объяснение процесса электризации тел. Закон сохранения

заряда.

1

47

Закон Кулона.

1

48

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии электрического поля.

1

49

Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей. Проводники в

электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.

1

50

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

1

51

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и

напряжением.

1

52

Электроемкость. Конденсатор.

1

53

Энергия заряженного конденсатора. Назначение, устройство и виды.

1

54

Контрольная работа по теме №3 «Электростатика».

1

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 10 часов.

55

Электрический ток. Сила тока. Условия необходимые для существования электрического тока.

1

56

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

57

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

58

Лабораторная работа №8 «Последовательное и параллельное соединения проводников», инструктаж

по ТБ.

1

59

Работа и мощность постоянного электрического тока.

1

60

Электродвижущая сила.

1

61

Закон Ома для полной цепи.

1

62

Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»,

инструктаж по ТБ.

1

63

Решение задач «Законы постоянного тока».

1

64

Проверочная работа по теме №3 по теме «Законы постоянного тока».

1

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ 6 часов.

65

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

1

66

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1

67

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при

наличии примесей. Полупроводники P-и N- типов.

1

68

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

1

69

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

1

70

Электрический ток в газах. Несамостоятельные и самостоятельные разряды. Плазма.

1

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

11 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Планир

уемая

дата

Фактич

еская

дата

Электродинамика. 11 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ и ППБ. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной

индукции. Линии магнитного поля.

1

2

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.

1

3

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток», инструктаж по Т.Б.

1

4

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца.

1

5

Магнитные свойства вещества.

1

6

Электромагнитная индукция. Магнитный поток.

1

7

Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции.

1

8

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции», инструктаж по ТБ.

1

9

Явление самоиндукция. Индуктивность.

1

10

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

1

11

Проверочная работа №1 «Электродинамика».

1

Колебания и волны. 18 часов

12

Свободные колебания. Математический маятник.

1

13

Динамика колебательного движения. Гармонические колебания.

1

14

Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»,

инструктаж по ТБ.

1

15

Превращения энергии при колебательных движениях. Затухающие и вынужденные колебания.

Резонанс.

1

16

Контрольная работа №1 «Механические колебания и волны».

1

17

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при

электромагнитных колебаниях.

1

18

Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула Томсона.

1

19

Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Период свободных электрических

колебаний.

1

20

Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока.

1

21

Резонанс в электрической цепи.

1

22

Генератор переменного тока. Трансформатор.

1

23

Производство, передача и потребление электрической энергии.

1

24

Волновые явления. Характеристика волны.

1

25

Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн.

1

26

Электромагнитное поле. Электромагнитная волна.

1

27

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн.

1

28

Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении.

1

29

Проверочная работа №2 «Колебания и волны».

1

Оптика. 16 часов

30

Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

1

31

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

1

32

Законы преломления света.

1

33

Полное отражение света.

1

34

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла», инструктаж по Т.Б.

1

35

Линза. Построение изображений в линзе.

1

36

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

1

37

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей

линзы», инструктаж по Т.Б.

1

38

Дисперсия света.

1

39

Интерференция света.

1

40

Дифракция света.

1

41

Дифракционная решетка.

1

42

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны», инструктаж по Т.Б.

1

43

Поперечность световых волн. Поляризация света.

1

44

Лабораторная работа №7 «Оценка информационной емкости компакт-диска», инструктаж по

ТБ.

1

45

Проверочная работа №3 «Световые волны».

1

Элементы теории относительности. 3 часа

46

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности.

1

47

Следствия из постулатов теории относительности.

1

48

Элементы релятивистской динамики.

1

Излучение и спектры. 3 часа.

49

Виды излучений. Источники света.

1

50

Спектры и спектральный анализ.

1

51

Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские

лучи.

1

Квантовая физика. 8 часов

52

Фотоэффект.

1

53

Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.

1

54

Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм.

1

55

Давление света. Химическое действие света. Строение атома. Опыты Резерфорда.

1

56

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

1

57

Лазеры.

1

58

Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров», инструктаж по

ТБ.

1

59

Контрольная работа №2 «Квантовая физика».

1

Физика атомного ядра. 9 часов.

60

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

1

61

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма- излучение.

1

62

Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

1

63

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

1

64

Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана.

1

65

Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

1

66

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

67

Элементарные частицы.

1

68

Проверочная работа №4 «Физика атома и атомного ядра».

1



В раздел образования