Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Стражева Наталья Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОБУ "Кудровский ДСКВ №1 "
Населённый пункт: г.Кудрово Ленинградская область
Наименование материала: Тематический сценарий: "День Знаний"
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы по нравственно — патриотическому воспитанию в системе

ДОУ

Проблема

воспитания

гражданина-патриота

древняя,

как

мир.

Она

встала

перед

человечеством, когда возникло первое государство и, по сей день не утратила своей

значимости. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан

РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и

целенаправленная деятельность

органов

государственной власти

и

организаций

по

формированию

у

граждан

высокого

патриотического

сознания,

чувства

верности

своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных

обязанностей по защите интересов Родины.

В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к

культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит

отражение в ряде нормативных документов:

Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N

273-ФЗ;

Так,

согласно

Национальной доктрине образования в

Российской Федерации,

утв.

постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана

обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и

развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к

историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,

способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права

и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих

национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам,

традициям и культуре других народов.

«Стратегия

развития

воспитания

в

РФ

до

2025

года»,

утв.

распоряжением

Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие

приоритеты государственной политики в области воспитания:

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства

причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе

России

формирование уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности

россиян и главным фактором национального самоопределения

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному

наследию

России,

гражданское

и

патриотическое

воспитание

относятся

к

задачам

дошкольного

образования.

Так,

согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО,

утв.

Приказом

Минобрнауки

России

от

17.

10.

2013

№1155)

одна

из

образовательных

областей «Познавательное развитие»,

в

частности,

предполагает

формирование

у

детей

первичных

представлений

о

малой

родине

и

Отечестве,

социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Таким

образом,

нравственно-патриотическое

воспитание

детей

является

одной

из

основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм —

сложное

и

высокое

человеческое

чувство.

Его

содержание

так

многогранно,

что

неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к

малой родине, и гордость за свой народ. Патриотические чувства закладываются в

процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной

среды.

Люди

с

рождения

инстинктивно,

естественно

и

незаметно

привыкают

к

окружающей

их

среде,

природе

и

культуре

своей

страны,

быту

своего

народа.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся

предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на

их

основе

формируются

убеждения

и

готовность

действовать

соответствующим

образом.

Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-

нравственной

личности,

достойных

будущих

граждан

России,

патриотов

своего

Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, городу

формирование бережного отношения к природе и всему живому

воспитание уважения к труду

развитие интереса к русским традициям и промыслам

формирование элементарных знаний о правах человека

расширение представлений о городах России

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

формирование толерантности, чувства уважения к представителям других

национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего

народа.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические

чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и

сверстниками.Можно без преувеличения утверждать, что гражданское и

патриотическое воспитание является одним из сложных направлений в

дошкольном образовании по ряду причин, в числе которых:

особенности дошкольного возраста

многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире

отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной

особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным

аспектам проблемы).

На

сегодняшний

день

ни

одна

из

программ

дошкольного

образования

не

даѐт

возможности в полном объѐме решить задачи нравственно-патриотического воспитания

дошкольников. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать

материал. Становится очевидной потребность в создании новых моделей организации

работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, поиске инновационных

подходов и технологий.

Педагогические условия:

эвристическая среда в детском саду и в семье;

тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи;

подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания

патриотизма детей.

Остановимся на средствах реализации задач НПВ в ДОУ; к ним относят:

Создание благоприятных материально-технических и учебно-методических

условий

Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного

обеспечить формирование духовного мира человека;

Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного

материала с опорой на опыт и чувства детей;

Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится

последовательно,

начиная

с

младшего

возраста

с

поэтапным

усложнением

в

соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в

данном

направлении,

можно

дать

утвердительный

ответ.

Исследования

в

области

дошкольной

педагогики

и

психологии

свидетельствуют

о

том,

что

именно

в

дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс

становления

и

формирования социокультурного опыта, «складывается» человек

гражданин. И здесь нельзя не вспомнить слова Л.Н. Толстого, который утверждал,

что «Любовь к Родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила,

требующая организации, развития и культуры»

Содержание патриотического воспитание в детском саду.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств,

жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго,

стала системой радостных детских воспоминаний.

Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это тогда, когда

воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и

способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д.

С

этой

целью

воспитатель

организует

экскурсии

по

детскому

саду,

знакомит

дошкольников с сотрудниками.

Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она

так называется, что находится рядом с детским садом. Знание обогащает чувства детей,

дает им уверенность и смысл.

Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой труд в детский

сад (участвуют в озеленении участка, в оформлении помещения к праздникам).

Двор,

улица, на

которой живет ребенок, также

могут способствовать укреплению

дружбы и чувство собственности (мой двор, моя улица). Здесь первостепенное значение

у родителей, формирующих у детей такие чувства.

Вместе

с

тем,

здесь

также

встает

вопрос

о

необходимости

сообщения

детям

информации об их улице: ее названии, что на ней расположено, какой ходит транспорт,

как связана эта улица с территорией, на которой находится детский сад (можно пройти

пешком или надо ехать).

Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице, или

сделают видеосъемку прогулки, а затем в группе посмотрят фильм и расскажут об этой

улице.

Следующий этап — воспитание любви и дружеского отношения к своему родному

городу.

Эта

часть

работы

требует

больше

опираться

на

когнитивную

сферу,

на

воображение ребенка и его память.

Для ребенка город конкретизируется улицей, то, что он осознает прежде всего себя

жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им необходимо о нем

рассказывать и показывать его. Вместе с родителями дети ездят по городу. Иногда

экскурсию нужно организовать также детскому саду.

Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его

главные улицы, достопримечательности, музей, театры и проч. Подробнее о работе в

этом направлении раскроем ниже. Воспитание отношения к своей стране основывается

на когнитивном компоненте: детям сообщают информацию, которую они должны и

могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и

побуждать ребенка к активной деятельности.

Название страны закрепляем с детьми в играх ( «Кто больше назовет стран», «Из

какой

страны

гости», «Чья

это

сказка», «Из

какой

страны

эта

игрушка»),

в

упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем

нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте» и другие.

Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности.

Рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения,

рассказы взрослых, фотографии, экскурсии, рисование, игры-путешествия — все это

помогает

решать

поставленную

задачу.

Детей

знакомят

с

символикой

страны,

рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Рассказывают где и

когда они могут их увидеть.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на

ее особенностях. Дети должны получить представление о том, какие животные живут в

наших лесах, какие растут деревья.

Главная цель этих занятий — пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее

богатой

и

разнообразной

природой.

Для

ее

реализации

необходимо

использовать

наблюдение, экскурсии, несложные опыты, труд на участках, беседы по картинам,

чтение

и

инсценировку

произведений

художественной

литературы,

прогулки

по «экологической тропе», отдых «на веселой поляне» с проведением интересных игр.

Дошкольники с удовольствием приобщаются к природоохранной деятельности.

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные

произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство.

Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми,

были высокохудожественными.

Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование

у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить

тех людей, которые прославили нашу страну — художников, композиторов, писателей,

изобретателей,

ученых,

философов,

врачей (выбор

зависит

от

воспитателя).

Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей

с «характером» русского

народа (творческие

способности,

умелость,

напевность,

гостеприимство,

доброжелательность,

отзывчивость,

умение

защищать

свою

Родину).

Воспитатель

старается

познакомить

дошкольников

с

людьми,

которым

присущи

какие-то

определенные

качества

или

умения,

привлечь

детей

к

их

деятельности.

В народе говорят: хороший пример — лучше, чем сто слов. Воплощая этот мудрый

педагогический прием в жизни, необходимо организовывать для дошкольников встречи

с интересными людьми, представителями различных профессий. В ходе таких встреч

дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают

вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных

соревнованиях и т.п.

Большое

значение

для

воспитания

сознательного

гражданина

является

привитие

уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб,

защищая отечество; уважение к воинам

– защитникам Родины. Дети с искренней

благодарностью

идут

вместе

с

родителями

и

воспитателями

к

обелиску

Славы,

возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами,

экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо когда после

каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои

впечатления в изобразительной деятельности.

Целесообразно

предложить

детям

расспросить

и

рассказать

об

интересной

работе

родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ. Для укрепления памяти рода

большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям

предков.

Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы

Важным

условием

успешной

педагогической

деятельности

в

воспитании

гражданственности

и

патриотизма

у

детей

дошкольного

возраста

является

взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам

истории

семьи

будит

мысль

ребенка,

вызывает

эмоции,

заставляет

сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению

семейных связей.

По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет

будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов

должно

приходить

к

детям.

Воспитатели

нашего

ДОУ

придерживаются

этих

рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого

такта

и

терпения,

так

как

в

современных

семьях

вопросы

воспитания

гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь

недоумение.

В

основе

взаимодействия

с

родителями

в

нашем

ДОУ

лежит

структурно

функциональная модель, которая состоит из трех блоков:

I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и

детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего

дела. Он включает:

а)

изучение

литературы (психолого-педагогической, научно-популярной,

нормативно-

правовой);

б) изучение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьей и детьми;

в) изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме;

г) изучение предметно – развивающей среды групп, дошкольного учреждения.

в) определение методов работы, планирование работы, сроков выполнения;

в) подготовка необходимых материалов

г) внесение изменений в рабочие программы воспитателей.

II

практический блок.

Решение

конкретных задач,

связанных

с

патриотическим

воспитанием детей.

III

контрольно

оценочный.

Анализ

эффективности

мероприятий:

повторное

анкетирование,

участие

родителей

в

мероприятиях

детского

сада,

конкурсах

патриотического направления. а) анализ анкет;

б) сбор отзывов;

в) анализ работы педагогов;

г) презентация проектов.

Остановимся более детально на втором, практическом, блоке, который предполагает

активные формы взаимодействия с родителями и детьми

Формы сотрудничества с родителями:

«Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии,

библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).

Сотрудничество в рамках проведения досугов, проектной деятельности,

экскурсий выходного дня, трудовой деятельности;

в ДОУ могут реализовываться следующие активные формы взаимодействия с детьми и

родителями:

1.

Целевые прогулки к Площади Памяти в сочетании с экскурсией по мини-музею

детского сада.

2.

Экскурсия к Площади Памяти. Содержанием таких экскурсий являются:

наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута

молчания, встреча с участниками войны;

3.

Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории

детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений

из серии «Дедушкины медали».

4.

Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о

героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах

и сражениях ( «Курская дуга», «Битва под Сталинградом»).

5.

Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих

необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

6.

Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День

матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.

7.

Подготовка тематических выставок, посвящѐнных памятным датам, изготовление

сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в

их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.

8.

Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я

родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.

9.

«Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается

маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по

доступному ознакомлению ребѐнка с памятником.

10.

Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской

библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-

патриотической тематики, вопросами по содержанию.

11.

Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.

12.

Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в

создании мини-музея ДОУ

13.

Общее родительское собрание, посвящѐнное влиянию семьи и социальных

факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

В

решении

поиска

эффективных

методов

взаимодействия

между

субъектами

воспитательного процесса в ДОУ целесообразно использовать проектный метод. Этот

метод

позволит

сочетать

интересы

всех

субъектов,

организовать

поэтапно

и

последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта — к

совместному планированию и реализации намеченного. Таким образом, родитель –

имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего

ребенка и группы в целом, а деятельность ребенка организована в соответствии с его

интересами, желаниями и потребностями.

Организация деятельности педагога

Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен

опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра и др.

Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка

инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская

деятельность.

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма в ДОУ, мы должны в первую

очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы,

чтобы

он

мог

отличать

плохое

от

хорошего,

а

его

стремления

и

желания

были

направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей,

благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины:

трудолюбивый, милосердный, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый,

любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру



В раздел образования