Автор: Стражева Наталья Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОБУ "Кудровский ДСКВ №1 "
Населённый пункт: г.Кудрово Ленинградская область
Наименование материала: Тематический сценарий: "День Знаний"
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Организация работы по нравственно — патриотическому воспитанию в системе
ДОУ
Проблема
воспитания
гражданина-патриота
древняя,
как
мир.
Она
встала
перед
человечеством, когда возникло первое государство и, по сей день не утратила своей
значимости. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и
целенаправленная деятельность
органов
государственной власти
и
организаций
по
формированию
у
граждан
высокого
патриотического
сознания,
чувства
верности
своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к
культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит
отражение в ряде нормативных документов:
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N
273-ФЗ;
Так,
согласно
Национальной доктрине образования в
Российской Федерации,
утв.
постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана
обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к
историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,
способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права
и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих
национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам,
традициям и культуре других народов.
«Стратегия
развития
воспитания
в
РФ
до
2025
года»,
утв.
распоряжением
Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие
приоритеты государственной политики в области воспитания:
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности
россиян и главным фактором национального самоопределения
В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному
наследию
России,
гражданское
и
патриотическое
воспитание
относятся
к
задачам
дошкольного
образования.
Так,
согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО,
утв.
Приказом
Минобрнауки
России
от
17.
10.
2013
№1155)
одна
из
образовательных
областей «Познавательное развитие»,
в
частности,
предполагает
формирование
у
детей
первичных
представлений
о
малой
родине
и
Отечестве,
социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Таким
образом,
нравственно-патриотическое
воспитание
детей
является
одной
из
основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм —
сложное
и
высокое
человеческое
чувство.
Его
содержание
так
многогранно,
что
неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к
малой родине, и гордость за свой народ. Патриотические чувства закладываются в
процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной
среды.
Люди
с
рождения
инстинктивно,
естественно
и
незаметно
привыкают
к
окружающей
их
среде,
природе
и
культуре
своей
страны,
быту
своего
народа.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся
предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на
их
основе
формируются
убеждения
и
готовность
действовать
соответствующим
образом.
Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-
нравственной
личности,
достойных
будущих
граждан
России,
патриотов
своего
Отечества.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу
формирование бережного отношения к природе и всему живому
воспитание уважения к труду
развитие интереса к русским традициям и промыслам
формирование элементарных знаний о правах человека
расширение представлений о городах России
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
формирование толерантности, чувства уважения к представителям других
национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего
народа.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические
чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.Можно без преувеличения утверждать, что гражданское и
патриотическое воспитание является одним из сложных направлений в
дошкольном образовании по ряду причин, в числе которых:
особенности дошкольного возраста
многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире
отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной
особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным
аспектам проблемы).
На
сегодняшний
день
ни
одна
из
программ
дошкольного
образования
не
даѐт
возможности в полном объѐме решить задачи нравственно-патриотического воспитания
дошкольников. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать
материал. Становится очевидной потребность в создании новых моделей организации
работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, поиске инновационных
подходов и технологий.
Педагогические условия:
эвристическая среда в детском саду и в семье;
тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи;
подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания
патриотизма детей.
Остановимся на средствах реализации задач НПВ в ДОУ; к ним относят:
Создание благоприятных материально-технических и учебно-методических
условий
Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного
обеспечить формирование духовного мира человека;
Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного
материала с опорой на опыт и чувства детей;
Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится
последовательно,
начиная
с
младшего
возраста
с
поэтапным
усложнением
в
соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в
данном
направлении,
можно
дать
утвердительный
ответ.
Исследования
в
области
дошкольной
педагогики
и
психологии
свидетельствуют
о
том,
что
именно
в
дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс
становления
и
формирования социокультурного опыта, «складывается» человек
—
гражданин. И здесь нельзя не вспомнить слова Л.Н. Толстого, который утверждал,
что «Любовь к Родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила,
требующая организации, развития и культуры»
Содержание патриотического воспитание в детском саду.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств,
жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго,
стала системой радостных детских воспоминаний.
Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это тогда, когда
воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и
способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д.
С
этой
целью
воспитатель
организует
экскурсии
по
детскому
саду,
знакомит
дошкольников с сотрудниками.
Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она
так называется, что находится рядом с детским садом. Знание обогащает чувства детей,
дает им уверенность и смысл.
Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой труд в детский
сад (участвуют в озеленении участка, в оформлении помещения к праздникам).
Двор,
улица, на
которой живет ребенок, также
могут способствовать укреплению
дружбы и чувство собственности (мой двор, моя улица). Здесь первостепенное значение
у родителей, формирующих у детей такие чувства.
Вместе
с
тем,
здесь
также
встает
вопрос
о
необходимости
сообщения
детям
информации об их улице: ее названии, что на ней расположено, какой ходит транспорт,
как связана эта улица с территорией, на которой находится детский сад (можно пройти
пешком или надо ехать).
Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице, или
сделают видеосъемку прогулки, а затем в группе посмотрят фильм и расскажут об этой
улице.
Следующий этап — воспитание любви и дружеского отношения к своему родному
городу.
Эта
часть
работы
требует
больше
опираться
на
когнитивную
сферу,
на
воображение ребенка и его память.
Для ребенка город конкретизируется улицей, то, что он осознает прежде всего себя
жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им необходимо о нем
рассказывать и показывать его. Вместе с родителями дети ездят по городу. Иногда
экскурсию нужно организовать также детскому саду.
Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его
главные улицы, достопримечательности, музей, театры и проч. Подробнее о работе в
этом направлении раскроем ниже. Воспитание отношения к своей стране основывается
на когнитивном компоненте: детям сообщают информацию, которую они должны и
могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и
побуждать ребенка к активной деятельности.
Название страны закрепляем с детьми в играх ( «Кто больше назовет стран», «Из
какой
страны
гости», «Чья
это
сказка», «Из
какой
страны
эта
игрушка»),
в
упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем
нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте» и другие.
Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности.
Рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения,
рассказы взрослых, фотографии, экскурсии, рисование, игры-путешествия — все это
помогает
решать
поставленную
задачу.
Детей
знакомят
с
символикой
страны,
рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Рассказывают где и
когда они могут их увидеть.
При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на
ее особенностях. Дети должны получить представление о том, какие животные живут в
наших лесах, какие растут деревья.
Главная цель этих занятий — пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее
богатой
и
разнообразной
природой.
Для
ее
реализации
необходимо
использовать
наблюдение, экскурсии, несложные опыты, труд на участках, беседы по картинам,
чтение
и
инсценировку
произведений
художественной
литературы,
прогулки
по «экологической тропе», отдых «на веселой поляне» с проведением интересных игр.
Дошкольники с удовольствием приобщаются к природоохранной деятельности.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные
произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство.
Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми,
были высокохудожественными.
Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование
у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить
тех людей, которые прославили нашу страну — художников, композиторов, писателей,
изобретателей,
ученых,
философов,
врачей (выбор
зависит
от
воспитателя).
Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей
с «характером» русского
народа (творческие
способности,
умелость,
напевность,
гостеприимство,
доброжелательность,
отзывчивость,
умение
защищать
свою
Родину).
Воспитатель
старается
познакомить
дошкольников
с
людьми,
которым
присущи
какие-то
определенные
качества
или
умения,
привлечь
детей
к
их
деятельности.
В народе говорят: хороший пример — лучше, чем сто слов. Воплощая этот мудрый
педагогический прием в жизни, необходимо организовывать для дошкольников встречи
с интересными людьми, представителями различных профессий. В ходе таких встреч
дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают
вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных
соревнованиях и т.п.
Большое
значение
для
воспитания
сознательного
гражданина
является
привитие
уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб,
защищая отечество; уважение к воинам
– защитникам Родины. Дети с искренней
благодарностью
идут
вместе
с
родителями
и
воспитателями
к
обелиску
Славы,
возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами,
экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо когда после
каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои
впечатления в изобразительной деятельности.
Целесообразно
предложить
детям
расспросить
и
рассказать
об
интересной
работе
родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ. Для укрепления памяти рода
большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям
предков.
Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы
Важным
условием
успешной
педагогической
деятельности
в
воспитании
гражданственности
и
патриотизма
у
детей
дошкольного
возраста
является
взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам
истории
семьи
будит
мысль
ребенка,
вызывает
эмоции,
заставляет
сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению
семейных связей.
По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет
будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов
должно
приходить
к
детям.
Воспитатели
нашего
ДОУ
придерживаются
этих
рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.
В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого
такта
и
терпения,
так
как
в
современных
семьях
вопросы
воспитания
гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь
недоумение.
В
основе
взаимодействия
с
родителями
в
нашем
ДОУ
лежит
структурно
–
функциональная модель, которая состоит из трех блоков:
I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и
детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего
дела. Он включает:
а)
изучение
литературы (психолого-педагогической, научно-популярной,
нормативно-
правовой);
б) изучение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьей и детьми;
в) изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме;
г) изучение предметно – развивающей среды групп, дошкольного учреждения.
в) определение методов работы, планирование работы, сроков выполнения;
в) подготовка необходимых материалов
г) внесение изменений в рабочие программы воспитателей.
II
–
практический блок.
Решение
конкретных задач,
связанных
с
патриотическим
воспитанием детей.
III
–
контрольно
–
оценочный.
Анализ
эффективности
мероприятий:
повторное
анкетирование,
участие
родителей
в
мероприятиях
детского
сада,
конкурсах
патриотического направления. а) анализ анкет;
б) сбор отзывов;
в) анализ работы педагогов;
г) презентация проектов.
Остановимся более детально на втором, практическом, блоке, который предполагает
активные формы взаимодействия с родителями и детьми
Формы сотрудничества с родителями:
«Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии,
библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).
Сотрудничество в рамках проведения досугов, проектной деятельности,
экскурсий выходного дня, трудовой деятельности;
в ДОУ могут реализовываться следующие активные формы взаимодействия с детьми и
родителями:
1.
Целевые прогулки к Площади Памяти в сочетании с экскурсией по мини-музею
детского сада.
2.
Экскурсия к Площади Памяти. Содержанием таких экскурсий являются:
наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута
молчания, встреча с участниками войны;
3.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории
детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений
из серии «Дедушкины медали».
4.
Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о
героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах
и сражениях ( «Курская дуга», «Битва под Сталинградом»).
5.
Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих
необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
6.
Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День
матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
7.
Подготовка тематических выставок, посвящѐнных памятным датам, изготовление
сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в
их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.
8.
Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я
родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
9.
«Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается
маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по
доступному ознакомлению ребѐнка с памятником.
10.
Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской
библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-
патриотической тематики, вопросами по содержанию.
11.
Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
12.
Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в
создании мини-музея ДОУ
13.
Общее родительское собрание, посвящѐнное влиянию семьи и социальных
факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
В
решении
поиска
эффективных
методов
взаимодействия
между
субъектами
воспитательного процесса в ДОУ целесообразно использовать проектный метод. Этот
метод
позволит
сочетать
интересы
всех
субъектов,
организовать
поэтапно
и
последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта — к
совместному планированию и реализации намеченного. Таким образом, родитель –
имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего
ребенка и группы в целом, а деятельность ребенка организована в соответствии с его
интересами, желаниями и потребностями.
Организация деятельности педагога
Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен
опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра и др.
Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка
инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская
деятельность.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма в ДОУ, мы должны в первую
очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы,
чтобы
он
мог
отличать
плохое
от
хорошего,
а
его
стремления
и
желания
были
направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей,
благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины:
трудолюбивый, милосердный, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый,
любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру