Напоминание

Урок-размышление по произведению В.Осеевой "Бабка"


Автор: Чабаева Алсу Зиятдиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Буинская СОШ"
Населённый пункт: пос. Буинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-размышление по произведению В.Осеевой "Бабка"
Раздел: среднее образование





Назад




УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В.ОСЕЕВОЙ «БАБКА»

1.Орг. момент.

-Ребята, как вы видите, к нам в гости пришли учителя. И они очень хотят посмотреть, как вы

работаете. Давайте, пожелаем, друг другу удачи, и начнем наш урок.

Этот урок я хочу начать со стихотворения Тани Черненко. Это украинская поэтесса, живет она в

Одессе, но пишет она свои стихи на русском языке.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение внимательно и попробуйте догадаться, о ком же пойдет

речь на сегодняшнем уроке.

Не обижайте стариков, не унижайте

Ни словом злым, ни хмурым взглядом,

За мудрость и преклонный возраст уважайте,

Оберегайте, будьте рядом.

Здоровья крепкого им искренне желайте,

Заботу и любовь дарите

Как можно чаще от души их обнимайте,

За жизнь и мир благодарите.

-О ком пойдет речь, ребята?

( о пожилых людях: бабушках, дедушках)

2. Объявление темы и цели урока.

-Большинство из вас проживает в таких семьях, где есть бабушки и дедушки. И сегодня мы с вами

поговорим о том, как могут складываться взаимоотношения в семье, и постараемся понять, каких

ценностей должна придерживаться каждая семья или как мы должны относиться к

родителям, к бабушкам и дедушкам. На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Для этого нам с вами надо вспомнить произведение Валентины Осеевой, поразмышлять над ним,

проанализировать его. Как называется это произведение?

-«Бабка».

-Записываем тему урока «Урок-размышление по произведению В.Осеевой «Бабка».- Скажите,

ребята, почему автор назвал свое произведение «Бабка»? Мог бы назвать, например, «Бабуля» или

«Бабушка»?

-Потому что она для всех была лишней в этой семье

-Да, ребята, совершенно верно, автор хотел этим показать отношение к ней других членов семьи.

-Кто еще кроме бабушки проживал в этой семье?

-Борька и его родители.

-Давайте, ребята, вспомним героев и попробуем каждого из них охарактеризовать. Для этого я буду

зачитывать вам отрывки произведения, вы будете анализировать, выяснять какие черты характера

героев здесь проявляются. 1 группа характеризует БАБКУ, а 2 группа - БОРЬКУ И ЕГО

РОДИТЕЛЕЙ.

1 отрывок

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой

за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая

тень.

— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

— Старый человек... Куда же ей деться?

— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

- Какое отношение к бабке мы видим в этом отрывке?

-Мы видим, что она в этом доме всем мешает, она здесь лишняя.

-Чьи черты характера в большей степени здесь проявляются?

- Отца Борьки.

-Каким мы его здесь видим? (2 группа записывает).

-Жестокий, злой.

2 отрывок

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше

всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...

Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора!

— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка...

— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

— Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?

— Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с

утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед

его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.

В сенях отец шаркал веником.

— А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!

Бабка торопилась к нему на помощь.

— Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.

Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку

яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.

— Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот...

Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить

лишнего:

— Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.

— Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.

— Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь. — Вообще расходы большие... Поаккуратнее, мама, с

жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...

Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.

Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука

спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей.

Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

— Так-то, голубчики мои... Не просто, не просто жить на свете!

- В этом отрывке мы видим отношение и Бабки к зятю, к Борьке и их отношение к ней. Как

вы можете прокомментировать данную ситуацию? Работаем в группе.

-Бабушка заботится о них, пытается им всячески угодить, терпит их оскорбления, а они грубят

ей.(Бабка- терпеливая, любящая, заботливая; Борька, родители- грубые, неблагодарные)

3 отрывок

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с

книгами и кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как

Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он

охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от

хорошего душа у него зацветает.

Иногда Борька жаловался на родителей:

— Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!

Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то

слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину

говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей

кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!

— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на

это с того света радоваться будет.

-Обратите внимание, ребята, в этом отрывке проявляются у Борьки какие-нибудь лучшие

качества?

-Борька заботится о бабушке, говорит, что любит мать.

- А кто играет здесь главную роль в воспитании Борьки?

-Бабушка.

4 отрывок

Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

— Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри,

отец взгреет за это.

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой.

— Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у

одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А

стыдно-то как перед всеми, жуть!

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас... сыта и здрава.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила

на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.

-Какую роль сыграл приход Товарища?

-Борька задумался над словами товарища и начал осуждать своих родителей за их отношение к

бабушке.

5 отрывок

Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными

полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей

гримасы, таскал со стола конфеты. У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях

она не могла. Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное

место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за

почетное место, и за Борькины конфеты.

— Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.

— И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все

конфеты потаскал! — добавляла мать.

— Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил,

что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми,

я вам покажу тогда!»

-Справедливо они отнеслись к бабушке?

-Нет (Родители несправедливые)

6 отрывок

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все

присаживалась.

— В землю врастает, — шутил отец.

— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.

А бабке в кухне говорила:

— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не

дождешься

-Какое отношение здесь мы видим к бабке?

-Здесь мы видим, равнодушие родителей к состоянию бабки; бабка ослабла и уже не может так,

как прежде ухаживать за всеми, а родители Борьки только насмехаются.

7 отрывок

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на

коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку

-Какие чувства испытывает Борька после смерти бабки?

Давайте прочитаем заключительную часть рассказа и попробуем ответить на этот вопрос.

8 отрывок

Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для

зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего

шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной

ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его

в руках, прищурился и громко прочел:

— «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго

вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».

В букве «ш» было четыре палочки.

«Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая,

виноватая, не выучившая урока.

Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого

длинного забора...

Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.

Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не

придет утром бабка!»

- .ответ: Плачет, ему горько, тяжело, больно на душе.

-Что понял Борька после смерти бабки? Кем она была для него?

-Самым близким и родным человеком.

Словарная работа: толкование слова «Близость»

-Удивительное, ребята, слово «Близость». Произошло оно от древнерусского слова «близа», что

означает «незаживающая рана». Близкие люди – это те, по которым у нас болит душа, болит, как

незаживающая рана.

Работа с пословицами

-Темный человек глух и нем;

-Чей род-того и рот;

- От плохого - человек крепче делается, от хорошего- душа у него зацветает;

- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину

говаривали: «Трудней всего три вещи в жизни - богу молиться, долги платить да родителей

кормить;

-Не я учу – жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое

отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете;

Обидеть - что ударить, приласкать - надо слова искать;

-Ребята, посмотрите на доску. Чьи эти высказывания?

-Бабки.

-Совершенно верно. Бабка была мудрым человеком: она ненавязчиво, своим примером, своей

жизнью, своим терпением готовила Борьку быть хранителем семейных ценностей. Она часто

употребляла в своей речи пословицы, высказывала свое мнение, учила Борьку всему хорошему.

Работа в группах

-Теперь посмотрите, что у меня в руках?

- Шкатулка.

- В ней собрана народная мудрость о семье – это пословицы. Здесь два конверта для каждой

группы. Пословицы разделены на две части, ваша задача найти эти части и соединить в одно целое.

3.Рефлексия

Пришло время вернуться к нашему вопросу: «Каких ценностей должна придерживаться

каждая семья или как мы должны относиться к родителям, к бабушкам и дедушкам?

Сделаем вывод.

-Уважительно относиться к старшему поколению;

-Любить их;

-не грубить им;

-Быть благодарными им;

-Заботиться о них;

-Относиться с пониманием.

4. Попробуйте теперь, ребята, сами себя оценить. Кто в вашей группе работал лучше всех? Если вы

считаете себя работающим на «отлично», то со стола берете улыбающегося смайлика, если – на

«хорошо», то подмигивающего, ну а если- на «троечку»- то грустного смайлика (надеюсь таких

нет).

5. Домашнее задание. На выбор.

-Напишите письмо Борьке или его родителям;

-Напишите сочинение о своей бабушке.



В раздел образования