Автор: Чабаева Алсу Зиятдиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Буинская СОШ"
Населённый пункт: пос. Буинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-размышление по произведению В.Осеевой "Бабка"
Раздел: среднее образование
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В.ОСЕЕВОЙ «БАБКА»
1.Орг. момент.
-Ребята, как вы видите, к нам в гости пришли учителя. И они очень хотят посмотреть, как вы
работаете. Давайте, пожелаем, друг другу удачи, и начнем наш урок.
Этот урок я хочу начать со стихотворения Тани Черненко. Это украинская поэтесса, живет она в
Одессе, но пишет она свои стихи на русском языке.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение внимательно и попробуйте догадаться, о ком же пойдет
речь на сегодняшнем уроке.
Не обижайте стариков, не унижайте
Ни словом злым, ни хмурым взглядом,
За мудрость и преклонный возраст уважайте,
Оберегайте, будьте рядом.
Здоровья крепкого им искренне желайте,
Заботу и любовь дарите
Как можно чаще от души их обнимайте,
За жизнь и мир благодарите.
-О ком пойдет речь, ребята?
( о пожилых людях: бабушках, дедушках)
2. Объявление темы и цели урока.
-Большинство из вас проживает в таких семьях, где есть бабушки и дедушки. И сегодня мы с вами
поговорим о том, как могут складываться взаимоотношения в семье, и постараемся понять, каких
ценностей должна придерживаться каждая семья или как мы должны относиться к
родителям, к бабушкам и дедушкам. На этот вопрос вы ответите в конце урока.
Для этого нам с вами надо вспомнить произведение Валентины Осеевой, поразмышлять над ним,
проанализировать его. Как называется это произведение?
-«Бабка».
-Записываем тему урока «Урок-размышление по произведению В.Осеевой «Бабка».- Скажите,
ребята, почему автор назвал свое произведение «Бабка»? Мог бы назвать, например, «Бабуля» или
«Бабушка»?
-Потому что она для всех была лишней в этой семье
-Да, ребята, совершенно верно, автор хотел этим показать отношение к ней других членов семьи.
-Кто еще кроме бабушки проживал в этой семье?
-Борька и его родители.
-Давайте, ребята, вспомним героев и попробуем каждого из них охарактеризовать. Для этого я буду
зачитывать вам отрывки произведения, вы будете анализировать, выяснять какие черты характера
героев здесь проявляются. 1 группа характеризует БАБКУ, а 2 группа - БОРЬКУ И ЕГО
РОДИТЕЛЕЙ.
1 отрывок
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой
за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая
тень.
— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
— Старый человек... Куда же ей деться?
— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
- Какое отношение к бабке мы видим в этом отрывке?
-Мы видим, что она в этом доме всем мешает, она здесь лишняя.
-Чьи черты характера в большей степени здесь проявляются?
- Отца Борьки.
-Каким мы его здесь видим? (2 группа записывает).
-Жестокий, злой.
2 отрывок
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше
всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...
Подходила к Борьке:
— Вставай, батюшка мой, в школу пора!
— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.
— В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
— Иди ты, бабка...
— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
— Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
— Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с
утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед
его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.
В сенях отец шаркал веником.
— А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
Бабка торопилась к нему на помощь.
— Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.
Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку
яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.
— Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот...
Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить
лишнего:
— Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.
— Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.
— Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь. — Вообще расходы большие... Поаккуратнее, мама, с
жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...
Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.
Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука
спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей.
Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
— Так-то, голубчики мои... Не просто, не просто жить на свете!
- В этом отрывке мы видим отношение и Бабки к зятю, к Борьке и их отношение к ней. Как
вы можете прокомментировать данную ситуацию? Работаем в группе.
-Бабушка заботится о них, пытается им всячески угодить, терпит их оскорбления, а они грубят
ей.(Бабка- терпеливая, любящая, заботливая; Борька, родители- грубые, неблагодарные)
3 отрывок
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с
книгами и кричал:
— Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как
Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он
охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от
хорошего душа у него зацветает.
Иногда Борька жаловался на родителей:
— Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!
Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то
слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину
говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей
кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!
— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на
это с того света радоваться будет.
-Обратите внимание, ребята, в этом отрывке проявляются у Борьки какие-нибудь лучшие
качества?
-Борька заботится о бабушке, говорит, что любит мать.
- А кто играет здесь главную роль в воспитании Борьки?
-Бабушка.
4 отрывок
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
— Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
— Как это — главная? — заинтересовался Борька.
— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри,
отец взгреет за это.
— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
— Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у
одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А
стыдно-то как перед всеми, жуть!
— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас... сыта и здрава.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!
— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.
— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
— Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила
на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.
-Какую роль сыграл приход Товарища?
-Борька задумался над словами товарища и начал осуждать своих родителей за их отношение к
бабушке.
5 отрывок
Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными
полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей
гримасы, таскал со стола конфеты. У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях
она не могла. Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное
место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за
почетное место, и за Борькины конфеты.
— Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.
— И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все
конфеты потаскал! — добавляла мать.
— Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил,
что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.
В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми,
я вам покажу тогда!»
-Справедливо они отнеслись к бабушке?
-Нет (Родители несправедливые)
6 отрывок
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все
присаживалась.
— В землю врастает, — шутил отец.
— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.
А бабке в кухне говорила:
— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не
дождешься
-Какое отношение здесь мы видим к бабке?
-Здесь мы видим, равнодушие родителей к состоянию бабки; бабка ослабла и уже не может так,
как прежде ухаживать за всеми, а родители Борьки только насмехаются.
7 отрывок
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на
коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку
-Какие чувства испытывает Борька после смерти бабки?
Давайте прочитаем заключительную часть рассказа и попробуем ответить на этот вопрос.
8 отрывок
Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для
зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего
шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной
ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его
в руках, прищурился и громко прочел:
— «Внуку моему Борюшке».
Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго
вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».
В букве «ш» было четыре палочки.
«Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая,
виноватая, не выучившая урока.
Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого
длинного забора...
Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.
Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не
придет утром бабка!»
- .ответ: Плачет, ему горько, тяжело, больно на душе.
-Что понял Борька после смерти бабки? Кем она была для него?
-Самым близким и родным человеком.
Словарная работа: толкование слова «Близость»
-Удивительное, ребята, слово «Близость». Произошло оно от древнерусского слова «близа», что
означает «незаживающая рана». Близкие люди – это те, по которым у нас болит душа, болит, как
незаживающая рана.
Работа с пословицами
-Темный человек глух и нем;
-Чей род-того и рот;
- От плохого - человек крепче делается, от хорошего- душа у него зацветает;
- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину
говаривали: «Трудней всего три вещи в жизни - богу молиться, долги платить да родителей
кормить;
-Не я учу – жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое
отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете;
Обидеть - что ударить, приласкать - надо слова искать;
-Ребята, посмотрите на доску. Чьи эти высказывания?
-Бабки.
-Совершенно верно. Бабка была мудрым человеком: она ненавязчиво, своим примером, своей
жизнью, своим терпением готовила Борьку быть хранителем семейных ценностей. Она часто
употребляла в своей речи пословицы, высказывала свое мнение, учила Борьку всему хорошему.
Работа в группах
-Теперь посмотрите, что у меня в руках?
- Шкатулка.
- В ней собрана народная мудрость о семье – это пословицы. Здесь два конверта для каждой
группы. Пословицы разделены на две части, ваша задача найти эти части и соединить в одно целое.
3.Рефлексия
Пришло время вернуться к нашему вопросу: «Каких ценностей должна придерживаться
каждая семья или как мы должны относиться к родителям, к бабушкам и дедушкам?
Сделаем вывод.
-Уважительно относиться к старшему поколению;
-Любить их;
-не грубить им;
-Быть благодарными им;
-Заботиться о них;
-Относиться с пониманием.
4. Попробуйте теперь, ребята, сами себя оценить. Кто в вашей группе работал лучше всех? Если вы
считаете себя работающим на «отлично», то со стола берете улыбающегося смайлика, если – на
«хорошо», то подмигивающего, ну а если- на «троечку»- то грустного смайлика (надеюсь таких
нет).
5. Домашнее задание. На выбор.
-Напишите письмо Борьке или его родителям;
-Напишите сочинение о своей бабушке.