Напоминание

Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла. Лекарственное растительное сырье противомикробного и противопаразитарного действия.


Автор: Ильясова Валентина Викторовна
Должность: Преподаватель профессиональных модулей по специальности Фармация
Учебное заведение: ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж»
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного практического занятия
Тема: Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла. Лекарственное растительное сырье противомикробного и противопаразитарного действия.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Республики Татарстан

ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж»

Отдел основного профессионального образования

.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интегрированного урока

МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»

МДК 01.03 «Фармакогнозия»

Тема:

Лекарственное растительное сырье

противомикробного и противопаразитарного

действия. Изготовление водных извлечений из

сырья, содержащего эфирные масла.

Авторы:

Ильясова Валентина Викторовна,

преподаватель фармацевтических дисциплин;

Зинатулина Татьяна Михайловна,

преподаватель фармацевтических дисциплин

г. Набережные Челны

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2.Структура и регламент занятия………………………………………………5

3. Сценарий занятия……………………………………………………............. 6

4. Приложения…………………………………………………………………..12

1.

Пояснительная записка

2

2.

Интегрированный урок проводится в соответствии с планом ЦМК профессиональных

модулей № 3

Тема интегрированного урока:

Лекарственное растительное сырье противомикробного и противопаразитарного действия.

Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла.

Тип занятия: практическое занятие

Участники: студенты 3 курса специальность «Фармация»

Цели занятия:

организовать деятельность студентов по изучению диагностических признаков

лекарственных

растений,

содержащих

эфирные

масла,

правил

заготовки

лекарственного растительного сырья,

развивать навыки систематизации и

обобщения полученных знаний, использования междисциплинарных связей,

научиться изготавливать водные извлечения из

лекарственного растительного

сырья, содержащего эфирные масла,

развивать навыки систематизации и обобщения полученных знаний, использования

междисциплинарных связей.

Планируемые образовательные результаты

Уровень усвоения

2

Формируемые

ОК и ПК

ПК 2.1 Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям

учреждений здравоохранения.

ПК 2.2 Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать

лекарственные средства для последующей реализации

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны

труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

Формируемые

знания

Студент должен знать: Способы прописывания рецептов на водные

извлечения. Нормативно-техническую документацию по изготовлению

жидких лекарственных форм, правила изготовления настоев и отваров из

ЛРС, содержащего эфирные масла, правила оформления и хранения

водных извлечений .

Формируемые

умения

Студент должен уметь: Владеть техникой расчетов. Пользоваться

нормативной

документацией.

Уметь

подготавливать

рабочее

место,

изготавливать лекарственные формы : взвешивать твердые вещества, ЛРС

на ручных весах, отмеривать жидкости с помощью мерной посуды,

пользоваться инфундирным аппаратом, отжимать сырье, процеживать

3

растворы ,выписывать ППК, оформлять лекарственную форму к отпуску.

Организация образовательной среды

Технические

средства обучения

Мультимедийная система, ноутбук, проектор, колонки.

Электронно-

образовательные

ресурсы

презентация «Лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные

масла»

Интерактивный

материал

Образцы цельного и измельченного лекарственного растительного сырья,

гербарии, муляжи упаковок лекарственных препаратов.

Лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла (листья

Мяты, трава Шалфея, корневища с корнями Валерианы), вода очищенная,

весы ручные, разновес, мерные цилиндры, инфундирный аппарат,

инфундирки.,

воронки,

марлевые

салфетки,

флаконы,

прокладки

пергаментные, пробки ,этикетки, дезинфицирующие растворы .

Информационный

материал

--Гроссман В.А. Технология изготовления лекарственных форм. Учебник

для медицинских училищ и колледжей – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2018.

-Краснюк И.И., Михайлова Г.В., Мурадова Л.И. Фармацевтическая

технология. . – М.:ГЭОТАР - Медиа, 2011г-

-Алексеев К.В, Суслина С.Н. Фармацевтическая технология: учебное

пособие.- Ростов- н /Д : Феникс, 2016 г

-Приказ

МЗ РФ №751н

от 20.10.2015 г. «Об утверждении правил

изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского

применения

аптечными

организациями,

индивидуальными

предпринимателями,

имеющими

лицензию

на

фармацевтическую

деятельность».

-Приказ МЗ РФ №309от 21.10.1997 г. «Об утверждении инструкции по

санитарному режиму аптечных организаций»

-Приказ МЗ РФ от 21.10.1997 г. № 308 «Об утверждении инструкции по

изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм»

-Папки с методическими указаниями для студентов

Формы работы

Фронтальная, парная

Междисциплинар

ные связи

Обеспечивающие

учебные дисциплины/МДК

Обеспечиваемые

Учебные дисциплины

ОП.01 Основы латинского языка с

медицинской терминологией.

ОП.07 Ботаника

МДК 01.03 Фармакогнозия

МДК 01.01 Лекарствоведение.

МДК 02.02 Контроль

качества ЛС.

МДК 01.02 Отпуск

лекарственных средств и

ТАА

4

2.Структура и регламент занятия:

Этапы занятия

Время

мин.

Содержание занятия

1.Организационный момент

5

Приветствие

студентов,

проверка

отсутствующих, внешнего вида, готовности к

занятию. Инструктаж по ТБ в кабинете.

2.

Формулировка

темы,

цели

занятия, ее мотивация

5

Название темы занятия, цели, плана занятия.

3. Контроль исходного уровня

теоретических знаний .

35

3.1.

Беседа

(преподаватель

фармакогнозии

задает

вопросы,

демонстрирует

слайды,

помогает сформулировать ответы)

3.2 Тест-опрос по ТИЛФ

4.

Демонстрация преподавателем

практических манипуляций

10

4.1Демонстрация преподавателем фармакогнозии

ЛРС и инструктаж по изучению лекарственных

растений и сырья.

4.2

Демонстрация преподавателем

ТИЛФ

необходимого оборудования и материалов,

демонстрация практических навыков.

5.Работа

над

изучаемым

материалом темы:

5.1.изучение

лекарственных

растений и сырья.

5.2 решение ситуационных задач

по

изготовлению

водных

извлечений

60

5.1 .1 Изучение ботанической характеристику

лекарственных растений

5.1.2 Проведение макроскопического анализа

цельного сырья.

5.1.3 Проведение микроскопического анализа

измельченного сырья ромашки

5.1.4 Изучение особенностей заготовки сырья

5.2.Разбор и проведение расчетов по рецептам.

6.Самостоятельная

отработка

практических

манипуляций

по

изготовлению водных извлечений

40

Проведение

самостоятельных

расчетов

по

предложенным

рецептам.

Описание

технологии

изготовления

с

теоретическим

обоснованием

в

тетради.

Подготовка

рабочего

места

.

Изготовление

лекарственных

форм,

оформление

к

отпуску

.

Составление паспорта письменного контроля.

Уборка рабочего места.

7. Закрепление изученного

материала

17

7.1Сдача

приготовленных

лекарственных

форм, ППК, рабочих тетрадей.

7.2 Ответ на вопросы (блиц-опрос)

8. Подведение итогов занятия.

5

Выставление оценок.

9. Задание на дом

3

Изучить материал по теме « Изготовление

водных

извлечений

из

лекарственного

растительного сырья, содержащего дубильные

вещества».

Провести

расчеты

по

предложенным

рецептам.

Итого

180

5

3.Сценарий занятия

1.

Организационный этап

2.

Название темы, цели, плана занятия

3.

Актуализация опорных знаний

3.1 Беседа. Преподаватель фармакогнозии задает вопросы, демонстрирует слайды,

помогает сформулировать ответы

Вопрос

преподавателя

Ответ студента

Слайды

1

Что такое

фармакологическое

действие (эффект)?

Это изменения,

происходящие в органах и

системах под влиянием

фармакологически активных

веществ. Например,

снижение температуры тела,

повышение диуреза,

улучшение отделения

мокроты и др.

2

Почему

лекарственные

растения оказывают

фармакологическое

действие?

ЛР содержат биологически

активные вещества,

обладающие

фармакологической

активностью – алкалоиды,

дубильные вещества,

сапонины, эфирные масла,

витамины, флавоноиды

3

Почему многие ЛР

оказывают

одновременно

несколько различных

фармакологических

эффектов?

ЛР могут содержать

несколько групп БАВ.

4

Приведите примеры

растений,

оказывающих

различные

фармакологические

эффекты (изученные

ранее на

практических

занятиях)

Череда трехраздельная

оказывает потогонное,

противовоспалительное,

противоаллергическое,

мочегонное действие,

концентратор витамина А.

Можжевельник

обыкновенный оказывает

мочегонный,

противовоспалительный,

желчегонный,

отхаркивающий эффект.

6

5

Приведите примеры

растений,

содержащих

эфирные масла

(изученные ранее на

практических

занятиях)

Можжевельник

обыкновенный, душица

обыкновенная, тимьян

обыкновенный, мята

перечная, мелисса

обыкновенная, хмель

обыкновенный, валериана

лекарственная

6

В каких структурах

растений образуются

эфирные масла?

Экзогенные структуры:

железки, железистые волоски

Эндогенные: вместилища,

канальцы

7

.

Какие основные

свойства характерны

для эфирных масел?

Летучесть, запах

8

Для чего нужно знать

Для организации

7

.

физико-химических

свойства БАВ?

правильного хранения и

изготовления препаратов

3.2. Тест-опрос по ТИЛФ .(Приложение №1)

4.Демонстрация и инструктаж по изучению лекарственных растений и сырья:

ромашка аптечная,

шалфей лекарственный,

эвкалипт прутовидный,

валериана лекарственная,

душица обыкновенная,

мята перечная.

5.Самостоятельная работа студентов по методическим указаниям

5.1.изучение лекарственных растений и сырья.

5.1.1 Изучите краткую ботаническую характеристику лекарственных растений пользуясь

учебником, иллюстрированными справочниками и гербариями:

5.1.2 Проведите макроскопический анализ цельного сырья. Опишите его внешние

признаки в форме таблицы:

Производящее растение

Вид сырья

Диагностические признаки

Ромашка аптечная

Шалфей продырявленный

Эвкалипт прутовидный

5.1.3 Проведите микроскопический анализ

измельченного сырья ромашки

готовый микропрепарат в микроскопе).

Зарисуйте в тетради:

1- эфиромасличные железки.

5.1.4 Изучите особенности заготовки сырья и заполните таблицу (пользуясь учебником):

Производящее растение

Источник

сырья

Сырье

Сроки сбора

Сушка (t

°С)

Эвкалипт прутовидный

Душица обыкновенная

Мята перечная

Валериана лекарственная

Ромашка аптечная

Шалфей лекарственный

8

5.2 решение ситуационных задач по изготовлению водных извлечений

Выписать рецепт на латинском языке

выявить отклонение от требований ГФ, НД при изготовлении ЛФ

дать оптимальный вариант технологии.

Задача № 1.

Возьми: Настоя листьев шалфея 100мл.

Натрия гидрокарбоната 2,0

Настойки эвкалипта 5 мл.

Смешай. Выдай. Обозначь: Полоскание - 4 раза в день.

Студент поместил в инфундирный стакан 5,0 г листьев шалфея и залил 150 мл горячей

воды. Настаивал на кипящей водяной бане 30 мин., затем при комнатной температуре 14

мин.

Процедил

через

марлю

и

ватный

тампон,

отжал.

Добавил

40

мл

концентрированного раствора натрия гидрокарбоната 5%. Процедил во флакон темного

стекла. Оформил этикеткой «Хранить в недоступном для детей »

Задача № 2.

Возьми: Настоя корневищ с корнями валерианы 1500 мл

Кофеина – бензоата натрия 4,0

Натрия бромида 40,0

Магния сульфата 80,0

Настойки мяты 20 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день .

Студент поместил в инфундирный стакан 50,0 г корневищ с корнями валерианы

(измельчение 3 мм) и залил 1500 мл воды. Настаивал на кипящей водяной бане 15 мин.,

затем при комнатной температуре 45 мин. Процедил через марлю и ватный тампон, отжал

и довел объем извлечения водой до 1500 мл. Растворил в нем кофеин – бензоат натрия,

натрия бромид, магния сульфат. Микстуру процедил во флакон темного стекла и добавил

20 мл настойки мяты Оформил этикеткой «Внутреннее» и предупредительной надписью:

«Перед употреблением взбалтывать».

Задача № 3.

Возьми: Настоя корневищ с корнями валерианы 200 мл

Натрия бромида 6,0

Адонизида 8 мл

Смешай. Дай. Обозначь : по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент поместил в инфундирку 20,0 г измельченных до размера 5 мм корневищ с

корнями валерианы, облил 258 мл очищенной воды и настаивал на кипящей водяной бане

15 мин., периодически перемешивая стеклянной палочкой. Затем охлаждал при комнатной

температуре 45 мин. Настой процедил, растворил 6,0 г натрия бромида. Полученный

раствор процедил и добавил 8 мл адонизида. Оформил этикеткой: «Внутреннее».

Задача № 4.

Возьми: Настоя листьев мяты перечной 150мл.

Магния сульфата 0,5

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 чайной ложке 4 раза в день.

9

Студент поместил в инфундирный стакан 5,0 г листьев мяты (измельчение 3 мм) и залил

150 мл воды. Настаивал на кипящей водяной бане 15 мин., затем при комнатной

температуре 30 мин. Процедил через марлю и ватный тампон, отжал и довел объем

извлечения водой до 150 мл. Добавил 2 мл концентрированного раствора магния

сульфата 25%. Микстуру процедил во флакон темного стекла .Оформил этикеткой

«Внутреннее».

Задача № 5.

Возьми: Настоя цветков ромашки 100мл.

Натрия гидрокарбоната 2,0

Настойки эвкалипта 3 мл.

Смешай. Выдай. Обозначь: Полоскание - 4 раза в день.

Студент поместил в инфундирку 10,0 г. цветков ромашки, залил 158 мл очищенной воды

и настаивал на кипящей водяной бане 15 мин., периодически перемешивая стеклянной

палочкой. Затем охлаждал при комнатной температуре 30 мин. Настой процедил,

растворил 2,0 г натрия гидрокарбоната при взбалтывании, добавил 3 мл. настойки

эвкалипта. Полученный раствор процедил. Оформил этикеткой: «Внутреннее».

Задача № 6.

Возьми: Настоя травы полыни100мл.

Сиропа сахарного 10 мл.

Настойки мяты 5 мл.

Смешай. Выдай. Обозначь: Обозначь: По 1 десертной ложке 3 раза в день до еды.

Студент поместил в инфундирку 10,0 г., (измельчение 5 мм) залил 100 мл очищенной

воды и настаивал на кипящей водяной бане 30 мин., периодически перемешивая

стеклянной палочкой. Затем охлаждал при комнатной температуре 30 мин. Настой

процедил, добавил 5 мл. настойки мяты, затем 10 мл. сиропа. Полученный раствор

процедил во флакон темного стекла. Оформил этикеткой: «Внутреннее».

6.Самостоятельная отработка практических манипуляций по изготовлению водных

извлечений

Проведение самостоятельных расчетов по предложенным рецептам.

Описание технологии изготовления с теоретическим обоснованием в тетради в

таблице:

п/

п

Дата

Содержание

рецепта .

Описание,

свойства ЛС.

Проверка доз.

Характеристика

лекарственной формы.

Теоретическое обоснование,

расчеты, описание

технологического процесса.

ППК

1

2

3

4

5

6

Подготовка рабочего места .

Изготовление лекарственных форм, оформление к отпуску .

Составление паспорта письменного контроля.

10

Уборка рабочего места.

Рецепт №1

Возьми: Отвара листьев Эвкалипта 100мл.

Выдай. Обозначь: Для полосканий.

Рецепт №2.

Возьми: Настоя листьев мяты перечной 100мл

Выдай. Обозначь: По 1 чайной ложке 4 раза в день.

Рецепт №3.

Возьми: Настоя листьев шалфея 100мл

Настойки эвкалипта 5 мл.

Смешай. Выдай. Обозначь: Полоскание - 4 раза в день.

Рецепт №4.

Возьми: Настоя корневищ с корнями Валерианы 100мл.

Выдай Обозначь: По 1 чайной ложек 4 раза в день.

Рецепт №5.

Возьми: Настоя цветков Ромашки 100мл

Настойки эвкалипта 2 мл.

Смешай. Выдай. Обозначь: Полоскание - 4 раза в день.

Рецепт №6.

Возьми: Настоя травы Душицы 100 мл

Выдай Обозначь: По 1 чайной ложек 4 раза в день.

7.Закрепление изученного материала

7.1 Сдача приготовленных лекарственных форм, ППК, рабочих тетрадей.

7.2 Ответ на вопросы (блиц-опрос)

Обоснуйте состав сбора (фитонефрол, фитопектол, фитогепатол, фитогастрол,

элекасол)

Перечислите методы контроля качества для приготовленной лекарственной формы

Назовите правила хранения ЛРС, содержащего эфирные масла

Укажите НТД, регламентирующую изготовление ЖЛФ в условиях аптеки.

Какие факторы влияют на полноту и скорость извлечения действующих веществ из

лекарственного растительного сырья при изготовлении водных извлечений?

Что

показывает

коэффициент

водопоглощения

и

какова

методика

его

использования при расчете объема экстрагента?

Каковы особенности приготовления водных извлечений из сырья, содержащего

эфирные масла?

8.Подведение итогов занятия, выставление оценок

11

9.Задание на дом. Изучить материал по теме « Изготовление водных извлечений из

лекарственного

растительного

сырья,

содержащего

дубильные

вещества».

Провести расчеты по предложенным рецептам.

4. Приложения

Приложение № 1

Тест к теме: Водные извлечения. Вариант 1.

1. Настои и отвары - лекарственная форма:

А) Официнальная.

Б)Неофицинальная.

2. Срок годности водных извлечений из ЛРС:

А) не более 2 суток.

Б) не более 3 суток.

В) не более 10 суток.

3. Оптимальная измельченность для листьев, цветков - не более:

а)3 мм Б) 2.5 мм В) 1 мм.. Г) 5 мм.

4. Rp. : Decocti corticis Quercus 150 ml. Для изготовления рецепта необходимо

измельченной коры дуба:

А)10,0 Б)15,0 В) 0,5 Г) 5,0

5. Коэффициент водопоглощения - количество извлечения, удерживаемое 1 г

растительного сырья :

А)после его отжатия в перфорированном стакане инфундирки.

Б) после его отжатия и процеживания в мерный цилиндр.

6. Если коэффициент водопоглощения для сырья отсутствует, рекомендуется

использовать для коры, травы и цветков следующее значение:

А) 1,0 мл/г.

Б) 1,5 мл/г.

В) 2,0 мл/г.

Г)2,3 мл/г.

д)3,0 м л/г.

7. Оптимальной измельченностью, коры, корневищ считают:

А) 1 мм Б)3 мм В) 5 мм. Г) 7 мм.

8. Извлечения из лекарственного растительного сырья, содержащего

сильнодействующие вещества, готовят в соотношении:

А)1:400.

Б)1:200.

В)1:10.

12

9. Rp.: Decoctum Radix Althaeae 100 ml. Для приготовления рецепта воды необходимо

взять:

А)123 мл.

Б)100 мл.

В)130 мл

10. Настои получают из листьев:

А)Брусники.

Б)Толокнянки.

В) Крапивы.

Г)Эвкалипта

Тест к теме: Водные извлечения. Вариант 2.

1. Rp.: Decoctum Radix Althaeae 100 ml. Для приготовления рецепта корня алтея

необходимо взять:

А)6,5 г Б) 6,0 г В)5,0 г. Г) 10,0

2.Настои из сырья, содержащего эфирные масла:

А)Готовят при постоянном помешивании.

Б)Готовят в плотно закрытой инфундирке.

В) Готовят, не закрывая инфундирку.

Г)Процеживают, не охлаждая.

3.Если коэффициент водопоглощения для сырья отсутствует, рекомендуется

использовать для корней и корневищ следующее значение:

А)1,0 мл/г Б)1,5 мл/г.

В) 2,0 мл/г Г)3,0 мл/г.

4.Срок годности водных извлечений из ЛРС:

А) не более 2 суток.

Б) не более 3 суток.

В) не более 10 суток.

5. Rp.: Infusi foliorum Menthae ех 20,0 - 200 ml. D.S. Полоскание 3 раза в день. Воды

очищенной для настаивания следует взять: (К =2.4)

А)200 Б) 248 мл. мл

В) 260 мл Г)243 мл.

6. Листья, цветки, травы измельчают до размера частиц:

А) Не менее 5 мм.

Б) Не более 5 мм.

В) Не менее 1 мм.

Г)Не более 1 мм.

7. Водные извлечения из сырья, содержащего дубильные вещества, после

настаивания:

А)Не процеживают.

Б)Процеживают, минуя охлаждение.

В)Процеживают после охлаждения.

13

8. Для сырья, содержащего сапонины, извлекатель должен иметь реакцию:

А) Щелочную.

Б) Кислую.

В)Нейтральную.

9. Отвары получают из листьев:

А)Брусники.

Б)Толокнянки.

В) Крапивы.

Г)Эвкалипта.

10.Если в рецепте не указано количество сырья, то водные извлечения из сырья

общего списка готовят в соотношении:

А)1:10

Б)1:400

В)1:30

Тест к теме: Водные извлечения. Вариант 3.

1. Укажите режим экстракции при изготовлении настоев:

а) настаивание 30 мин., охлаждение 10 мин.

б) настаивание 15 мин., охлаждение 45 мин.

в) настаивание 45 мин., охлаждение 15 мин.

2.При отсутствии указания о количестве лекарственного растительного сырья

извлечения из травы пустырника готовится в соотношении:

а) 1: 10 б) 1:30

в) 1: 400 г) 1:20

3.Укажите, какой коэффициент используют при приготовлении водного извлечения

из корня Алтея :

а) коэффициент увеличения объема

б) обратный заместительный коэффициент

в) коэффициент водопоглощения

г) расходный коэффициент

4. Назовите особенность приготовления водного извлечения из сырья, содержащего

эфирные масла:

а)процеживают горячим

б)инфундирку не открывают

в)добавляют натрия гидрокарбонат

г)добавляют кислоту хлористоводородную

5.Укажите, в каком соотношении готовится слизь алтейного корня, если в рецепте

концентрация не указана:

а)1: 10 б)1:20 в)1:5 г) 1:30

6.В одном инфундирном стакане изготавливать многокомпонентные водные

извлечения :

а)нельзя,

б) можно,

в) можно, если физико – химические свойства действующих веществ требуют

одинакового режима экстракции.

7.Водные извлечения из листьев сенны:

14

а)охлаждают 15 мин б)охлаждают 10 мин.

в) не охлаждают г)охлаждают полностью

8.Что показывает коэффициент водопоглощения?

а) Во сколько раз больше сырья и воды нужно взять, чтобы сохранить концентрацию и

объем водного извлечения

б)Во сколько раз больше необходимо взять воды для растворения 1,0 растительного сырья

в)Количество воды, удерживаемое 1,0 растительного сырья после отжатия его в

перфорированном стакане инфундирки

9. Rp.: Infusi foliorum Menthae ех 20,0 - 100 ml. D.S. Полоскание 3 раза в день. Воды

очищенной для настаивания следует взять: (К =2.4)

А)100 мл. Б) 148 мл.

В) 160 мл Г) 52 мл.

10. Сырье с меньшей биологической активностью для изготовления настоев:

а) не применяется

б) может применяться

Тест к теме: Водные извлечения. Вариант 4.

1. Укажите режим экстракции при изготовлении отваров:

а)настаивание 30 мин., охлаждение 10 мин.

б)настаивание 15 мин., охлаждение 45 мин.

в) настаивание 10 мин., охлаждение 30 мин

2. Водное извлечение из травы горицвета готовится в соотношении:

а)1: 10 б)1:30

в)1: 400 г)1:100

3.Укажите режим экстракции при изготовлении водных извлечений из сырья,

содержащего дубильные вещества:

а)настаивание 30 мин., охлаждение 10 мин.

б) настаивание 15 мин., охлаждение 45 мин.

в) настаивание 30 мин., без охлаждения

4.При изготовлении водных извлечений из экстрактов (концентратов) :

а) могут быть использованы концентрированные растворы лекарственных веществ

б) не могут быть использованы концентрированные растворы лекарственных веществ

5.Возможность использования нестандартного растительного сырья в водных

извлечениях:

а) нестандартное сырье не используется

б)используется с завышенным содержанием после пересчета

в) используется с заниженным содержанием действующих веществ после пересчета

6.При изготовлении водных извлечений листья, цветы измельчают до частиц

размером не более:

а) 5 мм б) 3 мм в) 1 мм г) 7 мм

7.Rp.: Decoctum Radix Althaeae 200 ml. Для приготовления рецепта воды необходимо

взять:

15

А)213 мл Б)200 мл.

В)187 мл Г) 220 мл.

8.При изготовлении водных извлечений из сырья твердые лекарственные вещества

растворяют:

а) в готовом водном извлечении

б) в воде для настаивания

9. Что показывает коэффициент водопоглощения?

а) Во сколько раз больше сырья и воды нужно взять, чтобы сохранить концентрацию и

объем водного извлечения

б)Во сколько раз больше необходимо взять воды для растворения 1,0 растительного сырья

в)Количество воды, удерживаемое 1,0 растительного сырья после отжатия его в

перфорированном стакане инфундирки

10. Rp.: Infusi foliorum Menthae 200 ml. D.S. Полоскание 3 раза в день.

Для изготовления настоя листьев Мяты перечной следует взять:

а) 30,0 . б) 20.0

в) 5. 0 г)1 0.0

Тест к теме: Водные извлечения . Вариант 5.

1.Что показывает коэффициент водопоглощения?

а) Количество воды, которое поглощает 1,0 растительного сырья

б)Во сколько раз больше сырья и воды нужно взять, чтобы сохранить концентрацию и

объем водного извлечения

в) Во сколько раз больше необходимо взять воды для растворения 1,0 растительного

сырья

г) Количество воды, удерживаемое 1,0 растительного сырья после отжатия его в

перфорированном

2.Укажите режим экстракции при изготовлении водных извлечений с пометкой

“Cito” а) настаивание 25 мин., охлаждение искусственное

б)настаивание 15 мин., охлаждение 30 мин.

в) настаивание 25 мин., без охлаждения

3.Отвары из листьев сенны процеживают:

а)без охлаждения

б) после полного охлаждения

в)после охлаждения в течение 45 мин.

4.Наиболее полное извлечение сапонинов происходит:

а) в кислой среде

б) в щелочной среде

в)в нейтральной среде

5.При использовании настоев и отваров заменить лекарственное растительное сырье

настойками, эфирными маслами:

а) разрешается

б)не разрешается

16

6. При изготовлении водных извлечений из сырья использование

концентрированных растворов лекарственных веществ:

а)не допускается

б) разрешается

7.Укажите режим приготовления 200 мл водного извлечения из листьев толокнянки:

а) нагревание 30 мин., процеживание без охлаждения.

б) нагревание 15 мин., охлаждение 45 мин.

в)нагревание 45 мин., охлаждение 15 мин.

8.Многокомпонентные водные извлечения из лекарственного растительного сырья,

требующие различных условий экстракции изготавливают:

а)раздельно

б) в одном инфундирном стакане

9.При отсутствии указания о количестве лекарственного растительного сырья

извлечения из цветков ромашки готовится в соотношении:

а)1:400 б)1:30

в)1:10 г)1:20

10.При изготовлении водных извлечений с применением жидких экстрактов –

концентратов их добавляют :

а) в первую очередь

б) последними

в)до жидкостей с большей концентрацией этанола

г)после жидкостей с большей концентрацией этанола

Ответы к тесту.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1

1

1

Б

1

А

2

2

2

А

2

Б

3

3

3

Г

3

В

4

4

4

Б

4

А

5

5

5

Б

5

Б

6

6

6

В

6

А

7

7

7

Г

7

А

8

8

8

В

8

А

9

9

9

Б

9

В

10

10

10

А

10

Б

17

18



В раздел образования