Автор: Глазко Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 17
Населённый пункт: Московская обл. Ленинский р-н пос. Володарского
Наименование материала: Статья
Тема: Теоретические основы формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Теоретические основы формирования представлений о пожарной
безопасности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Воспитанники дошкольных образовательных учреждений (далее –
ДОУ) получают начальные знания о правилах пожарной безопасности в
процессе участия в тематических спортивно-массовых и культурно-массовых
мероприятиях, и иных игровых видах обучения.
Работать с детьми по формированию у них основ пожаробезопасного
поведения могут:
воспитатели, прошедшие подготовку по пожарно-техническому
минимуму;
учителя ОБЖ;
представители противопожарной службы той местности, где
находится конкретное ДОУ или школа;
можно привлекать и медицинских работников (особенно при
раскрытии темы об оказании первой медицинской помощи) и
родителей.
Единство взглядов между родителями и педагогами по формированию
основ пожаробезопасного поведения должно быть обязательно, иначе, в силу
своих особенностей, ребенок окажется на перепутье.
Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными, все
зависит от профессиональных качеств педагога, от учета индивидуальных,
возрастных особенностей детей, от арсенала методических средств и
приемов, приемлемых для детей каждой возрастной группы.
Нужно
формировать
у
детей
в
дошкольном
возрасте
систему
представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений,
которая
по
мере
роста
и
развития
ребенка
будет
пополняться
соответствующими
сведениями
и
новыми
знаниями.
Необходимо
сформировать
понимание
важности
пожаробезопасного
поведения.
Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и
игрушки,
имитирующие
пожарную
технику,
к
их
изготовлению
целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные
кубики,
пирамиды,
куклы
и
т.п.)
могут
иметь
противопожарную
направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т.п.).
Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры,
которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники
для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с
набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры
противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.
Предполагается использовать следующие формы работы с детьми:
познавательные занятия;
экскурсии в пожарную часть;
показ видеофильмов и диафильмов на пожарную тему;
чтение художественных произведений, использование музыки;
продуктивная деятельность детей;
конкурсы рисунков детей (совместных работ с родителями) на
противопожарную тему;
викторины на противопожарную тему;
чтение стихов на противопожарную тему;
спортивные развлечения, праздники;
сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, театрализованные игры,
подвижные игры, дидактические игры;
составление альбома «Народное творчество о пожаре» (собрание
пословиц, поговорок, загадок);
создание специальных ситуаций для отработки поведенческих
навыков пожаробезопасного поведения;
занятия
по
формированию
пожаробезопасного
поведения
с
элементами
пожарно-прикладного
спорта
совместные
с
родителями
утренники.
Формирование
опыта
пожаробезопасного
поведения
детей
дошкольного
возраста
возможно
при
соблюдении
следующих
педагогических условий:
отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного
поведения в быту и установлении последовательности его освоения;
применении
поэтапной
методики,
обеспечивающей
единство
формирования знаний и умений как основы опыта безопасного
поведения в быту, при активной позиции ребенка;
осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной
деятельности в данном направлении и ее осуществлении в тесном
сотрудничестве.
Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые,
привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его
опасности. Поэтому главная цель работы с родителями – объяснить
необходимость занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также
давать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в
экстремальных ситуациях.
В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная
работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения
безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества
пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит
основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои
действия, тем эффективнее будут результаты.
Система работы по формированию у дошкольников основ пожарной
безопасности.
Процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет
наиболее эффективным, если:
использовать
инновационные
подходы
к
обеспечению
безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции,
технологии;
реализовать
педагогические
условия
(планирование
воспитательно
–
образовательного
процесса,
использование
интерактивных
средств,
форм,
методов
обучения,
учет
доступности,
системности
предусмотренных
мероприятий,
наглядно
–
дидактической
оснащенности,
референтность
пожаробезопасного
поведения
участников
педагогического
процесса);
осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и
навыков детей по основам пожарной безопасности.
Содержание
темы
«Учение
–
во
спасение»
реализуется
через
разнообразные виды деятельности: система теоретических, практических
занятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности,
ценностей здорового образа жизни, экологической культуры; беседы,
основанные на опыте детей; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры;
игры – драматизации; игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой;
тренинги; викторины; и т.д.
Дети – самая незащищенная часть населения. Они чаще всего страдают
из-за собственной беспечности и неосмотрительности.
Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем в нашем
дошкольном учреждении рассматривается как составная часть общей
воспитательно – образовательной работы, при этом тесно связывая процесс
обучения
с
нравственным
воспитанием
–
одной
из
главных
задач
всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи
относительно системы «Опасность – причина – последствия».
Дошкольникам необходимо представить следующее:
опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит самому,
окружающим, природе, животному миру.
причина
–
от
чего
случилась
или
произошла
беда,
что
способствовало реализации опасности.
последствия
–
какая
беда,
потеря
здоровья
и
другие
нежелательные явления могут произойти.
Проводя такую работу, необходимо учитывать возрастные особенности
и психо – физические качества каждого ребенка. На восприятие материала
влияет не только его «интересность», но и сама личность воспитателя,
манера его речи, поведение, настроение. Рассказывая дошкольникам об
опасности пожара, воспитателю очень важно выбрать интонацию, тактику.
Наихудшая тактика – это тактика устрашения. Нельзя на занятии выложить
детям тревожные цифры и страшные факты. Поскольку дети отличаются
повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут
развиться невротические состояния, последствия которых будут проявляться
даже
во
взрослой
жизни.
Психологи
считают:
чем
серьезнее
тема
обсуждения, тем спокойнее должен быть тон воспитателя
Знакомство с правилами обращения с огнем продолжается во всех
видах деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением,
включаются в занятия по ознакомлению с окружающим (знакомство с
профессиями спасателей, пожарных), чтение художественной литературы,
конструированию, изодеятельности.
При организации викторин особое внимание необходимо обращать на
точность формулировок вопросов. Викторина, как форма игры имеет особую
привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения.
Также в целях готовности детей к действиям во время пожара целесообразно
проводить разнообразные конкурсы по данной тематике. Это могут быть
конкурсы
рисунков,
стихотворные,
музыкальные
или
спортивные
развлечения. Подобные мероприятия в дошкольном учреждении проводятся
совместно с ОГПН и родителями, что также привлекает внимание детей.
Целью
таких
мероприятий
-
ознакомление
ребят
с
основами
противопожарной безопасности и службы спасения «01».
Организуя совместные развлечения, необходимо учитывать ряд
моментов:
Мотивация детей на участие в даном конкурсе. Должен
соблюдаться принцип добровольности;
Привлекательный приз;
Интересная формулировка названия конкурса;
Состав жюри, куда должны входить и дети, не принимающие
участия в конкурсе.
Таким образом, конкурс можно рассматривать как один из элементов
формирования
у
детей
мышления
о
безопасной
жизнедеятельности,
способствующего предвидению потенциальной опасности, безопасному
поведению в повседневной жизни, бережному отношению к себе и
окружающим, грамотным действиям при пожароопасной ситуации.
Большое внимание в своей работе детский сад уделяет ролевым,
дидактическим играм, играм – драматизациям, игровым проблемным
ситуациям, игровому моделированию, игровым персонажам.
Игра –
обязательная форма деятельности ребенка дошкольного
возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и
попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы
жизнью.
Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети
заранее получают роли в рамках задуманного воспитателем сюжета игры, а
также материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры
детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара,
как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как себя
вести, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую
информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных
воспитателем.
Решение и составление задач позволяет дошкольникам и воспитателю
анализировать различные ситуации, прогнозировать последствия, принимать
самостоятельно реальные благоприятные решения. Полезно давать такие
задания на дом, где дети советуются с родителями, членами семьи. Это
позволит находить общие интересы в общении с родителями, привлечет
внимание взрослых к проблемам пожарной безопасности.
При разработке блока познавательных занятий на противопожарную
тему,
учитываются
следующие
дидактические
методы:
доступность,
систематичность, последовательность от простого к сложному, от частного к
общему.
Основными
методами
в
выборе
служат
познавательные
возможности детей, степень сложности материала или заданий.
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей
безопасному поведению «большинство известных сказок содержат хотя бы
один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том
числе и противопожарной. Поэтому внимание уделяется художественной
литературе, в ознакомлении с которой дети на примере литературных
персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами
поступили в данной ситуации.
Далее рассмотрим примеры дидактических и сюжетно-ролевых игр,
сказок и конспектов образовательной деятельности на тему «пожарная
безопасность» для детей подготовительной группы.