Напоминание

"Приобщение детей к традициям башкирского народа"


Автор: Саетгареева Разиня Минигуловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №5
Населённый пункт: г. Миньяр, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Приобщение детей к традициям башкирского народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей детского сада

«Приобщение детей к традициям башкирского народа»

В последние годы возросло внимание в системе образования и в

общественном сознании к духовному богатству культурного наследия

башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к

национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания

следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной,

этнокультурной традиции.

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные

детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности

компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное

творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство,

традиции и обычаи.

В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на

основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети

знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми,

традициями и обычаями башкир.

Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное

значение. Он представляет собой большую художественную ценность.

Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к

своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать

высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок,

пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей

к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически.

Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен

сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки,

загадки, считалки).

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к

старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них

заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают

речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в

мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его

речи.

Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют

развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так

как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается

первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и

анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного

развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками,

загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они

смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем

пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды,

трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и

поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что

башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил

нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной

радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки

знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа,

особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы,

разнообразием животного мира.

Читая детям башкирские народные сказки: «Сказ о курае», «Лиса и волк»,

«Лиса-сирота», «Тан – батыр»,«Кукушка и солнце», обращаем внимание на

то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка

несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его

личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа:

глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту,

отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со

словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно

национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание

детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на

особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на

нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и

нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта

характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения

рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам

проводим беседу с детьми.

Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем

стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием

рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному

писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его

жизни. Дети очень полюбили его произведения.

Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности

средствами формирования личности ребенка, когда открывается

естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого

отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и

разнообразных творческих способностей.

В свободное от занятий время проводятся башкирские народные

игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры

являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и

физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры –

самостоятельный характер, что является положительной основой для

проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры

выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток,

соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными

моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки.

Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли,

развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание

определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это

такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта», «Курай»,

«Спрячу платочек, «Тюбетейка», «Тимербай».

Игры способствуют

воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость

организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят

коллективный характер, в связи, с чем приучают детей к деятельности в

коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и

ответственности за действия друг друга. В группе в свободное время дети

играют национальные дидактические игры: «Составь башкирский узор»,

«Угадай национальный костюм».

С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной

одежды, познакомились с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист)..

В спальной комнате в доступном для детей месте имеется мини-музей

«Юрта», где находятся книги башкирских писателей, иллюстрации к

сказкам, куклы в национальных костюмах, башкирские дидактические игры,

национальные женские костюмы и т. д. Постоянно ведется работа с

родителями.

Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети

знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры. Интерес

ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его

личности.

Консультация для воспитателей

«Патриотическое воспитание

дошкольников»

Воспитатель

Саетгареева Р.М.

МКДОУ №5 г. Миньяр

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является

одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много

методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются

лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в

конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю

полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство

патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим

миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;— расширение

представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со

взрослыми и сверстниками.

нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым

близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению

основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие. “Это — первые и блестящие попытки русской народной

педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был

в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не

случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитание, если оно не хочет

быть бессильным, должно быть народным”. Он ввел в русскую

педагогическую литературу термин народная педагогика”, видя в

фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый

материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю

имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским

садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому

воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по

данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по

нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,

наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,

родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем

эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,

образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю,

педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что

целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее

характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте

своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала

позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен

одной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей

историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на

которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые

расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д.,

рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства

людей, диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников

расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности,

исторические места и памятники; детям объясняют, в честь кого они

воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,

своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он

родился и живет; для этого необходимы экскурсии по городу, на природу,

наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,

что труд объединяет людей, требует от них

слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение

приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными

умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо

привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к

Отечеству’! “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими

городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом

государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-

патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от

конкретных условий.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым

прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда

преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а

иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно

раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи. (Знают ли они, за что их

дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного

человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания

нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному

развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо

подвести их к пониманию, что их город — частица

Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много

общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;

рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от

врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и

помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом.

Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну

должно сочетаться сформированием доброжелательного отношения к

культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от

цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается

у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е.

взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши

дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают

противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском

саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других

национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о

своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт,

характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют

люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и

традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат

умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,

каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными

условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка

данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его

психологических особенностей, возможностей и интересов.



В раздел образования