"Разговорно-просторечная лексика в поэме А.Твардовского "Василий Теркин"
Автор: Мясникова Марина Владимировна Должность: учитель литературы Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №5" Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Разговорно-просторечная лексика в поэме А.Твардовского "Василий Теркин" Раздел: среднее образование
А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
Умолкнут все звуки былого,
Промчатся все признаки мимо.
Лишь вечно горящее слово
Навеки неиспепелимо!
Н.А. Асеев
Разговорно-просторечная
лексика
при
ее
угасающей
социальной
и
коммуникативной
значимости
в
современных
условиях,
продолжает
питать
литературный
язык
новыми
средствами,
которые
используются
в
качестве
стилистически
нейтральных,
стилистически
окрашенных
или
контекстно
ограниченных единиц. Просторечие, в свою очередь, наиболее
своеобразная
подсистема
русского
национального
языка.
Если
территориальные
диалекты
и,
тем
более,
литературный
язык
имеют
прямые
аналоги
в
других
национальных
языках,
то
у
просторечия таких прямых аналогов нет: есть более или менее
близкие
соответствия,
которые,
однако,
отличаются
от
просторечия
по
своим
функциональным
и
структурным
характеристикам.
Просторечие реализуется преимущественно в устной форме и
в
достаточно
ограниченных,
преимущественно
бытовых
ситуациях. Важным свойством носителя просторечия является
его
«моноглоссия»
(в
отличие
от
диглоссии
носителей
литературного
языка),
то
есть
неспособность
к
кодовым
переключениям в зависимости от ситуации общения.
Несомненно,
актуальным
является
наше
исследование
разговорно-просторечной лексики в творчестве А.Т.Твардовского.
Органическая художественная целостность в "Василии Теркине"
достигается во всем — от глубоко народных основ содержания до
мельчайших деталей внешней формы. И знаменательно, что в
высокой
оценке
этого
уникального
произведения
сошлись
не
только
массы
рядовых
читателей,
но
и
такие
взыскательные
мастера словесного искусства, как И.А. Бунин и Б.Л. Пастернак.
Всем
известно,
что
с
появлением
первых
глав
поэмы
А.Т.Твардовского «Василий Теркин» в каждый солдатский окоп
на
растянувшемся
на
тысячи
километров
фронте
словно
бы
подкрепление
пришло:
спрыгнул
бывалый,
смелый,
веселый,
смекалистый боец Василий Теркин, чтобы пройти с солдатами
весь
долгий
путь
до
Победы:
Тёркин
–
«просто
парень
сам
собой…обыкновенный… невысок, не то чтоб мал», но душа у
него
поистине
богатырская,
добрая,
щедрая
не
только
на
беззаботно-веселое словечко, но отзывчивая на чужую печаль и
заботу.
Герой книги Твардовского был до того похож на настоящего
человека, подлинного солдата, что зачастую в письмах читатели
просили автора сообщить, на каком фронте, в какой части Тёркин
воюет, «не в нашем ли полку», не родичем ли он приходится
бойцу,
который
носил
ту
же
фамилию.
При
всей
кажущейся
простоте и традиционности творчество Твардовского отличается
редкостным богатством языка и стиля, поэтики и стиха. Поэма
«Василий Теркин» отмечена необычайной широтой и свободой
использования
средств
устно-разговорной,
литературной
и
народно-поэтической речи.
В
поэме
широко
использована
разговорно-просторечная
лексика, которая придает повествованию легкость, доступность.
Разговорно-просторечные
слова,
вложенные
автором
в
уста
героев,
подчеркивают
социальную
принадлежность
героев
поэмы.
Методом сплошной выборки в тексте поэмы мы обнаружили
следующие разговорно-просторечные слова: пуще, правды сущей
– в знач. настоящей; дельный старик – в знач. толковый; в
2
лежку – в знач. спать; башка – в знач. голова; балагур – в знач.
веселый, общительный человек; недосып; впокат – вповалку; Зги
не видно; дорога постылая – нелюбимая, немилая; дельный –
способный, толковый; зарвемся – не устанем; желторотый –
молодой; маета – мучение, страдание; кутерьма – неразбериха;
дюже
–
сильно,
мощно;
пенять
–
жаловаться,
плакать;
спозаранку – очень рано; ухарь – молодец; каюк – конец; никнет
головой - ; пособите – помогите; вечерка – гулянка; запоясан –
подпоясан; покамест – пока; отрадно – радостно; завалящая –
плохая; запропастился – потерялся; дармовой – бесплатный;
заберечь – сберечь; пес – собака и др.
Подробный анализ поэмы показал, что в ней, естественно,
употребляются пословицы и поговорки. Например: ("Я от скуки
на все руки", "Делу время — час забаве", "По которой речке
плыть, — / Той и славушку творить..."), народные песни: о
шинели ("Эх, суконная, казенная, / Военная шинель..."), о реченьке
("Я на речке ноги вымою. / Куда, реченька, течешь? / В сторону
мою родимую, / Может, где-нибудь свернешь").
Стоит
отметить,
что
Твардовский
в
совершенстве
владеет
искусством говорить просто, но глубоко поэтично. Он сам создает
речения,
вошедшие
в
жизнь
советских
людей
на
правах
поговорок.
Например: ("Не гляди, что на груди, / А гляди, что
впереди!"; "У войны короткий путь, / У любви — далекий";
"Пушки к бою едут задом" и др.)- Поэт, несомненно, был прав,
когда в конце своей книги заметил как бы от имени будущего
читателя: Пусть читатель вероятный / Скажет с книжкою в руке: /
— Вот стихи, а все понятно, /Все на русском языке...
Интересно, что стих поэмы — в основном 4-стопный хорей,
который в повествовательных произведениях со времен Пушкина
и Ершова ассоциируется с поэтическими обработками сказок,
любимого народного жанра, предполагающего речевую легкость,
предельную доступность того, о чем рассказывается. В рифмах
нет
нарочитой
изобретательности,
нередко
они
намеренно
неточные — это тоже характерно для фольклора и усиливает
естественность звучания стиха.
3
В
некоторых
главах
поэмы
основной
размер
чередуется
с
укороченным, 3-стопным, что ускоряет, еще больше "облегчает"
речь,
преобладающая
строфа
—
самая
что
ни
на
есть
распространенная,
не
бросающаяся
в
глаза:
перекрестное
четверостишие.
Но
оно
может
быть
в
любом
месте
вдруг
удлинено
или
заменено
двустишиями.
Твардовский
легко
и
свободно переходит от одной стиховой формы к другой, однако в
четко
очерченных
пределах,
раскованность
здесь
отнюдь
не
сродни хаотичности.
В
некоторых
случаях
автором
умело
используются
вариативные
возможности
ритма
одного
размера.
"Переправа,
переправа!" — два ударения в четырех стопах, стих облегчен, но
тут же по контрасту - две полноударные строки: "Берег левый,
берег правый, / Снег шершавый, кромка льда..." Далее - пробел
(пауза, хотя рифменная цепь не завершена, ожидание нарочно
затянуто), а затем еще одно трехстишие, в двух строках которого
ударения
сдвинуты
со
своих
"законных"
мест,
ритм
сбит,
затруднен, в последней же строке вновь, как в первой строке
главы, всего два ударения, ритмический цикл замкнут тем же
внешним
облегчением,
которое
лишь
подчеркивает
тяжесть
и
трагизм происходящего:
"Кому память,
кому слава,
/ Кому
темная вода, — / Ни приметы, ни следа" ("переправа, переправа"
для этих людей не состоялась).
Подводя
итоги,
мы
пришли
к
выводу,
что
разговорно-
просторечная
лексика
широко
применяется
в
художественных
произведениях, и служит для создания более полного, и яркого
образа,
для
передачи
речи
героев.
Стоит
отметить,
что
для
современного
языка
художественной
литературы
широкое
использование
разговорно-просторечной
лексики
нехарактерно.
Это
обусловлено
ростом
культуры
всего
населения
и
активизацией
процесса
сближения
местных
говоров
с
литературным языком.
Как уже было отмечено в тексте, в наши дни социальная и
коммуникативная
роль
разговорно
–
просторечной
лексики
сходит
на
нет.
Но
надо
иметь
в
виду,
что
при
всей
4
коммуникативной ущербности разговорно-просторечная лексика
продолжает выступать как источник, питающий литературный
язык
новыми
средствами
выражения.
Кроме
того,
некоторые
м од е л и ,
д е й с т ву ю щ и е
в
п р о с т о р еч н о й
с е м а н т и к е ,
словообразовании, синтаксисе, со временем могут проникать в
разговорную речь, носителей литературного языка, активизируя
системные
языковые
потенции
и
преодолевая
сопротивление
традиции
и
нормы.
Оценки
этих
моделей
с
нормативно-
литературной точки зрения как кажется, должно предшествовать
их объективное изучение, учитывающее как общие тенденции
развития русского языка и его подсистем.
Итак,
результаты
нашего
исследования
показали,
что
в
проанализированной поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
разговорно-просторечная
лексика
играет
особую
роль,
позволяющую
автору
передать
настроения
солдат,
так
называемый «дух эпохи», который преобладал в 1941-1945 годах.
Материал по теме «Разговорно-просторечная лексике в поэме
А.Т. Твардовского «Василий Теркин» можно использовать на
уроках русского языка, развития речи в 8 классе при изучении и
повторении тем «Лексика и фразеология», «Стили речи», а также
на внеклассных занятиях по лингва - стилистическому анализу
текста.
Список использованной литературы
1.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по
русскому языку. М., 2001.
2.
Баранова М.Т. Школьный словарь образования
слов русского языка. М., 2004.
5
3.
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово.
М., 1993.
4.
Твардовский А.Т. Василий Теркин. Книга про
бойца. Йошкар –Ола: Марийское книжное
издательство,1
984.
5.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова.
М., 2001.
6