Автор: Марина Владимировна Дегтярева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование в подготовительной логопедической группе
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план работы на сентябрь 2020.
1-2. Тема недели «Диагностика»
Цель:
уточнение и закрепление представлений у детей об изменениях,
происходящих в окружающем мире в сентябре; формирование навыков двигательной
активности,
развитие
самостоятельности,
чувства
коллективизма,
инициативы,
расширение представлений о правилах безопасного поведения, об обязанностях в группе
детского сада и дома; воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; развитие
творческих и познавательных способностей.
3.Тема недели «Школа. Школьные принадлежности»
Цель:
расширение, углубление и систематизация знаний детей о школе,
школьных
принадлежностях,
знакомство
с
профессиями
работников
школы,
представлений детей о дальнейшем обучении, формирование элементарных знаний о
специфике школы, воспитание уважения к труду взрослых.
4.Тема недели: «Фрукты. Ягоды.»
Цель:
расширение
и
обогащение
представлений,
словаря
по
теме,
совершенствование знаний и умений детей о труде в саду (сбор фруктов и ягод, полив,
рыхление почвы, уход за растениями и т.д.)
Физическое развитие
Утренняя гимнастика (по плану инструктора физической культуры)
Гимнастика пробуждения в постели
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спины ровненько держите.
1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать
несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки
перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
3. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу,
поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
4. И.п.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную
клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
5. И.п.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на
полу, держать, и.п.
6. И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на
предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
7. Ходьба по «следам» и массажным коврикам.
Закаливающие процедуры после сна
1.«Босохождение» в помещении по «Дорожкам Здоровья»
(авторы Коваленка В.С., Похис К.А.)
Динамический час
1 неделя
Развивать качества выносливости, повышать работоспособность организма.
Закреплять навыки бега, ходьбы, прыжков.
1. Ходьба, бег по кругу.
2. Игровое упражнение «Кому флажок».
З. П/и «Мы веселые ребята».
Ходьба, бег. Прыжки.
Бег.
4-5
флажков.
2 неделя
1
Способствовать более прочному закреплению двигательных навыков и развитию
физических качеств. Учит бросать мяч вверх и мягко ловить двумя руками. Упражнять в
ходьбе на носках и пятках.
1 Ходьба, ходьба на носках, пятках «Циркачи».
2. Игровое упражнение «Великаны и гномы».
З. Игра- эстафета «Мяч водящему».
Ходьба.
Приседание.
Бросание и ловля мяча.
Мячи.
3 неделя
Прививать детям умение преодолевать трудности. Обучать детей двигательным
навыкам. Воспитывать желание заниматься физкультурой.
1 Ходьба по шнуру.
2. Игровое упражнение «Пингвины».
3 Спортивная игра «Ловишки парами».
Равновесие.
Прыжки.
Бег.
Мячи.
4 неделя
Обеспечить индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья.
Обучать детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты,
ловкости.
1 Ходьба, медленный бег.
2. Игровое упражнение «Фигуры».
3.Хороводная игра «Карусель».
Бег.
Ходьба, бег, Равновесие. Ходьба и бег по кругу.
Подвижные игры на прогулке
«Догадайся, кто я» - развивать умение подражать движениям животных, птиц и
насекомым, умение ориентироваться в пространстве.
«Волшебная скакалка» - учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в
слове слогов. Закрепить умение делить слова на слоги. Развивать внимание,
координацию движений.
«Мышеловка» - учить двигаться по кругу, развивать ловкость и внимание.
«Ворона и воробей» - упражнять в умении двигаться по сигналу, развивать
внимание.
«Хитрая лиса» - учить двигаться по кругу, развивать ловкость и внимание.
«Зайцы и охотник» - развивать ориентировку в пространстве, навыки бега
«Мы пожарные» - развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
«Светофор» - упражнять в умении двигаться по сигналу, развивать внимание.
«Ловишки
с
мячом»
-развивать
умение
двигаться
по
сигналу,
умение
ориентироваться в пространстве.
«Кого назвали, тот и ловит»
- развивать ловкость, внимание, бег в разных
направлениях.
«Делай, как я» - развивать умение выполнять движения по образцу.
«День - ночь»
-
развивать навыки бега, умение ориентироваться в пространстве.
Игровые и спортивные упражнения на прогулке.
«Кто дальше бросит?» - развивать ловкость, смекалку.
2
«Лучший стрелок»,
«Попади в цель» -упражнять в метании вдаль различными
способами.
«Самым смелым и ловким окажись» - развивать внимание, наблюдательность,
дружеские взаимоотношения.
«Змейка» - развивать ориентировку в пространстве, навыки бега и ходьбы.
«Пробеги-
не
задень»
-
развивать
ловкость,
умение
ориентироваться
в
пространстве.
«Кто дальше?» - упражнять в прыжках в длину.
«Перепрыгни через предмет» -упражнять в прыжках в высоту.
Спортивная игра «Футбол», «Бадминтон».
«Добеги до дерева», «Кто быстрее соберет ягоды»
-
развивать навыки бега,
умение ориентироваться в пространстве.
Игры малой подвижности.
«Как живешь?» - развивать умение договариваться при помощи мимики.
«Найди пару» - развивать внимание.
«Пузырь» - развивать внимание, умение согласовывать движения с текстом.
«В лесу» - развивать фонематический слух.
«Каравай» -
развивать умение выполнять движения по тексту, развивать
координацию движений.
«Водяной» - развивать умение выполнять движения по тексту, развивать
координацию движений.
«Тишина у пруда» - развивать умение двигаться тихо, выполнять движения по
тексту.
«Карусели» - развивать внимание, умение двигаться по кругу, коммуникативные
способности.
«Стоп Иди!» -
развивать внимание.
«Ровным кругом» - развивать умение выполнять движения по образцу, двигаться
по кругу.
«Щука»
Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков,
обогащение
словаря,
развитие
творческого
воображения
и
двигательной
подражательности, обучение элементам пантомимы.
Ход игры
Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит
на середину круга.
Мимо леса мимо дач,
Плыл по речке
красный мяч.
Увидала щука: —
Что это за штука?
Хвать, хвать.
Не поймать.
Мячик вынырнул опять.
Он пустился
дальше плыть.
Выходи, тебе водить!
На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к
другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч
перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы
разглядывает мяч.
На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол,
произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые
3
продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок,
на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится
Щукой. Игра повторяется.
Воспитание КГН.
Закреплять навыки умывания: намыливать руки до образования пены; тщательно
смывать; мыть лицо; насухо вытирать своим полотенцем; вешать его на место.
Воспитывать умение следить за своими вещами: выворачивать и аккуратно
складывать вещи в свой шкафчик.
Формировать
умение
следить
за
своим
внешним
видом,
исправлять
неисправности, следить за внешним видом своих друзей и исправлять их.
Воспитывать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь; не
толкаться, аккуратно пользоваться дозаторами с мылом, не разбрызгивать воду,
закреплять умение пользоваться столовыми приборами.
Беседы о здоровом образе жизни
«Полезные и вредные советы» - формирование умений отличать вредные и
полезные привычки
«Путешествие
в
страну
настроения»
-
формировать
умение
видеть
и
сопереживать настроению окружающих его людей.
«Наши вредные друзья» - разъяснить что человек способен уберечь, сохранить и
укрепить свой организм, соблюдая режим дня и правила гигиены.
«Урок здоровья: почему нельзя употреблять немытые фрукты?»
Ситуативный разговор «Польза фруктовых соков и ягодных морсов для детского
организма»,
Индивидуальная работа по развитию ОВД
1.Метание мешочков на дальность.
2.Подпрыгивать на месте: одна нога вперед- другая назад, ноги скрестно-ноги
врозь. Подпрыгивать на одной ноге
3.С мячом: прокатывание мяча между предметами, друг другу
4.Развивать умение бросать мяч о землю и ловить его двумя руками.
5.Ходьба и бег по узкой дорожке.
6.Подскоки вверх на месте
7.Подлезание: с мячом в руках, не касаясь руками пола.
8.Ходьба и бег с одного края площадки на другой.
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность:
Сюжетно- ролевая игра.
Цель: обогащение содержания сюжетных игр на основе полученного опыта о
жизни, труде людей. Развитие умений обмениваться ролями в совместной деятельности
и объединять игры в один сюжет. Развитие самостоятельности в организации игр,
эмоций, творчества в использовании имеющихся знаний.
«Школа», «Больница»,
«Семья», «Фруктовый магазин», «Безопасность движения».
Театрализованные игры (разнообразные виды театров)
Настольный
театр
«Теремок»–
упражнять
в
диалогической
речи,
совершенствовать умения передавать характерные особенности героев.
«Три медведя» - закреплять знания о знакомых сказках.
Развивающая
игра
«Сочиняем
сказку».»
–
развивать
интонационную
выразительность речи, упражнять в монологической речи, развивать связную речь.
«Зеркало –развивать монологическую речь.
«Расскажи стихи руками» - побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту
«Пожелание»
4
Цель: воспитание интереса к партнёру по общению.
Описание игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или
др.),
высказывают
друг
другу
пожелания.
Например:
«Желаю
тебе
хорошего
настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.д.
Игры на развитие выразительности и воображения
Цель: обучение детей умениям владеть своим телом, свободно и непринуждённо
пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-
выразительные умения:
«Вкусные конфеты»,
«Новая кукла».
Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: развитие умения использовать выразительную мимику для создания яркого
образа.
«Соленый чай. Ем лимон. Сердитый дедушка. Лампочка потухла, зажглась.
Грязная бумажка. Тепло -холодно. Рассердились на драчуна. Встретили хорошего
знакомого.
Обиделись.
Удивились.
Испугались
забияку.
Умеем
лукавить
(подмигивание). Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака). Мне грустно.
Получить подарок. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую. Не
сердись!»
Дидактические игры.
«Так бывает или нет» -формирование эмоционально – экспрессивной лексики,
употребление ее в правильной форме.
«Ласковое имя» - учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого
ребенка.
«Кто пришёл к нам в гости?» - способствовать развитию самоуважения детей;
активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
«Передай мяч» - учить взаимодействовать со сверстниками.
«Ласковый ребенок» - продолжить учить детей подражать эмоционально-
тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Беседы, игры.
Беседы:
Цель: формирование умений выделять существенные сходства и различия между
представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их
труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
1.«За что нам нравятся мальчики и девочки».
2.«Дружная семья всем нужна»
3.«Давайте никогда не ссорится».
4.«Дружбой дорожить умейте»
5. «Как я провел лето»
6. «Наши добрые слова»
7. «Наш детский сад»
8. «Как поступить»
Игры:
«Кто что носит?» - находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
«Надень и попляши» - воспитывать дружеские отношения между мальчиками и
девочками.
«Наши
прически»
-формировать
представлений
о
прическах,
развивать
воображение и фантазию.
«Красивый мужской и женский поступок» - овладение способами мужского и
женского поведения в семье.
«Я -помощник»- воспитывать желание помогать близким.
Трудовая деятельность.
Самообслуживание.
5
Одевание (раздевание - совершенствовать умение самостоятельно одеваться
(раздеваться); аккуратно складывать одежду и вещи.
Следить за внешним видом - учить самостоятельно или при помощи взрослого
приводить в порядок вешний вид.
Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой.
Закреплять умение мыть руки с мылом после прогулки и пользовании туалетом.
Дежурство
Дежурство по столовой – закреплять умение правильно раскладывать столовые
приборы, класть ложку и вилку справа от тарелки, ставить чашку ручкой вправо
Дежурство по группе – совершенствовать умение самостоятельно поддерживать
порядок в группе.
Хозяйственно – бытовой труд.
Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий – формировать
положительное отношение к труду.
Протирание пыли на полках с конструктором – учить отжимать тряпочку, быть
аккуратным, не разливать воду.
Уход за игрушками и их мытье – формировать умение распределять работу с
помощью воспитателя.
Помощь сотрудникам детского сада: протереть стульчики, столы – формирование
положительного отношения к взрослым и сверстникам.
Труд в природе.
Уборка засохших растений и семян в цветнике. Испытывать радость от участия в
труде, оказания помощи взрослым.
Оказывать помощь в рыхлении песка.
Сбор красивых листьев для гербария.
Сгребание сухих опавших листьев к корням деревьев.
Очистка участка от веток, остатков листьев.
Помощь дворнику в уборке опавшей листвы.
Сбор семян, шишек для ручного труда.
Конструирование
1.«Город из песка» -развитие конструктивных и познавательных способностей,
самостоятельность, творчество.
2.«Школа» - развитие творчества, фантазии.
3.«Книга» - учить делать книгу, упражнять в приемах работы с бумагой и
ножницами.
4.«Фруктовый сад» - развитие конструктивных способностей, умение выполнять
постройку по схеме-чертежу.
5 «Мебель для школы» - развитие конструктивных способностей и воображения.
Беседы о труде, профессиях.
Обогащать представления детей о профессиях.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж,
вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство,
производство, сельское хозяйство)
«Я выполняю поручение» - оценка выполненного действия.
«Кто нас учит в школе?» -о труде учителя.
«Кто нам помогает? -о труде младшего воспитателя.
«Садовник. Овощевод».
- показать значимость труда; воспитывать желание
помогать взрослым.
Наблюдение за работой дворника осенью. Воспитывать желание принимать
участие в уборке участка группы.
Игры.
6
«Профессии» - расширять знания о профессиях учителя, повара, врача, садовника
и продавца.
«Вредно- полезно» - знакомить с различными фруктами, а также с ядовитыми и
съедобными ягодами.
«Как поступить?» - развивать логическое мышление, внимание, память.
«Для кого что нужно» - систематизация и уточнение представлений о профессиях.
Игровые ситуации «Если, то что?»
Беседы (ПДД, ПБ, поведение один дома, на природе, при Ч.С.)
1. «Детские шалости с огнем» - обучить мерам пожарной безопасности.
2. «Азбука безопасности на природе» - закреплять знания о безопасном поведении
в природе, воспитывать любовь к природе.
3. «Будь осторожен дома!»- закреплять представления об опасных для жизни
предметах и ситуаций в доме
4. Беседа о правилах дорожного движения – закреплять правила поведения на
улице и во дворе.
Игровая ситуация «Помоги Незнайке» (ПДД), «Если ты оказался в лесу», «Огонь-
друг, огонь -враг».
Индивидуальная работа по СКР
Беседы, проблемные ситуации: «Если б не было друзей...», «Почему так
произошло?»
Дидактические игры «Правильно ли поступил?», «Правила поведения со
сверстниками и взрослыми»
Ситуативный разговор «Поможем найти друзей», «Мой друг, кто он?»
Словесные игры: «Без маски», «Про кого я говорю?», «Опиши друга», «Что
изменилось?»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
«Чтение художественной литературы»
А. Пантелеев «Честное слово», С. Маршак «Урок вежливости», А. Пластов
«Костер в поле». Сказки: «Пых», «Вершки и корешки». Рассказ «Два товарища» Л.
Толстой «Косточка». О. Осеева «До первого дождя». Разучивание стихов – мирилок.
И.Крылов «Мартышка и очки». К. Ушинский «История одной яблоньки», И. Павлова
«Последние ягоды», В. Сутеев «Мешок яблок», С. Кутанин «Сад», А. Фадеев
«Земляничка».
Стихотворения для заучивания
Почему?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться!
К. Мурзалиев.
«Ябеда»
Любит жаловаться Таня
На подруг и на друзей:
Опоздал на завтрак Ваня,
Грузовик сломал Сергей.
Нина вкусную котлету
Отдала тайком коту.
Грушу не помыла Света,
А несет ее ко рту.
Предложила я Татьяне:
— Попрощайся-ка с друзьями,
Посиди чуть-чуть одна,
Поразмыслить ты должна.
— Без друзей я не хочу,
Я, пожалуй, помолчу!
«Детский сад»
Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад иду опять,
Ждут меня мои подружки
И любимые игрушки.
Вкусный завтрак и обед,
7
Жаль, что только нет конфет,
Пару часиков покой,
А потом опять домой!
«Полдник»
Ничто так не прибавит детям сил,
Как сок фруктовый или апельсин,
А яблоко румяное и грушу
Весьма
полезно
после
сна
покушать.
Приходит полдник, словно день
рожденья,
Жаль только нет торта и нет
варенья,
Зато есть фрукты и любимый сок,
Скорей бежим, нас полдник ждет,
дружок!
Загадки
Стоит дом, кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт.
(Школа)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься,
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
(Ранец)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки,
Что угодно для души.
(Пенал)
На одной ноге стоит
Крутит – вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус)
Тридцать три сестрички
Ростом невелички
Если знаешь наш секрет
Мы покажем целый свет.
(Алфавит)
По десятку на листочке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух
Только слышно: стук да стук.
(Счеты)
Кулик не велик
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Звонок)
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.
(Школьная доска)
У него пластинки
Звонкие как льдинки,
Из металла сделан он,
Звать его… (Металлофон)
Он
большой,
как
мяч
футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за мяч?
(Арбуз)
Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,
Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь.
(Яблоко)
Растет букетиком-кусточком,
Блестит зелененьким листочком,
И все таежные поляны
От этой ягоды багряны.
(Брусника)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…
(Банан)
Красна ягода горька,
Но в ней сила велика,
Солнце ягоду калило,
В ней здоровье заключило.
(Калина)
Он похож на апельсин,
Ну точь-в-точь, один в один.
Только больше и кислее,
И немного зеленее.
Как же этот фрукт зовут?
Догадались вы?
(Грейпфрут)
В золотистой шкурке бок,
А под шкуркой сладкий сок.
В каждой дольке по глоточку
И для сына, и для дочки.
8
(Апельсин)
Считалки.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто-куда
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.
«Прятки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка, поводи!
Словесные игры
1. «Кто самый внимательный?» - развитие слухового внимания и памяти,
активизация словаря по лексическим темам.
2. «Посчитай!» - согласование существительного с числительным.
3. «Подбери признак» - согласование существительного с прилагательным в и.п.
4. «Какой, какая, какое» - образование относительных прилагательных.
5. «Объясни, как ты понимаешь» - толкование пословиц и поговорок.
6. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
7.«Вопрос - ответ» - развитие умения отвечать на вопрос простым предложением.
8.«Подбери современное слово» -
развитие слухового внимания и памяти,
активизация словаря.
Пословицы
Теплая осень — к долгой зиме.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
В сентябре синица просит осень в гости.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Кто не ленится, тот садом гордится.
Положи свежих ягод в рот, избавишься от хворей на целый год.
ЛОГОРИТМИКА
Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»
Хором.
Мы идем: та-та-та.
Обычная ходьба.
Мы поем: ля-ля-ля.
Ходьба на носках.
Мы едем: ту-ту-ту.
Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях
(Мы кричим: ау-ау. Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.
«паровоз»).
«Яблоки»
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
9
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
«Компот»
Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует
помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
«Сливы»
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт. Разгибаем большой палец.
Второй их собирает. Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный.
Самый маленький – «шалун» Разгибаем мизинец.
Всё, всё съедает.
«По ягоды»
Мы шли-шли-шли,
Маршируют, руки на поясе.
Землянику нашли.
Наклонились, правой рукой коснулись
носка левой ноги, не сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять,
Маршируют.
Мы идем искать опять.
Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.
Физкультурная минутка.
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими
при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
«Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за
голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
Ты и я, ты и я, (указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)
10
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Всегда и во всем мы (хлопают в ладоши)
Друзьям помогаем.
«Ягоды и фрукты»
(наклониться вниз, достать до пола руками (огород)
выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
вкусные продукты.
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
в огороде
(наклоны вниз, достать руками до пола (собираем урожай на грядках)
и в саду
(выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)
для еды я их найду
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
«Ягоды».
Ягоды — это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника. Указательным пальцем одной руки пересчитывают,
сгибая, пальцы на другой руке.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.
Я - молодец! Большой палец вытягивают вперед.
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать.
Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое
вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать
голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Индивидуальная работа по речевому развитию
1.
«Найди ошибку» - учить отчетливо произносить многосложные слова
громко, развивать слуховое внимание.
2.
«Доскажи слово - учить отчетливо произносить многосложные слова
громко, развивать слуховое внимание.
11
3.
«Какое время года» - учить соотносить описание природы в стихах или
прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту
мышления.
4.
«Какая, какой, какое?» - учить подбирать определения, соответствующие
данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
5.
«Прятки» - учить находить предмет по описанию, закрепить умение
использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать
слуховое внимание.
6.
«Кто
больше
назовет
действий?»
-
учить
подбирать
глаголы,
обозначающие действия, развивать память, внимание.
7.
Составление и загадывание загадок о школьных принадлежностях,
фруктах и ягодах.
8.
«Угадай по описанию»
Дыхательная гимнастика
«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.п: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться
на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе
произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Поединок»
Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч",
пытаясь
"забить
гол"
-
вата
должна
оказаться
между
кубиками.
Немного
поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу
игры в футбол.
«Вода в лужах»
На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить
«Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза
«В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе
произнесите
"ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.
Творческий час - активизация имеющихся у детей знаний и представлений об
окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений;
активизация словаря, развитие воссоздающего и творческого воображения
Придумывание стихов, загадок, сказок по теме: «Как я провел лето», «День
знаний», «Мое любимое место в городе», «Традиции нашей семьи», «Почему надо идти
в школу», «Ягоды и фрукты».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Дидактические игры
«Раньше –
позже»
-
развивать
логическое мышление,
умение замечать
непоследовательность в суждениях.
«Где живет?»
-
закреплять
знания детей о среде обитания
животных,
фантастических героев
«На что похоже» -
развитие ассоциативности мышления, обучение детей
сравнениям разнообразных систем.
«Где что растет?» - учить понимать происходящие в природе процессы; дать
представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от
состояния растительного покрова; развивать речь.
«Какое время года?» - учить соотносить описание природы в стихах или прозе с
определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
12
«В гостях у Витаминки» - уточнить знания о пользе фруктов и ягод, развивать
внимание, память.
«Подбери пару» - закрепить знания об окружающем мире, упражнять в
классификации явлений и объектов.
«Собери предмет» - закреплять умение составлять изображение из частей.
«Блоки Дьенеша», «Палочки Куюзенера» - развивать умение задавать вопросы и
развивать умение выделять свойства.
«Какая, какой, какое?» - учить подбирать определения, соответствующие данному
примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
«Чудесный мешочек» - упражнять в умении определять предмет на ощупь.
«Земля-воздух-земля»
-
закрепить
знания
о
животных,
насекомых,
птицах, развивать внимание, память.
«Узнай по описанию» -развивать память, внимание.
«Головоломки» - развивать логическое мышление.
«Кто быстрее найдет березу, тополь, клен?» - закреплять знания детей о деревьях
нашего участка.
«Перекресток» - закрепить правила дорожного движения.
«Где что можно делать?» - активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определенной ситуации.
«Собери фрукт», «Собери из частей целое». – развивать внимание и наглядно-
образное мышление.
«Чудесные превращения» - развивать умение называть предметы и ситуации на
основе наглядных моделей.
«Что с начало, а что потом?» -закрепить и уточнить знания о частях суток, дней
недели, времен года, режима дня.
Наблюдения на прогулке.
1. За солнцем.
Задачи: дать детям представление о состоянии погоды осенью. Закрепить
название
сезоннойодежды.
2. За изменениями в природе.
Задачи: продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить
народные приметы и пословицы:
Сентябрь без плодов не бывает.
В сентябре прохладно, да сытно.
С сентября и лист на дереве не держится.
Сентябрь – золотой месяц грибников.
Осень студит воду.
3.Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями
термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в
августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
4.Наблюдение: за проходящим транспортом.
13
Задачи: учить детей различать легковой и грузовой транспорт, развивать
наблюдательность,
умение
правильно
излагать
свои
мысли.
5. Наблюдение за рябиной.
Задачи: продолжать знакомить детей с рябиной.
Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям?
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными
золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках
и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко
наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-
лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки.
Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки.
6.За легковыми автомобилями.
Задачи:
учить
различать
автомобили
по
их
назначению;
формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.
7. Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети
находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает,
хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
8.За небом и облаками.
Задачи: разобрать понятие «облако», зависимость
погоды от наличия облаков. Развивать наблюдательность, внимание, умение отвечать на
вопросы
грамматически
правильными
предложениями.
9. Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений
(большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие
капли воды в воздухе.
Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка:
Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман)
10.Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру:
сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера
определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или
оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка:
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
14
Дидактическая
игра
«Ветер,
ветер,
ты
какой?»
(упражнять
в
подборе
прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый,
резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый,
влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний,
осенний
11.Наблюдение за тополем.
Ход наблюдения:
Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него
сильные,
крепкие
ветки,
с
острыми,
клейкими
листочками,
почками).
Когда
распускаются листочки, то кажется, что тополь надел зеленую шапку, летом летит с
тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с
листьями у древа? (крона дерева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают
влагу из земли, он дает много тепла. Древесина тополя мягкая, легкая, из нее
изготовляют бумагу, спички, игрушки, делают фанеру: строительный материал.
Художественное слово: мальчик топал, топал, топал и увидел тополь, тополь.
12.Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы,
тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины.
Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение
семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
13.Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим
листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в
листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно
испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и
перестанут шуршать).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о
листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются,
замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).
14.Наблюдение за трудом взрослых
Наблюдение за работой дворника.
Задачи: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к
труду.
Ход наблюдения
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
Какую работу выполняет дворник осенью?
Для чего нужна работа дворника?
Как мы можем помочь дворнику?
15.Наблюдение
за
сверканием
молнии
во
время
грозы.
Задачи: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой
природе.
Разобрать
понятия
«молния»,
«гроза».
16
.
Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые
из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл;
бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы
забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине
муравейника и закрывают в него вход.
Загадки:
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Шли плотнички без топоров,
15
Срубили избу без углов. (Муравейник)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха).
17 Наблюдение за воробьем осенью.
Задачи: продолжать закрепление знаний о воробье; учить видеть изменения в
поведении птиц с приходом осени; активизировать внимание и память.
Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)
Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не
серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными
полосами.)
А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые,
украшенные рыжеватой каймой.)
Опытническая деятельность.
Опыт 1. «Песчаный конус».
Цель: определение свойства песка - сыпучести.
Материал: песок.
Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы
он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий
все большую площадь у
основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом, возникают
сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: свойство песка - сыпучесть
Опыт 2
«Воздух невидим».
Цель: знакомство со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,
распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать
познавательный
интерес
детей
в
процессе
экспериментирования,
устанавливать
причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход:
воспитатель
предлагает
взять
(последовательно)
ароматизированные
салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в
помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Опыт 3 «Полет семян»:
познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему».
Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из
рук (например: фасоль и семена клена).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает
семенам перемещаться.
Опыт-4 «Где сейчас солнце?» (обратить внимание на положение солнца утром,
днем и вечером)
Беседы
«Как я провел лето?», «Мы будущие школьники».
«Какие ягоды растут в лесу?»,
«Что нам осень принесла?», «Нет трудов, нет
плодов»
Рассматривание фотографий, иллюстраций,
сюжетных картинок о школе,
предметах(игрушки) и школьных принадлежностях, натуральных фруктов и ягод,
муляжей.
Рассказывание
о
личных
впечатлениях
по
теме
«Школа.
Школьные
принадлежности» и «Фрукты. Ягоды».
16
Экскурсия по детскому саду, в медицинский кабинет.
Индивидуальная работа по познавательному развитию
Д /и «Сколько?»-упражнять в счете (на ощупь); развивать внимание.
Д/и «Чудесный мешочек»-закрепить количественные отношения между числами.
Д/и «У кого столько же»-закрепить навыки счета в пределах 5, 10,20.
Д/и «Сложи фигуру»-продолжать учить различать и называть геометрические
фигуры.
Д/и «Что изменилось»- правильно называть геометрические фигуры и их
пространственное расположение; развивать зрительную память; логическое мышление;
внимание.
Д/и «Каждую фигуру на свое место»-дать представление об изменении
геометрических фигур;
Д/и
«Скажи,
где?»-закрепить
умение
различать
геометрические
фигуры;
определять положение предметов на листе бумаги.
Д/и «Неделька, стройся»-упражнять в названии последовательности дней недели;
развивать внимание; формировать навыки самоконтроля.
«Делай по порядку»-развивать умение детей чётко выполнять основные
движения, память, внимание.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Знакомство с художниками -иллюстраторами (по русским народным сказкам):
В.А. Серов.
Рассматривание осенних пейзажей Левитана, Шишкина.
Беседа «Знакомство с творчеством художников» - развитие устойчивого интереса
к книге, к её оформлению, иллюстрациям.
«Минутки любования»
Цель:
ознакомление
дошкольников
с
книжно-иллюстративной
выставкой
художника-иллюстратора.
Дидактическая игра «Найди иллюстрацию нужного художника».
Цель: развитие памяти и мышления, эстетического вкуса.
Рисование
Цель: закрепление умений изображать простейшие окружающие предметы и
явления, упражнение в правильном владении изобразительными материалами (мелом,
восковыми мелками, цветными карандашами рисовании кистью)
«Лето красное пропело».
«Правила поведения в лесу».
«Что мы видели на празднике».
«Моя будущая школа» (сюжетное рисование)
«Нарисуй по образцу»
«Фрукты и ягоды»
«Дорисуй узор» (декоративное).
«Наш детский сад».
Конкурс рисунков, нарисованных нетрадиционными способами «Здравствуй,
детский сад!».
Индивидуальная работа по рисованию
«Чудесные превращения кляксы», «Цветущая клумба», «Что тебе нравится
рисовать», рисование по трафаретам и шаблонам, «Дорисуй по точкам», «Проведи
линию», «Поможем художнику», «Симметричные предметы»,
«Собери пейзаж».
Аппликация
17
Цель: упражнение в приемах вырезания предметов круглой и овальной формы, из
бумаги сложенной в несколько раз, закрепление умений аккуратно приклеивать готовые
детали.
«Осенний букет»
«Школьные принадлежности» - учить вырезать предметы различной формы.
«Укрась ранец/портфель» -учить ритмично располагать декоративные элементы.
«Натюрморт» - учить использовать знакомые приемы работы с бумагой и клеем.
«Блюдо с фруктами»- учить составлять композицию, закреплять приемы работы с
ножницами.
Коллективное изготовление стенгазеты «Как мы провели лето».
Индивидуальная работа по аппликации
«Придумай
сам»,
«Составь
букет»,
«Кто
быстрее
и
больше
вырежет
кружочков(цветов, яблок, листьев)», «Собери узор», «Разрезные картинки».
Лепка.
Цель: упражнение в приемах лепки, развитие творческого воображения и мелкой
моторики.
«Прощай, лето!» - закреплять приемы лепки.
раскатывание, оттягивание, сплющивание.
«Скоро в школу» - учить приемам лепки конструктивным способом школьные
принадлежности.
«Ягодное лукошко» - учить приемам скатывания и соединения деталей между
собой.
«Фруктовая корзинка» - учить приемам раскатывания
Индивидуальная работа по лепке
«Реставратор»,
пластилиновая
живопись
«Круг-кружочек»,
«Пластические
этюды», «Фрукты и ягоды», Дидактическая игра «Формы», «Придумай узор».
Музыкальная деятельность
Слушание «Звуки природы», П. Чайковский «Детский альбом», «Осенняя песня»
(из цикла «Времена года»). Портрет П. Чайковского.
Пение песен о детском саде, школе, дружбе, об осени.
Музыкальное путешествие «Здравствуй осень!».
Танцевальные игры: «Делай так», «Мы делили апельсин».
Сочинение сказки «Путешествие веселой нотки».
Импровизация - игра на детских музыкальных инструментах.
Слушание русских народных мелодий, классической музыки.
Детское творчество «Пропоем знакомое стихотворение».
Прослушивание сказок в аудиозаписи.
Танцевальная импровизация.
Дидактический игры «Угадай, на чем играю», «Оркестр», «Повтори мелодию».
Досуговая деятельность Развлечения
1.«День знаний»
2.«День безопасности»
3.«Праздник вежливости»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Ширма – раскладушка по теме: «Осень. Сентябрь».
Проведение организационного родительского собрания «Новый учебный год»
Беседа с родителями «Режим дня в подготовительной группе», «Одеваемся по
погоде».
Ширма – раскладушка: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста».
Фотовыставка: «Как я провел лето».
Информационные листы:
18
«Рекомендации для родителей по ПДД и ПБ».
«Опасные растения и грибы»
«Правила безопасности в лесу»
Оформление наглядной информации для родителей «Профилактика кишечных
заболеваний».
Привлечение родителей к оформлению участка группы и изготовлению атрибутов
для совместных игр с детьми.
Оформление стенда «Наша группа», «1 сентября – День Знаний»
Консультация «Один дома. Как обучать ребенка безопасному поведению дома»
Пополнение библиотеки для родителей «Развитие речи», «Подготовка к школе»,
«Развитие логического мышления», «Почемучки».
Развивающая предметно – пространственная среда
Иллюстрации, фотографии: «Осень», «Школа. Школьные принадлежности»,
«Фрукты. Ягоды»
Энциклопедии, журналы по лексическим темам, выставка игрушек, фруктов.
С/р игры: «Семья. Школа», «Больница», «Фруктовый магазин», «Безопасность
движения» (изготовление атрибутов к играм).
План расположения детского сада и окружающих домов и дворов.
Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо?» - о хороших и «плохих»
правилах поведения в природе и в окружающей жизни, «Узнай по запаху, на вкус»
Материалы и оборудование для опытнической деятельности с песком и почвой,
водой.
Выставить библиотеку потешек, пословиц, стихов, сказок об осенних природных
явлениях, школе, фруктах и ягодах.
19