Автор: Зенкова Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Рябинка" (п.г.т. Барсово)
Населённый пункт: Сургутский район, ХМАО - Югра
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Учим детей рисовать. Работа с гуашью и акварелью"
Раздел: дошкольное образование
Зенкова Галина Григорьевна, воспитатель
МБДОУ д/с «Рябинка» (п.г.т. Барсово),
Сургутский район, ХМАО - Югр
При подборе изобразительных материалов необходимо учитывать не
только возраст детей, но и программу, по которой работает ДОУ, цели и
задачи обучения.
Сейчас я расскажу вам, как работать с гуашью и акварелью.
Гуашь бывает жидкая и в таблетках. Жидкие краски имеют более грубую
основу, поэтому желательно не допускать их засыхания. В отличие от
акварели, гуашь содержит в своем составе белила, которые делают ее
непрозрачной, плотной, непроницаемой - иначе говоря, кроющей. Гуашь в
таблетках разводят в воде - при высыхании рисунок достаточно быстро
светлеет.
Для работы красками в таблетках годятся беличьи кисти или колонок. Для
жидкой гуаши лучше использовать щетинную кисть. У нее есть плоскость,
тонкий край, или уголок, ею можно закрашивать плоскость разными
приемами и проводить тонкие линии.
Акварель - это водяные прозрачные краски. Вода - единственное для
акварели растворяющее средство. Краска, высохнув, становится значительно
бледнее ее натурального тона, поэтому, нанося акварель на бумагу, мы
намеренно усиливаем цвет.
Для
работы
в
любой
технике
необходимо
освоить
следующие
изобразительные средства: точку, штрих, мазок, линию, тон и цвет.
Мазок. Форма его зависит от формы волоса кисти, густоты и способа
нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок - точку, мазок
- штрих, мазок - линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке
деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок - полоску, необходимый
для окраски больших фигур. Прикладыванием кисти к бумаге получают
мазок - отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное
движение кисти образуют прямые линии и полосы, криволинейное - кривые
линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и
слитными мазками можно передать цвет любого предмета.
Консультация для родителей.
«Учим детей рисовать. Работа с гуашью и акварелью».
Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, или видимой
светлотой. Его передают штриховкой, тушевкой и окраской. Окраска
осуществляется заливкой, отмывкой и сухой кистью. Заливка применяется
для нанесения ровного тона или нескольких тонов, плавно переходящих друг
в друга.
Цвет. Все цвета спектрального круга называются хроматическими. Они
обладают тремя свойствами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Цветовой
тон
-
это
оттенок,
характеризующий
цвет
(красный,
оранжевый, желтый и т. д), главный признак, отличающий хроматические
цвета.
Насыщенность - это степень выраженности цветового тона.
Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными
осветленные или затемненные цвета. В цветовом круге наибольшей
светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей - фиолетовый.
Кроме хроматических цветов есть цвета ахроматические - черный,
белый, серый. Они обладают одним свойством - светлотой. Основными
цветами считаются желтый, синий, красный. Другие цвета получают при
смешении основных и называют производными, или сложными.
У детей посредством постоянных тренировок можно и нужно
развивать навык целенаправленного создания образа. Именно это формирует
способность
искать,
видеть
художественный
образ
в
произведениях
профессиональных художников, воспринимать через форму содержание.
Мы
определили
три
основных
направления
обучения
детей
дошкольного возраста рисованию в «жидких техниках»:
1)
знакомство с особенностями изобразительных материалов и разными
техниками работы;
2)
формирование необходимых умений и навыков в процессе обучения;
3)
применение в самостоятельной деятельности различных методов и
приемов рисования, которыми дети овладели на занятиях.
Принимая
в
дошкольной
педагогике
классификацию
методов
и
приемов, мы определили как доминантные следующие:
- диалогичность;
- вхождение в образ.
Метод «диалогичности».
Помните: педагог и ребенок - собеседники. При рисовании пейзажа дети
могут лечь на ковер, представить, что отдыхают на цветочной поляне,
наблюдают за медленно плывущими облаками. А теперь они птицы,
поднявшиеся в небо. И с высоты рассматривают цветные пятна на нарядной
поверхности земли.
При знакомстве с теплыми и холодными цветами также обыгрываются
разные ситуации. Прохладным утром любуемся голубым небом, нам приятно
умываться в голубой речке, греться бежим к печке, где потрескивает огонь.
Работу с новыми материалами можно начинать так: «мир устроен так, что
всему надо
учиться, даже волшебству. Поэтому одних инструментов мало, нужно еще
уметь колдовать ими». И начинается «колдовство».
«Колдовать» дети учатся основным инструментом - кистью, беличьей,
колонковой и щетинной. Каждая дает богатые изобразительные возможности
(проводить тонкие и широкие линии, наносить мазки разные по характеру,
покрывать поверхность).
Основными живописными материалами, используемыми в ДОУ, как мы
уже сказали, являются акварель и гуашь. Знакомство с ними происходит на
протяжении нескольких занятий.
Итак, акварель - водянистая краска. Чтобы работать с ней необходимо
большое количество воды. Вода прозрачная, значит, и слой краски,
наносимый на лист, должен быть прозрачен. Это еще один признак акварели.
Для закрепления понятия «прозрачность краски» проводится занятие
«Воздушные шары для феи», упражнения «Рисование оконных стекол»,
«Налей воду в вазу».
Задачи: набирать минимальное количество краски, слегка поворачивая
листок и проводя линии слева направо.
Знакомство со свойствами гуаши, с основными и производным цветами,
их смешиванием можно начать с занятия «Сказка о красках». Закрепляем
знания детей о том, что гуашь, хотя и разводится водой, но очень густая и
хорошо смешивается с другими красками и образует новые цвета.
Детям надо дать поработать густой краской на палитре, чтобы
почувствовать консистенцию материала, понять, что такое пастозность мазка
(толщина красочного слоя, рельефность мазка).
Занятие вызывает у детей положительные эмоции: прямо на глазах у них
появляются все новые и новые цвета, а создают их с помощью красок и
кистей они сами. Колдуют над пятнами, составляют новые цвета и радуются
этому.
Далее дети знакомятся с приемами получения светлых красок. На занятии
«Сказка про белую и черную краски» дети наблюдают за тем, как теряется
насыщенность цвета гуаши при добавлении двух ахроматических красок. На
занятии «Сказка про белую и черную краски» дети наблюдают за тем, как
теряется насыщенность цвета гуаши при добавлении двух ахроматических
красок. Белой краской - высветляют; черной - затемняют.
В акварели элементом, составляющим цвет, является вода. Хочешь
получить из красной розовую, из синей голубую, добавь в них чистой воды.
Упражнение «озера и речки».
Задача: из ярких пятен (озер) вывести волнистые линии (речки), не
набирая краску из коробки, используя только воду. Вывод: вода размыла
яркий цвет озер.
Следующее свойство двух живописных техник - это перекрывающая
способность.
У акварели - слабая перекрывающая способность, для гуаши характерны
плотность и хорошая перекрывающая способность.
Постепенно дети приходят к выводу: для акварели используется только
белая бумага, белый фон; для гуаши подходит любая бумага, даже
оберточная.
Задание: нарисовать на двух листах синей бумаги два солнышка - гуашью
и акварелью.
- Где получилось изображение? Где нет? Почему? Объясните.
- Правильно, гуашью, даже очень светлой, можно перекрыть даже очень
темный фон.
Итак, запоминаем: в акварели слои начинаем накладывать со светлых тонов
и цветов, а в гуаши - с любых.
Познакомившись с основными свойствами и особенностями акварели и
гуаши, переходим к технике работы с ними.
Основное изобразительное средство при работе с гуашью - мазок. Дети
знакомятся с его видами, кроме обычной классификации учатся по
назначению использовать следующие виды мазков: мазок-точка, мазок-
примакивание, мазок - прямая и волнистая линии, мазок-завиток. Знакомятся
с понятием динамики мазка:
- статичный - точка, примакивание;
- динамичный - линии;
- слабая динамика - волнистые линии;
-
стремительная динамика - прямые линии.
На
занятиях
используются
репродукции
картин
«Звездная
ночь»,
«Хижина» Вансента Ван Гога, «Белая ночь». Рассматривая их, дети воочию
видят
экспрессию
динамичных
мазков,
спокойствие
статичных,
умиротворенность в гармонии изогнутых вытянутых линий-мазков.
Иногда мазок приобретает самостоятельное смысловое значение или
выполняет дополнительные функции, например, передает эмоциональное
состояние (беспокойство, радость), различные ощущения (покой, тишина,
движение, вихрь и т.п.).
Целесообразно
проводить
упражнение
на
развитие
воображения,
ассоциативного мышления.
Мазок необходимо накладывать плотно, рельефно: хорошо сочетать мазки
разного цвета или тона (что, впрочем, и предполагает живописная техника).
На занятии, где перед детьми ставится задача заполнить мазками готовые
формы, они знакомятся с понятием формообразующего мазка, или мазка по
форме предмета. Задача звучит так: «Раскрась букет» (на листе бумаги
декоративный букет; который включает различные геометрические формы:
овалы, круги, ромбы и т.д.).
После занятия отмечаем: цветы, листья и вазу мы раскрашивали по
правилу
совпадения
мазка
и
формы.
«Такой
мазок
называется
формообразующим. Им рисуют предметы: лепестки роз и ромашек; их
стебли, яблоки, груши и бананы, контуры деревьев и кустов, и даже небо и
землю.