Напоминание

"Учим детей рисовать. Работа с гуашью и акварелью"


Автор: Зенкова Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Рябинка" (п.г.т. Барсово)
Населённый пункт: Сургутский район, ХМАО - Югра
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Учим детей рисовать. Работа с гуашью и акварелью"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зенкова Галина Григорьевна, воспитатель

МБДОУ д/с «Рябинка» (п.г.т. Барсово),

Сургутский район, ХМАО - Югр

При подборе изобразительных материалов необходимо учитывать не

только возраст детей, но и программу, по которой работает ДОУ, цели и

задачи обучения.

Сейчас я расскажу вам, как работать с гуашью и акварелью.

Гуашь бывает жидкая и в таблетках. Жидкие краски имеют более грубую

основу, поэтому желательно не допускать их засыхания. В отличие от

акварели, гуашь содержит в своем составе белила, которые делают ее

непрозрачной, плотной, непроницаемой - иначе говоря, кроющей. Гуашь в

таблетках разводят в воде - при высыхании рисунок достаточно быстро

светлеет.

Для работы красками в таблетках годятся беличьи кисти или колонок. Для

жидкой гуаши лучше использовать щетинную кисть. У нее есть плоскость,

тонкий край, или уголок, ею можно закрашивать плоскость разными

приемами и проводить тонкие линии.

Акварель - это водяные прозрачные краски. Вода - единственное для

акварели растворяющее средство. Краска, высохнув, становится значительно

бледнее ее натурального тона, поэтому, нанося акварель на бумагу, мы

намеренно усиливаем цвет.

Для

работы

в

любой

технике

необходимо

освоить

следующие

изобразительные средства: точку, штрих, мазок, линию, тон и цвет.

Мазок. Форма его зависит от формы волоса кисти, густоты и способа

нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок - точку, мазок

- штрих, мазок - линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке

деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок - полоску, необходимый

для окраски больших фигур. Прикладыванием кисти к бумаге получают

мазок - отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное

движение кисти образуют прямые линии и полосы, криволинейное - кривые

линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и

слитными мазками можно передать цвет любого предмета.

Консультация для родителей.

«Учим детей рисовать. Работа с гуашью и акварелью».

Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, или видимой

светлотой. Его передают штриховкой, тушевкой и окраской. Окраска

осуществляется заливкой, отмывкой и сухой кистью. Заливка применяется

для нанесения ровного тона или нескольких тонов, плавно переходящих друг

в друга.

Цвет. Все цвета спектрального круга называются хроматическими. Они

обладают тремя свойствами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

Цветовой

тон

-

это

оттенок,

характеризующий

цвет

(красный,

оранжевый, желтый и т. д), главный признак, отличающий хроматические

цвета.

Насыщенность - это степень выраженности цветового тона.

Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными

осветленные или затемненные цвета. В цветовом круге наибольшей

светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей - фиолетовый.

Кроме хроматических цветов есть цвета ахроматические - черный,

белый, серый. Они обладают одним свойством - светлотой. Основными

цветами считаются желтый, синий, красный. Другие цвета получают при

смешении основных и называют производными, или сложными.

У детей посредством постоянных тренировок можно и нужно

развивать навык целенаправленного создания образа. Именно это формирует

способность

искать,

видеть

художественный

образ

в

произведениях

профессиональных художников, воспринимать через форму содержание.

Мы

определили

три

основных

направления

обучения

детей

дошкольного возраста рисованию в «жидких техниках»:

1)

знакомство с особенностями изобразительных материалов и разными

техниками работы;

2)

формирование необходимых умений и навыков в процессе обучения;

3)

применение в самостоятельной деятельности различных методов и

приемов рисования, которыми дети овладели на занятиях.

Принимая

в

дошкольной

педагогике

классификацию

методов

и

приемов, мы определили как доминантные следующие:

- диалогичность;

- вхождение в образ.

Метод «диалогичности».

Помните: педагог и ребенок - собеседники. При рисовании пейзажа дети

могут лечь на ковер, представить, что отдыхают на цветочной поляне,

наблюдают за медленно плывущими облаками. А теперь они птицы,

поднявшиеся в небо. И с высоты рассматривают цветные пятна на нарядной

поверхности земли.

При знакомстве с теплыми и холодными цветами также обыгрываются

разные ситуации. Прохладным утром любуемся голубым небом, нам приятно

умываться в голубой речке, греться бежим к печке, где потрескивает огонь.

Работу с новыми материалами можно начинать так: «мир устроен так, что

всему надо

учиться, даже волшебству. Поэтому одних инструментов мало, нужно еще

уметь колдовать ими». И начинается «колдовство».

«Колдовать» дети учатся основным инструментом - кистью, беличьей,

колонковой и щетинной. Каждая дает богатые изобразительные возможности

(проводить тонкие и широкие линии, наносить мазки разные по характеру,

покрывать поверхность).

Основными живописными материалами, используемыми в ДОУ, как мы

уже сказали, являются акварель и гуашь. Знакомство с ними происходит на

протяжении нескольких занятий.

Итак, акварель - водянистая краска. Чтобы работать с ней необходимо

большое количество воды. Вода прозрачная, значит, и слой краски,

наносимый на лист, должен быть прозрачен. Это еще один признак акварели.

Для закрепления понятия «прозрачность краски» проводится занятие

«Воздушные шары для феи», упражнения «Рисование оконных стекол»,

«Налей воду в вазу».

Задачи: набирать минимальное количество краски, слегка поворачивая

листок и проводя линии слева направо.

Знакомство со свойствами гуаши, с основными и производным цветами,

их смешиванием можно начать с занятия «Сказка о красках». Закрепляем

знания детей о том, что гуашь, хотя и разводится водой, но очень густая и

хорошо смешивается с другими красками и образует новые цвета.

Детям надо дать поработать густой краской на палитре, чтобы

почувствовать консистенцию материала, понять, что такое пастозность мазка

(толщина красочного слоя, рельефность мазка).

Занятие вызывает у детей положительные эмоции: прямо на глазах у них

появляются все новые и новые цвета, а создают их с помощью красок и

кистей они сами. Колдуют над пятнами, составляют новые цвета и радуются

этому.

Далее дети знакомятся с приемами получения светлых красок. На занятии

«Сказка про белую и черную краски» дети наблюдают за тем, как теряется

насыщенность цвета гуаши при добавлении двух ахроматических красок. На

занятии «Сказка про белую и черную краски» дети наблюдают за тем, как

теряется насыщенность цвета гуаши при добавлении двух ахроматических

красок. Белой краской - высветляют; черной - затемняют.

В акварели элементом, составляющим цвет, является вода. Хочешь

получить из красной розовую, из синей голубую, добавь в них чистой воды.

Упражнение «озера и речки».

Задача: из ярких пятен (озер) вывести волнистые линии (речки), не

набирая краску из коробки, используя только воду. Вывод: вода размыла

яркий цвет озер.

Следующее свойство двух живописных техник - это перекрывающая

способность.

У акварели - слабая перекрывающая способность, для гуаши характерны

плотность и хорошая перекрывающая способность.

Постепенно дети приходят к выводу: для акварели используется только

белая бумага, белый фон; для гуаши подходит любая бумага, даже

оберточная.

Задание: нарисовать на двух листах синей бумаги два солнышка - гуашью

и акварелью.

- Где получилось изображение? Где нет? Почему? Объясните.

- Правильно, гуашью, даже очень светлой, можно перекрыть даже очень

темный фон.

Итак, запоминаем: в акварели слои начинаем накладывать со светлых тонов

и цветов, а в гуаши - с любых.

Познакомившись с основными свойствами и особенностями акварели и

гуаши, переходим к технике работы с ними.

Основное изобразительное средство при работе с гуашью - мазок. Дети

знакомятся с его видами, кроме обычной классификации учатся по

назначению использовать следующие виды мазков: мазок-точка, мазок-

примакивание, мазок - прямая и волнистая линии, мазок-завиток. Знакомятся

с понятием динамики мазка:

- статичный - точка, примакивание;

- динамичный - линии;

- слабая динамика - волнистые линии;

-

стремительная динамика - прямые линии.

На

занятиях

используются

репродукции

картин

«Звездная

ночь»,

«Хижина» Вансента Ван Гога, «Белая ночь». Рассматривая их, дети воочию

видят

экспрессию

динамичных

мазков,

спокойствие

статичных,

умиротворенность в гармонии изогнутых вытянутых линий-мазков.

Иногда мазок приобретает самостоятельное смысловое значение или

выполняет дополнительные функции, например, передает эмоциональное

состояние (беспокойство, радость), различные ощущения (покой, тишина,

движение, вихрь и т.п.).

Целесообразно

проводить

упражнение

на

развитие

воображения,

ассоциативного мышления.

Мазок необходимо накладывать плотно, рельефно: хорошо сочетать мазки

разного цвета или тона (что, впрочем, и предполагает живописная техника).

На занятии, где перед детьми ставится задача заполнить мазками готовые

формы, они знакомятся с понятием формообразующего мазка, или мазка по

форме предмета. Задача звучит так: «Раскрась букет» (на листе бумаги

декоративный букет; который включает различные геометрические формы:

овалы, круги, ромбы и т.д.).

После занятия отмечаем: цветы, листья и вазу мы раскрашивали по

правилу

совпадения

мазка

и

формы.

«Такой

мазок

называется

формообразующим. Им рисуют предметы: лепестки роз и ромашек; их

стебли, яблоки, груши и бананы, контуры деревьев и кустов, и даже небо и

землю.



В раздел образования