Напоминание

"Технология решения ситуационных заданий как средство формирования комплекса универсальных учебных действий на уроках литературы в пятом классе"


Автор: Палкина Татьяна Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСОШ №16
Населённый пункт: город Асбест Свердловской области
Наименование материала: Дипломная работа
Тема: "Технология решения ситуационных заданий как средство формирования комплекса универсальных учебных действий на уроках литературы в пятом классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Управление образованием Асбестовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Асбестовского городского округа

ЧОУ ДПО «Центр знаний»

Программа профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы. Теория методика преподавания

учебного предмета «Русский язык и литература» в условиях реализации

ФГОС СОО, ФГОС СОО

«Технология решения ситуационных заданий как

средство формирования комплекса

универсальных учебных действий на уроках

литературы в пятом классе»

Выполнила:

Палкина Татьяна Валерьевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория,

АМОУСОШ №16

г. Асбест

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3-5

Глава 1. Сущность технологии решения ситуационных заданий

1.1.

Становление и развитие технологии решения

ситуационных заданий………………………………………………5

1.2.

Методологические основы технологии решения

ситуационных заданий………………………………………………6-9

Глава 2. Использование технологии решения ситуационных заданий на

уроках литературы в пятом классе..……………………………………….9-11

Глава 3. Результативность использования технологии решения

ситуационных заданий на уроках литературы в пятом классе …….. ….11

3.1. Анализ результативности применяемой технологии…………………11

3.2. Проблемы и перспективы использования технологии решения

ситуационных заданий на уроках литературы в пятом классе …………..12

Литература и интернет-источники…………………………………………..13

Приложения ………………………………………………………………….14

Приложение 1………………………………………………………………14-16

Приложение 2………………………………………………………………16-23

Приложение 3………………………………………………………………24-26

Приложение 4……………………………………………………………….26

Приложение 5……………………………………………………………….27

Приложение 6……………………………………………………………….27-28

Используемые в тексте сокращения:

ФГОС ООО – Федеральный государственный стандарт основного общего

образования

УУД – универсальные учебные действия.

Введение.

Ни один наставник не должен забывать, что его

главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к

умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели

передача самого предмета.

К. Д. Ушинский

Перемены,

происходящие

в

современном

обществе,

требуют

ускоренного

совершенствования

образовательного

пространства,

определения целей образования, учитывающих государственные, социальные

и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным

направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых

образовательных стандартов.

Постоянно объём информации в мире увеличивается. Поэтому знания,

полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и

нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных

знаний,

а

в

виде

умения

учиться

становятся

сегодня

всё

более

востребованными. Современное информационное общество требует от нас

подготовки

человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и

многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни,

готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и

деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса

какого – то внутреннего багажа

всего усвоенного, а проявление и

возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а

функциональные,

деятельностные

качества.

Школа

должна

«научить

учиться».

Именно

поэтому

перед

ней

остро

встала

проблема

самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений

и компетенций, включая умение учиться.

Изучение литературы в современной школе направлено на достижение

следующих целей:

формирование

потребности

в

качественном

чтении,

культуры

читательского

восприятия

и

понимания

литературных

текстов,

что

предполагает постижение художественной литературы как вида искусства,

целенаправленное

развитие

способности

обучающихся

к

адекватному

восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и

самостоятельному

истолкованию

прочитанного,

формированию

художественного вкуса.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные

задачи:

осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на

основе изучения выдающихся произведений русской литературы,

литературы своего народа, мировой литературы;

формирование и развитие представлений о литературном

произведение как о художественном мире, особым образом

построенным автором;

формирование отношения к литературе как к особому способу

познания жизни;

воспитание у читателя культуры выражения собственной

позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять

его словесно в устных и письменных высказываниях разных

жанров;

обеспечение через чтение и изучение классической и

современной литературы культурной самоидентификации;

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего

дальнейшего развития.

Большие возможности для достижения поставленных образовательной

программой

целей

предоставляет

освоение

универсальных

учебных

действий.

Мы,

педагоги,

вынуждены отказаться

от

традиционных

технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель

образования определяется как развитие личности учащегося на основе

освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и

развитию

универсальных

учебных

действий

на

уроках

литературы

способствует

активизации

познавательной

деятельности

школьника

в

области других наук, а также его адаптации в обществе.

Все это говорит об актуальности

представляемой мной системы

работы. Во-первых, она соотнесена с социально-образовательным заказом

общества и политикой, проводимой в области образования; во-вторых,

востребована в реальной педагогической практике.

Я первый год работаю учителем литературы в пятых классах. Учитывая

мой опыт работы в начальных классах и небольшой в пятом классе, считаю,

что возрастные особенности обучающихся определили выбор используемых

на уроках литературы педагогических технологий. Одна из них – технология

решения ситуационных заданий, которая является эффективным средством

формирования

и

оценивания

компетенций

учащихся.

Такие

задания

включают описание ситуаций, а также перечень заданий и вопросов.

Ситуационные задания выявляют не только предметные знания, но и

универсальные учебные действия.

Таким образом, цель данной концепции – показать эффективность

использования технологии решения ситуационных заданий, способствующих

достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных

результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

1.

рассмотреть ключевые особенности и принципы представляемой мной

технологии.

2.

проанализировать

результативность

использования

технологии

решения ситуационных заданий в своей практической деятельности.

Данный материал может широко использоваться профессиональным

педагогическим

сообществом

учителей

литературы,

истории,

обществознания.

Мои методические рекомендации по использованию

технологии решения ситуационных заданий помогут учителям создать

условия для активного восприятия учебного материала и более успешного

освоения образовательных программ по литературе в пятом классе.

Глава 1. Сущность технологии решения ситуационных заданий.

1.1.

Становление и развитие технологии решения ситуационных

заданий.

Применение так называемого метода «case-studio», т.е. метода

конкретных ситуаций (от анг. Case - случай, ситуация) берет свое начало с

20-х годов прошлого века в Гарвардском университете. Термин «ситуация»

ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот

термин приобрёл новый смысл.

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы,

тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал

использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических

специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию

решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли

Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский,

В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др. В 1972

году профессор В.В. Давыдов предложил выделять ключевые ситуации в

учебных предметах.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма

противоречиво. С одной стороны, его использование привело к широкому

распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой

стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно

вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике ситуационных заданий началась в 90-

е годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на

специалистов,

умеющих

действовать

в

ситуациях

неопределённости,

высокой степени риска, специалистов, умеющих анализировать и принимать

решения. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин

и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять

образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных

методов обучения.

Введение

новых

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) потребовало от

современных методистов создания обобщающих работ, раскрывающих

сущность технологии решения ситуационных заданий. Среди них можно

выделить О.А. Акулова, И.И. Осадченко, П. Шеремета и др.

1.2. Методологические основы технологии решения ситуационных

заданий.

Если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно

точно определить ключевые компетентности, которыми должны обладать

обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению

образования (умение сотрудничать, способность к общению, жизни в

обществе и участию в нем; способность решать проблемы, способность

самостоятельно организовывать свой труд, способность к использованию

современных

информационных

и

иных

технологий).

Одна из составляющих качества образования – компетентность школьника в

решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.

Сформирована такая компетентность может быть только в процессе решения

проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом

обладают

ситуационные

задачи.

Так как знания формируются в процессе их применения на практике,

представляется

возможным

оптимизировать

процесс

обучения

путем

включения в его структуру ситуационных задач, построенных на учебном

содержании.

Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в

процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать

расширение

образовательного

пространства

ребенка.

Решение

ситуационных задач,

базирующихся

на

привлечении

школьников

к

активному

разрешению

учебных

проблем,

тождественных

реальным

жизненным

ситуациям,

позволяет

школьнику

овладеть

умениями

быстро

ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро

отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец,

научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать

интеллектуальные

операции

последовательно

в

процессе

работы

с

информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез

– оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко

выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения

необходимо конкретное предметное понимание. Зачастую требуется знание

нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не

традиционный

номер,

а

красивое

название,

отражающее

ее

смысл.

Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который

должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось

найти на него ответ.

Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на

выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной

задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: учащиеся – найти

решение, соответствующее данной ситуации; учитель – освоение учащимися

способа деятельности и осознание его сущности.

Учебная задача – Мотивация – Проблемная ситуация

Модель ситуационной задачи

-Название задания.

-Личностно-значимый познавательный вопрос.

-Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

(текст, таблица, график, статистические данные и т.д.).

-Задания на работу с данной информацией.[1]

Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков

самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления

действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей,

повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых

компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в

ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение

ситуационных задач будет направлено на достижение метапредметных

результатов.

Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных

ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Эти ситуации

могут быть новыми не только для ученика, но и для учителя, что изменяет

характер отношений между ними. В обычной учебной практике учитель

«знает», а ученики «не знают». При решении ситуационной задачи учитель и

ученики выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся

решать проблемы. Таким образом, возможности ситуационных задач состоят

в способности изменения отношений учитель – ученик в направлении их

равноправного взаимодействия, когда учитель выступает не как источник

верного ответа, а как помогающий взрослый.

В силу своей метапредметности, интегративности ситуационные задачи

способствуют

систематизации

предметных

знаний

на

деятельностной

практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные

способы

деятельности,

решают

личностно-значимые

проблемы

с

использованием предметных знаний. Ситуационные задачи могут выступать

в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной

деятельности.

Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход»

ученика за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики,

что позволяет ситуационной задаче стать инструментом организации

социальной практики учащихся (выход на разработку социальных проектов).

Таким образом, использование ситуационных задач в образовательном

процессе позволяет:

-развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению

социокультурной среды;

-актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых

проблем на деятельностной основе;

-вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами.

Ситуационные

задачи

ориентированы

на

формирование

наиболее

универсальных способов работы с информацией.

Большинство исследователей выделяют следующий набор универсалий:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор,

составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация,

структурирование, построение, варианты по аналогии.

Существует несколько подходов к разработке ситуационных задач:

Первый подход – построение задачи на основе соответствующих вопросов

учебника.

Второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных

задач, которые необходимо научиться решать каждому ученику.

Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база

решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.

Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных

знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале,

значимом для ученика.

Глава 2. Использование технологии решения ситуационных заданий на

уроках литературы в пятом классе.

Использование ситуационных заданий на уроках литературы в пятом

классе зависит, в первую очередь, от возраста и уровня знаний обучающихся.

Им важна наглядность и даже зрелищность ситуации. Ситуационная задача

должна мотивировать обучающихся на изучение темы, создать ситуацию

успеха в постановке проблемы («Что нужно изучить? Чего не знаем?»), задач

урока, формулировке темы. Информация должна быть доступной для

понимания

и

воспроизведения.

Именно

поэтому

основными

видами

ситуационных

заданий,

используемых

мной

для

данной

категории

обучающихся, являются фрагменты мультфильмов, стихотворные притчи и

басни, бытовые ситуации, русские народные сказки (Приложения 1 и 2).

Басня. Иван Андреевич Крылов «Волк и ягнёнок» (Приложение 3)

В качестве ситуационного задания используется серия Ералаша

«С

правилами не спорят».

На

этапе

мотивации

данный

фрагмент

способствует

подведению

учащихся к формулировке темы и задач урока. В ходе изучения нового

материала

вновь

возвращаемся

к

сюжету

для

изучения

понятия

«олицетворение, мораль». Использование того же фрагмента на этапе

первичного осмысления позволяет детям применить полученные на уроке

знания.

2.Иван Сергеевич Тургенев «Муму»

На этапе первичного осмысления и закрепления учащимся предлагается

следующая ситуационная задача: «Герасим по требованию барыни принес

свою собаку Муму, налил ей молока. Барыня подошла к ней, нагнулась и

хотела погладить, но собака судорожно повернула голову и оскалила зубы.

Барыня проворно отдернула руку.

-Отнести её вон! Скверная собачонка! Какая она злая!»

-Подумайте, правильно ли поступает барыня? Можно ли в данной ситуации

достичь компромисса? Правильное ли решение приняла барыня? Можно ли

было, по-вашему мнению, спасти Муму? Почему?

В ходе анализа и решения данной ситуации у детей формируется целый

комплекс УУД: личностные – оценка поступков в соответствии с жизненной

ситуацией,

развитие

культуры

моральных

норм

и

ценностей;

коммуникативные – умение вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблемы, адекватно использовать речевые средства для

аргументации своей позиции;

познавательные

– умение анализировать

ситуацию, формулировать ответы на вопросы учителя, применять ранее

полученные знания об особенностях общения со старшими.

В конце второй четверти перехожу на более сложные ситуационные

задания.

Как

правило,

они

связаны

с

жизненными

проблемами,

требующими для решения предметных знаний (Приложение 4).

В ходе урока может быть решено несколько ситуационных задач для

изучения и осмысления материала урока.

Глава 3. Результативность использования технологии решения

ситуационных заданий литературы в пятом классе.

3.1.Анализ результативности применяемой технологии.

Систематическое использование технологии решения ситуационных

задач, начиная приводит к хорошим результатам. При 100 % -й успеваемости

учащиеся демонстрируют стабильность качества знаний по литературе. Для

анализа результативности мной выбрана параллель

пятых классов, в

которых в течение этого учебного года реализуется ФГОС ООО:

Параллель

Учебный год

Четверть Качество знаний

5 классы

2019-2020

1 74,6

2 76,3

Еще

одним

показателем

результативности

работы

по

данному

направлению

является

творческая

и

социальная

активность

моих

воспитанников,

участвующих

в

жизни

образовательного

учреждения,

различных конкурсах, фестивалях, проектах, олимпиадах, конференциях

научного общества. Это подтверждают результаты внеурочной деятельности

обучающихся пятых классов (Приложение 5).

Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует и моя

педагогическая

система,

поможет

каждому

выпускнику

успешно

адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере. Экзамен по

литературе является одним востребованных среди экзаменов по выбору.

1.1.

Проблемы и перспективы использования технологии решения

ситуационных заданий на уроках литературы в основной

школе.

Курс литературы в 5 классе является пропедевтическим и связан с

проблемами социализации младших подростков. В дальнейшем круг знаний

литературы расширяется и переходит на более высокий уровень;

формируется отношение к литературе как к особому способу познания

жизни, выражение собственной позиции.

Все эти факторы необходимо учитывать при преподавании курса

литературы. На мой взгляд, именно психологические особенности младшего

подросткового возраста должны играть ведущую роль при выборе методов и

форм обучения.

Таким образом,

цель данной концепции – показать эффективность

использования технологии решения ситуационных заданий, способствующих

достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных

результатов.

К сожалению, часто урок литературы первоначально воспринимается

детьми, как несерьезный. Таким образом, я считаю важным преподнести

учебный материал так, чтобы ученики осознали взаимосвязь их бытовых

представлений

об

обществе

с

реальными

социальными

процессами,

представить имеющиеся у них знания на более высоком уровне с

использованием

научно-понятийного

аппарата.

Технология

решения

ситуационных заданий в данном случае позволяет максимально точно и

грамотно выстроить процесс обучения и подготовить школьников к более

обстоятельному второму этапу изучения курса литературы

в старших

классах.

По

мере

усложнения

учебного

материала

усложняются

и

ситуационные задачи (Приложение 6). Считаю возможным и необходимым

использование в дальнейшем наборов ситуаций – кейсов.

Таким образом, я уверена, что применяемые мной на уроках

литературы современные технологии, помогут формированию и

развитию универсальных учебных действий у обучающихся,

а,

старшеклассникам, в свою очередь, помогут определить направление

будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование

ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-

методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.

2.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных

учебных действий в основной школе: от действия к мысли.- М.:

«Просвещение», 2011.- 159с.

3.

Илюшин Л.С. Конструктор задач.

4.

Маткаримова Д. Ш. Технология конструирования ситуационных задач

в содержании практического обучения [Текст] / Д. Ш. Маткаримова //

Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 434-437. –

5.Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических

вузов. Автор/создатель: Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М.,

-2006.

5.

Шеремета П., Канщенко Г. Ситуационный метод /под ред.

О.И.Сидоренко. – 2-е изд. –К.: Центр инноваций, 1999. – 80 с.

6.

Меркин Г.С. Литература в двух частях. Москва «Русское слово». 2019

7.

Поурочные планы. Литература 5 класс по учебнику - хрестоматии

Меркина Г.С.Москва. «Русское слово» 2013

Приложение 1.

Примеры ситуационных заданий для уроков литературы в 5 классе.

1)Тема: Сергей Владимирович Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало».

Тематика. Проблематика.

Ситуационное задание, применяемое на этапе мотивации: киножурнал

«Ералаш», серия «Новенький».

– Какая ситуация возникла между животными? Почему? Что будем изучать

на уроке?

-Бывают ли в вашей жизни похожие на сюжеты басен С.В. Михалкова?

Приведите примеры.

2)Тема: Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро».

Притча о терпении.

Притча: «Терпение»

— Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только

работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл

к тебе в ученики, скажи?

— Имей терпение, — ответил учитель, ещё не пришло время.

Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю. Долгий

и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге

он выкопал маленький саженец и посадил его.

С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной

и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром

и возвращался поздним вечером совсем без сил.

И однажды он не вернулся.

Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил

себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день,

он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки от птиц и палящего

солнца, летом, закрывал от мороза и снега, зимой.

Так прошёл год.

Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким. Однажды

на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья

под деревом.

— Учитель! — обрадовался юноша. — Как я счастлив вновь увидеть тебя!

Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником,

обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить

в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог

сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое

решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

— Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего

характера, которые тебе помогут постигать знания.

Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец,

он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого

ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между

собой и обрывали только что появившиеся листочки.

Таким был и ты.

Ответственность ты имел, но только по необходимости, был нетерпелив

и эмоционален, как переплетенные побеги саженца. Чтобы обрести знания,

нужна, прежде всего, дисциплина.

Ибо корни дерева — твоя Ответственность,

Ствол дерева — твоё Терпение,

Ветви дерева — Спокойствие,

а листья — Знания!

- Как вы думаете, о чём будет рассказ?

- Если возникает опасная ситуация, какие черты характера могут

пригодиться? (собранность, внимание, терпение).

- Может ли ребёнок обладать такими чертами характера?

Для характеристики логического мышления предлагаются пары суждений (из

книги Л. Кэррола «Логическая игра»):

1)Ни один ребенок не обладает терпением.

2) Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно (вывод: ни один

ребенок не может сидеть спокойно).

Ситуационные задания на этапе первичного осмысления и закрепления.

3)Тема: Иван Андреевич Крылов «Волк на псарне».

- Прочтите статью, опубликованную в одной из газет:

«Гений общения»

Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к

незнакомому

человеку

и

заговорила

с

ним

просто

и

естественно:

«Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. Девочка

продолжила: «У вас найдется две минутки, чтобы поговорить со мной?»

«Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю.

Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она очень любила гулять.

Один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-

то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда

она очнулась, то поняла, что стала калекой».

Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.

«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького

гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки,

получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь

помочь вам?» - спросила она.

Ответьте на вопросы:

- Почему автор заметки дал ей такое название? Согласны ли вы с такой

оценкой?

-Какие правила общения, возможно не осознавая этого, столь удачно

использовала девочка?

Серии киножурнала «Ералаш»: «Без слов»

После просмотра:

- Какие средства общения использовали герои? Приведите примеры.

- Почему герои не поняли друг друга? Нужно ли соблюдать правила общения

с собеседниками разного возраста? Какие?

4)Тема: Нравственные проблемы в Сергея Владимировича Михалкова

«Грибы».

На этапе мотивации зачитать притчу о терпении:

«В положенное время осел пришел на водопой. Но утки на пруду так

раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду. Хотя

осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку,

принялся терпеливо ждать. Наконец, утки угомонились и, выйдя на берег,

ушли прочь. Осел вновь подошел к воде, но она была еще мутная. И он опять

отошел с понурой головой.

- Мама, почему же он не пьет? – спросил любопытный лягушонок,

заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду

и уходит ни с чем.

- А все потому, - ответила мама-лягушка, - что осел скорее умрет от

жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока

вода не очистится и не станет прозрачной.

- Ах, какой же он упрямый!

- Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, - пояснила

лягушка. – Осел готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его

величает всяк, кому самому не достает выдержки и терпения».

Приложение 2.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема урока

Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Удивительная повесть

«Ночь перед Рождеством».

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель

деятельности

учителя

Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на

становление творческой личности писателя;

выявление первоначальных представлений о повести Н.В. Гоголя «Ночь

перед Рождеством».

Планируемые

результаты

Предметные:

Извлекать

информацию,

представленную

в

художественном

тексте.

Строить

рассуждения.

Метапредметные:

Совместно

с

учителем

формулировать цель урока.

Учитывать разные мнения и

стремиться к координации

различных

позиций

в

сотрудничестве.

Отбирать

и

систематизировать материал

на определенную тему.

Личностные:

Ориентация

в

социальных

ролях

и

межличностных

отношениях.

Организационная структура (сценарий) урока

Основные

этапы урока

Деятельность учителя

Задания, необходимые для

достижения планируемых

результатов

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация

к

учебной

деятельности.

Целеполагание.

Здравствуйте!

Я

рада

вас

видеть. Очень хочу узнать,

понравилось

ли

вам

прочитанное произведение.

Какую

повесть

прочитали

дома?

Удивились?

Кто

написал

это

удивительное

произведение?

Сегодня

первый

урок

по

изучению произведения. Как

вы думаете, что надо узнать,

о чем поговорить?

Сформулируйте тему и цели

урока.

Слайды 1, 2.

Вступают

в

диалог,

формулируют

тему

и

цели

урока

Л: самоопределение.

Р: целеполагание.

К: планирование

учебного

сотрудничества.

Слово

о

писателе.

Слайд 3.

Родился Н.В.Гоголь 1 апреля

1809 года в местечке Великие

Сорочинцы

Миргородского

уезда Полтавской губернии.

Происходил

из

помещиков

среднего достатка. Детские

годы

провёл

в

имении

родителей

Васильевке,

в

безбедной

обстановке

и

в

родительском баловстве.

Слайд 4.

«Дом

не

большой,

но

Слушают,

рассматривают

фотографии

на

слайдах.

Л: желают

приобретать

новые

знания

Р: принимают

познавательную цель

П: понимают

информацию,

представленную

в

словесной,

изобразительной

форме

поместительный, обширный и

живописный

сад

и

пруд.

Многочисленная

прислуга,

сытный

обед,

приличные

экипажи и лошади» - так

описывали

современники

обстановку усадьбы Гоголей-

Яновских.

Слайд 5.

Родители

Гоголя

были

небогаты, но гостеприимны.

А

их

маленькое

село

Васильевка вскоре оказалось

центром

общественности

всего околотка. Мать Гоголя

Мария

Ивановна,

женщина

очень

красивая

и

добрая,

вспоминала:

«Жизнь

моя

была

самая

спокойная;

характер у меня и мужа был

веселый.

Мы

окружены

добрыми

соседями».

Отец

писателя

Василий

Афанасьевич

умел

рассказывать занимательно, о

чем бы ему ни вздумалось, и

приправлял

свои

рассказы

врожденным

украинским

комизмом».

Слайд 6.

Сам

край

был

овеян

легендами,

поверьями,

историческими

преданиями.

Рядом

с

Васильевкой

располагалась

Диканька

которой

Гоголь

приурочил

происхождение своих первых

повестей).

«Когда

юный

писатель

учился

в

гимназии,

он

увлекался

театром

и

рисованием.

В

гимназии

мальчики завели свой театр,

рисовали в нем декорации.

Мастерили

костюмы,

разыгрывали пьесы. Гоголь

был прекрасным актером, и в

памяти

многочисленных

зрителей

остались

комические

роли,

им

исполненные: няни Василисы

в

пьесе

И.Крылова

«Урок

дочкам»,

Простаковой

в

комедии

Фонвизина

«Недоросль» и эпизодическая

роль старика, которую Гоголь

исполнял так, что зрители

покатывались от хохота».

В

1828

году

гимназия

окончена. Впереди – свобода,

Петербург, служба.

Дорога

в

Петербург

из

Васильевки

длилась

целых

три недели. Иногда молодому

Николаю

Васильевичу

казалось,

дорога

через

необъятные просторы России,

скованные

снежным

панцирем,

никогда

не

закончится.

Жизнь

в

Петербурге,

особенно поначалу, оказалась

не такой уж сказочной.

Собираясь

со

своими

земляками,

приготавливая

украинскую пищу, вспоминая

родной

дом,

Гоголь

понемногу

приспосабливается к жизни в

столице.

А

в

письмах

к

матери просит ее побольше

писать

о

малороссийских

обычаях,

поверьях,

национальных

костюмах

и

другом.

Мысли о родной Украине:

«...здесь так занимает всех всё

малороссийское»

-

не

покидают

юношу

Гоголя,

живущего в Петербурге.

Урожденный

Николай

Васильевич Гоголь-Яновский

понемногу

начинает

печататься

в

некоторых

журналах.

Слайд 7.

«Вечера

на

хуторе

близ

Диканьки». Эту книгу, как

объяснял Гоголь, писать его

побудила

необходимость

в

деньгах. Но с самого начала

энтузиазм художника взяли

верх

над

коммерческим

расчетом.

Да

и

чувствовавший

себя

потерянным и одиноким в

холодном,

негостеприимном

Петербурге,

он вызывал в

воображении щедрую землю

Украины,

купающуюся

в

солнечном

свете,

поселян,

праздных людей и шутников.

Выявление

первоначальны

х впечатлений.

Какие герои вызывают у вас

сочувствие, какие — смех?

Какие

эпизоды

вам

показались

наиболее

смешными?

Как вы думаете, смех Гоголя

в «Ночи перед Рождеством»

злой, добродушный, ехидный,

горький?

Свой

ответ

аргументируйте.

Делятся

впечатлениями

о прочитанном,

высказывают

свое мнение.

К: вступают в диалог,

участвуют

в

коллективном

обсуждении,

учатся

владеть

монологической

и

диалогической

формами речи

Викторина по

повести.

Слайдовая презентация.

Работа

в

группах.

Л: ориентация

в

социальных ролях и

межличностных

отношениях.

Р: поиск и выделение

необходимой

информации,

умение

строить

речевое

высказывание.

К: инициативное

сотрудничество

в

поиске

и

выборе

информации.

П: умение

структурировать

знания.

Итог урока.

В

сентябре

1831

года

состоялась

публикация

первой

части «Вечеров

на

хуторе

близ

Диканьки». Пушкин,

с

которым

Гоголь

познакомился

в

мае

1831

года,

объявил

публике

о

новом, «необыкновенном для

нашей литературы» явлении,

угадав природу гоголевского

таланта. Он увидел в писателе

«настоящую

веселость,

искреннюю»

и

«чувствительность».

Чем

удивляет

повесть

«Ночь перед Рождеством»?

Что в ней необычного?

Беседа.

Самостоятельна

я запись вывода.

Л: смыслообразование

.

К: умение

полно

и

точно выражать свои

мысли.

Народная

фантастика

в

«Вечерах…» переплетается с

реальностью,

проясняет

отношения

между

людьми,

разделяя добро и зло.

Торжество человека над злом

фольклорный

мотив.

А

писатель наполнил его новым

содержанием: он утверждал

мощь и силу человеческого

духа,

способного

обуздать

темные, злые силы, которые

хозяйничают

в

природе

и

вмешиваются в жизнь людей.

Рефлексия

Прием

«Незаконченное

предложение»

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я научился

Как работали одноклассники?

Сегодня на уроке я хочу

похвалить … за …

Л: умеют

давать

верную

эмоциональную

оценку

своей

деятельности

на

уроке;

стремятся

к

приобретению

новых

знаний и умений;

К: умение

полно

и

точно выражать свои

мысли в соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации

Домашнее

задание

Задание

по

группам

и

индивидуально

1 группа

Найти

фрагменты

повести,

где

говорится

о

красоте

Оксаны, даются детали ее

портрета.

Подготовить

рассказ о ней.

Какие

качества

характера

Оксаны

проявляются

в

эпизодах:

«Оксана

перед

зеркалом»; «Разговор

с

кузнецом»;

«Приход

подружек»?

Выразительное

чтение по

ролям от

слов

«Теперь

посмотрим,

что

делает,

оставшись

одна,

красавица

дочка» до слов «...Вот все,

что

можно

было

сделать

тогда наилучшего».

2 группа

Найти

фрагменты

повести,

Запись

в

дневник.

Л: стремятся

к

приобретению

новых

знаний и умений

П: умение

делать

выбор

и

обосновывать

где

говорится

о

красоте

Оксаны, даются детали ее

портрета.

Подготовить

рассказ о ней.

Какие

качества

характера

Оксаны

проявляются

в

эпизодах:

«Оксана

перед

зеркалом»; «Разговор

с

кузнецом»;

«Приход

подружек»?

Выразительное чтение по

ролям от слов «Кучи девушек

с мешками вломились в хату

Чуба, окружили Оксану...» до

слов «Девушки увели с собою

капризную красавицу».

3 группа

Записать

ключевые

слова,

которые помогут рассказать о

характере

кузнеца

Вакулы.

Составить рассказ о герое.

Что мы узнаем о Вакуле-

художнике?

Выразительное чтение

от слов «В досужее от дел

время

кузнец

занимался

малеванием...» до слов «...и с

той

поры

черт

поклялся

мстить кузнецу»;

от слов «Уже взобравшись на

лестницу, запорожцы прошли

первую залу» до слов «Это

все,

я

думаю,

немецкие

кузнецы за самые дорогие

цены делали»;

от слов «А чья это такая

размалеванная хата?» до слов

«И дитя, удерживая слезинки,

косилось на картину и жалось

к груди своей матери».

В повести есть несколько

выразительных

описаний

искусства

Вакулы.

Присутствуют

ли

на

картинах Вакулы детали и

полутона?

О

чем

это

свидетельствует?

4 группа

Как изображена зимняя ночь

в повести?

Выразительное

чтение эпизодов.

В

следующем

фрагменте

отметьте

средства

художественной

выразительности.

С

какой

целью они употреблены?

Выразительное

чтение от

слов «Последний день перед

Рождеством

прошел...»

до

слов «Тут через трубу одной

хаты клубами повалился дым

и пошел тучею по небу, и

вместе с дымом поднялась

ведьма верхом на метле».

Индивидуальное задание

Подготовить

сообщение

(презентацию)

об

обычаях

сочельника.

Тема: Рождество в русской словесности: воспитание бережного отношения к

русским культурным традициям.

Цель: раскрыть глубокий духовный смысл праздника Рождества через анализ

стихотворений русских поэтов, рождественского и святочного рассказа;

акцентировать внимание на том, что в праздновании Рождества главной

является идея любви и милости, связанная с рождением в мир Христа-

Спасителя, освятившего собой человечество и всю природу.

Оборудование: тексты стихотворений Хомякова, Мережковского,

Пастернака, фрагмент романа Шмелева; заготовки для изготовления

Рождественской звезды.

Методы ведения: групповая работа, работа с текстом, практическая работа.

Этапы: 1 этап – работа со стихотворениями, 2 этап – работа с

рождественскими и святочными рассказами, 3 этап – изготовление

Рождественской звезды.

Слово учителя. Рождество в России – праздник семейный. Поэтому его

стараются проводить в кругу семьи, зажигают свечи, украшают елку,

накрывают богатый стол, вместе радуются наступившему празднику.

Рождество стало одним из любимейших детских праздников, от которого

ребята ждали не только подарков, веселья, игр, но и настоящего чуда.

Послушайте, как описывает Рождество Блок: «Был на свете самый чистый и

светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой

того чувства, которое теперь уже на исходе, - чувства домашнего очага.

Праздник Рождества был светел в русских семьях, как елочные свечки, и

чист, как смола. На первом плане было большое зеленое дерево и веселые

дети; даже взрослые, не умудренные весельем, меньше скучали, ютясь около

стен. И все плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек».

- Что для поэта является символом Рождества? (Домашний очаг, елка –

традиционный рождественский, а не новогодний символ, свечи, дети).

Хорошо изображена традиция празднования Рождества в русской

литературе. Из русской лирики, произведений Шмелева, Никифорова –

Волгина, Куприна можно почерпнуть сведения о том, как всегда на Руси

понимался этот праздник, и почувствовать его смысл.

Организация работы групп: чтение стихотворений и фрагмента романа

И.С.Шмелева «Лето Господне», ответы на вопросы.

1 этап: беседа по стихотворениям Мережковского, Хомякова, Пастернака

(карточки 1-3), по фрагменту главы «Святки» из романа И.С. Шмелева «Лето

Господне» (карточка 4).

Карточка 1. Д.С. Мережковский «ДЕТЯМ»

Не под кровом золоченым

Величавого дворца,

Не для счастья и довольства,

Не для царского венца —

Ты в приюте позабытом

Вифлеемских пастухов

Родился — и наг, и беден, —

Царь бесчисленных миров.

Осторожно, как святыню,

10 В руки Мать его взяла,

Любовалась красотою

Безмятежного чела.

Ручки слабые Младенец

В грозно сумрачный простор

С беспредельною любовью

С лона Матери простер.

Всё, что борется, страдает,

Всё, что дышит и живет,

Он зовет в свои объятья,

20 К счастью вечному зовет.

И природа встрепенулась,

Услыхав Его призыв,

И помчался ураганом

Бурной радости порыв.

Синева ночного неба

Стала глубже и темней,

И бесчисленные звезды

Засверкали ярче в ней;

Все цветы и все былинки

30 По долинам и лесам

Пробудились, воскурили

Благовонный фимиам.

Слаще музыка дубравы,

Что затронул ветерок,

И звучнее водопадом

Низвергается поток,

И роскошней покрывалом

Лег серебряный туман,

Вечный гимн запел стройнее

40 Безграничный океан.

Ликовала вся природа,

Величава и светла,

И к ногам Христа-Младенца

Все дары свои несла.

Близ пещеры три высоких,

Гордых дерева росли,

И, ветвями обнимаясь,

Вход заветный стерегли.

Ель зеленая, олива,

50 Пальма с пышною листвой —

Там стояли неразлучной

И могучею семьей.

И они, как вся природа,

Все земные существа,

Принести свой дар хотели

В знак святого торжества.

Пальма молвила, склоняя

Долу с гордой высоты,

Словно царскую корону,

60 Изумрудные листы:

«Коль злобой гонимый

Жестоких врагов,

В безбрежной равнине

Зыбучих песков,

Ты, Господи, будешь

Приюта искать,

Бездомным скитальцем

В пустынях блуждать,

Тебе я открою

70 Зеленый шатер,

Тебе я раскину

Цветочный ковер.

Приди Ты на отдых

Под мирную сень:

Там сумрак отрадный,

Там свежая тень».

Отягченная плодами,

Гордой радости полна,

Преклонилася олива,

80 И промолвила она:

«Коль, Господи, будешь

Ты злыми людьми

Покинут без пищи —

Мой дар Ты прими.

Я ветви радушно

Тебе протяну

И плод золотистый

На землю стряхну.

Я буду лелеять

90 И влагой питать,

И соком янтарным

Его наливать».

Между тем в унынье тихом,

Боязлива и скромна,

Ель зеленая стояла;

Опечалилась она.

Тщетно думала, искала —

Ничего, чтоб принести

В дар Младенцу-Иисусу

100 Не могла она найти;

Иглы острые, сухие,

Что отталкивают взор,

Ей судьбой несправедливой

Предназначены в убор.

Стало грустно бедной ели;

Как у ивы над водой,

Ветви горестно поникли,

И прозрачною смолой

Слезы капают обильно

110 От стыда и тайных мук,

Между тем как всё ликует,

Улыбается вокруг.

Эти слезы увидала

С неба звездочка одна,

Тихим шепотом подругам

Что-то молвила она,

Вдруг посыпались — о чудо! —

Звезды огненным дождем,

Елку темную покрыли,

120 Всю усеяли кругом,

И она затрепетала,

Ветви гордо подняла,

Миру в первый раз явилась,

Ослепительно светла.

С той поры, доныне, дети,

Есть обычай у людей

Убирать роскошно елку

В звезды яркие свечей.

Каждый год она сияет

130 В день великий торжества

И огнями возвещает

Светлый праздник Рождества.

Вопросы:

-Как поэт называет Христа-младенца?

-Каково авторское отношение к младенцу?

-Как отреагировала природа на рождение Христа?

-Чем решили послужить Христу пальма и олива?

-За что была награждена ёлка? Почему ёлка стала символом Рождества?

Вывод: Мережковский, рассказывая легенду о рождественской ёлке,

объясняет, почему она стала символом Рождества. Ёлка – вечнозелёное

дерево, символизирующее неувядающую жизнь. Идея стихотворения каждый

может послужить Христу своей любовью, смирением.

Карточка 2. А.С. Хомяков «В эту ночь»

В эту ночь Земля была в волненье;

Блеск большой диковинной звезды

Ослепил вдруг горы и селенья,

Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,

Как, дарами дивными полны,

Двигались бесшумно колесницы,

Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,

Устремивши взоры в небосклон,

Три царя в затейливых тюрбанах

Ехали к Кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли

Факелы, мигая и чадя,

Там ягнята увидали в яслях

Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненье,

Пели птицы в полуночной мгле,

Возвещая всем благоволенье,

Наступленье мира на Земле.

Вопросы:

Как поэт называет Христа-младенца?

Как отреагировала природа на рождение Христа?

Какие основные образы используются в стихотворении? Найдите эпитеты и

объясните их значение.

Вывод: Поэт говорит о «большой диковинной звезде», ослепившей землю в

Рождество, подчеркивая величие, космический масштаб события и

грандиозность предстоящих свершений.

Карточка 3. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи,

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена

Средь целой Вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.<…>

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода,

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Вопросы:

-Как поэт изображает Иисуса-младенца?

-Как в стихотворении описана Вифлеемская звезда? Какие сравнения

использует поэт?

Вывод: В стихотворении Пастернака этому образу-символу Рождества

придается особое значение, поэтому он и вынесен в название. Образ

Рождественской звезды близок простым людям.

Слово учителя. Само содержание праздника Рождества и Святых дней

направляет сознание человека к поиску и утверждению идеи любви, милости,

доброты, сострадания. На Руси сложилась традиция особенно в эти дни

жертвовать неимущим, кормить, одевать нищих, проявлять милость к

страждущим. В святочных и рождественских рассказах главными являются

мотивы радости и света от самого явления в мир Христа, сострадания и

милости ко всем страждущим, обязательной победы любви над ненавистью,

добра над злом, человечности над бесчеловечностью и жертвенности как

высшей в христианской системе ценностей добродетели.

Автор стремится привести героя к внутреннему преображению, наполнить

светом добра, прощения, любви, смирения, терпения. Еще одна важнейшая

тема святочных рассказов – тема семьи: семейный круг, тепло отношений,

взаимная любовь.

Карточка 4. И.С. Шмелев «Лето Господне» (глава «Святки»)

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну,

что же... Не поймешь чего – подскажет сердце.

Как будто, я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он – редко, выпадет – и

стаял. А у нас, повалит, – свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит.

На улицах – сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях – вот

сколько снегу! С крыш свисает. Висит – и рухнет мягко, как мука. Ну, за

ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай – увязнешь.

Тихо у нас зимой, и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз,

визжат полозья. Зато весной, услышишь первые колеса... – вот радость!..

Наше Рождество подходит издалека, тихо. <…> мороз такой, что воздух

мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы – к Рождеству.

Обоз? Ну, будто, поезд... только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из

дальних мест. <…>

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие

елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У

нашей елки... как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной

площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу!

Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках –

будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики

ходят, аукаются в елках: “Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!..” В

самоварах, на долгих дужках, – сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше

чая. С медом, с имбирем, – душисто, сладко. Стакан – копейка. Калачик

мерзлый, стаканчик, сбитню, толстенький такой, граненый, – пальцы жжет.

На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар – клубами, как

из паровоза. Калачик – льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи

прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На

елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь – хрустнет, как стекляшка.

Морозная Россия, а... тепло!..

В Сочельник, под Рождество, – бывало, до звезды не ели. <…> Бывало,

ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат,

красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь –

звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая... <…> А какие

звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. <…>

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, –

мороз и не щиплет. Выйдешь – певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, –

так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-

тонко. <…>

На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За

мерзлым стеклышком – знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет.

Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел.

Ну, карточка... осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мерзнет. Никто

его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет.

Идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые,

рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та

давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным

двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая.

Святая. <…> Смотришь, смотришь – и думаешь: “Волсви же со звездою

путешествуют!..”

Волсви?.. Значит – мудрецы, волхвы. А, маленький, я думал – волки. Тебе

смешно? Да, добрые такие волки, – думал. Звезда ведет их, а они идут,

притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и

волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут,

поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Ты видишь, Ивушка? А

ты зажмурься... Видишь – кормушка с сеном, светлый-светлый мальчик,

ручкой манит?.. Да, и волков... всех манит. Как я хотел увидеть!.. Овцы там,

коровы, голуби взлетают по стропилам... и пастухи, склонились... и цари,

волхвы... И вот, подходят волки. Их у нас в России много!.. Смотрят, а войти

боятся. Почему боятся? А стыдно им... злые такие были. Ты спрашиваешь –

впустят? Ну, конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество!

И звезды... все звезды там, у входа, толпятся, светят... Кто, волки? Ну,

конечно, рады.

<…> В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на

замерзших окнах. За ними – звезды. Светит большая звезда над

Барминихивым садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего

года.

Вопросы:

1.Какие реалии встречаются в тексте? Каков рассказчик?

2. Какие символы Рождества названы писателем? Какие эпитеты

использованы? Как описана Рождественская звезда?

3.Каким для рассказчика является праздник Рождества Христова?

Вывод: Шмелев писал «Лето Господне» в эмигрантский период. Духовная

национальная традиция и оторванность от любимой Родины определили

образ Рождества в его цельности внутреннего смысла и внешнего выражения,

воспринятой детским сознанием. В основе рассказа – повествование об

ожидании и встрече Рождества, переданное через детское восприятие.

Доминантой является сама основная идея этого праздника – рождение Бога в

мир, его воплощения и присутствия в жизни людей. Автор стремится

показать духовный смысл праздника и его проживание душой ребенка как

явления Бога в его собственную жизнь и в жизнь мира и вселенной. Мотивы

ожидания, встречи, радости совместного проживания этой встречи

исполнены только чистой любовью ребенка к Христу, потому что с ним

связано присутствие добра в мире.

2 этап: изготовление Рождественской звезды из гофрокартона.

Слово учителя. Сейчас мы вместе сделаем главный рождественский символ

– Рождественскую звезду. Для этого из картона приготовлены шаблоны:

одинаковые тонкие полоски и круг, две звезды, заготовка для подставки.

1 группа: приклеивает полоски по диаметру круга.

2 группа: делает 2 звезды объемными, прорезав с одной стороны до середины

по линии, с другой стороны сделав перфорацию, чтобы линия сгиба была

ровной. Вторую звезду клеит сверху первой. Затем приклеивает к полоскам с

кругом.

3 группа: делает подставку в виде четырехугольного конуса. Затем клеит к

звездам.

(Группы получают заранее заготовленные шаблоны и клей - после

инструктажа приступают к изготовлению поделки).

Демонстрация поделки Рождественской звезды. «Рождество Твое, Христе

Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащие звездою

учахуся Тебе кланятися, солнцу правды, и Тебе ведете, с высоты востока,

Господи, слава Тебе» - поется в Тропаре Рождества. Рождество – свет всему

миру: оно несет в мир то самое главное, с чем Христос пришел к людям –

любовь.

Заключение. Светлый праздник Рождества… Звезды, сияющие с небес…

Ежегодное ожидание чуда. Праздник, являющийся к нам в детстве и

остающийся чудесным на всю жизнь. Праздник, который не может оставить

равнодушным и будит мысли и чувства. В стихах поэтов разных эпох мы

можем проследить, как менялось восприятие этого библейского события, но

неизменным оставалось ощущение значимости этой даты, величия

свершившегося.

Приложение 3.

1.Иван Андреевич Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»

В качестве ситуационного задания используется серия Ералаша

«С

правилами не спорят».

На

этапе

мотивации

данный

фрагмент

способствует

подведению

учащихся к формулировке темы и задач урока. В ходе изучения нового

материала

вновь

возвращаемся

к

сюжету

для

изучения

понятия

«олицетворение, мораль». Использование того же фрагмента на этапе

первичного осмысления позволяет детям применить полученные на уроке

знания.

-Почему Волк обрывает речи Ягненка репликой

«Молчи! устал я

слушать…»?

- Определите значение слова «досуг» в строке: «Досуг мне разбирать вины

твои, щенок!»

2.Иван Сергеевич Тургенев «Муму»

На этапе первичного осмысления и закрепления учащимся предлагается

следующая ситуационная задача: «Герасим по требованию барыни принес

свою собаку Муму, налил ей молока. Барыня подошла к ней, нагнулась и

хотела погладить, но собака судорожно повернула голову и оскалила зубы.

Барыня проворно отдернула руку.

-Отнести её вон! Скверная собачонка! Какая она злая!»

-Подумайте, правильно ли поступает барыня? Можно ли в данной ситуации

достичь компромисса? Правильное ли решение приняла барыня? Можно ли

было, по-вашему мнению, спасти Муму? Почему?

В ходе анализа и решения данной ситуации у детей формируется целый

комплекс УУД: личностные – оценка поступков в соответствии с жизненной

ситуацией,

развитие

культуры

моральных

норм

и

ценностей;

коммуникативные – умение вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблемы, адекватно использовать речевые средства для

аргументации своей позиции;

познавательные

– умение анализировать

ситуацию, формулировать ответы на вопросы учителя, применять ранее

полученные знания об особенностях общения со старшими.

Приложение 4.

Примеры ситуационных заданий.

Ситуации на этапе закрепления.

1)Тема урока: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Старик Ходжи – татарин считался лучшим джигитом в ауле, очень

богатым. У старика было три супруги и 8 сыновей. Потом пришли русские и

убили 7 сыновей, разграбили имение. Один сын сдался русским, а старик

после его убил собственноручно как предателя. Теперь старик – Ходжи,

молится Богу. А на всех русских он затаил ненависть. Даже ходил к Абдулу –

Марату с просьбой убить Жилина.

-Для чего введено в рассказ подробное повествование о старике и его

детях, убитых русскими, и о восьмом, которого старик джигит убил сам?

Можно ли на первый взгляд определить, это – хороший, это – плохой; это

– друг, это – враг?

2)Тема: Антон Павлович Чехов «Злоумышленник»

Этап закрепление полученных знаний.

Два человека принадлежат к разным социальным классам, к разным

сословиям. Один не понимает потребностей другого. Они на допросе как

будто говорят «на разных языках». Следователь стремится решить проблему

для нужд следствия, а Денис даёт объяснение, исходя из реальных событий,

не подозревая, что его слова могут быть восприняты следствием как

подтверждение преступления.

1. Где в рассказе видно непонимание, столкновение Григорьева и следовател

я?

(с.13: Послушай, братец… - с.14: Дураку закон не писан…

с.14: Не догляди сторож… - с.14: …тьфу! гайка!

с.16: Мне идтить?... - с.17: Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…)

2.К каким последствиям могла привести кража гайки?

(Сход поезда с рельсов;

причинение вреда здоровью людей;

недостача в учете материальных ценностей).

3.В рассказе упоминается слово «шилишпер». Что означает это слово?

(Вид рыбы)

4.Удалось ли разбогатеть Денису Григорьеву на добыче гаек? (нет).

5.На основании чего можно сделать вывод о том, что мероприятие по

отвинчиванию гаек не прибыльно?

(Из описания внешнего вида незадачливого предпринимателя)

6.Чем заканчивается рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»?

(Рассказ не имеет логического окончания)

7.Было ли смешно при чтении рассказа? Это состояние сохранилось до конца

чтения или сменилось другим?

Приложение 5.

Результаты внеурочной деятельности обучающихся.

Поиск эффективных механизмов в решении данной проблемы привёл к

необходимости включения форм творческой самореализации обучающихся

во внеурочную деятельность через организацию работы клуба «Любители

словесности» в нашей школе.

В предлагаемом опыте используются

идеи школы психолога Л.С.

Выготского, представленной, помимо его работ, работами Г. К. Селевко, О.С.

Газмана, а также и педагогов-новаторов Г.И Горской, Л.Т. Григорян, давших

этим идеям жизнь в новых формах организации внеклассной деятельности в

школе.

Достоинством данного опыта является следующее: учитель, определяя

содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей,

интересов и уровня подготовленности обучающихся, получает возможность

реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, включить

школьников в поисково-исследовательскую деятельность и, в конечном

счете, помочь им в определении своих интересов внутри профиля.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в практическом применении приемов и форм

стимуляции

творчества

и

выявлении

успешности

внеурочной

деятельности на личность обучающегося, его социальный опыт.

. Организация работы секций

Работа клуба начала строиться с организации секций по интересующим

учащихся проблемам: «Точка, точка, запятая…», (вопросы синтаксиса и

пунктуации), «Из истории слов и выражений», «Русская фразеология»,

«Говори правильно!» В данные секции входит определенная группа детей.

Формирование

секций

в

практике

клуба

приобрело

новые

черты:

обмениваются опытом собирания материала, демонстрируют отобранный

материал,

обсуждают

лингвистические

вопросы.

В

соответствии

с

названиями секций проводятся заседания клуба, которые обозначены в плане

работы.

План работы избранного клуба на учебный год с учётом возрастных

особенностей,

потенциальных

возможностей

и

пожеланий

учащихся,

поэтому в его составлении участвуют сами обучающиеся

.

Наш клуб имеет свой Устав, выработанный самими обучающимися.

Формой отчетности работы секций является выпуск устного журнала «Я

знаю силу слов!», который проводится раз в четверть. В подготовке и

выпуске журнала учащиеся принимают добровольное участие. Руководит

журналом организационное ядро – редактор, секретарь, руководители

отделов, художники. Сотрудники журнала могут меняться, что позволяет их

включить в живое соревнование, проявить инициативу, организаторские и

другие способности. После очередного выпуска журнала корреспонденты

выпускают

стенную

газету,

куда

частично

помещают

материал

лингвистического журнала, а также и другие материалы, подобранные

самими членами клуба. Редколлегия журнала совместно с корреспондентами

отделов, составляет план работы каждого отдела

Следует отметить, что представление каждого номера журнала проходит

перед обучающимися других классов. Таким образом, развивается опыт

взаимодействия в социуме, самостоятельного общественного действия,

сотрудничества.

1.

Формы отчетности работы клуба.

Не менее важной формой работы клуба является выпуск журнала в сети

интернет. Данная форма организует информационную поддержку учащихся,

позволяет познакомить других учащихся с явлениями русского языка, так как

журнал имеет выход на сайте школы

Не менее важными в нашей деятельности стали и такие формы

организации внеурочной деятельности, как грамматические игры, экскурсии,

путешествия, проекты.

Важнейшим приемом стимуляции творческой деятельности является

проведение предметных недель, проведение которых предполагается 1 раз в

полгода. Так, клубом любителей словесности в рамках двух 5-6 классов

были

проведены

недели

этимологии

и

фольклора.

Недели

носили

тематический характер. Так, например, такое содержание предполагала

неделя этимологии.

Одной из главных целей проведения Недели стало

расширение и углубление знаний обучающихся, формирование основ

лингвистической компетенции. Достижению этой цели способствовали

следующие мероприятия: презентация лингвистических заметок, защита

этимологических исследований, интеллектуальные игры «Почему мы так

говорим?» В ходе их подготовки и проведения учащимися была изучена

обширная литература по вопросу, книги Н.М. Шанского, В.В. Волиной, Ю.В.

Откупщикова, Э.А. Вартаняна и др. С помощью научно - популярной

литературы ребята объяснили многие лингвистические термины, получили

толкование разных по сфере употребления групп слов, было воссоздано

родословное

древо

языков

индоевропейской

группы,

ученики

имели

возможность познакомиться с жизнью и деятельностью ученых - лингвистов,

создателей этимологических словарей. Вторая не менее важная цель

заключалась в выявлении и поддержке детей, интересующихся данной

проблемой,

а

также

поддержка

и

воспитание

веры

в

свои

силы

слабоуспевающих учащихся по русскому языку и литературе.

Одним из способов реализации творческих способностей является

проведением клуба Акций о необходимости бороться за культуру речи, за

чистоту русского языка. Этой деятельностью занималась секция «Говори

правильно!». В ее задачи входило выпустить определенной количество

листовок о культуре речи и выступить с ними перед обучающимися других

классов.

Обращение во внеклассной работе к использованию компьютерных,

мультимедийных технологий

в качестве средства обучения – это путь

интенсификации учебного процесса, возможность его оптимизации, средство

повышения интереса учащихся к обучению, средство повышения их

языковой компетенции. Так, мы с членами клуба мы организовали съемку

видеороликов на тему « Мы за чистоту русского языка литературы»

2.

Рефлексивные ситуации.

Полученный

детьми

опыт

работы

в

клубе

осмысляется

и

рефлексируется. Для этого я создаю такие рефлексивные ситуации.

Одна из них – графический организатор «Гроздь». Он приемлем на

стадии рефлексии, когда члены клуба ещё раз пересматривают, осмысливают

то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи. Это

обсуждение учит школьников: анализировать свои проблемы и затруднения;

адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к

порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их;

передавать свои чувства и быть открытыми для других. Какие вопросы

наиболее применимы?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие способности наиболее тобой реализовались в деятельности??

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент ты чувствовал себя особенно успешным?

Какие способы и приемы работы ты использовал? (составлял таблицу,

рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

Результативность деятельности

Промежуточные итоги свидетельствуют о положительных результатах:

- исследования уровня учебных достижений показывают положительную

динамику по следующим показателям:

1) доля самостоятельности в выполнении творческих работ;

2) использование различных способов поиска, сбора, обработки

информации;

3) распределение функций и ролей в совместной деятельности;

4) владение навыками смыслового чтения;

5) изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

- деятельность членов клуба способствовала повышению результатов

качества успеваемости по русскому языку и литературе

Результаты успеваемости обучаемости за три года

Год

Классы

Качество знаний

Успеваемость

Русский

язык

Литература

Русский

язык

Литература

2017-2019

5

46%

48%

100%

100%

2019-2020

6

50 %

54%

100 %

100%

- в 2017 году проведено городское открытое мероприятие «Заседание

клуба

любителей

словесности»,

которое

получило

высокую

оценку

городских экспертов;

- рост позитивного отношения был выявлен в результате изучения мнения

участников клуба «Любители словесности» об отношении к деятельности,

где проявилась успешность в активном сотрудничестве, в опыте социального

взаимодействия, в умении выступать публично, предъявлять продукт своей

деятельности, в самостоятельном составлении викторин, грамматических

игр, творческих заданий;

- члены клуба вошли в число призеров предметных олимпиад, творческих

конкурсов;

-

к работе клуба приобщились обучающиеся из 5-6 классов, что

выразилось в желании составлять литературные викторины и игры, создавать

литературные газеты, оказывать помощь в проведении устных журналов и

лингвистических игр;

Таким образом, результаты работы по теме свидетельствуют о том, что

создаются

необходимые

условия

для

самореализации

личности

обучающегося через внеурочную деятельность, что система работы в данном

направлении оправдывает себя.

Приложение 6.

Конструктор задач

( Л.С. Илюшин)

[3]

Ознакомле

ние

Понимание

Применени

е

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите

основные

части…

8.Объясните

причины того,

что…

15.

Изобразите

информаци

ю о…

графически

22.Раскройте

особенности

29.Предложит

е новый

(иной)

вариант…

36.Ранжиру

йте… и

обоснуйте

2.Сгруппир

уйте вместе

все…

9.Обрисуйте в

общих чертах

шаги,

необходимые

для того,

чтобы…

16.Предлож

ите способ,

позволяющ

ий…

23.Проанализ

ируйте

структуру…

с точки

зрения…

30.Разработай

те план,

позволяющий

(препятствую

щий)…

37.Определ

ите, какое

из решений

является

оптимальн

ым для…

3.Составьте

список

понятий,

касающихся

10.Покажите

связи,

которые, на

ваш взгляд,

существуют

между…

17.

Сделайте

эскиз

рисунка

(схемы),

который

показывает

24.Составьте

перечень

основных

свойств…,

характеризую

щих… с

точки

зрения…

31.Найдите

необычный

способ,

позволяющий

38.Оцените

значимость

для...

4.Располож

ите в

определённ

ом

порядке…

11.Постройте

прогноз

развития…

18.Сравните

… и…, а

затем

обоснуйте

25.Постройте

классификац

ию… на

основании…

32.Придумайт

е игру,

которая…

39.Определ

ите

возможные

критерии

оценки…

5.Изложите

в форме

текста…

12.Прокоммен

тируйте

положение о

том, что…

19.Проведит

е

(разработай

те)

эксперимен

т,

подтвержда

ющий,

что…

26.Найдите в

тексте

(модели,

схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложит

е новую

(свою)

классификаци

ю…

40.Выскаж

ите

критически

е

суждения

о…

6.Вспомнит

е и

напишите…

13.Изложите

иначе

(переформули

руйте) идею о

том, что…

20.Проведит

е

презентаци

ю…

27.Сравните

точки

зрения… и …

на…

34.Напишите

возможный

(наиболее

вероятный)

сценарий

развития…

41.Оцените

возможнос

ти…

для…

7.

Прочитайте

самостоятел

ьно…

14. Приведите

пример

того,

что (как, где)

21.

Рассчитайте

на

основании

данных о…

28. Выявите

принципы,

лежащие в

основе…

35. Изложите

в форме…

своё мнение

(понимание)

42.

Проведите

экспертизу

состояния



В раздел образования