Напоминание

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «На просторах Белгородской области» с использованием культурно-смыслового контекста «Путешествие по карте»


Автор: Грищенко Екатерина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка»
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД в подготовительной к школе группе «На просторах Белгородской области» с использованием культурно-смыслового контекста «Путешествие по карте»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в подготовительной к школе группе

«На просторах Белгородской области»

с использованием культурно-смыслового контекста

«Путешествие по карте»

Цель:

Расширение представлений детей о

видовом разнообразии

животных и растений различных зон Белгородской области

Задачи:

1.

Знакомить детей с ландшафтом Белгородской области

2.

Закреплять знания детей о местах обитания животных и растений

3.

Формировать умение составлять маршрут путешествия.

4.

Развивать интерес к географическим маршрутам, к жизни животного и

растительного мира Белгородской области

5.

Воспитывать бережное отношение к представителям животного и

растительного мира Белгородской области.

Предварительная работа: Беседа «Наша страна», «Наша область»,

чтения повести А. Гайдара «Чук и Гек», повести в стихах С. Маршака

«Веселое путешествие от “А” до “Я”», дидактические игры «дикие и

домашние животные», «Обитатели лесов» , «Кто живет на лугу», «Под

водами рек», «Лекарственные растения»

Оборудование:

Демонстрационный материал: карта «Белгородская область», еловые

ветки и шишки, ароматизированные свечи «Ель», макеты «Лес», «Хозяйский

двор», фотографии лекарственных растений.

Раздаточный материал:

Карты с нужным маршрутом на

стол,

изображения животных и растений, характерных для данной зоны, флажки

для закрепления картинок, черный фломастер.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу начать занятия с

прочтения одного стихотворения, послушав его, вы поймете, чем мы сегодня

с вами займемся. ( воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Я.

Маршака "Веселое путешествие от А до Я")

Вы уже догадались, что нас сегодня ждет? (путешествие). Да, мы

сегодня с вами превратимся в путешественников, но это будет не просто

путешествие, а настоящая научная экспедиция. Куда можно отправиться

путешествовать? ( в другие страны, в Африку, в другой город).

Правильно. (Показывает карту России). Ребята, что это такое? (карта,

карта России). А что такое карта и зачем она нужна? ( Это изображение мира,

где написаны страны, города реки; Карта нужна, чтобы не заблудиться,

чтобы знать, где какая страна находится).

Правильно, ребята, вы знаете, что наша страна очень велика. Обведите

контур России на ваших картах. В России есть много областей. Вы знаете,

как называется наша область? (Белгородская). Верно, обведите нашу область.

И сегодня мы отправимся в путешествие именно по Белгородской области, а

по пути будем исследовать животных и растений, которые встретятся нам.

Основная часть

Воспитатель: Для нашего путешествия я выбрала маршрут от Города

Белгорода до Старого Оскола. Ребята, найдите эти города у вас на картах и

обозначьте их флажками. ( Воспитатель обозначает города на большой

карте).

Посмотрите, на нашем пути встречаются разные цвета, что они

обозначают ( леса, реки, поля). Правильно, на пути нам попадутся разные

места, на чем же нам тогда нужно ехать? ( на машине, на лодке, на корабле,

на самолете). Сначала мы отправимся на машине, садитесь всем по местам, а

свое путешествие мы начнем с города Белгорода и поедем в строну Корочи,

проложите путь. Маша, выйди и проложи путь от Белгорода до Корочи на

большой карте. Какое село нам встретилось на пути ? (с. Ушаковка). Что

рядом с ним за цвет на карте? (зеленый). А что это может означать? ( мы

рядом с лесом).

Да ребята, мы подъехали с вами к одному из самых крупных лесов

Белгородской области. Чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по

кочкам любой формы, кроме круга.

(Дети прыгают по кочкам разных

геометрических форм, пропуская круги). В группе разложены шишки и

еловые ветки. Пахнет хвоей.

Ребята, как называют зверей, которые живут в лесу? (дикие). (Педагог

обращает внимание детей на макет леса). Каких диких зверей вы знаете?

(медведь, лиса, волк, заяц, олень). В этом лесу медведи и волки не водятся,

вот кто водится, отгадайте

Ищет желуди повсюду,

Роет землю пятаком.

Он опасен, знают всюду

Лес его надежный дом (кабан)

Воспитатель: Правильно, прикрепите фотографию кабана к вашим

картам (один ребенок прикрепляет фотографию кабана к большой карте)

У нее весь мех пушистый

Хвост красивый, золотистый

В теплой норочке живет

И охоту там ведет (лиса) ( прикрепляют фотографию)

Травку щиплет целый день

Стройный, наш лесной (олень) ( прикрепляют фотографию)

Серый столбик встал в лесу,

Боится волка и лесу. ( прикрепляют фотографию)

Дидактическая игра «Кто где живет»

Воспитатель: Ребята, проведите линии от животного к его дому.

Света, где живет лиса? (в норе), Саша, где живет белка? (в дупле),

Дима, где дом кукушки? ( гнездо), Максим, где дом дятла? (дупло).

Дополните нашу карту этими животными.

А какие же растения мы обозначим на нашей карте? Давайте

приблизим изображение леса и посмотрим, что там растет? ( ель, шиповник,

кустарники). ( дети прикрепляют изображения на свои карты и на общую

карту).

Воспитатель: Наша экспедиция продолжается. А вы хотите посмотреть,

как живут люди в селах Белгородской области? Тогда нам в село Скородное.

Отметьте его у себя флажком и проложите путь. Смотрите, мы пришли к

дому. Давайте постучимся (раздается стук). На экране появляется дедушка.

Воспитатель: Ребята, здесь живет дедушка Еремей, и он покажет нам

свое хозяйство.

(Воспитатель демонстрирует макет сельскохозяйского

двора).

Посмотрите, кто живет на дворе у дедушки? ( корова, коза, кролик,

кошка, собака, свинья, лошадь).

Ребята,

а

как

называют

зверей,

которые

живут с

человеком?

(домашние). А чем помогают эти звери человеку? ( дают молоко, мясо).

Игра «Найди пару»

Ребята, посмотрите, на фланелеграфе в первом ряду разложены

животные, на столе у вас разложены картинки на которых изображено, какую

пользу приносят человеку животные, возьмите свою картинку и прикрепите к

нужному животному.

Молодцы, ребята. Не забудьте отметить всех животных в своих картах.

Посмотрите внимательно, а какие деревья здесь растут? ( Яблоня, груша,

слива, вишня). Обозначьте их на своих картах.

Вика, рассели животных на большой карте, Миша, а ты расставь

растения.

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох)

Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)

Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)

Приседанье сделал справно, (Приседания)

Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)

Поскорее в воду — плюх! (Присели)

Воспитатель:

Ребята, проложите на своих картах путь от села

Скородное до светло-зеленого цвета на карте. (Раздаются звуки сверчка).

Ребята, слышите, куда это мы вышли ( к полю, на луг). Да, мы

оказались на лугу. Ребята, а каких животных мы можем встретить на лугу?

(кузнечик, бабочка, гусеница, ящерица, паук). А какими растениям богат луг?

(ромашка, мать-и-мачеха, клевер, зверобой, лапухи).

Игра «Найди лекарственное растение»

Воспитатель: Ребята, у вас на столах фотографии с лекарственными

растениями, я буду говорить название, а вы поднимать фотографию с

нужным растением и прикреплять его на карту (ромашка, чебрец, зверобой,

клевер)

Дидактическая игра «Прыгает, ползает, летает»

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что на лугу живет много животных, в

основном, это насекомые, но не только. Перед вам картинки животных,

разложите их по группам: те, кто прыгает, кто ползает, кто летает.

Соня, каких животных ты отнесла к прыгающим? ( кузнечик),

прикрепи его на нашу карту. Ребята, а вы на свои. Юра, кто же на лугу

ползает? ( паук, ящерица, гусеница), ( прикрепляет на общую карту), Катя, а

кто же летает на лугу? ( бабочка, жук, стрекоза).

Молодцы ребята!

Смотрите, мы почти прошли наш маршрут, какой у нас город

виднеется? (Старый оскол). Но посмотрите, какой цвет на карте? (синий), что

это значит? ( мы подошли к реке), да эта река называется «Оскол», как нам ее

переплыть? ( на лодке). Садимся в лодку. Ребята, а как называются

животные, которые живут в реке? (рыбы).

Проблемная ситуация « Уплывшие рыбы»

Воспитатель: Ребята, рыбы из этой реки перепутали свой дом и

заблудились. Я вам буду показывать рыбку, а вы скажите, может она жить в

этой реке или нет. ( воспитатель демонстрирует изображение окуня, ската,

щуки, акулы, судака, карпа). Возьмите изображения животных и прикрепите

на свои карты. Коля, рассели рыб на нашей карте.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой. Возвращаться мы

по тому же маршруту, но чтобы было быстрее, полетим на вертолетах.

(раздается звук вертолета). Пока мы летим над нашей областью, давайте

вспомним, откуда мы выехали? (из Белгорода), где оказали сначала? ( в лесу),

какие животные живут в этом лесу? ( кабан, лиса, заяц), что там растет? (ели,

шиповник), к кому в гости заглянули ? ( к дедушке Еремею ), кто у него

живет во дворе? ( кошка, корова, гуси, куры), а что растет в селе? ( яблоня,

слива), где были потом ? ( на лугу), кого видели? (ящерицу, бабочку,

кузнечика), какие лекарственные растения есть н лугу? (ромашка, чебрец),

куда мы приплыли в самом конце? ( в Старый Оскол). На берегах какой реки

он находится (Оскол). Какие рыбы здесь водятся? ( щука, карп, судак). Вам

понравилось наше путешествие? Оно не последнее, на нашей карте еще

много не заполненных мест, мы обязательно еще куда-нибудь полетим.



В раздел образования