Автор: Поддуева Галина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №89
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: краткосрочный проект в первой младшей группе "Песочные фантазии"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Песочные фантазии»
Паспорт проекта
Вид проекта: естественно-научный.
Сроки проведения проекта:
с 20 апреля 2020 года по 24 апреля 2020 года.
Участники проекта:
Дети первой младшей группы, педагоги.
Проблема:
• необходимость формирования знаний и представлений у детей первой
младшей о свойствах песка;
• осознание детьми значения песка в жизни людей и для здоровья.
Актуальность:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Б. Заходер
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать
человека своей податливостью, способностью принимать любые формы:
быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно
бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском
берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Создавая сам свой мир на песке,ребенок чувствует себя волшебником: он
не боится что-то менять, ломать старое или строить новое.А вы можете быть
уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у
ребенка покой и гармония.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому,
взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих
занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения
ошибок, от которых, не застрахован никто.В работе с песком все проще: если
сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют
осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить
тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки,
игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок
полностью погружается в игру.
Цель проекта:
Формирование у детей комплекса знаний о происхождении, видах и
свойствах песка, где используют песок, как появляется цветной песок.
Задачи проекта:
• Расширить знания в доступной и интересной форме, познать свойства и
качества природных материалов.
• Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику.
• Развить художественные способности, фантазию, образное мышление.
• Развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать у
каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения,
стремления к активной деятельности.
Принципы реализации проекта:
• принцип креативности, позволяющий формировать новые знания,
умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
•принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о
его здоровье и безопасности;
• сочетание научности и доступности материала;
• наглядность;
• принцип системно-организованного подхода, который предполагает
скоординированную работу всех специалистов ДОУ.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Ожидаемый результат:
• способствует развитию познавательных способностей, тактильной
чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
• личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных
особенностей;
• формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со
сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса
воспитания;
• совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует
развитию сюжетно-ролевой игры;
• приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора
исследовательской-творческой деятельности, оценки и самооценки
полученных результатов.
Содержание проекта:
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач
исследовательской работы.
Однажды на занятии мы рисовали на цветном песке. Нам это очень
понравилось. Особенно нас удивил цветной песок, ведь до этого мы играли
только в светлый песок на пляже и в песочнице.У нас возникли вопросы:
Что такое песок? Из чего он состоит? Какие существуют виды песка?
Сможем ли мы сами сделать песок цветным? Где и как люди могут
использовать песок, учитывая его свойства? Мы стали спрашивать об этом у
взрослых, так появилась тема нашего исследования «Песочные фантазии».
В соответствие с проблемой исследования вместе с руководителем были
поставлены задачи дальнейшего исследования:
1. Узнать как можно больше о происхождении, видах и свойствах песка.
2. Выяснить где и как люди могут использовать песок, учитывая его
свойства?
3. Узнать как можно рисовать картины из песка.
4. Выяснить какие картины и скульптуры и сувениры из песка бывают.
5. Изготовить песочные часы.
2 этап. Беседа, изучение литературы, поиск информации в библиотеке,
опыты и эксперименты.
В библиотеке из энциклопедий мы узнали, много интересного и нового о
песке. Нам очень захотелось провести самим опыты с песком. Мы
рассматривали его в микроскоп, под лупой. Мокрый песок красили в разный
цвет гуашью. У нас получилось много цветного песка и мы рисовали им
картины.
Песок можно использовать для измерения интервалов времени!
Так мы решили сделать свои песочные часы. А для чего могут
понадобиться в наше время песочные часы? Например, песочные часы
нужны детям во время чистки зубов. Каждый ребенок знает, что зубы надо
чистить 3 минуты, но не каждый может представить, сколько это - 3 минуты.
Имея перед глазами песочные часы можно наглядно увидеть, как это самое
время идет и когда именно надо заканчивать работу.
Мы узнали, как можно просто и быстро очистить грязную воду. Для этого
мы сделали фильтр для воды из песка и понаблюдали, как происходит
процесс очищения. Я подумала, может быть, в нашем фильтре песок и не
нужен, достаточно пропустить воду через плотную ткань? Мы решили это
проверить. Вода, проходя через ткань, становилась заметно чище, но
очищенная с помощью песка была гораздо чище.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.
В результате опытов, наблюдений мы много узнали о песке, о его видах,
свойствах, его значении в природе. Взрослые используют песок в
строительстве, промышленности, в хозяйстве. Песок, словно чародей,
завораживает, притягивает, удивляет и радует детей. С песком они могут
играть, творить, экспериментировать. И все это благодаря свойствам песка. В
конце исследования мы сделали вывод,который подтвердил наше
предположение: песок обладает удивительными свойствами, поэтому он
притягивает к себе и взрослых и детей.
Детское экспериментирование:
1. Рассматривание песка под микроскопом и лупой.
2. Сравнение разного вида песка (речной, карьерный, морской).
3. Окрашивание песка гуашью в разные цвета.
4. Изготовление фильтров для очистки воды.
Деятельность детей:
• Рисование цветным песком «День Победы!».
• Изготовление песочных часов.
Продукты проекта:
1. Выставка детских работ (рисунков).
2. Рассматривание песочных часов.
Литература.
1. Жителева С. С. «Песочная терапия». Ребенок в детском саду. 2006.
№4,№6.
2. Некрасова Е. «Играем с песком, водой, глиной». Дошкольное
воспитание
3. Стулова Г. «Огромный мир в зерне песка». Дошкольное образование.
4. Гордеева Н. «Чудеса песочной страны». Дошкольное воспитание,
2011. №4