Автор: Иванова Венера Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: поселок Урмары, Урмарский раойн
Наименование материала: Конспект НОД по обучению грамоте
Тема: "Научим дружить"
Раздел: дошкольное образование
Цель: Упражнять в проведении звукового анализа слова, определении
основных качественных характеристик звуков в слове (гласный – согласный),
места звука в слове.
Задачи:
Обучающая задача: Освоение умения осуществлять звуковой анализ
простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, отличать
гласные звуки от согласных, определять мягкие и твердые согласные звуки;
подбирать слова с заданным количеством звуков;
Определять количество и последовательность слов в предложении;
Развивающая задача:
Развивать
внимание,
умение
замечать
и
исправлять ошибки при ответах у сверстников;
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к письменным формам
речи.
Словарная работа:
«звук», «гласный звук», «согласный звук».
«предложение».
Интеграция
образовательных
областей:
«Социально
–
коммуникативное развитие». «Познавательное развитие», «Художественно –
эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материал и оборудование: игрушки – Кот, Мышка; рабочая тетрадь с
нарисованной схемой звукового анализа слова, цветные карандаши; картинки
- карточки с изображенными предметами ( трехзвуковые слова + один
рисунок с 4-мя и более звуками – по выбору воспитателя);
Предшествующая работа:
1.Изучение методической литературы:
«Детство:
примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования»/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева (и др.).-
СПб.; ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2016.-352с.
Драгунова О.В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника».-
Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995.-232с.
Ельцова О.М. «Основные направления и содержание работы по
подготовке
детей
к
обучению
грамоте».-
СПб.
:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 320с.
Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение
дошкольников грамоте».- М.: Школьная Пресса, 2002.- 144с.
2. Изготовление материала, подготовка слайдов;
3. Проведение словесных и дидактических игр «Доскажи словечко»,
«Отгадай загадку», «Живые слова», «Четвертый лишний»;
4.Работа в тетрадях: звуковой анализ слова, предложения;
Методы и методические приемы:
Вводная часть: 1.Сюрпризный момент: «Угадай, кто к нам пришел»
2. Словесная игра «Отгадай загадку»
3 Игровая мотивация: «Познакомим гостей со звуками русского языка»
Основная часть: 4. Игра «Знакомьтесь, это я» (физкультпауза);
5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
6.Составление звукового анализа слова «Придумай и раскрась».
7. Подвижная игра «Живые слова».
Заключительная часть: 8.Обобщение. Итог.
Ход ООД: Организационный момент – дети сидят полукругом. Игрушки –
гости – прикрытые платочком, сидят на стуле напротив детей. На столах у
детей предметные картинки – трехзвуковые слова (по выбору воспитателя).
Вводная часть: Ой, ребята, кто это здесь? Прикрылся, сидит. Кто бы это мог
быть, как вы думаете? (предположения детей). Тут и письмецо лежит.
Почитаем? (открываю, удивляясь, читаю) «Здравствуйте, дорогие ребята.
Нам очень хочется учиться. Но мы не знаем, где можно научиться читать,
писать, а еще очень хочется научиться дружить. А чтобы вы догадались: кто
мы, мы предлагаем вам отгадать наши загадки. Их нам наша бабушка дала.
Ваши…». А вот и загадки (достаю маленькие открытки). Почитаем, ребята,
отгадаем? Вы готовы? Тогда слушайте.
Словесная игра « Отгадай загадку».
1.
Отворилась тихо дверь –
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой (кот).
2.
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна,
В норке прячется она (мышь).
-Посмотрим? Правильно ли мы отгадали? (открываю платочек, а там сидят
кот и мышка). Ребята, а ничего удивительного вы не замечаете? (ответы
детей). И все – таки смотрите внимательнее, разве так бывает – кот вместе с
мышкой сидят! ( гости здороваются с детьми и просят их не прогонять).
-Гости дорогие, будьте как дома. Присаживайтесь, пожалуйста (дети подают
стульчики). О чем же нас просили, наши гости? ( Ответы детей. Если
затрудняются , можно прочитать письмо еще раз). Да, верно, они нас просили
научить читать, писать и главное, научить дружить! Научим? Постараемся?
Тогда, вперед!
Основная часть:
-Чтобы научиться читать и писать, нам сначала нужно научиться слышать
звуки. Верно? Мы также знаем, что звуков вокруг нас очень много. Можете
назвать нашим друзьям, какие звуки вы каждый день слышите? (ответы
детей: шум улицы, автомашин, музыка, шелест листьев, шум ветра и т.д.) Все
правильно. А если я скажу слово, вы опять услышите его, то есть слышите
звуки. Например: слово «дом». Какие звуки в слове вы слышите? Правильно.
Первый звук в слове (д) , второй – (о) , ну а последний, третий звук в слове -
(м) звук (слово проговаривается протяжно, каждый раз выделяя тот звук,
который дети должны определить).
-Пришла пора поиграть. Встали все в круг, взялись за руки, гостей посадим в
середину круга на стульчик и слушаем меня внимательно. Игра называется
«Знакомьтесь, это я». Начнем с меня. Меня зовут Маша. Первый звук моего
имени (м) (каждый ребенок аналогично представляет себя). Так как наши
гости не умеют называть себя, мы им поможем. Правда? (звуковой анализ
слов: кот, мышь). А сколько звуков в этих словах? Давайте назовем их. В
слове «кот» - три звука: (к), (о), (т); а в слове «мышь»? Тоже три звука (м),
(ы), (шь) (ответы хоровые и индивидуальные). Вот мы и познакомились. А
мы все знаем, что дружба начинается со знакомства. Сейчас мы все сядем на
свои места и рассмотрим картинки, которые лежат на ваших столах (даю
паузу, чтобы дети сели, рассмотрели картинку и успокоились).
- Игра называется «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно на свои
карточки: как вы думаете, почему игру назвали так, разве может быть там
что-то лишнее? (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, то
применяю подсказку: что нарисовано, сколько звуков в данном слове, а
сколько же звуков в остальных словах? В итоге
четвертый лишний:
рисунок, в названии которого 4 и более звуков). Все слова, которые мы
сейчас с вами назвали, состоят из скольких звуков? Правильно, из трех
звуков. Сейчас нам Коля назовет свое слово из трех звуков. Не забудьте, надо
назвать первый, второй и третий звуки слова и сказать, который из них
гласный звук.
Что это за звуки – гласные? Правильно, это звуки, которые мы можем петь, и
нам не мешают при этом ни язык, ни зубы, ни губы. Например: (ооо; аааа)
(спрашиваю индивидуально у 3-4 детей; остальные дети проверяют ответы
сверстников).
-Молодцы! С заданием справились и гости заулыбались. Посмотрите на их
лица, довольные, они рады, что таких хороших детей они встретили!
-Ну а мы продолжаем нашу игру дальше. Откройте все свои тетради.
Открыли? Посмотрите, что нового вы там видите? Да, кружочки. И они у вас
разные: у кого – то синие, а у кого – то зеленые. А всего их сколько?
Правильно, три. Так что же это такое? (Ответы детей. Если не смогут
ответить, помогает воспитатель). Да, это схемы слов и не просто схемы, а
звуковой анализ слова. Если кружочков три, то значит в данном слове звуков
всего три, не больше, и не меньше. А вот что обозначает синий круг?
Конечно, это согласный звук, и не просто согласный, а твердый согласный
звук. Например: сссом, ссани, сслон. Ну а зеленый круг – это мягкий
согласный звук: мммел, ммиска. Вспомнили? И в слове обязательно есть
гласный звук, его мы обозначаем красным цветом. Правильно? И вот перед
вами задача непростая. Вам надо придумать слово из трех звуков: у кого – то
оно начинается с мягкой согласной, у кого – то с твердой согласной, но
обязательно в слове один гласный звук. Подумайте. И не только придумать,
но и закрасить остальные два звука. Если кто – то затруднится, поднимите
руку, я к вам подойду (сначала дети называют слова, затем закрашивают).
Давайте покажем выполненные задания нашим гостям. Что скажут они? (от
имени персонажей говорит воспитатель и положительно отзывается о
работах). Гости оценили вашу работу. А я свою оценку скажу после игры.
-Есть еще одна интересная игра. Мы с вами уже играли и называется она
«Живые слова». Почему живые, потому что в этой игре слово – это ребенок и
он будет двигаться: шагать, бегать. Вспомнили? Сегодня нам нужны будут
трое. Кто желает? (по желанию детей выбираются три ребенка). А слова
сегодня такие: «одевать», «мальчик», «рубашка». Таня, ты слово «одевать».
Напомним, что слова могут меняться. Например: «девочка», это может быть
«девочки», «девочке», «девочку», то есть меняется окончание (еще раз с
интонацией повторяю эти слова). Таня, ты какое слово? (воспитатель дает
установку на то, чтобы каждый ребенок запомнил свое слово и не забывал.
Каждый ребенок
повторяет и запоминает свое слово). А теперь самое
простое. Вам нужно из этих слов составить предложение. Что мы
составляем? (слово «предложение» повторяется хором и 2-3 детьми
индивидуально). Важно запомнить, что в предложении каждое слово
занимает свое место. Пока играет бубен «слова» двигаются, а как только
бубен перестает играть, вам надо встать так, чтобы получилось правильно
построенное
предложение
(дается
образец
предложения,
если
дети
затрудняются. Предложения «читают» и индивидуально, и хором после того,
как его прочитают сами дети - «слова». Игра повторяется 2-3 раза).
Заключительная часть: Вот и подошло к концу наше с вами время. И гости,
наверное, тоже устали немножко: ведь все, что они сегодня слышали, видели
было для них новое, незнакомое. Ну а мы надеемся, что они к нам еще
придут. Да, ребята? Ведь читать и писать – это очень сложное дело, и его
долго надо учить, а вот дружить – подружились мы уже сегодня. Все задания
выполняли вместе, дружно, и ни разу не поссорились. Правда, мальчики и
девочки? И гостей мы с вами, может, пригласим на прогулку? Приглашаем
вас, гости дорогие, с нами на улицу, поиграть.
-А перед этим хочу сказать, что с заданиями справились сегодня в основном
все. Кому-то было труднее, кому-то легче. Какие задания на ваш взгляд было
труднее всех выполнить? (ответы детей). А какое оказалось для вас самым
легким? (ответы детей). Значит, есть еще над чем поработать. Согласны?
(Далее выделяю самых внимательных, детей, которые были очень активными
при ответах. А тем, кто воздержался от ответов, пожелание быть более
активными, внимательными).