Автор: Фаткуллина Лилия Жаудятовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях общеобразовательной школы
Раздел: среднее образование
Социально-педагогическое сопровождение детей группы рис-
ка в условиях общеобразовательной школы
Автор Фаткуллина Лилия Жаудятовна
Должность социальный педагог
Место работы МБОУ СОШ №3 г. Сургута
ХМАО-ЮГРА г. Сургут 2020 г.
Содержание
Введение
3
1 Характеристика детей «группы риска»
4
2 Классификация детей «группы риска»
6
3 Социально-педагогическое сопровождение
12
4 Анализ работы МБОУ СОШ №3 по социально -педагогическому
сопровождению детей «группы риска»
14
Заключение
16
Список использованной литературы
17
Приложение
18
2
Введение
Дети, приходящие в наш мир, постоянно подвергаются различного рода
рискам.
Причин
воздействия
на
ребенка
множество,
и
это
связано
с
многообразием современного мира. Развивающаяся личность ребенка не всегда
может противостоять натиску современных взрослых угроз. В этом случае мы
говорим о том, что поведение детей приобретает отрицательную направленность.
Появляются причины для антиобщественного поведения. Если ничего не делать,
отступиться, то очень скоро такие дети попадут в группу риска
1
Во многом профилактика детских отрицательных поступков связана с
условиями взрослых. Очень важно не упустить, не оставить ребенка наедине со
своими проблемами. Помочь даже там, где, на первый взгляд, кажется, помощь
уже опоздала. Работа с израненной душой ребенка – особая, она требует
максимум осторожности, тактичности, уважения.
Цель работы: изучить специфику социально-педагогического сопровождения
детей «группы риска» в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения де-
тей «группы риска».
Предмет исследования: технологии социально-педагогического сопровождения
детей «группы риска».
Задачи:
1.
Рассмотреть понятие «дети «группы риска».
2.
Рассмотреть основные характеристики детей «группы риска».
3.
Изучить сущность социально-педагогического сопровождения.
4.
Раскрыть технологии социально-педагогического сопровождения детей
«группы риска» в общеобразовательной школе.
1. Характеристика детей «группы риска»
1
Петрова. Л.И. «Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети».,стр3.
3
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных
отраслей научного знания, и имеет междисциплинарный характер изучения,
обуславливающийся
сложностью
и
многогранностью
этого
явления.
В
психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят
тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной
адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализация в
целом. Понятие «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей:
1.
дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-
патологической характеристики;
2.
дети оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3.
дети из неблагополучных асоциальных семей;
4.
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-
психологической поддержке;
5.
дети
с
проявлениями
социальной
и
психолого-педагогической
дезадаптации.
2
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под
воздействием
объективных
нежелательных
факторов,
которые
могут
срабатывать или не срабатывать. Этой категории детей требуется особое
внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования
неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития
детей.
В переводе с испано-португальского «риск» означает «подводная скала». В
толковом русском словаре – « действие наудачу, в надежде на счастливый
исход». В этом случае можно получить как положительные результаты своих
действий, так и отрицательные. Риск – это прежде всего ситуация
неопределенности, которая к тому же может иметь неблагоприятные
последствия.
Поэтому,
когда
говорят
о
детях
«группы
риска»
,
подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных
факторов.
Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие
наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков:
1.
социально-экономические факторы;
2.
медико-социальные факторы;
3.
социально-демографические;
4.
социально-психологические факторы.
В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей,
которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или
2
Мураткина Д.Е. «Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке» /Педагоги-
ка. Психология, Социальная работа, Ювенология, Социокинетика №4, стр 169
4
иной степени выраженности. Не сама причина является риском, а то, что
следует из этой причины. Наибольшему риску могут подвергаться дети из
неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории
группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно
выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.
Большинство детей попадает в «группу риска» в подростковом возрасте.
Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо
знать их психологические особенности. Подростковый возраст - это возраст
очень
быстрых
качественных
изменений.
Подростки
«группы
риска»
характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающим людьми,
поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других,
сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от
переживания вседозволенности до ущербности), усугубление трудности в
овладении
учебных
материалов,
проявлениями
грубого
нарушения
дисциплины (бродяжничество, воровство). В отношениях со взрослыми у них
проявляются переживание своей ненужности, утраты своей ценности и
ценности другого человека.
Для того, чтобы развитие подростка прошло
нормально, необходимы определенные условия:
1. информация о современной жизни; они имеют право и должны получать до-
статочно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопроса-
ми, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алко-
голь, религия, секты, молодежное движение и т. д.);
2. сочетание свободы и ответственности деятельности в деятельности; под-
росткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие
выработанных правил в школе, семье, обществе;
3. принятие себя (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т.
д.);
4. обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивание чув-
ства собственного достоинства).
2 Классификация детей «группы риска»
5
В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о том, кого
именно можно отнести к такой группе. Но представляется, что будет
справедливым отнести к «группе риска» такие категории детей, как :
1.
трудные и педагогически запущенные;
2.
дети с задержкой психического развития;
3.
дети с девиантным поведением.
Разные уровни названных групп нуждается в детальной классификации
детей, в них входящих. Она может выглядить следующим образом.
Приложение 1.
Для проведения успешной педагогической коррекции необходимо знать
причины отклонения, ведущие к попаданию детей в группы риска. К ним
можно отнести четыре группы причин: биологические причины, социальные,
психологические и педагогические. Деление причин на эти группы считаем
условными. Разберем подробнее эти группы.
1. К биологическим причинам относятся причины наследственного
характера. Например – свойства нервной системы, такие как подвижность,
уравновешенность, сила, влияющая на развитие познавательных процессов и
проявляются в их формировании. Это обуславливает уровень развития у
ребенка мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д. Также к данным
причинам можно отнести те врожденные свойства, которые не входят в
наследственный ряд, это могут быть различные нарушения, например,
врожденные дефекты зрения, слуха, нервной системы, телесные недостатки,
нарушение умственного развития, психические и психофизиологические
расстройства.
2. Группа социальных причин, это положение детей в современном
обществе. Именно общество создает непосильные условия для детей.
Развиваясь в социально неблагополучной среде, ребенок «впитывает» нормы и
ценности этой среды. Также огромно влияние средств массовой информации
на всех детей, а особенно на детей «группы риска». Массовая культура,
интернет, телевизор – все это является средством воздействия. Огромное
влияние на попадание в группу риска оказывает и школа, если сверстники не
принимают ребенка, отвергнутому человеку остается только искать другие
группы для общения. Чаще всего он находит таких же детей из деструктивных
или криминальных семей, поскольку их объединяет обида на одноклассников.
Особое
место
занимает
материальное
положение
семьи,
в
которой
воспитывается ребенок.
Социальные риски формируют у детей неправильное нравственное и
правовое сознание, что приводит к неправильным поступкам. Особое влияние
на попадание детей в группу риска оказывает насилие взрослого мира. Такие
6
виды насилия, как физическое, сексуальное и психическое, толкают ребенка
на поиск путей освобождения и отвержения, что зачастую сопряжено с
нарушением законов. Особое внимание требует характеристика семьи как
элемента социума. семья это мощный фактор воздействия на ребенка,
связанный с физиологическими, психологическими и социальными формами
взаимодействия членов семьи.
3. Психологические причины. сюда входят причины. связанные с
индивидуальными и возрастными особенностями личности. Опираясь на
проблемы
периодизации,
разработанные
Л.С.
Выготским,
в
каждом
возрастном периоде есть возрастные кризисы. Они связаны с физическими,
психическими и психологическими изменениями, которые происходят с
ребенком. Развитие ребенка в каждом возрастном периоде определяется
доминирующим видом его деятельности. Так, у дошкольников это игра, у
младшего школьного возраста, это учение. В процессе учения у ребенка
формируется память, раздвигаются границы познания о явлениях внешнего
мира, формируются умения взаимодействовать с людьми разного возраста.
Средний и старший школьный возраст объединим в одну группу, называемую
подростковым возрастом, именуемым возрастом полового созревания. Он
характеризуется как переломный, критический, наиболее подходящий для
«перехода» детей в группу риска.
4. Педагогические причины возникновения трудностей у детей связаны с
качеством и количеством связей в которые попадает ребенок. Они определяют
возможность изменения его личностных качеств и свойств и, соответственно,
возможность изменения своей жизни. Установление таких связей между
взрослым и ребенком, это прерогатива воспитания.
Что же толкает детей в группу риска? Несоответствие их ожиданий с
действиями социально-педагогических институтов: семьи, школы и социума.
Неграмотное педагогическое действие родителей, учителей, взрослых людей
заставляют ребенка сопротивляться и искать «правду» на стороне, в социуме,
на улице. Ситуации в семье считают самой главной причиной появления
трудностей в жизни ребенка. Но и школа часто создает предпосылки для
негативного поведения детей. Это невнимание к их индивидуальным
особенностям, неуважение к личности ребенка, неприятие его жизненного
опыта, несоответствие темпа учебной работы конкретным особенностям
ребенка, преобладание отрицательной оценки действий школьников. Можно
много назвать причин, ведущих к появлению групп риска. Рассмотрим далее
нашу классификацию.
1. Трудные и педагогически запущенные дети. Трудный ребенок сразу
привлекает к себе внимание именно своей трудностью. То есть его внешний
7
вид, поведение, взгляды отличаются от принятых в обществе норм и
стандартов. Причин появления «трудностей» множество. Опишем несколько
возможностей педагогической коррекции поведения таких школьников.
1.
1.Выраженность эмоциональной сферы трудного ребенка, характерна
эмоциональная
неустойчивость
(импульсивность),
недостаточным
контролем своих эмоций. Например, часто плачет, его легко обидеть,
при этом его реакции импульсивны и он не способен правильно
оценить, что произойдет дальше. Когда его ругают, он выглядит очень
подавленным,
каждая
неудача
воспринимается
как
катастрофа.
Отвержение
сверстников
дополняет
картину
негативных
эмоциональных переживаний. В результате ребенок или уходит в себя,
или протестует (драки. неудачи, убеждение в том, он никому не нужен,
никто не любит). Еще одна черта у трудных детей - непостоянство.
1.2.
Педагогические условия- делятся на два вида, это условия
семейного
и
условия
школьного
воспитания.
Ближайшей
непосредственной
средой
которая
закладывает
нравственные
ценности
является
семья.
Следовательно,
условия,
в
которых
воспитывается ребенок, позиция, которую он занимает в семье, все
это влияет на возникновение или отсутствие трудностей в его жизни.
роль родителей велика в воспитании ребенка, но не менее значимо и
педагогическое, профессиональное руководство трудным ребенком.
Учитель, владеющий психологическими и педагогическими знаниями,
может помочь ребенку в правильном выборе своего места в школьных
отношениях. А с другой стороны, школа является той средой, которая
как бы провоцирует ребенка на плохое поведение. Именно в школе,
среди сверстников, школьник хочет показать свое «Я», такое не
похожее, по его мнению, на других. Школа по своему статусу
отвечает за эмоциональное благополучие всех вверенных ей детей, но
дети группы риска нуждаются в особой ответственности. Кроме
объективно существующих трудностей, связанных с особенностями
эмоциональной сферы и педагогическими условиями, встречаются
дети с субъективно выраженными трудностями.
2 Ребенок с задержкой психического развития. Эти дети вполне полноценны,
они могут нормально и даже хорошо учиться. особенно в том случае, если
учитель, понимая временный характер задержки и применяя к таким детям
индивидуальный подход, понимает их и помогает им. Такие дети должны
находиться среди сверстников, а не в отдельных классах или школах, тем более,
что
такой
ребенок
скоро
нагонит
остальных,
особенно,
если
ему
профессионально помогут. Причины неспособности таких детей к обучению
8
кроется в нарушениях мозга, названных «минимальной мозговой дисфункцией»
(ММД).
Правильная
организованная
индивидуальная
работа
с
такими
школьниками приводит к адекватному развитию познавательных процессов. К
которым относятся: восприятие, внимание, трудность переключения, память,
воображение, мышление. К трудностям при обучении школьников с ММД мы
можем отнести: дислексию, дисграфию, дискалькулию. В эту группу входят
дети со слабым контролем своей деятельности. К нарушениям активности
можно отнести: гиперактивность, гипоактивность, нарушение сна, моторную
неловкость,
зрительно-моторную
дискоординацию,
нарушение
материализации.
Суммарным
эффектом
всех
перечисленных
нарушений
является полная дезорганизация деятельности при решении как учебных, так и
практических задач. Ребенок с ММД редко может успешно завершить начатое
дело. Если учитель не осознает, что это симптомы болезни, он будет ругать
ребенка, предполагая, что если ребенок «постарается», он может достичь
желаемого. Вышеназванные факторы, влияющие на развитие ребенка, могут
отмечаться не только у детей с ММД. Младший школьник имеет схожие
характеристики поведения, он непоседа, неустойчив и невнимателен. О
минимально-мозговой дисфункции может идти речь только тогда, когда
учитель фиксирует систему факторов, определяющих поведение младшего
школьника в учебном и внеучебном процессе. Возраст влияет на характер
«трудности». Трудные школьники разных возрастов отличаются друг от друга.
У младших школьников серьезных недостатков гораздо меньше, чем у
подростка, ведущие к асоциальному поведению. У подростка, наоборот, они
обостряются, и следующий тип трудности в поведении ребенка – девиантное
поведение – в основном присущ именно подросткам.
3 Дети с девиантным поведением. Определение данное В.В. Ковалевым в
1979г., выглядит следующим образом: «девиантное поведение – это поведение
, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм».
3
Девиацию можно рассмотреть с двух сторон: позитивная и негативная
девиация.
Позитивная девиация – это отклоняющееся поведение, но не вызывает
неодобрения. Например к таким действиям можно отнести героические
поступки,
самопожертвование,
сверхпреданность,
чрезмерное
усердие,
обостренное чувство жалости.
Негативная девиация – это те же поведенческие отклонения, которые у
большинства людей неодобрение или осуждение. К ним можно отнести
вандализм, воровство, предательство, терроризм, жестокое обращение с
животными и т.д.
3
Психология подростка. Учебник под ред. Члена корреспондента РАО А.А. Реана – СПб/ стр 53
9
Можно выделить следующие типы девиантного поведения:
1.
Деликвентное
поведение(
от
лат.
–провинность,
проступок)
характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и
подростков, нарушающих правовые нормы. Можно выделить следующие
типы деликвентного поведения:
- агрессивно-насильственное поведение. К нему можно отнести побои,
поджоги, садистские действия, направленные против личности человека;
- корыстное поведение. Включает мелкие кражи, вымогательства, угоны
автомобилей
и
другие
имущественные
посягательства,
имеющие
стремление получить материальную выгоду;
- распространение и продажа наркотиков. Отмечаем особую опасность
этого явления, так как в такую продажу втянуты несовершеннолетние дети.
Деликвентное поведение – это не только внешние действия и проявления.
Его опасность заключается в том, что у ребенка происходит деформация
ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению системы регуляции.
2.
Аддиктивное поведение, это зависимое поведение, произошло от англ. –
склонность, пагубная привычка, латинское толкование – приговоренный к
рабству за долги. К формам аддиктивного поведения можно отнести
следующие ее проявления:
- химическая зависимость (наркотическая, лекарственная, алкогольная);
-нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия);
- гемблинг (азартные игры, компьютер);
- сексуальные аддикции (зоофелия, некрофилия, педофилия, садизм,
мазохизм);
-религиозные деструктивное поведение (фанатизм, вовлечение в секту).
3.
Патохарактерологическое
поведение,
обусловлено
патологическими
изменениями характера, к которым можно отнести психопатию, акцентуацию
характера.
Психопатия – это аномалия характера, тягостная как для самого индивида,
так и для окружения, выражается в неадекватной реакции на внешние
раздражители, может длиться всю жизнь.
Акцентуация – это крайняя степень нормы, характеризуется
выраженностью отклонений от средней величины темперамента, характера и
личности в целом. Она возникает вследствие негативных воспитательных
воздействий.
4 Психопатологическое поведение является проявлением тех или иных
психических заболеваний (бред с галлюцинациями, навязчивые идеи).
10
5 Поведение на базе гиперспособностей. Способности у некоторых людей выше
среднестатистического уровня, при этом они беспомощны в быту, чудаковаты,
отрешены от действительности, их интересы лежат в области их способностей.
6 Криминальное поведение. Служит основанием для возбуждения уголовного
дела
и
квалифицируется
по
определенным
статьям
уголовного
кодекса.
Криминальному поведению предшествует деликвентное и девиантное поведение.
Большинство детей попадает в «группу риска» в подростковом возрасте.
Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо
знать их психологические особенности. Подростковый возраст - это возраст очень
быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созрева-
ния. В организме ребенка происходят серьезные гормональные перестройки,
ускоряются темпы роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается
мышечная и жировая масса тела. Постепенно тело ребенка превращается в тело
взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюже-
стью и неловкостью. Подросток смотрит на все эти изменения с ужасом, он стано-
вится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к
большим изменениям в психике подростка.
Подростки «группы риска» характеризуются трудностями во взаимоотношени-
ях с окружающим людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой
жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере
самосознания, усугубление трудности в овладении учебных материалов, проявле-
ниями грубого нарушения дисциплины. В отношениях со взрослыми у них прояв-
ляются переживание своей ненужности, утраты своей ценности и ценности друго-
го человека.
Большинство подростков «группы риска» чувствуют себя одинокими и пере-
живают состояние беспомощности. Это состояние связано с конкретными ситуа-
циями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами,
сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать
вывод и другими трудностями. Юридически они могут считаться детьми, не тре-
бующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное
общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного ха-
рактера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализу-
ются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые за-
коном. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не
могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в кото-
рой оказались. При этом дети «группы риска» не только испытывают воздействие
крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со
стороны окружающих. Тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы
поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение,
11
ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным граждани-
ном, человеком, личностью.
3 Социально-педагогическое сопровождение
Сопровождение можно представить как совокупность последовательных дей-
ствий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и
воспитание. В.И. Даль определяет понятие «сопровождение» как действие по гла-
голу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов». Соот-
ветственно «сопроводитель», тот, кто сопровождает, - проводник, провожатый. В
самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное
прохождение общего отрезка пути. Вместе с тем, сопровождать необходимо не
столько ребёнка, сколько процесс его развития. Именно в школьном возрасте фор-
мируются общечеловеческие, универсальные способности и ценности, которые
позволят ребенку в будущем быть успешным в любом виде деятельности и в жиз-
ни в целом.
Социально-педагогическая деятельность должна носить комплексный характер
и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологиче-
ской помощи. В деятельности социального педагога с детьми «группы риска»
можно выделить несколько основных направлений:
-Аналитико-диагностическое. Социально педагогическая диагностика с целью
выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребен-
ка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую
карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка,
семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы,
анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки соци-
ального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельно-
сти. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребенка
-Социально-правовое. Социально-педагогическая защита прав ребенка - выяв-
ляем и поддерживаем учащихся нуждающихся в социально- педагогической под-
держке.
-Консультативное. Социально-педагогическое консультирование учащихся,
оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопреде-
лении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов,
классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребен-
ка.
-Профилактическое. Социально-педагогическая профилактика и коррекция -
способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняю-
щегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся
12
здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, со-
стоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском
отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.
Формами такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы,
индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и вы-
бора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность включа-
ет в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную
систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.).
13
4 Анализ работы МБОУ СОШ №3 по социально-педагогическому
сопровождению детей «группы риска»
В МБОУ СОШ №3 социальным педагогом ведется выявление, учет и постоян-
ный контроль за успеваемостью, посещаемостью учебных занятий и занятостью
детей «группы риска» и детей из неблагополучных семей.
Совместно с классными руководителями, инспектором ОДН, специалистами
КДН осуществляется патронаж семей, где родители не обеспечивают надлежащих
условий для жизни и здоровья ребёнка, уклоняются от их воспитания. Так же по-
сещаются учащиеся на дому, которые пропускают занятия без уважительной при-
чины.
Социальным педагогом в течение учебного года проводятся индивидуальные
беседы с родителями, где неоднократно разъясняются их права и обязанности по
содержанию, обучению и воспитанию детей, даются рекомендации: о режиме дня,
контроль за готовностью домашнего задания, формирование системы поощрений
и наказаний, как разрешить конфликт с собственным ребенком, организация досу-
га ребенка и др.
Родители с детьми, имеющие проблемы с учебой и посещаемостью, приглаша-
ются на Совет профилактики, заседания КДН и ЗП. Вопросы, рассматриваемые на
заседаниях совета профилактики:
-низкая успеваемость;
- пропуски занятий без уважительной причины;
- нарушение школьной дисциплины, информация, докладные записки педагогов.
Постановка и снятие с внутришкольного контроля детей «группы риска».
На совет профилактики приглашаются заместитель директора по учебной ра-
боте, инспектор ОДН, секретарь КДН, классные руководители для получения со-
общений и объяснений по вопросам, рассматриваемым советом, а также родители
и учащиеся.
Социальным педагогом также ведется учет учащихся, совершивших правона-
рушения. Причина совершенных правонарушений чаще всего кроется в следую-
щем: родители не контролируют поведение, успеваемость детей, режим дня, не
интересуются их делами, должным образом о детях не заботятся.
Приглашается инспектор ОДН для проведения профилактических бесед на
классных часах на правовые темы, профилактике по административной и уголов-
14
ной ответственности, профилактика правонарушений в сфере оборота наркотиче-
ских средств.
С детьми «группы риска» в течение учебного года проводится следующая ра-
бота:
- изучение личности ребенка;
- составление характеристики;
- изучение жилищно-бытовых условий;
- оформление картотеки на ребенка, состоящих на учете в ОДН и внутришколь-
ном контрольном учете; своевременно ставить их на профилактический внутри-
школьный контроль;
- вовлечение детей в систему дополнительного образования;
- контроль за успеваемостью, выполнением домашнего задания;
- посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе;
- включение обучающегося в группу для занятий с психологом;
- индивидуальные беседы и консультации с обучающимися и их родителями; -
организация помощи в трудоустройстве всех желающих подростков на работу во
время летних каникул;
- рассмотрение персональных дел на совете профилактики;
- ходатайство в центр социального обслуживания населения с целью оказать со-
циальное сопровождение семьи несовершеннолетнего;
- проведение рейдов совместно с инспектором ОДН, секретарем КДН;
Социальный педагог, организовывая социально-педагогическое сопровожде-
ние детей «группы риска», работает в тесном контакте с классными руководите-
лями, педагогами-психологами, администрацией школы, специалистами органа
опеки и попечительства, специалистами КДН и ЗП, инспектором ОДН.
Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и лич-
ностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы
объединяют свои профессиональные усилия. При таком подходе социально-педа-
гогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образо-
вания, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении
задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Проведенная работа по социально-педагогическому сопровождению
показывает снижение количества несовершеннолетних, состоящих на
персонифицированном внутришкольном учете, учете в ПДН, учете в
КДН и ЗП.
15
Заключение
Основой комплексного сопровождения детей группы риска является систем-
ный ориентационный подход. Важнейшее положение системно-ориентационного
подхода - опора на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта
самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно,
для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития
необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблем-
ной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Ребенок группы риска нуждается в помощи, направленной, с одной стороны,
на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он
оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педа-
гогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.
Эффективность работы социального педагога в школе в значительной степени
определяется успешным сотрудничеством со специалистами, работающими в
школе, а также с межведомственными организациями, которые занимаются
проблемами детства.
Показателями эффективности социально-педагогического сопровождения де-
тей «группы риска» являются: снижение количества учащихся данной категории,
правонарушений среди несовершеннолетних.
Работа по сопровождению требует
последовательности и системности в работе педагога. Все должно быть взаимо-
связано и нацелено на ситуацию успеха для каждого отдельного ребенка, нуждаю-
щемуся в помощи.
Главное в реализации сопровождения, это организация помощи ребенку,
способствующей переводу из группы риска в группу обычных детей, без каких
либо серьезных аномалий в сознании и поведении.
16
Список использованной литературы
1.
Андреева Г.М. Социальная психология // М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.
2.
Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведе-
нии. Диагностика и коррекция. //М.:Генезис, 2006.- 128с.
3.
Исакова О.П. Психологические основы. Вдали от пропасти и рядом с нею. //
СПб.: КАРО, 2014. – 112с.
4.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. // СПб.: Речь,
2010. – 150с.
5.
Маслова, М.Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска. //
Ставрополь, 2010.-178с.
6.
Мураткина Д.Е. «Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-
педагогической науке» // Педагогика. Психология, Социальная работа, Ювено-
логия, Социокинетика №4, стр 169-172
7.
Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети.// Ростов н/Д:
Феникс, 2013. – 350с.
8.
Реана А.А. Психология подростка. Учебник под ред. Члена корреспондента
РАО А.А. Реана. // СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 480с.
9.
Сакату Х. Психологические особенности детей группы риска с трудностиями
обучения и поведения.// Автореф. Дис….конд. психол. Наук. М.,2000. – 23с.
10.Шульга Т.И. Слот. В.Г. Методика работы с детьми «группы риска». // М.: Изд-
во УРАО, 2001. – 166с.
11.Юричка Ю.И., Мымрина И.В. Методика и технологии работы социального пе-
дагога: Учебно-методическое пособие. //М.,Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохо-
ва, 2015.- 278с.
17
Приложение 1
Классификация детей «группы риска».
18
19
Дети группы риска
Трудные и
педагогически
запущенные
С задержкой
психического
развития
С девиантным
поведением
Деликвентное
поведение
Аддиктивное
поведение
Патохарактерологиче
ское поведение
Психопатологическое
поведение
Поведение на базе
гиперспособностей
Криминальное
поведение
Причины,
обуславливающие
попадание в группу
риска:
Биологические
Социальные
Педагогические
Психологические