Авторы: Рассадина Елена Валерьевна, Юревич Светлана Викторовна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса».
Населённый пункт: г. Черемхово
Наименование материала: статья
Тема: Методы воспитательной работы, используемые для взаимодействия с подростками, проживающими в общежитии.
Раздел: среднее профессиональное
Авторы: Рассадина Е.В., воспитатель общежития,
ГБПОУ «Черемховский техникум
промышленной индустрии и сервиса».
Юревич С.В. воспитатель общежития,
ГБПОУ «Черемховский техникум
промышленной индустрии и сервиса».
Методы воспитательной работы,
используемые для взаимодействия с подростками, проживающими в
общежитии.
В целостном педагогическом процессе важное место занимает
процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это
специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие
воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование
личности, нужной и полезной обществу. Ведь воспитание – процесс не
прямолинейный, он зависит от многих факторов, в том числе и от условий
воспитания, от физического и умственного развития учащихся и многих других
причин.
Своеобразие
индивидуального
развития
каждой
личности
ставит
многообразие
педагогических
проблем
в
воспитании.
Для
обучающихся
пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается
от жизни в семье, где он находится в центре внимания. В общежитии такой
ситуации быть не может, потому что человек вливается в коллектив сверстников,
где все равны. Организация жизнедеятельности в условиях общежития сложна
для обучающихся, испытывающих значительное психическое и физическое
напряжения в силу учебных и бытовых трудностей.
Приехавшие
в
чужой
город
подростки
оказываются
в
новой
социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких
родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что отрыв
обучающихся от семьи часто вызывает у некоторых из них сложные состояния,
характеризующиеся замкнутостью или
нервозностью, бывает и угрюмостью.
Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность.
Контингент общежития в значительной степени формируется из сельской
молодежи, часть которой с девиантным поведением. И резкая смена условий
жизни,
социальной
среды
нередко
оказывается
пагубной
для
несформировавшейся личности. У обучающихся, проживающих в общежитии,
ослаблены связи с родителями, они испытывают постоянную потребность в
общении. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно
первых курсов, многие понимают, какое значение имеют для них отношения с
воспитателем, и о особенно, если собственные попытки разобраться в себе
заводят в тупик.
Поэтому свою работу с детьми в общежитии я организую на основе
принципа
уважения к учащимся как к личности. А настоящее уважение к
личности проявляется с первых дней пребывания обучающихся в общежитии,
стараюсь запомнить не только их фамилии, но, прежде всего, имена. Ведь дети
больше всего ценят личный интерес к себе и не очень любят, когда к ним
относятся как к объекту воспитания, как к общей массе в целом. Воспитателю
надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в общежитии. Для
этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или совместные действия, и
если установился контакт, то уже легче становится понимать настроение
воспитанников, мотивы их поведения.
Поэтому ведущим принципом работы в общежитии является создание
комфортных условий для проживания. При этом цель организации досуга
обучающихся
заключается
не
в
том,
чтобы
их
отвлечь
от
пустого
времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль,
побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный
уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной
организации свободного времени.
Рассмотрим, какие цели, задачи и методы воспитания актуальны в
работе воспитателя в учреждении начального профессионального обучения.
Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности,
создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с
собой и обществом. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, на
достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все:
содержание, организация, формы и методы воспитания.
К
числу
важнейших воспитательных
задач,
стоящих
перед
воспитателем в современных условиях относятся: формирование личности;
выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей
учащихся; приобщение учащихся к определенному уровню общественной
культуры – духовной, материальной, физической; развитие коллективизма как
важнейшей нравственной черты личности.
Основными целями
работы
воспитателя
в
общежитии
считаю
формирование
общей
культуры
личности
обучающихся,
их
содействие
социальной адаптации, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
Для достижения этих целей необходимо тщательно подойти к
планированию
воспитательной
работы.
Трудность
работы
воспитателя
заключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый
обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, так как у каждого свой
стиль поведения с различной мотивационной направленностью.
Для
проведения
мероприятий
используются разнообразные
формы воспитательной
работы:
тематические
вечера,
диспуты,
встречи
с
правоохранительными органами, лекции, собрания, ролевые игры, круглые столы,
акции, циклы бесед. Наш коллектив работает над поиском и внедрением активных
современных форм воспитания учащихся.
Используя формы воспитательной работы, пытаюсь увидеть в каждом
ребенке
личность
и,
уже
исходя
из
этого,
устанавливаю
контакты
с
обучающимися. С этой целью применяю следующие методы воспитательной
работы:
-убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и
деятельности и др.
Метод убеждения главным образом обращен к сознанию личности.
Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и
обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения
обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и
чувства обучающихся, но это требует высокой культуры и профессионального
мастерства. Поэтому метод убеждения применяю, когда рассматриваем какую-
либо ситуацию, и применяю такие методы как: беседа, рассказ, объяснение,
пример, внушение. Этот метод позволяет влиять на сознание обучающихся.
Организация деятельности обучающихся является ведущим методом
воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое
требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое
требование применяется
как
предъявление
к
выполнению
определенных
норм
поведения,
правил,
законов,
традиций,
принятых в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». По форме
требования бывают прямые и косвенные. Прямые приказания даю старосте этажа
по назначению дежурных в общежитии на том или ином посту, а косвенные
требования предъявляю в виде просьбы, совета. Считаю, что в воспитательной
работе предпочтительны косвенные требования. Например: прошу нарисовать
стенгазету или помочь подобрать материал для проведения мероприятия и т.п.
Общественное мнение - это выражение группового требования. Его
использую в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В
решении обсуждения принимаю общественное мнение, стимулирую выступления
обучающихся с оценкой их деятельности. Именно в процессе деятельности –
познавательной, общественной, спортивной, художественной – формируется
личность обучающегося.
Методы стимулирования поведения и деятельности побуждают к
социально
одобряемому
поведению.
Побудителем
выступают
поощрение
(одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих
методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка,
вызванное
оценкой
товарищей.
Человеку
в
коллективе
свойственно
ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На
этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.
Методы
поощрения (похвалу,
благодарность)
применяю,
когда
одобряю обучающегося за поведение, правильный поступок. Когда скажешь им
«Молодец!», одно только слово вызывает у них чувство удовлетворения,
уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его
поведения. Методика поощрения позволяет одобрять не только результат, но
мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить сам факт одобрения,
а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется обучающимся с
девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.
Наказание -
это
выражение
отрицательной
оценки,
осуждения
действий
и
поступков,
противоречащих
нормам
поведения.
В
своей
воспитательской
работе
применяю
метод
наказания
при
нарушение
обучающимися
правил
проживания
в
общежитии.
Делаю
замечание,
предупреждение,
беседую.
Частным
случаем
наказания
является
метод
естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись. Грубые
нарушения обсуждаем на Совете общежития или на общем собрании общежития,
что вызывает у обучающихся чувство стыда, неудовлетворенность, однако
корректирует поведение обучающегося, дает возможность понять свою ошибку.
Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки
зрения возможностей воспитания и самовоспитания. Он считается переломным,
переходным, поскольку в течение этого периода происходит своеобразный
переход от детского состояния к взрослому. Этот переход связан с перестройкой
психических и физических процессов, деятельности, личности учащегося.
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход
требуется лишь по отношению к «трудным» обучающимся, нарушителям правил
поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании, но
нельзя
забывать
и
«благополучных».
За
внешним
благополучием
могут
скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом
никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Использованные источники:
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в
современной школе: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им К.Д.Ушинского,
1997.
2. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике
воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
3.
Уманский
Л.И.
Психология
организаторской
деятельности
школьников: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.