Напоминание

Методы воспитательной работы, используемые для взаимодействия с подростками, проживающими в общежитии.


Авторы: Рассадина Елена Валерьевна, Юревич Светлана Викторовна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса».
Населённый пункт: г. Черемхово
Наименование материала: статья
Тема: Методы воспитательной работы, используемые для взаимодействия с подростками, проживающими в общежитии.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Авторы: Рассадина Е.В., воспитатель общежития,

ГБПОУ «Черемховский техникум

промышленной индустрии и сервиса».

Юревич С.В. воспитатель общежития,

ГБПОУ «Черемховский техникум

промышленной индустрии и сервиса».

Методы воспитательной работы,

используемые для взаимодействия с подростками, проживающими в

общежитии.

В целостном педагогическом процессе важное место занимает

процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это

специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие

воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование

личности, нужной и полезной обществу. Ведь воспитание – процесс не

прямолинейный, он зависит от многих факторов, в том числе и от условий

воспитания, от физического и умственного развития учащихся и многих других

причин.

Своеобразие

индивидуального

развития

каждой

личности

ставит

многообразие

педагогических

проблем

в

воспитании.

Для

обучающихся

пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается

от жизни в семье, где он находится в центре внимания. В общежитии такой

ситуации быть не может, потому что человек вливается в коллектив сверстников,

где все равны. Организация жизнедеятельности в условиях общежития сложна

для обучающихся, испытывающих значительное психическое и физическое

напряжения в силу учебных и бытовых трудностей.

Приехавшие

в

чужой

город

подростки

оказываются

в

новой

социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких

родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что отрыв

обучающихся от семьи часто вызывает у некоторых из них сложные состояния,

характеризующиеся замкнутостью или

нервозностью, бывает и угрюмостью.

Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность.

Контингент общежития в значительной степени формируется из сельской

молодежи, часть которой с девиантным поведением. И резкая смена условий

жизни,

социальной

среды

нередко

оказывается

пагубной

для

несформировавшейся личности. У обучающихся, проживающих в общежитии,

ослаблены связи с родителями, они испытывают постоянную потребность в

общении. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно

первых курсов, многие понимают, какое значение имеют для них отношения с

воспитателем, и о особенно, если собственные попытки разобраться в себе

заводят в тупик.

Поэтому свою работу с детьми в общежитии я организую на основе

принципа

уважения к учащимся как к личности. А настоящее уважение к

личности проявляется с первых дней пребывания обучающихся в общежитии,

стараюсь запомнить не только их фамилии, но, прежде всего, имена. Ведь дети

больше всего ценят личный интерес к себе и не очень любят, когда к ним

относятся как к объекту воспитания, как к общей массе в целом. Воспитателю

надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в общежитии. Для

этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или совместные действия, и

если установился контакт, то уже легче становится понимать настроение

воспитанников, мотивы их поведения.

Поэтому ведущим принципом работы в общежитии является создание

комфортных условий для проживания. При этом цель организации досуга

обучающихся

заключается

не

в

том,

чтобы

их

отвлечь

от

пустого

времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль,

побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный

уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной

организации свободного времени.

Рассмотрим, какие цели, задачи и методы воспитания актуальны в

работе воспитателя в учреждении начального профессионального обучения.

Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности,

создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с

собой и обществом. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, на

достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все:

содержание, организация, формы и методы воспитания.

К

числу

важнейших воспитательных

задач,

стоящих

перед

воспитателем в современных условиях относятся: формирование личности;

выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей

учащихся; приобщение учащихся к определенному уровню общественной

культуры – духовной, материальной, физической; развитие коллективизма как

важнейшей нравственной черты личности.

Основными целями

работы

воспитателя

в

общежитии

считаю

формирование

общей

культуры

личности

обучающихся,

их

содействие

социальной адаптации, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к

правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,

формирование здорового образа жизни.

Для достижения этих целей необходимо тщательно подойти к

планированию

воспитательной

работы.

Трудность

работы

воспитателя

заключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый

обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, так как у каждого свой

стиль поведения с различной мотивационной направленностью.

Для

проведения

мероприятий

используются разнообразные

формы воспитательной

работы:

тематические

вечера,

диспуты,

встречи

с

правоохранительными органами, лекции, собрания, ролевые игры, круглые столы,

акции, циклы бесед. Наш коллектив работает над поиском и внедрением активных

современных форм воспитания учащихся.

Используя формы воспитательной работы, пытаюсь увидеть в каждом

ребенке

личность

и,

уже

исходя

из

этого,

устанавливаю

контакты

с

обучающимися. С этой целью применяю следующие методы воспитательной

работы:

-убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и

деятельности и др.

Метод убеждения главным образом обращен к сознанию личности.

Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и

обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения

обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и

чувства обучающихся, но это требует высокой культуры и профессионального

мастерства. Поэтому метод убеждения применяю, когда рассматриваем какую-

либо ситуацию, и применяю такие методы как: беседа, рассказ, объяснение,

пример, внушение. Этот метод позволяет влиять на сознание обучающихся.

Организация деятельности обучающихся является ведущим методом

воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое

требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое

требование применяется

как

предъявление

к

выполнению

определенных

норм

поведения,

правил,

законов,

традиций,

принятых в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». По форме

требования бывают прямые и косвенные. Прямые приказания даю старосте этажа

по назначению дежурных в общежитии на том или ином посту, а косвенные

требования предъявляю в виде просьбы, совета. Считаю, что в воспитательной

работе предпочтительны косвенные требования. Например: прошу нарисовать

стенгазету или помочь подобрать материал для проведения мероприятия и т.п.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Его

использую в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В

решении обсуждения принимаю общественное мнение, стимулирую выступления

обучающихся с оценкой их деятельности. Именно в процессе деятельности –

познавательной, общественной, спортивной, художественной – формируется

личность обучающегося.

Методы стимулирования поведения и деятельности побуждают к

социально

одобряемому

поведению.

Побудителем

выступают

поощрение

(одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих

методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка,

вызванное

оценкой

товарищей.

Человеку

в

коллективе

свойственно

ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На

этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.

Методы

поощрения (похвалу,

благодарность)

применяю,

когда

одобряю обучающегося за поведение, правильный поступок. Когда скажешь им

«Молодец!», одно только слово вызывает у них чувство удовлетворения,

уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его

поведения. Методика поощрения позволяет одобрять не только результат, но

мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить сам факт одобрения,

а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется обучающимся с

девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.

Наказание -

это

выражение

отрицательной

оценки,

осуждения

действий

и

поступков,

противоречащих

нормам

поведения.

В

своей

воспитательской

работе

применяю

метод

наказания

при

нарушение

обучающимися

правил

проживания

в

общежитии.

Делаю

замечание,

предупреждение,

беседую.

Частным

случаем

наказания

является

метод

естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись. Грубые

нарушения обсуждаем на Совете общежития или на общем собрании общежития,

что вызывает у обучающихся чувство стыда, неудовлетворенность, однако

корректирует поведение обучающегося, дает возможность понять свою ошибку.

Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки

зрения возможностей воспитания и самовоспитания. Он считается переломным,

переходным, поскольку в течение этого периода происходит своеобразный

переход от детского состояния к взрослому. Этот переход связан с перестройкой

психических и физических процессов, деятельности, личности учащегося.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход

требуется лишь по отношению к «трудным» обучающимся, нарушителям правил

поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании, но

нельзя

забывать

и

«благополучных».

За

внешним

благополучием

могут

скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом

никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Использованные источники:

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в

современной школе: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им К.Д.Ушинского,

1997.

2. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике

воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

3.

Уманский

Л.И.

Психология

организаторской

деятельности

школьников: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.



В раздел образования