Автор: Соловьева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №131
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Технология разработки дидактических игр в программе PowerPoint»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №131»
Консультация для педагогов
«Технология разработки дидактических игр
в программе PowerPoint»
воспитатель:
Соловьева С. В
Цель:
просвещение педагогов в вопросах использования ИКТ в организации и проведении
образовательной деятельности.
Задачи:
Уточнить представления о значении дидактических игр для развития дошкольников.
Показать технологию разработки дидактических игр в программе PowerPoint.
Показать возможности использования данных игр в различных образовательных
областях.
Формировать практические умения по разработке мультимедийных средств обучения.
Оборудование: Слайды, ПК, экран, памятки.
План консультации:
1.
Определение дидактических игр, их значение для развития дошкольников.
2.
Технология разработки дидактических игр с использованием ИКТ.
«Найди лишний предмет»
«Чего не стало»
«Чего не хватает»
«Разрезные картинки»
«Узнай по силуэту»
3.
Возможности использования дидактических игр с использованием ИКТ в различных
образовательных областях (Задание для самостоятельной разработки).
Ход консультации:
1.
Определение дидактических игр, их значение для развития дошкольников.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность,
когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют
свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по
имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Признаки дидактических игр:
Активное игровое обучение исходя из методической основы занятия
Наличие правил
Строгая структура и поэтапные порядок действий
Четкое определение роли каждого участника
Наличие определенной системы оценок действий участников игры
Виды дидактических игр:
Словесные
Игры с предметами
Настольно-печатные
Внедрение
информационно-коммуникативных
технологий
в
ДОУ
сделало
возможным
разработку дидактических игр, схожих по содержанию с играми настольно-печатными, но
принципиально отличающихся от них средствами реализации.
Следует выделить следующие преимущества дидактических игр с использованием ИКТ:
Доступность для восприятия достаточно большой аудиторией.
Динамичная смена игрового материала.
Транспортабельность.
Простота хранения, копирования, изменения и дополнения игрового материала.
Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять
общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже
имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.
Данные игры позволяют решить следующие образовательные и развивающие задачи:
Формировать, закреплять, уточнять и обобщать представления детей.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве, употреблять пространственные
характеристики в речи.
Обогащать и активизировать словарь. Упражнять в построении связных высказываний.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
участникам
игры,
умение
следовать
установленным правилам.
Развивать восприятие, аналитическое и образное мышление, память, внимание и
наблюдательность, познавательные способности.
2.
Технология разработки дидактических игр с использованием ИКТ.
«Найди лишний предмет»
Возраст
от 2 до 7 лет
Цель
Закрепление умения классифицировать предметы по определенному признаку.
Развитие зрительного восприятия, памяти, логики, коммуникативных навыков.
Содержание
Дети рассматривают картинки, определяют лишний предмет, объясняют свой
выбор. В случае правильного ответа лишняя картинка исчезает или выделяется
троекратным кратковременным расширением.
Алгоритм
разработки
1.
Создать слайд
2.
Вставить картинки (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)
3.
Разместить картинки на поле слайда (в ряд, по углам, по углам и в центре,
произвольно)
4.
Установить прозрачный фон (выделить картинки – формат – перекрасить –
установить прозрачный цвет – щелкнуть по фону картинок)
5.
Вставить эффект анимации (выделить лишнюю картинку щелчком мыши –
анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход (или
выделение) – выбор эффекта
6.
Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)
7.
Дублировать слайд (щелчок по эскизу слайда (в левом поле) – дублировать
слайд)
8.
Заменить картинки (выделить картинку щелчком мыши – формат –
изменить рисунок – выбрать картинку – вставить). Картинка с эффектом
изменяется на картинку, лишнюю для данной серии, в этом случае эффект
анимации сохраняется.
9.
Поменять место положения лишней картинки.
10. Алгоритм повторяется с п.7
Усложнения
Увеличение количества картинок
Дифференциация по неочевидным признакам (полезно – неполезно, три
предмета принадлежат одному персонажу – один другому, три
персонажа из одной сказки – один из другой)
«Чего не стало»
Возраст
от 2 до 7 лет
Цель
Закрепление в словаре названий предметов или их частей.
Закрепление умения дифференцировать предметы одной группы (чашка,
кружка, бокал, стакан)
Закрепление умения правильно согласовывать слова в предложении
.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, коммуникативных
навыков.
Содержание
Дети рассматривают картинки, называют их, изображение «закрывается»,
снова «открывается», но уже без одной из картинок. Дети называют предмет,
которого не стало. В случае правильного ответа, предмет возвращается
обратно.
Алгоритм
разработки
(предметы)
1.
Создать слайд 1
2.
Вставить картинки (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)
3.
Разместить картинки на поле слайда (в ряд, по углам, по углам и в центре,
произвольно)
4.
Установить прозрачный фон (выделить картинки – формат – перекрасить –
установить прозрачный цвет – щелкнуть по фону картинок)
5.
Дублировать слайд (щелчок по эскизу слайда (в левом поле) – дублировать
слайд) (слайд 2)
6.
На слайде 2 вставить эффект анимации на одну из картинок (выделить
щелчком мыши – анимация – настройка анимации – добавить эффект –
вход – выбор эффекта)
7.
Вставить автофигуру прямоугольник на весь слайд (главная – автофигуры
– прямоугольник)
8.
Вставить эффект анимации на прямоугольник (выделить щелчком мыши –
анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор
эффекта)
9.
Переместить эффект прямоугольника в положение перед эффектом входа
картинки (в поле «настройка анимации» выделить щелчком эффект фигуры
– нажать стрелочку вверх в низу поля «порядок»)
10. Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)
11. Дублировать слайд 1, переместить его в конец презентации (слайд 3)
12. Заменить картинки (выделить картинку щелчком мыши – формат –
изменить рисунок – выбрать картинку – вставить).
13. Алгоритм повторяется с п.5
Алгоритм
разработки
(части
предмета)
1.
Создать слайд 1
2.
Вставить картинку (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)
3.
Установить прозрачный фон (выделить картинку – формат – перекрасить –
установить прозрачный цвет – щелкнуть по фону картинок)
4.
Дублировать слайд (щелчок по эскизу слайда (в левом поле) – дублировать
слайд) (слайд 2)
5
На слайде 2 вставить автофигуру, соответствующую форме одной из
частей предмета (главная – автофигуры – фигура). Сделать заливку и
контур фигуры цветом, соответствующую цвету фона слайда.
6
Наложить автофигуру на часть предмета.
7
Вставить эффект анимации на автофигуру (выделить щелчком мыши –
анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор
эффекта)
8
Вставить автофигуру прямоугольник на весь слайд
9
Вставить эффект анимации на прямоугольник (выделить щелчком мыши –
анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор
эффекта)
10 Переместить эффект прямоугольника в положение перед эффектом выхода
первой фигуры (в поле «настройка анимации» выделить щелчком эффект
фигуры – нажать стрелочку вверх в низу поля «порядок»)
11 Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)
12 Дублировать слайд 1, переместить его в конец презентации (слайд 3)
13 Повторить алгоритм с п. 5, закрыв уже другую часть предмета.
Усложнения
Увеличение количества картинок
Дети не называют картинки в процессе восприятия
«Чего не хватает»
Возраст
от 2 до 7 лет
Цель
Закрепление в словаре названий частей предметов.
Закрепление умения правильно согласовывать слова в предложении
.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, образного мышления.
Содержание
Дети рассматривают картинку, определяют, какой части предмета не хватает. В
случае правильного ответа, часть предмета появляется.
Алгоритм
разработки
1.
Создать слайд 1
2.
Вставить картинку (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)
3.
Вставить автофигуру, соответствующую форме одной из частей предмета
(главная – автофигуры – фигура). Сделать заливку и контур фигуры
цветом, соответствующую цвету фона слайда.
4.
Наложить автофигуру на часть предмета.
5.
Вставить эффект анимации на автофигуру (выделить щелчком мыши –
анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор
эффекта)
6.
Для следующей картинки повторить алгоритм с п.1.
«Разрезные картинки»
Возраст
от 2 до 7 лет
Цель
Развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления.
Содержание
Дети рассматривают поочередно появляющиеся фрагменты картинки,
определяют и называют, что изображено. В случае правильного ответа
воспроизводится целостное изображение.
Алгоритм
разработки
1.
Создать слайд
2.
Вставить картинку (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)
3.
Поместить картинку в центре слайда
4.
Вставить эффект анимации (выделить картинку щелчком мыши – анимация
– настройка анимации – добавить эффект – вход – выбор эффекта
«выцветание»)
5.
Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)
6.
Копировать картинку
7.
Обрезать фрагмент (формат – обрезка – манипуляция мышью)
8.
Вставить (эта же картинка уже с эффектом анимации)
9.
Повторить алгоритм с п. 7 нужное количество раз.
10. Вставить целую картинку.
11. Для следующей картинки повторить алгоритм с п.1.
Усложнения
Увеличение количества фрагментов
Уменьшение размера фрагментов
Просветы между фрагментами
Вариации с формой фрагментов (выделить фрагмент – формат – форма
рисунка – выбор формы)
«Узнай по силуэту»
Возраст
от 3 до 7 лет
Цель
Развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления.
Содержание
Дети рассматривают силуэтное изображение предмета, определяют, что это. В
случае правильного ответа воспроизводится цветное изображение.
Алгоритм
разработки
1.
Создать слайд
2.
Вставить картинку без фона или с белым фоном (вставка – рисунок – папка
– файл – вставить)
3.
Поместить картинку в центре слайда
4.
Установить прозрачный фон (выделить картинку – формат – перекрасить –
установить прозрачный цвет – щелкнуть по фону картинки)
5.
Копировать картинку, наложить ее на предыдущую, совместив контур.
6.
Преобразовать верхнюю картинку в силуэт (выделить картинку – формат –
контрастность -100, яркость -100 – закрыть)
7.
Вставить эффект анимации (выделить картинку щелчком мыши – анимация
– настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор эффекта
«выцветание»)
8.
Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)
9.
Для следующей картинки повторить алгоритм с п.1.
Усложнения
Предметы, сложные по структуре
Предметы со сложным ракурсом
3.
Возможности использования
дидактических игр
с
использованием
ИКТ
в
различных образовательных областях (Задание для самостоятельной разработки).
Дидактические игры с использованием ИКТ могут быть использованы, как при организации
непосредственной образовательной деятельности, так и свободное время, например, в качестве
организационного момента между режимными процессами.
Предложить педагогам разделиться на группы, каждая из которых разработает ряд
дидактических игр для определенного направления образовательной деятельности:
Социальный мир
Ознакомление с природой
Ознакомление с художественной литературой
Обучение грамоте
Формирование элементарных математических представлений
Лист регистрации
Консультация для педагогов
Тема: « Технология разработки дидактических игр в программе PowerPoint»
Дата:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.