Напоминание

«Технология разработки дидактических игр в программе PowerPoint»


Автор: Соловьева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №131
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Технология разработки дидактических игр в программе PowerPoint»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №131»

Консультация для педагогов

«Технология разработки дидактических игр

в программе PowerPoint»

воспитатель:

Соловьева С. В

Цель:

просвещение педагогов в вопросах использования ИКТ в организации и проведении

образовательной деятельности.

Задачи:

Уточнить представления о значении дидактических игр для развития дошкольников.

Показать технологию разработки дидактических игр в программе PowerPoint.

Показать возможности использования данных игр в различных образовательных

областях.

Формировать практические умения по разработке мультимедийных средств обучения.

Оборудование: Слайды, ПК, экран, памятки.

План консультации:

1.

Определение дидактических игр, их значение для развития дошкольников.

2.

Технология разработки дидактических игр с использованием ИКТ.

«Найди лишний предмет»

«Чего не стало»

«Чего не хватает»

«Разрезные картинки»

«Узнай по силуэту»

3.

Возможности использования дидактических игр с использованием ИКТ в различных

образовательных областях (Задание для самостоятельной разработки).

Ход консультации:

1.

Определение дидактических игр, их значение для развития дошкольников.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность,

когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют

свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по

имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Признаки дидактических игр:

Активное игровое обучение исходя из методической основы занятия

Наличие правил

Строгая структура и поэтапные порядок действий

Четкое определение роли каждого участника

Наличие определенной системы оценок действий участников игры

Виды дидактических игр:

Словесные

Игры с предметами

Настольно-печатные

Внедрение

информационно-коммуникативных

технологий

в

ДОУ

сделало

возможным

разработку дидактических игр, схожих по содержанию с играми настольно-печатными, но

принципиально отличающихся от них средствами реализации.

Следует выделить следующие преимущества дидактических игр с использованием ИКТ:

Доступность для восприятия достаточно большой аудиторией.

Динамичная смена игрового материала.

Транспортабельность.

Простота хранения, копирования, изменения и дополнения игрового материала.

Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять

общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже

имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.

Данные игры позволяют решить следующие образовательные и развивающие задачи:

Формировать, закреплять, уточнять и обобщать представления детей.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, употреблять пространственные

характеристики в речи.

Обогащать и активизировать словарь. Упражнять в построении связных высказываний.

Воспитывать

уважительное

отношение

к

участникам

игры,

умение

следовать

установленным правилам.

Развивать восприятие, аналитическое и образное мышление, память, внимание и

наблюдательность, познавательные способности.

2.

Технология разработки дидактических игр с использованием ИКТ.

«Найди лишний предмет»

Возраст

от 2 до 7 лет

Цель

Закрепление умения классифицировать предметы по определенному признаку.

Развитие зрительного восприятия, памяти, логики, коммуникативных навыков.

Содержание

Дети рассматривают картинки, определяют лишний предмет, объясняют свой

выбор. В случае правильного ответа лишняя картинка исчезает или выделяется

троекратным кратковременным расширением.

Алгоритм

разработки

1.

Создать слайд

2.

Вставить картинки (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)

3.

Разместить картинки на поле слайда (в ряд, по углам, по углам и в центре,

произвольно)

4.

Установить прозрачный фон (выделить картинки – формат – перекрасить –

установить прозрачный цвет – щелкнуть по фону картинок)

5.

Вставить эффект анимации (выделить лишнюю картинку щелчком мыши –

анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход (или

выделение) – выбор эффекта

6.

Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)

7.

Дублировать слайд (щелчок по эскизу слайда (в левом поле) – дублировать

слайд)

8.

Заменить картинки (выделить картинку щелчком мыши – формат –

изменить рисунок – выбрать картинку – вставить). Картинка с эффектом

изменяется на картинку, лишнюю для данной серии, в этом случае эффект

анимации сохраняется.

9.

Поменять место положения лишней картинки.

10. Алгоритм повторяется с п.7

Усложнения

Увеличение количества картинок

Дифференциация по неочевидным признакам (полезно – неполезно, три

предмета принадлежат одному персонажу – один другому, три

персонажа из одной сказки – один из другой)

«Чего не стало»

Возраст

от 2 до 7 лет

Цель

Закрепление в словаре названий предметов или их частей.

Закрепление умения дифференцировать предметы одной группы (чашка,

кружка, бокал, стакан)

Закрепление умения правильно согласовывать слова в предложении

.

Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, коммуникативных

навыков.

Содержание

Дети рассматривают картинки, называют их, изображение «закрывается»,

снова «открывается», но уже без одной из картинок. Дети называют предмет,

которого не стало. В случае правильного ответа, предмет возвращается

обратно.

Алгоритм

разработки

(предметы)

1.

Создать слайд 1

2.

Вставить картинки (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)

3.

Разместить картинки на поле слайда (в ряд, по углам, по углам и в центре,

произвольно)

4.

Установить прозрачный фон (выделить картинки – формат – перекрасить –

установить прозрачный цвет – щелкнуть по фону картинок)

5.

Дублировать слайд (щелчок по эскизу слайда (в левом поле) – дублировать

слайд) (слайд 2)

6.

На слайде 2 вставить эффект анимации на одну из картинок (выделить

щелчком мыши – анимация – настройка анимации – добавить эффект –

вход – выбор эффекта)

7.

Вставить автофигуру прямоугольник на весь слайд (главная – автофигуры

– прямоугольник)

8.

Вставить эффект анимации на прямоугольник (выделить щелчком мыши –

анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор

эффекта)

9.

Переместить эффект прямоугольника в положение перед эффектом входа

картинки (в поле «настройка анимации» выделить щелчком эффект фигуры

– нажать стрелочку вверх в низу поля «порядок»)

10. Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)

11. Дублировать слайд 1, переместить его в конец презентации (слайд 3)

12. Заменить картинки (выделить картинку щелчком мыши – формат –

изменить рисунок – выбрать картинку – вставить).

13. Алгоритм повторяется с п.5

Алгоритм

разработки

(части

предмета)

1.

Создать слайд 1

2.

Вставить картинку (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)

3.

Установить прозрачный фон (выделить картинку – формат – перекрасить –

установить прозрачный цвет – щелкнуть по фону картинок)

4.

Дублировать слайд (щелчок по эскизу слайда (в левом поле) – дублировать

слайд) (слайд 2)

5

На слайде 2 вставить автофигуру, соответствующую форме одной из

частей предмета (главная – автофигуры – фигура). Сделать заливку и

контур фигуры цветом, соответствующую цвету фона слайда.

6

Наложить автофигуру на часть предмета.

7

Вставить эффект анимации на автофигуру (выделить щелчком мыши –

анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор

эффекта)

8

Вставить автофигуру прямоугольник на весь слайд

9

Вставить эффект анимации на прямоугольник (выделить щелчком мыши –

анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор

эффекта)

10 Переместить эффект прямоугольника в положение перед эффектом выхода

первой фигуры (в поле «настройка анимации» выделить щелчком эффект

фигуры – нажать стрелочку вверх в низу поля «порядок»)

11 Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)

12 Дублировать слайд 1, переместить его в конец презентации (слайд 3)

13 Повторить алгоритм с п. 5, закрыв уже другую часть предмета.

Усложнения

Увеличение количества картинок

Дети не называют картинки в процессе восприятия

«Чего не хватает»

Возраст

от 2 до 7 лет

Цель

Закрепление в словаре названий частей предметов.

Закрепление умения правильно согласовывать слова в предложении

.

Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, образного мышления.

Содержание

Дети рассматривают картинку, определяют, какой части предмета не хватает. В

случае правильного ответа, часть предмета появляется.

Алгоритм

разработки

1.

Создать слайд 1

2.

Вставить картинку (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)

3.

Вставить автофигуру, соответствующую форме одной из частей предмета

(главная – автофигуры – фигура). Сделать заливку и контур фигуры

цветом, соответствующую цвету фона слайда.

4.

Наложить автофигуру на часть предмета.

5.

Вставить эффект анимации на автофигуру (выделить щелчком мыши –

анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор

эффекта)

6.

Для следующей картинки повторить алгоритм с п.1.

«Разрезные картинки»

Возраст

от 2 до 7 лет

Цель

Развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления.

Содержание

Дети рассматривают поочередно появляющиеся фрагменты картинки,

определяют и называют, что изображено. В случае правильного ответа

воспроизводится целостное изображение.

Алгоритм

разработки

1.

Создать слайд

2.

Вставить картинку (вставка – рисунок – папка – файл – вставить)

3.

Поместить картинку в центре слайда

4.

Вставить эффект анимации (выделить картинку щелчком мыши – анимация

– настройка анимации – добавить эффект – вход – выбор эффекта

«выцветание»)

5.

Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)

6.

Копировать картинку

7.

Обрезать фрагмент (формат – обрезка – манипуляция мышью)

8.

Вставить (эта же картинка уже с эффектом анимации)

9.

Повторить алгоритм с п. 7 нужное количество раз.

10. Вставить целую картинку.

11. Для следующей картинки повторить алгоритм с п.1.

Усложнения

Увеличение количества фрагментов

Уменьшение размера фрагментов

Просветы между фрагментами

Вариации с формой фрагментов (выделить фрагмент – формат – форма

рисунка – выбор формы)

«Узнай по силуэту»

Возраст

от 3 до 7 лет

Цель

Развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления.

Содержание

Дети рассматривают силуэтное изображение предмета, определяют, что это. В

случае правильного ответа воспроизводится цветное изображение.

Алгоритм

разработки

1.

Создать слайд

2.

Вставить картинку без фона или с белым фоном (вставка – рисунок – папка

– файл – вставить)

3.

Поместить картинку в центре слайда

4.

Установить прозрачный фон (выделить картинку – формат – перекрасить –

установить прозрачный цвет – щелкнуть по фону картинки)

5.

Копировать картинку, наложить ее на предыдущую, совместив контур.

6.

Преобразовать верхнюю картинку в силуэт (выделить картинку – формат –

контрастность -100, яркость -100 – закрыть)

7.

Вставить эффект анимации (выделить картинку щелчком мыши – анимация

– настройка анимации – добавить эффект – выход – выбор эффекта

«выцветание»)

8.

Настройка звука эффекта (параметры эффектов – звук – выбор звука – ОК)

9.

Для следующей картинки повторить алгоритм с п.1.

Усложнения

Предметы, сложные по структуре

Предметы со сложным ракурсом

3.

Возможности использования

дидактических игр

с

использованием

ИКТ

в

различных образовательных областях (Задание для самостоятельной разработки).

Дидактические игры с использованием ИКТ могут быть использованы, как при организации

непосредственной образовательной деятельности, так и свободное время, например, в качестве

организационного момента между режимными процессами.

Предложить педагогам разделиться на группы, каждая из которых разработает ряд

дидактических игр для определенного направления образовательной деятельности:

Социальный мир

Ознакомление с природой

Ознакомление с художественной литературой

Обучение грамоте

Формирование элементарных математических представлений

Лист регистрации

Консультация для педагогов

Тема: « Технология разработки дидактических игр в программе PowerPoint»

Дата:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.



В раздел образования