Напоминание

Коррекционно-развивающая работа с детьми с раннем детским аутизмом


Автор: Чудакова Инна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО Видновский специализированный дом ребенка
Населённый пункт: город Видное Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно-развивающая работа с детьми с раннем детским аутизмом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно-развивающая работа с детьми с ранним детским

аутизмом

В настоящее время в Российской Федерации складывается система

помощи детям, подросткам и юношам с синдромом раннего детского

аутизма. Необходимость развития такой системы не вызывает сомнений и

обусловлена

высокой

частотой

данной

патологии

развития.

Распространенность аутизма у детей колеблется от 4 до 26 случаев на 10 000

детского населения. По статистике аутизм чаще встречается у мальчиков,

чем у девочек, и соответствует 4:1. Аутизм представляет собой нарушение

психического развития, для которого характерны многообразные проявления,

впервые отмечаемые в младенческом или детском возрасте. Заболевание

характеризуется выраженным дефицитом социального взаимодействия и

общения,

а

также

ограниченными

интересами

и

повторяющимися

действиями.

Искаженное

развитие

это

тип

дизонтогенеза,

при

котором

наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития,

задержанного,

поврежденного

и

ускоренного

развития

отдельных

психических

функций,

что

приводит

к

ряду

качественно

новых

патологических образований. Одним из клинических вариантов этого

дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998).

Все эти признаки проявляются в возрасте до трех лет.

В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой

патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра,

подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах

являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с

окружающими;

-отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к

матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.

Нередко таких детей считают агрессивными;

- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет

многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это

ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к

слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов,

шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

- приверженность к сохранению неизменности окружающего;

- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано.

Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят

1

новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным

движениям;

- разнообразные речевые нарушения при РДА;

- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще

это умственная отсталость.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – заключается в адаптации ребенка к новым условиям,

привыкание к месту, установление контакта с аутичным ребенком .Большое

место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий,

массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, стоп, со

стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев

становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме

мышечный

тонус

кисти.

Для

успешной

реализации

этого

этапа

рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с

помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном

помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой

эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким

голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже

шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких

движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.

Установление

контакта

с

аутичным

ребенком

требует

достаточно

длительного

времени

и

является

стержневым

моментом

всего

психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача

преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения

даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение

этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного

ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе

коррекции.

2

На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и

праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски.

Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную

квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов,

начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению

образов предметов и памяти ребенка, для развития речи, способствуют

занятия по рисованию, лепке.

Логопедическая

работа

начинается

с

определения

особенностей

речевого

развития

свойственной

детям-аутистам.

Соответствующая

коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического,

речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные,

голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного

запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам,

работа над связным текстом.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы,

страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно,

поэтапно, в обратном порядке.

Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в

манипуляции

с

игрушкой

формируем

тактильное

восприятие,

затем

зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и

формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом.

На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово

научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на

слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после

чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно

воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к

повтору слов. словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем

форму языка - его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины

фраз. Второстепенные слова опускаем. Обучаем фразам с помощью,

изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной

ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим

занятия, состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое

внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового

внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим

голосовые,

мимические

упражнения,

осуществляем

постановку

и

автоматизацию звуков.

Детей

пытаемся

обучить

навыкам

разговора

(социальному

использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для

ребенка.

3

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям

небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании

речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом

закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психологом, дома с

родителями.

На третьем

этапе психокоррекции

важной

задачей

является

организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также

развитие основных психологических процессов.

Работа с родителями

В процессе оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с

аутистическими нарушениями важным направлением работы педагогов

является организация взаимодействия с родителями. Работа с родителями

включает следующие виды деятельности: изучение опыта

семейного

воспитания,

имеющихся

проблем

и

достижений;

формирование

педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с

ребенком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной

помощи в организации занятий с ребенком дома; распространение и обмен

опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный

социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с

ребенком помимо педагогов занимались все члены семьи. Педагог обучает

родителей

созданию

особой

адаптивно-адаптирующей

среды,

способствующей сглаживанию аутизма у ребенка, помогает в решении его

проблемного поведения. Организация адаптивно-адаптирующей среды для

детей с аутистическими нарушениями предполагает специально создаваемые

и поддерживаемые взрослыми условия, которые делают образовательную

среду управляемой (т. е. адаптированной) к потребностям и возможностям

ребенка и одновременно приспосабливающей (т.е. адаптирующей) самого

ребенка к окружающей действительности. Немаловажное значение имеет

вопрос принятия ребенка родителями. Если родитель отрицает факт

нарушения развития ребенка, либо находится на стадии поиска виноватого,

4

то кроме обучения его приемам коррекционной помощи важно помочь

сформировать адекватное отношение к ребенку и изменить свои ценностные

ориентации. Реализация этих задач расширяет возможности оказания

адекватной помощи ребенку с аутистическими нарушениями. В коррекции

аутизма роль семьи важна сама по себе: как воспринимают близкие

особенности поведения аутичного ребенка, как участвуют в коррекционном

процессе. Именно родители заинтересованы в преемственности помощи

своим детям начиная с дошкольного возраста и заканчивая профориентацией,

трудоустройством, достойным качеством жизни до ее окончания.

Формы коррекционной работы с аутичными детьми:

- активная комплексная коррекция - основная форма работы; дети

посещают

занятия

3

раза

в

неделю.

Содержание

индивидуальных

коррекционных программ и организация индивидуального коррекционно-

образовательного процесса определяются индивидуально для каждого

воспитанника работающими с ним специалистами;

- консультативная работа проводится в форме разовых или

регулярных консультаций до четырех раз в год.

Коррекционная работа на первых этапах (а при необходимости и в

дальнейшем)

проводится

исключительно

индивидуально,

переход

к

групповым

формам

работы

осуществляется

постепенно,

по

мере

формирования навыков коммуникации и социального поведения.

На всех этапах коррекционной работы сотрудники ДОУ ведут работу

с семьей аутичного ребенка, организуют при необходимости процесс

обучения и воспитания в домашних условиях.

Используются адаптированные для работы с аутистами обычные

программы

по

обучению

и

организации

игр

для

обычных

и

специализированных детских яслей и садов

Формы и режим занятий.

Основная форма – индивидуальные занятия с детьми, занятия в

небольших группах (2 ребенка). Продолжительность каждого занятия от 20

до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог

обязательно

следит

за

самочувствием

ребенка

и

учитывает

его

5

эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план

занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых

заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

Общие рекомендации по проведению коррекционно-развивающих

занятий:

Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных

форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.

Создание

предметно-развивающей

среды

в

соответствии

с

поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.

Регулярное систематическое проведение занятий по определенному

расписанию.

Смена видов деятельности в процессе одного занятия.

Повторяемость программных задач на разном дидактическом и

наглядном материале.

Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием

эмоционально-личностной сферы ребенка.

Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной

деятельности ребенка.

Обращение внимания на различия выполнения одного и того же

задания в разных условиях.

В самом обучении важно дозировать

применение

прямой

вербальной

инструкции

и

максимально

использовать

опосредованную

организацию

ребенка

структурированным

пространством:

разметкой

парты,

страницы,

наглядным указанием направления движения,

Включение

в задание

моментов,

когда

сам

учебный

материал

организует

действие

ребенка.

При

работе

с

данной

группой

необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно

поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми

карандаш».

6

В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы

действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в

обучение

приобретает

непосредственная

физическая

помощь

в

организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка

(«сопряженные направляющие действия».

При работе с данной

группой непосредственно используется поддержка руки, письмо «рука

в руке», сопряженное выполнение действий.

Использование физических упражнений, которые, как известно, могут

и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое

напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно

поэтому в занятиях

помимо стандартной динамической паузы

необходимо привнести большое количество практических действий:

приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.

Опора на сенсорные анализаторы.

Использование усвоенного способа действия в новых условиях и

ситуациях.

Оказание

психолого-педагогической помощи

родителям

в

целях

создания благоприятных условий для проведения коррекционно-

педагогической работы с ребенком в семье.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

В процессе оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с

аутистическими нарушениями важным направлением работы педагогов

является организация взаимодействия с родителями. Работа с родителями

включает следующие виды деятельности: изучение опыта

семейного

воспитания,

имеющихся

проблем

и

достижений;

формирование

педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с

ребенком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной

помощи в организации занятий с ребенком дома; распространение и обмен

опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный

социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с

7

ребенком помимо педагогов занимались все члены семьи. Педагог обучает

родителей

созданию

особой

адаптивно-адаптирующей

среды,

способствующей сглаживанию аутизма у ребенка, помогает в решении его

проблемного поведения. Организация адаптивно-адаптирующей среды для

детей с аутистическими нарушениями предполагает специально создаваемые

и поддерживаемые взрослыми условия, которые делают образовательную

среду управляемой (т. е. адаптированной) к потребностям и возможностям

ребенка и одновременно приспосабливающей (т.е. адаптирующей) самого

ребенка к окружающей действительности. Немаловажное значение имеет

вопрос принятия ребенка родителями. Если родитель отрицает факт

нарушения развития ребенка, либо находится на стадии поиска виноватого,

то кроме обучения его приемам коррекционной помощи важно помочь

сформировать адекватное отношение к ребенку и изменить свои ценностные

ориентации. Реализация этих задач расширяет возможности оказания

адекватной помощи ребенку с аутистическими нарушениями.

Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не

только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщении даже

приятными

впечатлениями,

поэтому

предъявление

взрослыми

задач

повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий

без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций

может усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки

негативизма, агрессии, самоагрессии.

Поэтому программный материал

трансформируется в зависимости от детских особенностей, подбираются

понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Взаимодействие

с таким ребенком требует гибкости, постоянного поиска и нешаблонных

решений, поскольку проведение занятия с ребенком с аутизмом полностью

зависит от его желания взаимодействовать.

8

СТРУКТУРА

ПОСТРОЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Работа по установлению контакта с детьми с ранним детским

аутизмом должна проходить особенно осторожно. Главным является снятие

общей отрицательной оценки взрослого человека ребенком. «Приручая»

такого дошкольника,

не нужно привлекать его зрительное внимание,

обращаться непосредственно к нему словом или жестом. После установления

к себе положительного отношения нужно помнить о

пресыщаемости

подобного ребенка в контактах, давать возможность ему отдохнуть, не

прерывая тактильного контакта.

Работа с детьми строится с учетом следующих дидактических

принципов:— комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс

нарушений, в работе принимают участие не только дефектолог, но и

психолог, воспитатель и родители;

максимальной опоры на различные анализаторы, так как формирование

высших психических функций представляет сложный процесс организации

функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;

— опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на

непострадавшие

звенья

деятельности

осуществляется

на

новых,

компенсаторных началах;

— поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину),

при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной

последовательности;

— учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором

выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны

учителя;

— усложнения материала, с постепенным включением трудностей в работу.

Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:

9

— создание коммуникативных ситуаций;

— осуществление смен различных видов деятельности;

— использование рациональных сочетаний различных приемов;

— постепенное усложнение форм работы.

Коррекционно - развивающее

занятие имеет четкую временную

организацию — начало и конец, которые обозначаются звуковым сигналом

(звонком)

и

зрительно

(при

помощи

картинки

с

изображением

колокольчика).

Ход занятия — это план того, что ожидается от занятия. Такой

план желательно составить письменно, чтобы была возможность заглянуть в

него или что-то пометить во время занятия,

фиксируется порядок

выполнения заданий, отмечается, как ребенок, особые моменты в поведении

детей; необходимые замечания на будущее.

Пример протокола:

Дата Кто проводил занятие

Занятия

Имя ребенка

Примечания

1.

Понимание названий

предметов (инструкция

«Дай из 2-х»

++-+--+-

выбирает тот предмет, который

ему

нравится

(уменьшать

количество,

чаще

поощрять

за

Правильные ответы)

2.

Соотнесение

по

цвету:

а) сортировка,

б) по инструкции

учить

усложнить

(4

цвета)

Сделать

фигурки крупнее,

Следует отметить, что планирование занятия и его предварительная

организация не означают, что по ходу не должны вноситься изменения. В

зависимости от состояния детей, от того, как проходит усвоение навыка,

может меняться порядок заданий, продолжительность их выполнения,

характер обучения. Корррекционные

занятия, как правило, состоят из

10

большого количества заданий, направленных на отработку определенных

навыков.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной,

операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.

1.Вводно-мотивационная (1—3 мин) включает ритуал приветствия,

установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что

способствует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и

совместную деятельность.

2.Содержание

операционно-исполнительной

предусматривает

реализацию определенного этапа программы обучения.

3.Оценочно-рефлексивная (2—5 мин) представляет собой подведение

итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего.

В ходе коррекционных занятий индивидуальная программа каждого

ребенка конкретизируется, ее содержание дополняется в соответствии с

динамикой развития ребенка (не реже одного раза в три месяца).

Индивидуальные

занятия

планируется

проводить

с

использованием

элементов поведенческого подхода.

Место, где планируется проводить индивидуальные занятия, отвечает

следующим требованиям:

1) минимально возможное количество стимулов, которые могут

отвлечь внимание детей;

2) доступность материалов — дети легко могут достать или убрать их;

3) у каждого ребенка свое обозначенное место;

Материалы для занятий подбираются так, чтобы они: соответствовали

содержанию занятия; были понятны всем детям, которые будут принимать

участие в занятии (например, если кто-то из детей не соотносит предметы и

их изображения, то для него нужно подобрать реальные предметы по

изучаемой теме); были интересны детям, с одной стороны, а с другой — не

привлекали преимущественного внимания к свойствам, не относящимся к

содержанию занятия. Прежде всего, здесь имеются в виду особые сенсорные

11

пристрастия

аутичных

детей,

природа

которых

в

нарушении

избирательности восприятия.

У каждого ребенка предполагается индивидуальная система поощрения

(в основном, «жетоны»: машинки, мишки и т.д, социальные поощрения:

эмоционально окрашенная похвала, тактильный контакт и т.п.) Поощрения

— это то, что помогает ребенку удерживаться в ситуации занятия,

преодолевать собственные желания, которые иногда идут вразрез с тем, что

от него требуют. Конечно, надо учесть и стереотипность аутичных детей,

и их интерес к новому, найти предметы, которые им нравятся. Этого может

быть

недостаточно.

В

таких

случаях

необходимо

прибегать

к

подкреплениям. Говоря кратко, в зависимости от того, научается ли ребенок

требуемому навыку, мы поощряем его видимым образом: он получает то,

что выбрал заранее (любимую игрушку, лакомство, может на некоторое

время заняться тем, что он любит и т.п.).

12



В раздел образования