Напоминание

"Как научить ребенка говорить красиво"


Автор: Иванова Галина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №102
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как научить ребенка говорить красиво"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво»?

Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства,

учась

излагать

свои

мысли

логично,

выразительно.

Приобщается

малыш

и

к

физиологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать

произведения художественной литературы, но и чувствовать, понимать простейшие

формы языковых средств художественной выразительности.

Он становится маленьким языковедом, потому что учится не только произносить

слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких

слов – предложение. Все это необходимо для успешного обучения в школе. Но на каком

уровне он это усвоит, зависит от взрослых. Очень часто дети не всегда красиво и образно

могут излагать свои мысли, от чего же это зависит?

Растет число детей имеющих дефекты произношения звуков речи и

других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого обращения и т.д.

Речь малышей нередко бывает однообразной. Они не употребляют в

активной речи наречия, прилагательные, причастия.

У детей слабо развита монологическая речь, т.е. умение логично, без

пропусков передать содержание только что просмотренного мультфильма или

прослушанной сказки.

Замечено, в той семье, где взрослый говорят красиво, на уровне

литературного языка, дети усваивают речь быстрее и лучше. Так как речь быстрее

формируется по подражанию.

Нужно помнить и учитывать, что формирование звуковой культуры речи включает

в себя много других задач:

1.

Произношение всех звуков не только в речи, но и изолированно;

2.

Умение говорить, владея всеми средствами выразительности;

3.

Произносить слова и предложения в различном темпе, с различной

силой голоса;

4.

Владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не

прерывать других, использовать «вежливые слова»).

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложность в произношении звуков

встречается у дошкольников все чаще. Иногда она вызвана физиологическими причинами

– неправильное строение нёба, некоторыми видами паралича, но чаще такие явления

обусловлены психологическим состоянием ребенка. Степень запущенности произношения

звуков заключает логопед к 5ти годам. Но чтоб максимально скорректировать или

избежать логопедического вмешательства, нам, взрослым, стоит задуматься о том, как мы

говорим с детьми. Если взрослые говорят быстро, даже знакомые слова в их речи

перестают быть понятными для ребенка и не формируют словарный запас. В этой связи

взрослым стоит наладить не только характер речи, но и ее качественное содержание.

Для формирования произношения можно использовать детские сборники со

стихотворениями, скороговорками, стихами и короткими рассказами для всех звуков и

букв алфавита.

Рассказать стишок так, чтобы все услышали звук «Ж»;

Произнести скороговорку на скорость, но качественно;

Играть «тембром» и «высотой» голова при рассказывании/пересказывание текста.

Следующим важным этапом является обогащение словаря ребенка.

У людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но

редко используем в ежедневном общении, а есть активный словарь, т.е. набор слов

которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми.

У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает словарь

активный. И одна из главных задач для взрослого, помочь перенести как можно больше

слов в актив. Для этого можно использовать следующие упражнения:

Учить подбирать определения и эпитеты.

Узнавать предметы по описанию.

Подбирать действие к предмету.

Подбирать обстоятельства.

Подбирать синонимы.

Находить пропущенные слова по смыслу.

Распространять и дополнять предложения.

Называть составные части целого.

Составлять предложения с определенным словом.

Упражнять детей в названии антонимов.

Упражнять детей в правильном склонении существительных.

Играть в длинные и короткие слова.

Называть слова с определенными буквами в разных частях слова.

Постепенно, приучать детей говорить не только определенными словами, но и

более распространенными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает,

приходя в школу, дети употребляют от 3х до 5-6и тысяч слов. Они практически владеют

грамматикой родного языка, устно спрягают, склоняют и могут выстраивать предложения.

Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем

речи, но их связная речь тормозится, и это признак того, что многие дети не овладевают в

полной мере родным языком как средством общения.

Вполне естественно, что наиболее интересным, понятным и подходящим

материалом для усваивания и упражнения у родном языке являются сказки. Сказки важны

не только для развития эмоциональной стороны ребенка, его мышления и воображения,

но и для формирования устной речи, т.к. эти процессы взаимосвязаны.

Для формирования активного запаса у ребенка так же важно использовать

литературные произведения, где задействованы сверстники, использовать проблемные

вопросы.

Но самым главным правилом для, нас, взрослых, остается помнить что

разговаривать с детьми и в присутствии детей нужно красиво, ведь «Кто красиво говорит,

тот повелевает миром»!



В раздел образования