Автор: Иванова Галина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №102
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как научить ребенка говорить красиво"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво»?
Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства,
учась
излагать
свои
мысли
логично,
выразительно.
Приобщается
малыш
и
к
физиологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать
произведения художественной литературы, но и чувствовать, понимать простейшие
формы языковых средств художественной выразительности.
Он становится маленьким языковедом, потому что учится не только произносить
слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких
слов – предложение. Все это необходимо для успешного обучения в школе. Но на каком
уровне он это усвоит, зависит от взрослых. Очень часто дети не всегда красиво и образно
могут излагать свои мысли, от чего же это зависит?
Растет число детей имеющих дефекты произношения звуков речи и
других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого обращения и т.д.
Речь малышей нередко бывает однообразной. Они не употребляют в
активной речи наречия, прилагательные, причастия.
У детей слабо развита монологическая речь, т.е. умение логично, без
пропусков передать содержание только что просмотренного мультфильма или
прослушанной сказки.
Замечено, в той семье, где взрослый говорят красиво, на уровне
литературного языка, дети усваивают речь быстрее и лучше. Так как речь быстрее
формируется по подражанию.
Нужно помнить и учитывать, что формирование звуковой культуры речи включает
в себя много других задач:
1.
Произношение всех звуков не только в речи, но и изолированно;
2.
Умение говорить, владея всеми средствами выразительности;
3.
Произносить слова и предложения в различном темпе, с различной
силой голоса;
4.
Владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не
прерывать других, использовать «вежливые слова»).
Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложность в произношении звуков
встречается у дошкольников все чаще. Иногда она вызвана физиологическими причинами
– неправильное строение нёба, некоторыми видами паралича, но чаще такие явления
обусловлены психологическим состоянием ребенка. Степень запущенности произношения
звуков заключает логопед к 5ти годам. Но чтоб максимально скорректировать или
избежать логопедического вмешательства, нам, взрослым, стоит задуматься о том, как мы
говорим с детьми. Если взрослые говорят быстро, даже знакомые слова в их речи
перестают быть понятными для ребенка и не формируют словарный запас. В этой связи
взрослым стоит наладить не только характер речи, но и ее качественное содержание.
Для формирования произношения можно использовать детские сборники со
стихотворениями, скороговорками, стихами и короткими рассказами для всех звуков и
букв алфавита.
Рассказать стишок так, чтобы все услышали звук «Ж»;
Произнести скороговорку на скорость, но качественно;
Играть «тембром» и «высотой» голова при рассказывании/пересказывание текста.
Следующим важным этапом является обогащение словаря ребенка.
У людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но
редко используем в ежедневном общении, а есть активный словарь, т.е. набор слов
которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми.
У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает словарь
активный. И одна из главных задач для взрослого, помочь перенести как можно больше
слов в актив. Для этого можно использовать следующие упражнения:
Учить подбирать определения и эпитеты.
Узнавать предметы по описанию.
Подбирать действие к предмету.
Подбирать обстоятельства.
Подбирать синонимы.
Находить пропущенные слова по смыслу.
Распространять и дополнять предложения.
Называть составные части целого.
Составлять предложения с определенным словом.
Упражнять детей в названии антонимов.
Упражнять детей в правильном склонении существительных.
Играть в длинные и короткие слова.
Называть слова с определенными буквами в разных частях слова.
Постепенно, приучать детей говорить не только определенными словами, но и
более распространенными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает,
приходя в школу, дети употребляют от 3х до 5-6и тысяч слов. Они практически владеют
грамматикой родного языка, устно спрягают, склоняют и могут выстраивать предложения.
Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем
речи, но их связная речь тормозится, и это признак того, что многие дети не овладевают в
полной мере родным языком как средством общения.
Вполне естественно, что наиболее интересным, понятным и подходящим
материалом для усваивания и упражнения у родном языке являются сказки. Сказки важны
не только для развития эмоциональной стороны ребенка, его мышления и воображения,
но и для формирования устной речи, т.к. эти процессы взаимосвязаны.
Для формирования активного запаса у ребенка так же важно использовать
литературные произведения, где задействованы сверстники, использовать проблемные
вопросы.
Но самым главным правилом для, нас, взрослых, остается помнить что
разговаривать с детьми и в присутствии детей нужно красиво, ведь «Кто красиво говорит,
тот повелевает миром»!