Напоминание

Содержание программы по плаванию младшей, средней, старшей и подготовительной группы.


Автор: Черникова Кристина Михайловна
Должность: инструктор физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Школа 305
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Содержание программы по плаванию младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Техника безопасности

Ознакомление с правилами поведения в бассейне. Экскурсия в бассейн,

знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками.

Посещение занятий старших групп.

Теория

Использование художественного слова: потешки, стихи, сказки («Водичка,

водичка», «Дождик, дождик пуще», «Кораблик» А. Барто, «Мойдодыр» К. И.

Чуковский и др.) - психологический настрой. Расширение представлений о

купании, плавании: беседы, рассматривание иллюстраций в книгах,

альбомах, энциклопедиях, фотографий, просмотр мультфильмов «Крошка

Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка» и др. Изготовление вместе с

воспитателями и родителями поделок на водную тему.

Практика

Упражнения для специальной подготовки. Спуск в бассейн с поддержкой и

без. Освоение различных способов передвижения (бег, ходьба, прыжки) в

зале сухого плавания, упражнения для ОФП. Передвижения в воде шагом,

бегом, прыжками, держась за поручень, на носках, приставными шагами, с

различными движениями рук и т. д. Игры на освоение передвижений в воде:

«Змейка», «Паровозик», «Карусели», «Лягушата», «Лодочка с веслами»,

«Цапли» и др. Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу,

врассыпную. Действия с предметами: обручем, мячом, плавательной доской,

различными игрушками (плавающими, тонущими, надувными) . Игры для

ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки»,

«Солнышко и дождик», «Лодочки», «Волны на море» и др. Погружения в

воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая

дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей», дуть на воду. Игры

для приобретения навыков погружения под воду: «Пружинка», «Мячик»,

«Тишина», «Уточки моют носик» и др. Дыхательная гимнастика:

(«Воздушный шар», «Дует, дует ветерок», «Сердитая кошка» и др.) .

Упражнения на дыхание в воде: «горячий чай», «дуй на игрушку», «быстрые

лодочки» и др.Техника работы ног как при плавании способом кроль (из

исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры). Игры: «Фонтан»,

«Моторчики»… Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за

поручень, опираясь на дно (идти на руках, на плавательную доску, без опоры,

работая ногами как при плавании способом кроль. Игры на освоение навыка

скольжения: «Лодочки плывут», «Стрела», «Смелые ребята» и др.

Тестирование (контрольное упражнение) . Праздник на воде.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Техника безопасности

Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации).

Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в

бассейне.

Теория

Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки. Закрепление

представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов,

иллюстраций, фотографий, энциклопедий; беседы, просмотр мультфильмов

«Русалочка», «Приключение рыбки Немо» «Уроки тетушки Совы» и др.

Изготовление вместе с воспитателями и родителями игрушек и атрибутов для

занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде. Ознакомление со

спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток,

картин, кинофильмов, диафильмов) .

Практика

Упражнения для специальной подготовки. Спуск в воду с последующим

погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки

плещутся») . Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ,

направленные на укрепление всех групп мышц). Передвижения в воде

шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с

поворотами, с заданиями (например: руки к плечам) и т. д. Передвижения

бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой.

Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки

вверх из воды и др. Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с

головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и

многократный) . Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду? »,

«Достань игрушку» и др. игры и упражнения. Дыхательная гимнастика:

«Насос», «Ракета – самолет», «Сердитый еж» и др. Упражнения на дыхание в

воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др. Обучение техники

выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища,

движение рук и ног) . Упражнения на освоение с водой: «поплавок»,

«медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у

опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) . Движения ног кролем: сидя

в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась

за поручень, за плавательную доску, свободно). Движения рук как при

плавании способом кроль: у опоры, в движении, при ходьбе, беге, стоя на

месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.) . Скольжение на

груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди

с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с

задержкой дыхания. Техника плавания облегченным кролем на груди с

работой рук (без выноса рук из воды) . Игры для освоения передвижений в

воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки», «Караси и щука»,

«Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др. Акваэробика:

ОРУ под музыку в воде (движения имитационного характера, подражание

разным животным, комплексы упражнений: «Два пингвина», «Танец

маленьких утят», «Веселые лягушки» и др). Тестирование (контрольное

упражнение) . Праздник на воде

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Техника безопасности

Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и

проблемных ситуаций. Основы правильного поведения на воде (на открытых

водоемах, использование схем, моделей, картинок, знаков, просмотр

видеофильма).

Теория

Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания

через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий, диафильмов.

Формирование представления о водных видах спорта. Просмотр записей

спортивных соревнований по водным видам спорта; плавание разными

стилями, прыжки в воду, синхронное плавание. Получение наглядного

представления о правильных движениях плавания спортивными способами:

использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных

элементов) ; графические изображения подвижных игр; показ упражнений

преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей

психологической установки: доступность упражнения) .

Практика

Упражнения для специальной подготовки. Спуск в воду с погружением, с

подныриванием под нудолс, со скольжением в обруч и т. д. Упражнения для

ОФ; строевые упражнения; ОРУ, направленные на развитие и укрепление

всех групп мышц. Передвижения в воде шагом: гимнастический, приставной,

противоходом, «змейкой», в полуприседе и др. Передвижения бегом:

челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками.

Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в

обруч, которые лежат на воде и др. Погружение под воду: с головой

(задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»;

ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте») . Открывание глаз в воде: «Кто

спрятался под водой? », «Раз, два, три – что увидел, расскажи» и др.

Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Парус», «Гуси летят»,

«Пчелы» и др. Упражнения на дыхание в воде: «Веселая игра», «Дровосек»,

«Трубач» и др. Обучение техники выполнения упражнений по частям и

целиком на суше. Движения рук и ног, выполняемые на суше, как при

плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте,

у опоры, в движении, в согласовании с дыханием) . Скольжение на груди: с

опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног как при

плавании способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук

(отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные

движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.

Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; с

опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна

двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног. Плавание кролем на

груди и спине: при помощи одних ног; без выноса рук из воды; облегченный

кроль на груди с выдохом в воду; согласование работы рук и ног у

неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении. Игры

со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше? »,

«Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры –

эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров». Игры с

элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори»,

«Озорные лягушата», «Веселая игра» и др. Комплексы упражнений в воде

под музыку с элементами синхронного плавания: «Рыбки», «Неваляшки»,

«Капельки», «Ручейки» и др. (элементы: «танцую не один», «воротики»,

«звездочка, цветок», «на кого похож? »… Тестирование (контрольное

упражнение) . Праздник на воде.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЫ

Техника безопасности

Закрепление правил поведения на воде, в бассейне и на открытых водоемах

через рассматривание картин, знаков, схем, просмотр фильмов, слайдов,

мультфильмов. Моделирование знаков «Правила поведения на воде».

Теория

Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания

через беседы, рассматривание картин, иллюстраций, обсуждение

видеофильмов, фотографий. Расширение представления о водных видах

спорта: плавание разными стилями, прыжки в воду с трамплина, синхронное

плавание, водное поло. Получение наглядного представления о правильных

движениях спортивными способами: использование схем упражнений,

графическое изображение подвижных игр; показ упражнений детьми,

наиболее успешно владеющими навыками плавания.

Практика

Упражнения для специальной подготовки: Спуск в воду уходя под воду с

головой, со скольжением в обруч, в тоннель, с перепрыгиванием через

нудолс и др. Упражнения для ОФП на суше: строевые упражнения, ОРУ,

направленные на развитие и укрепление всех групп мышц; развития

координации. Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с

подныриванием, с выпрыгиванием из воды. Погружение под воду: собирать

предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета), с открытыми

глазами собирать части целого («Собери картинку») ,проходить в тоннель и

др. Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».

Отработка движений рук и ног как при плавании способом дельфин, кроль на

спине, брасс, кроль на груди на суше и в воде, из разных положений, на

месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в согласовании с дыханием.

Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное

скольжение только с работой рук или ног как при плавании способом кроль,

с поворотом головы для вдоха, с многократным вдохом и выдохом,

отталкиваясь одной ногой от бортика. Скольжение на спине: с опорой на

плавательную доску и без опоры, с работой ног, сочетая движение рук и ног,

отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика

бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде) . Плавание кролем на

груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на плавательную

доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из воды,

сочетая работу рук и ног, в согласовании работы рук, ног и дыхания.

Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную

доску) ; в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и

ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания. Игры со скольжением

и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется? », «Катера»,

«Пятнашки – стрела», «Карасик и щука» и др. Игры – эстафеты: «Байдарки»,

«Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше? », «Самый ловкий». Игры

с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения»,

«Циркачи», «Фонтаны», «Утки – нырки» и др. Акваэробика (в воде под

музыку) : комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза»,

«Большая стирка» (муз. в стиле «диско», и др. Комплексы упражнений в воде

с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки»,

«Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «звездочка в кругу», «чехарда»,

«осьминожки») . Тестирование (контрольное упражнение) . Праздник на

воде. Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает

разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий

образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только

двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические

качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и

эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и

ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со

сверстниками.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих

педагогических принципах: - принцип сознательности и активности –

предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;

- принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий,

ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые

создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления

движений в воде и их совершенствование; - принцип доступности –

предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих

психологической, физической, координационной готовности к обучению; -

принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных

способностей и возможностей ребенка в процессе обучения; - принцип

постепенности в повышении требований – предполагает определенную

методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого

к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга

упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия

процесса обучения. Методы обучения: Словесные: объяснения, в форме

образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и

указания. - Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с

разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий,

видеосюжетов, жестов. - Практические: предусматривают многократное

повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в

облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и

соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Плавательные доски.

2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

4. Надувные круги.

5. Нарукавники.

6. Очки для плавания.

7. Поролоновые палки (нудолсы) .

8. Мячи разных размеров.

9. Обручи плавающие и с грузом.

10. Шест.

11. Поплавки цветные (флажки) .

12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.

13. Музыкальная колонка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература

1. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. - Спб.:

«Детство пресс», 2010 2. Детство: Программа развития и воспитания детей в

детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И.

Бабаевой. З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. 3.

А.А.Чеменева, Т.В. Столмакова. Система обучения плаванию детей

дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011. 4. Рыбак

М.В. Плавай как мы! – М.:Обруч,2014 год. 10. Рыбак М.В. Занятия в

бассейне с дошкольниками. – М.:ТЦ Сфера, 2012 год. 5. Сидорова И.В. Как

научить ребёнка плавать.- Айрис - Пресс, 2011год

6. Т.И. Осокина «Как научить детей плавать».

Дополнительная литература 7. Булатова М.М., Сахновский К.П. Плавание

для здоровья.- Киев: Здоровье, 1988 8.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина

Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. 9.

Пищикова Н.Г.Обучение плаванию детей дошкольного возраста.- М.:

Издательство «Скрипторий 2003»,-2008. 10. Фирсов З.П. Плавать раньше,

чем ходить.- М.: Физкультура и спорт, 1998



В раздел образования