Напоминание

"Развитие проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Спицына Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40"
Населённый пункт: г. Асбест, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40" Асбестовского городского округа «Развитие проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила: Спицына Е.В. воспитатель в. кв. категории 2016 год
Аннотация работы В современной образовательной ситуации обостряется противоречие между требованиями к качеству дошкольного образования, обновлением представлений о его результатах в соответствии с ФГос к содержанию дошкольного образования и реальным состоянием этого процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольное образование сегодня должно быть направлено не на формирование знаний, умений и навыков ребенка, а на его саморазвитие в естественном состоянии. В основе природы развития ребенка лежит поисковое поведение, т. е. деятельность в условиях неизведанности и неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего у ребенка может развиваться пассивная позиция и в будущем. Одним из ведущих условий, обеспечивающих развитие ребенка, является включение его в совместную деятельность с взрослым. Уникальным средством, позволяющим организовать сотрудничество детей и взрослых, является применение методов проекта в дошкольном учреждении. Проанализировав метод проектов, можно сказать, что в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно-ориентированном взаимодействии способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности.
Введение Произошедшие коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе и систему образования, и её первую ступень –
дошкольное

воспитание
. И не случайно в течение долгого времени недооценивались проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Тут необходимо видеть проблему полноты и целостности детского развития.
Сущность развития ребенка
– постепенное вхождение его в человеческую культуру через овладение средствами, которые всегда стоят между человеком и миром. Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Основные средства, которыми ребёнок овладевает – образные: сенсорные эталоны, символы и знаки. Уже на уровне образов ребёнок осваивает мир, разделяя его на обозначаемое и обозначающее. Он учится смотреть на мир сквозь «очки» человеческой культуры. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задач стороны. Современная идеология создала условия для организации образовательной деятельности, при которой опосредованные взаимодействия с миром ведут к развитию ребёнка в целом, формируя сознательное отношение к реальности. В основе педагогического сотрудничества лежит осознание того, что ребёнок – это человек с особым образом мыслей, восприятия, постижения окружающего мира, особым миром впечатлений, своеобразным опытом впечатлительно стью эмоциональной реактивностью. Под педагогическим сотрудничеством понимается совместная деятельность взрослых и детей, где каждый её участник является полноправным членом, а косвенно руководит этой деятельностью воспитатель. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Следствием этого стало появление ФГОС Дошкольного образования, который предусматривает: -сохранение уникальности и самоценности детства. - личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. -уважение личности ребёнка.
Также необходимо учитывать:
-индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией. -проживание ребёнком всех этапов детства. -поддержку детской инициативы. Документ акцентирует внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов в развитии детей:  Для того чтобы дети самостоятельно критически мыслили, видели возникающие проблемы и искали пути рационального решения, используя современные технологии; четко осознавали, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;
 Умели анализировать, делали необходимые обобщения, находили самостоятельно варианты решения, устанавливали логические закономерности, делали аргументированные выводы, применяли полученный опыт для выявления и решения новых проблем в деятельности;  Были коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, умели работать сообща в различных видах деятельности, в различных ситуация, находили решение по любым вопросам. При введении ФГОС ДО естественным стало использование в ДОУ, одной из современных технологий - метод проектов. Он обеспечивает развитие ребенка, помогает включаться ему в совместную деятельность со взрослым. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис- следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно кон- струировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В современных исследованиях разрабатываются проблемы педагогического взаимодействия, но в них не достаточно рассматривается взаимодействие воспитателя с детьми в проектной деятельности. Понятие «проектная деятельность» было определено в работах (Дж. Дьюи, Т. А. Данилина, Б. В. Игнатьева, У. Килпатрика, М. В. Крупенина и др.). В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Метод проектов возник ещё в начале20 столетии в Америке и представлял собой область дидактики: совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Проанализировав различные подходы к определению понятия «проект», можно сказать, что под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Поэтому необходимо определить условия перехода к образовательной деятельности по методу проектов.
Цель метода проекта:
направить познавательную деятельность воспитанников на определённый и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретической или практически значимой проблемы.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно- образовательных задач:
Задачи метода проекта:
1 Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные. 2 Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации. 3 Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
Основная часть.
Наиболее актуальным
и эффективным в моей работе явился метод развивающего обучения –
метод проектов
. Это образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у детей старшего дошкольного возраста интегративные качества. В основу положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат.
Принципы
педагогической технологии метода проектов, используемые в детском саду. 1 принцип прогностичности 2 пошаговости 3 обратной связи 4 нормирования 5 продуктивности 6 культурной аналогии 7 саморазвития
Особенности
этого метода заключаются в следующем: -возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать её. -саморазвитие и самореализации в личностно- ориентированном взаимодействии, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности. -позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентности участников проекта.
Мотивационный х
арактер технологии метода проектов: - Отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельной постановке проблемы, выбора темы проекта. - Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка, способное вызвать активную познавательную деятельность детей. При реализации технологии метод проектов, в воспитательно-образовательный процесс широко применяла методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности детей, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.
Методы
, использующиеся при реализации проектов:  Проблемно-поисковые;  Творческие;  Информационные Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности. Этот метод представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребёнка, развитие его
интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей, в процессе выполнения творческих проектов. Творческие проекты, реализованные мной явились средством интеграции, дифференциации, значимыми средствами развития ребёнка. Метод позволил ориентировать детей на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определённого отрезка времени. Этот метод эффективен и всегда дает решение какой-то определенной проблемы. Уникальность использования, заключается в том, что он позволяет развивать не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и способность решать проблему в самостоятельной и совместной деятельности детей.

При реализации проекта я ставлю перед собой цель, задачи и намечаю этапы деятельности. Основными
этапами
явились: 1. Ценностно-ориентированный: мотивация детей к деятельности, раскрытие значимости актуальности темы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребёнка направлена на осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности. Формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. 2. Конструктивный этап: объединение рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности. 3. Практический этап: осуществление координации деятельности детей, консультирование по возникшим вопросам, стимулирование деятельности. Поэтапная реализация содержания деятельности по решению проблемы. 4. Заключительный этап: помощь педагогам в оформлении проекта, формулировки выводов. 5. Презентационный этап: Презентация проекта, защита его основных позиций. 6. Оценочно-рефлексивный: стимулирование детей к самоанализу и к самооценке. Проектная деятельность позволила учить детей проблематизации; целеполаганию, планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа, практическому применению знаний в различных ситуациях. Проекты стали инструментом саморазвития детей воспитателя и родителей. В основе этого метода лежала поисковая деятельность, напряжение мыслей, фантазия. В ходе реализации проекта происходило развитие ребёнка как субъекта познания, его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений. Образовательная программа детского сада предполагает реализацию таких задач:  Развитие нравственно-патриотических чувств у детей;  Воспитание экологической культуры;  Развитие исследовательской деятельности Поэтому в своей группе я реализовывала такие проекты:

Таблица 1

Год реализации

проекта

Название проекта
2011-2012 г. «Я и моя семья», «Моя улица», «Достопримечательности нашего города», «Транспорт», «Космознайка», «Вода – источник жизни», «Одуванчик – очаровательный сорняк» 2012-2013 г. Мы – за здоровый образ жизни», «Спорт», «Золотая осень», «Чудо-дерево», «Пожар – нет права на существование» 2013-2014 г. «Олимпийские игры», «Моя семья», «Мой город Асбест», Безопасность – личная безопасность», «Здоровый образ жизни» 2014- 2015г «Н.Носов, любимый детский писатель» « Вода-это жизнь».

Реализация проектов в группе помогла мне спланировать работу по пяти образовательным областям:  социально-коммуникативное развитие;  речевое развитие;  познавательное развитие;  художественно эстетическое;  физическое развитие
1.

Целью социально-коммуникативного развития
, явилось усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации ;формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для того чтобы ребёнок мог научиться управлять своими эмоциями и чувствами, контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, выполнять нормы и устои, принятые в обществе, различать, сравнивать, произвольно менять их характер – был социально адаптирован, соблюдал традиции семьи, детского сада, мной были
использованы игры: «Мои любимые вещи», «Круг имён», «Зеркало», «Добрые эльфы», «То, что я люблю», «Кто меня позвал». Эти игры способствовали развитию общения, сотрудничества, умению высказывать свою точку зрения. У детей повысилась социальная позиция, интерес к сверстникам, их делам и поступкам, они стали чувствовать настроение других детей и взрослых, проявлять дружеские отношения к другим людям, заботиться о них, объективно оценивать не только чужие, но и собственные поступки. В результате наблюдалась положительная динамика по усвоению социальных норм поведения.
Диаграмма 1



2011-2012 год

2012-2013 год

2013-2014 год

0%

1000%

2000%

3000%

4000%

5000%

6000%

7000%

8000%

Высокий

Средний

Достаточный

.

В процессе обучения детей в своей группе
, важное место уделяла речевому развитию. В процессе реализации
проектов
у детей формировалось представление об окружающем мире, ценностных отношениях, развиваются деятельностные и коммуникативные, качества личности. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, изменяется и формируется словарный запас ребёнка, в количественном и качественном аспекте. Основная работа была направлена на развитие коммуникативной стороны речи, так как через общение и
презентацию проектов
ребёнок познаёт окружающий мир, делает умозаключения, обобщает жизненный опыт, стремится к решению поставленных задач. Развитие речевой коммуникации (умение понимать речь других, стремиться сделать понятной свою речь), является одной из главных компетентностей у детей в этом возрасте – коммуникативная компетенция, даёт право ребёнку для свободного общения, возможности приобретения опыта свободного высказывания, своих идей и суждений. Достижения детей в любом виде деятельности, тут же находили отражение в коммуникативных умениях. С возрастом круг общения ребёнка
расширяется, ситуации,

где требуются речевой опыт, усложняются. Ребенок,
усвоивший нормы речевого поведения, легко может адаптироваться в любых изменяющихся условиях. При реализации
проектов
я использовала такие методы:
 стимулирования и мотивацию разнообразной деятельности (игровой, познавательной с элементами игры);  осуществление организации контроля и самоконтроля;  организации и осуществления познавательной деятельности (наглядные, словесные, игровые, практические);
Технология проектной
деятельности использовалась и в рамках специально организованного обучения детей. Такие занятия имели определённую структуру и включают в себя; создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации, получение продукта деятельности, презентация результатов.
Содержание деятельности включало
разнообразные этюды, ролевые игры, нетрадиционные подходы (творчески преобразовывать ход повествования, придумывание различных концовок у сказок, переделывание реальных историй в сказочные, использование мнемосхем). Существует взаимосвязь между содержанием и методами обучения на занятиях и самостоятельной деятельностью детей, поэтому совершенствование речевой активности происходило в игровой форме, дети отражали знакомую им область деятельности, взаимоотношение между людьми – быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. ролевых игр, игр – драматизаций (с элементами сказкотерапии, психогимнастики). Были использованы игры с различной степенью сложности: 
«Круглый год»
Цель: Учить детей рассказывать. Игры: «Лесные происшествия», «Времена года», «В гостях у радуги». 
«Что за словом?»
Цель: Обогащение словарного запаса. Игры: «Кто знает, тот продолжает», «Сравни и опиши», «Разговор красок». 
«Мир вокруг нас»
Цель: Знакомство с окружающим миром, активизация словаря. Игры: «Звуки улицы», «Кем работают люди», «Я садовником родился». 
«Игры – путешествия»
Цель: Развитие фантазии и речевого творчества. Игры: «Путешествие в угадайку», «Если бы я был бы…», «Из какой сказки?». 
«Языкаюшки»
Цель: Совершенствование дикции. Игры: «Кто быстрее», «Разговор со стеклом», «Весёлый старичок». 
«Быстрый карандаш»
Цель: Развивать навыки письма (речь - движение), воображение. Игры: «Нарисуй и расскажи», «Карнавал», «Ёжик и барабан».
Благодаря реализации проектов
и играм которые они включали дети стали использовать существительные (обозначающие название профессии); прилагательные (обозначающие признаки предметов); наречия (характеризующие отношения людей). Стали развиваться такие умения: согласовывать существительные с числительными, образовывать форму множественного числа, подбирать однокоренные слова, последовательно пересказывать литературные произведения. Об этом свидетельствует
положительная динамика уровня развития речевой коммуникации, которая представлена в виде диаграммы.
Диаграмма 2

2011-2012 год

2012-2013 год

2013-2014 год

0%

1000%

2000%

3000%

4000%

5000%

6000%

7000%

8000%

Высокий

Средний

Достаточный

3. Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности, формирования познавательных действий, развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях. Так как моими воспитанниками были дети старшего возраста
,
познавательное развитие имело большое значение для успешного обучения в школе. Развитие познавательных способностей обеспечивалось:
Познавательно- исследовательскими проектами
: Была создана предметно-развивающая среда, которая соответствовала:
I.
возрастным возможностям детей и содержанию программы детского сада.
II.
Проведение индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в течение дня.
III.
Использовала игры, загадки, проблемные ситуаций, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. Разработала и внедрила в своей группе комплекс занятий направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего возраста. Благодаря проделанной работе, дети в моей группе стали проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями, придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей, любят наблюдать и экспериментировать. Могут самостоятельно принять собственное решение, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Это видно из показателей познавательного развития.
Диаграмма 3

2011-2012 год

212-2013 год

2013-2014 год

0%

1000%

2000%

3000%

4000%

5000%

6000%

7000%

8000%

Высокий

Средний

Допустимый

4 Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы ;становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной деятельности детей. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде .Именно поэтому в моей группе уделяется большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Основная цель - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его

самореализации.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса в группе по реализации
творческих проектов и включает

в себя: педагогов, детей и родителей.
Сложившаяся система взаимодействия родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников. Традиционным стала помощь родителей в организации и подготовке проектов:
организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др. -фото выставки: «В гостях у семьи …» и др. -родители шьют костюмы детям для праздников Также вместе с детьми группы мы посещаем: - «Центр Народной Культуры Лад», где рассказывают о традициях русского народа, играем в народные игры. - Посещаем детскую библиотеку (дети принимают участие в праздниках: «Книжкина неделя; - Детской школой искусств ( дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств;
-
Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок); -Краеведческим музеем и музеем. В результате сотрудничества с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества. :
В результате проделанной работы дети приобрели
: - умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов; - у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт; - приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке; - проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве; - откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму; - используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов


Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей

осуществляется с помощью педагогической диагностики.

диаграмма 4


2011-2012 год

2012-2013 год

2013-2014 год

0%

1000%

2000%

3000%

4000%

5000%

6000%

7000%

8000%

Высокий

Средний

Допустимый

5 Физическое развитие
включает следующие виды деятельности: двигательную, формирование начальных представлений о видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей ЗОЖ. Поэтому задачей было создание условий для охраны жизни и укрепления здоровья детей, их физического развития. Эти задачи были реализованы через проекты проекты, которые включали: - работу по формированию ценности здоровья и ЗОЖ; -работу по развитию физических и нравственно –волевых качеств; - тесную взаимосвязь медицинского работника и родителей. Потребность в ЗОЖ необходимо формировать с детства. В повседневной деятельности необходимо развивать у детей понимание того, что ЗОЖ включает умение человека вести активный образ жизни. -Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на прогулке. Я использую подвижные игры с небольшой подгруппой детей. Такие игры способствуют тренировке носового дыхания. -использование игр с циклическими упражнениями. Их комбинациями и элементами спортивных игр. В ходе реализации проектов использовались:
1

Занятия:
«Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Озорные лягушата», «Вечный двигатель».
2

Спортивные развлечения
: «Азбука безопасности», «Мама, папа, я- спортивная семья», « По тропинкам здоровья».
3 Театрализованная деятельность:
«Три сигнала светофора», «Жили - были автомобили и автомобиль», «Я знаю, это опасно!». Говорят, в детстве человек получает основную базу знаний, именно в это время формируется система жизненных ценностей. С малых лет человек начинает, прежде всего, учиться ценить жизнь. Поэтому свою работу я планировала так, чтобы детям было и интересно и поучительно. Были проведены такие организованные формы работы как тематические акции: «Путешествие в страну здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух», недели здоровья «Детский сад - наш общий дом, в нем здоровыми растем». Благодаря этой работе наблюдается положительная динамика уровня развития физических качеств за последние три года.

диаграмма 5

2011-2012 год

2012-2013 год

2013-2014 год

0%

1000%

2000%

3000%

4000%

5000%

6000%

7000%

8000%

Высокий

Средний

Низкий

Вывод
В результате реализации проектов, дети больше стали общаться между собой, что способствовало улучшению микроклимата в группе. В процессе этой деятельности, дети выступали как заказчики, исполнители и непосредственные участники, от зарождения идеи до получения результата, а так же как эксперты. Дети сталкивались с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда это необходимо:  заявить свои цели, озвучить представление о себе;  открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины;  согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных убеждений. Проектная деятельность позволила учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования( макетов, плакатов, моделей, театрализации);применение практических знаний в различных ситуациях. Дети научились доносить свои мысли до окружающих, чётко формулировать свои идеи, внимательно слушать, понимать речь других. Проекты явились тем содержанием, которое объединило детский сад и родителей, укрепило их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. В соответствии с темой проекта менялась и предметно-развивающая среда. Также благодаря использованию этой технологии в своей работе повысился и мой профессиональный уровень. Я всегда помню, что проект - это « игра всерьёз»: результаты её значимы для детей и взрослых.






В раздел образования