"Развитие проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Спицына Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40" Населённый пункт: г. Асбест, Свердловской области Наименование материала: статья Тема: "Развитие проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №40" Асбестовского городского округа
«Развитие проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила: Спицына Е.В.
воспитатель в. кв. категории
2016 год
Аннотация работы
В
современной
образовательной
ситуации
обостряется
противоречие
между
требованиями к качеству дошкольного образования, обновлением представлений о его
результатах в соответствии с ФГос к содержанию дошкольного образования и реальным
состоянием этого процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольное образование сегодня должно быть направлено не на формирование знаний,
умений и навыков ребенка, а на его саморазвитие в естественном состоянии. В основе
природы развития ребенка лежит поисковое поведение, т. е. деятельность в условиях
неизведанности и неопределенности.
Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего у
ребенка может развиваться пассивная позиция и в будущем. Одним из ведущих условий,
обеспечивающих развитие ребенка, является включение его в совместную деятельность с
взрослым. Уникальным средством, позволяющим организовать сотрудничество детей и
взрослых, является применение методов проекта в дошкольном учреждении.
Проанализировав метод проектов, можно сказать, что в основе проекта лежит проблема,
для
ее
решения
необходим
исследовательский
поиск
в
различных
направлениях,
результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Внедрение
в
образовательный
процесс
проектной
деятельности
построенной
на
личностно-ориентированном
взаимодействии
способствует
развитию
свободной
творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе.
Участие
в
проектной
деятельности
дает
возможность
развивать
у
дошкольников
внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания,
приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества
в активной, творчески развивающей личности.
Введение
Произошедшие коренные политические и экономические изменения затронули все
сферы жизни нашего общества, в том числе и систему образования, и её первую
ступень
– дошкольное
воспитание .
И
не
случайно
в
течение
долгого
времени
недооценивались проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Тут необходимо
видеть проблему полноты и целостности детского развития.
Сущность развития ребенка – постепенное вхождение его в человеческую культуру
через
овладение
средствами,
которые
всегда
стоят
между
человеком
и
миром.
Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Основные средства, которыми
ребёнок овладевает – образные: сенсорные эталоны, символы и знаки. Уже на уровне
образов ребёнок осваивает мир, разделяя его на обозначаемое и обозначающее. Он
учится
смотреть
на
мир
сквозь
«очки»
человеческой
культуры.
Использование
обозначений
позволяет
обобщить
свой
непосредственный
опыт,
выделить
в
действительности наиболее существенные для решения задач стороны. Современная
идеология
создала
условия
для
организации
образовательной
деятельности,
при
которой опосредованные взаимодействия с миром ведут к развитию ребёнка в целом,
формируя сознательное отношение к реальности.
В основе педагогического сотрудничества лежит осознание того, что ребёнок – это
человек
с
особым
образом
мыслей,
восприятия,
постижения
окружающего
мира,
особым
миром
впечатлений,
своеобразным
опытом
впечатлительно стью
эмоциональной
реактивностью.
Под
педагогическим
сотрудничеством
понимается
совместная
деятельность
взрослых
и
детей,
где
каждый
её
участник
является
полноправным членом, а косвенно руководит этой деятельностью воспитатель. Знания,
умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития
личности.
Следствием этого стало появление ФГОС Дошкольного образования, который
предусматривает:
-сохранение уникальности и самоценности детства.
- личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и
детей.
-уважение личности ребёнка.
Также необходимо учитывать:
-индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией.
-проживание ребёнком всех этапов детства.
-поддержку детской инициативы.
Документ акцентирует внимание на развитие творческих и
интеллектуальных
способностей
детей;
на
смену
традиционным
методам
приходят
активные
методы
обучения
и
воспитания,
направленные
на
активизацию
познавательного
развития
ребёнка.
В
этих
изменяющихся
условиях
педагогу
необходимо
ориентироваться
в
многообразии интегративных подходов в развитии детей:
Для
того
чтобы
дети
самостоятельно
критически
мыслили,
видели
возникающие
проблемы
и
искали
пути
рационального
решения,
используя
современные технологии; четко осознавали, где и каким образом приобретаемые
ими знания могут быть применены;
Умели
анализировать,
делали
необходимые
обобщения,
находили
самостоятельно варианты решения, устанавливали логические закономерности,
делали аргументированные выводы, применяли полученный опыт для выявления
и решения новых проблем в деятельности;
Были
коммуникабельными,
контактными
в
различных
социальных
группах, умели работать сообща в различных видах деятельности, в различных
ситуация, находили решение по любым вопросам.
При введении ФГОС ДО естественным стало использование в ДОУ, одной из
современных
технологий
-
метод
проектов.
Он
обеспечивает
развитие
ребенка,
помогает включаться ему в совместную деятельность со взрослым.
Метод
проектов
как
педагогическая
технология
—
это
совокупность
ис-
следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в
его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно кон-
струировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.
В
современных
исследованиях
разрабатываются
проблемы
педагогического
взаимодействия, но в них не достаточно рассматривается взаимодействие воспитателя с
детьми в проектной деятельности. Понятие «проектная деятельность» было определено
в работах (Дж. Дьюи, Т. А. Данилина, Б. В. Игнатьева, У. Килпатрика, М. В. Крупенина
и др.). В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает
«выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Метод проектов возник ещё в начале20 столетии в Америке и представлял собой
область
дидактики:
совокупность
приёмов,
операций
овладения
определённой
областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Проанализировав различные подходы к определению понятия «проект», можно
сказать, что под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая
завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит
проблема,
для
ее
решения
необходим
исследовательский
поиск
в
различных
направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Поэтому
необходимо определить условия перехода к образовательной деятельности по методу
проектов.
Цель метода проекта: направить познавательную деятельность воспитанников на
определённый и запланированный результат, который получается при решении той или
иной теоретической или практически значимой проблемы.
Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно- образовательных
задач:
Задачи метода проекта:
1
Развивать
комплексные
умения
и
навыки:
исследовательские,
рефлексивные,
самооценочные.
2
Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
3
Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
Основная часть.
Наиболее актуальным и эффективным в моей работе явился метод развивающего
обучения – метод проектов . Это образовательная технология, которая позволяет
создавать естественную среду для формирования у детей старшего дошкольного возраста
интегративные качества. В основу положена идея о направленности познавательной
деятельности дошкольников на запланированный результат.
Принципы педагогической технологии метода проектов, используемые в детском саду.
1
принцип прогностичности
2 пошаговости
3 обратной связи
4 нормирования
5 продуктивности
6 культурной аналогии
7 саморазвития
Особенности этого метода заключаются в следующем:
-возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать её.
-саморазвитие и самореализации в личностно- ориентированном взаимодействии, влияет
на формирование социально-коммуникативной компетентности.
-позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на
формирование информационной и технологической компетентности участников проекта.
Мотивационный х арактер технологии метода проектов:
- Отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников,
побуждение к самостоятельной постановке проблемы, выбора темы проекта.
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка, способное вызвать
активную познавательную деятельность детей.
При реализации технологии метод проектов, в воспитательно-образовательный процесс
широко применяла методы, основанные на создании проблемных ситуаций,
стимулировании активной познавательной деятельности детей, предполагающей поиск и
решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической
деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей,
сущностных характеристик явления.
Методы , использующиеся при реализации проектов:
Проблемно-поисковые;
Творческие;
Информационные
Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система
проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска,
творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной
деятельности.
Этот метод представляет собой модель организации образовательного процесса,
ориентированную на творческую самореализацию личности ребёнка, развитие его
интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей, в процессе
выполнения творческих проектов.
Творческие проекты, реализованные мной явились средством интеграции,
дифференциации, значимыми средствами развития ребёнка. Метод позволил
ориентировать детей на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную,
групповую, которая выполняется в течение определённого отрезка времени. Этот метод
эффективен и всегда дает решение какой-то определенной проблемы. Уникальность
использования, заключается в том, что он позволяет
развивать не только личностные,
интеллектуальные, физические качества, но и способность решать проблему в
самостоятельной и совместной деятельности детей.
При реализации проекта я ставлю перед собой цель, задачи и намечаю этапы
деятельности.
Основными этапами явились:
1.
Ценностно-ориентированный: мотивация детей к деятельности, раскрытие значимости
актуальности темы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребёнка
направлена на осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности.
Формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.
2.
Конструктивный этап: объединение рабочих групп, поиск литературы, помощь в
планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой
деятельности.
3.
Практический этап: осуществление координации деятельности детей,
консультирование по возникшим вопросам, стимулирование деятельности. Поэтапная
реализация содержания деятельности по решению проблемы.
4.
Заключительный этап: помощь педагогам в оформлении проекта, формулировки
выводов.
5.
Презентационный этап: Презентация проекта, защита его основных позиций.
6.
Оценочно-рефлексивный: стимулирование детей к самоанализу и к самооценке.
Проектная деятельность позволила учить детей проблематизации; целеполаганию,
планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа, практическому
применению знаний в различных ситуациях.
Проекты стали инструментом саморазвития детей воспитателя и родителей. В основе
этого метода лежала поисковая деятельность, напряжение мыслей, фантазия. В ходе
реализации проекта происходило развитие ребёнка как субъекта познания, его
любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений.
Образовательная программа детского сада предполагает реализацию таких задач:
Развитие нравственно-патриотических чувств у детей;
Воспитание экологической культуры;
Развитие исследовательской деятельности
Поэтому в своей группе я реализовывала такие проекты:
Таблица 1
Год реализации
проекта
Название проекта
2011-2012 г.
«Я и моя семья», «Моя улица», «Достопримечательности
нашего города», «Транспорт», «Космознайка», «Вода –
источник жизни», «Одуванчик – очаровательный сорняк»
2012-2013 г.
Мы – за здоровый образ жизни», «Спорт», «Золотая осень»,
«Чудо-дерево», «Пожар – нет права на существование»
2013-2014 г.
«Олимпийские игры», «Моя семья», «Мой город Асбест»,
Безопасность – личная безопасность», «Здоровый образ
жизни»
2014- 2015г «Н.Носов, любимый детский писатель»
« Вода-это жизнь».
Реализация проектов в группе помогла мне спланировать работу по пяти
образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
познавательное развитие;
художественно эстетическое;
физическое развитие
1.
Целью социально-коммуникативного развития , явилось усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие
общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в организации ;формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Для того чтобы ребёнок мог научиться управлять своими эмоциями и чувствами,
контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, выполнять нормы и устои,
принятые в обществе, различать, сравнивать, произвольно менять их характер – был
социально адаптирован, соблюдал традиции семьи, детского сада, мной были
использованы игры: «Мои любимые вещи», «Круг имён», «Зеркало», «Добрые эльфы»,
«То, что я люблю», «Кто меня позвал».
Эти игры способствовали развитию общения, сотрудничества, умению высказывать свою
точку зрения. У детей повысилась социальная позиция, интерес к сверстникам, их делам и
поступкам, они стали чувствовать настроение других детей и взрослых, проявлять
дружеские отношения к другим людям, заботиться о них, объективно оценивать не только
чужие, но и собственные поступки. В результате наблюдалась положительная динамика
по усвоению социальных норм поведения.
Диаграмма 1
2011-2012 год
2012-2013 год
2013-2014 год
0%
1000%
2000%
3000%
4000%
5000%
6000%
7000%
8000%
Высокий
Средний
Достаточный
.
В процессе обучения детей в своей группе , важное место уделяла речевому развитию.
В процессе реализации проектов у детей формировалось представление об окружающем
мире, ценностных отношениях, развиваются деятельностные и коммуникативные,
качества личности. По мере развития психических процессов, расширения контактов с
окружающим миром, изменяется и формируется словарный запас ребёнка, в
количественном и качественном аспекте.
Основная работа была направлена на развитие коммуникативной стороны речи, так как
через общение и презентацию проектов ребёнок познаёт окружающий мир, делает
умозаключения, обобщает жизненный опыт, стремится к решению поставленных задач.
Развитие речевой коммуникации (умение понимать речь других, стремиться сделать
понятной свою речь), является одной из главных компетентностей у детей в этом возрасте
– коммуникативная компетенция, даёт право ребёнку для свободного общения,
возможности приобретения опыта свободного высказывания, своих идей и суждений.
Достижения детей в любом виде деятельности, тут же находили отражение в
коммуникативных умениях. С возрастом круг общения ребёнка расширяется, ситуации,
где требуются речевой опыт, усложняются. Ребенок, усвоивший нормы речевого
поведения, легко может адаптироваться в любых изменяющихся условиях.
При реализации проектов я использовала такие методы:
стимулирования и мотивацию разнообразной деятельности (игровой,
познавательной с элементами игры);
осуществление организации контроля и самоконтроля;
организации и осуществления познавательной деятельности (наглядные,
словесные, игровые, практические);
Технология проектной деятельности использовалась и в рамках специально
организованного обучения детей. Такие занятия имели определённую структуру и
включают в себя; создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему;
поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение
результатов, систематизация информации, получение продукта деятельности, презентация
результатов.
Содержание деятельности включало
разнообразные этюды, ролевые игры, нетрадиционные подходы (творчески
преобразовывать ход повествования, придумывание различных концовок у сказок,
переделывание реальных историй в сказочные, использование мнемосхем).
Существует взаимосвязь между содержанием и методами обучения на занятиях и
самостоятельной деятельностью детей, поэтому совершенствование речевой активности
происходило в игровой форме, дети отражали знакомую им область деятельности,
взаимоотношение между людьми – быт семьи, детского сада, события общественной
жизни, различные виды труда взрослых. ролевых игр, игр – драматизаций (с элементами
сказкотерапии, психогимнастики). Были использованы игры с различной степенью
сложности:
«Круглый год»
Цель: Учить детей рассказывать.
Игры: «Лесные происшествия», «Времена года», «В гостях у радуги».
«Что за словом?»
Цель: Обогащение словарного запаса.
Игры: «Кто знает, тот продолжает», «Сравни и опиши», «Разговор красок».
«Мир вокруг нас»
Цель: Знакомство с окружающим миром, активизация словаря.
Игры: «Звуки улицы», «Кем работают люди», «Я садовником родился».
«Игры – путешествия»
Цель: Развитие фантазии и речевого творчества.
Игры: «Путешествие в угадайку», «Если бы я был бы…», «Из какой сказки?».
«Языкаюшки»
Цель: Совершенствование дикции.
Игры: «Кто быстрее», «Разговор со стеклом», «Весёлый старичок».
«Быстрый карандаш»
Цель: Развивать навыки письма (речь - движение), воображение.
Игры: «Нарисуй и расскажи», «Карнавал», «Ёжик и барабан».
Благодаря реализации проектов и играм которые они включали дети стали
использовать существительные (обозначающие название профессии); прилагательные
(обозначающие признаки предметов); наречия (характеризующие отношения людей).
Стали развиваться такие умения: согласовывать существительные с числительными,
образовывать форму множественного числа, подбирать однокоренные слова,
последовательно пересказывать литературные произведения. Об этом свидетельствует
положительная динамика уровня развития речевой коммуникации, которая представлена
в виде диаграммы.
Диаграмма 2
2011-2012 год
2012-2013 год
2013-2014 год
0%
1000%
2000%
3000%
4000%
5000%
6000%
7000%
8000%
Высокий
Средний
Достаточный
3. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности, формирования познавательных действий, развития воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях.
Так как моими воспитанниками были дети старшего возраста , познавательное развитие
имело большое значение для успешного обучения в школе.
Развитие познавательных способностей обеспечивалось:
Познавательно- исследовательскими проектами :
Была создана предметно-развивающая среда, которая соответствовала:
I.
возрастным возможностям детей и содержанию программы детского сада.
II.
Проведение индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в течение дня.
III.
Использовала игры, загадки, проблемные ситуаций, направленные на развитие
интеллектуальных способностей детей.
Разработала и внедрила в своей группе комплекс занятий направленных на развитие
интеллектуальных способностей детей старшего возраста.
Благодаря проделанной работе, дети в моей группе стали проявлять любознательность,
интересоваться причинно-следственными связями, придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей, любят наблюдать и экспериментировать. Могут
самостоятельно принять собственное решение, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности. Это видно из показателей познавательного развития.
Диаграмма 3
2011-2012 год
212-2013 год
2013-2014 год
0%
1000%
2000%
3000%
4000%
5000%
6000%
7000%
8000%
Высокий
Средний
Допустимый
4 Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы
;становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; реализацию самостоятельной деятельности детей. Ключевая роль
детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой,
интеллектуально-развитой личности.
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в
детях творческий потенциал, дает реальную возможность
адаптироваться им в
социальной среде .Именно поэтому в моей группе уделяется большое внимание
художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Основная цель - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его
самореализации.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного
образовательного процесса в группе по реализации творческих проектов и включает
в себя: педагогов, детей и родителей.
Сложившаяся система взаимодействия родителей и детей способствует успешному
решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.
Традиционным стала помощь родителей в организации и подготовке проектов:
организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии»,
«Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др.
-фото выставки: «В гостях у семьи …» и др.
-родители шьют костюмы детям для праздников
Также вместе с детьми группы мы посещаем:
- «Центр Народной Культуры Лад», где рассказывают о традициях русского народа,
играем в народные игры.
- Посещаем детскую библиотеку (дети принимают участие в праздниках: «Книжкина
неделя;
- Детской школой искусств ( дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в
школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств;
- Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок);
-Краеведческим музеем и музеем.
В результате сотрудничества с социальными партнерами создана атмосфера
взаимопонимания и доверительных отношений между детьми, создана благоприятная
эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.
: В результате проделанной работы дети приобрели :
- умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью
выразительных образов;
- у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;
- приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и
передавать их в рисунке;
- проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и
искусстве;
- откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
- используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей
осуществляется с помощью педагогической диагностики.
диаграмма 4
2011-2012 год
2012-2013 год
2013-2014 год
0%
1000%
2000%
3000%
4000%
5000%
6000%
7000%
8000%
Высокий
Средний
Допустимый
5 Физическое развитие включает следующие виды деятельности: двигательную,
формирование начальных представлений о видах спорта, овладение подвижными играми,
становление ценностей ЗОЖ.
Поэтому задачей было создание условий для охраны жизни и укрепления здоровья детей,
их физического развития. Эти задачи были реализованы через проекты проекты, которые
включали:
- работу по формированию ценности здоровья и ЗОЖ;
-работу по развитию физических и нравственно –волевых качеств;
- тесную взаимосвязь медицинского работника и родителей.
Потребность в ЗОЖ необходимо формировать с детства. В повседневной деятельности
необходимо развивать у детей понимание того, что ЗОЖ включает умение человека вести
активный образ жизни.
-Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на прогулке. Я
использую подвижные игры с небольшой подгруппой детей. Такие игры способствуют
тренировке носового дыхания.
-использование игр с циклическими упражнениями. Их комбинациями и элементами
спортивных игр.
В ходе реализации проектов использовались:
1
Занятия: «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Озорные лягушата»,
«Вечный двигатель».
2
Спортивные развлечения : «Азбука безопасности», «Мама, папа, я- спортивная семья»,
« По тропинкам здоровья».
3 Театрализованная деятельность: «Три сигнала светофора», «Жили - были автомобили и
автомобиль», «Я знаю, это опасно!».
Говорят, в детстве человек получает основную базу знаний, именно в это время
формируется система жизненных ценностей. С малых лет человек начинает, прежде всего,
учиться ценить жизнь. Поэтому свою работу я планировала так, чтобы детям было и
интересно и поучительно. Были проведены такие организованные формы работы как
тематические акции: «Путешествие в страну здоровья», «В здоровом теле – здоровый
дух», недели здоровья «Детский сад - наш общий дом, в нем здоровыми растем».
Благодаря этой работе наблюдается положительная динамика уровня развития
физических качеств за последние три года.
диаграмма 5
2011-2012 год
2012-2013 год
2013-2014 год
0%
1000%
2000%
3000%
4000%
5000%
6000%
7000%
8000%
Высокий
Средний
Низкий
Вывод
В результате реализации проектов, дети больше стали общаться между собой, что
способствовало улучшению микроклимата в группе. В процессе этой деятельности, дети
выступали как заказчики, исполнители и непосредственные участники, от зарождения
идеи до получения результата, а так же как эксперты. Дети сталкивались с
необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда это необходимо:
заявить свои цели, озвучить представление о себе;
открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины;
согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных убеждений.
Проектная деятельность позволила учить детей проблематизации; целеполаганию и
планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению
результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с
использованием специально подготовленного продукта проектирования( макетов,
плакатов, моделей, театрализации);применение практических знаний в различных
ситуациях.
Дети научились доносить свои мысли до окружающих, чётко формулировать свои идеи,
внимательно слушать, понимать речь других. Проекты явились тем содержанием, которое
объединило детский сад и родителей, укрепило их заинтересованность в сотрудничестве с
детским садом. В соответствии с темой проекта менялась и предметно-развивающая
среда.
Также благодаря использованию этой технологии в своей работе повысился и мой
профессиональный уровень. Я всегда помню, что проект - это « игра всерьёз»: результаты
её значимы для детей и взрослых.