Автор: Гнездилова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Бийск Алтайский край
Наименование материала: методический материал
Тема: "Игры нашего двора"
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «СОШ № 3»
Проект: «Игры нашего двора».
Выполнил:
Воспитатель
Гнездилова
Ольга Александровна
Бийск, 2020
Актуальность:
В общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный
социальный опыт, который положительно скажется на становлении его
личности.
Всем известно, что нынешнее поколение – это поколение, которое все
свое свободное время проводит за компьютером. Часами дети играют в
различные игры в Интернете, иногда даже опасные. Рано или поздно дети
перестают воспринимать реальный мир, полностью погружаясь в
виртуальный. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового
пространства детства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты
скакалки, мячи, городки. А ведь игра — это своеобразный результат
освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат
культурной самоидентификации. Именно в игре возникают основные
психологические новообразования и развиваются волевые качества. Для
решения этой проблемы было решено разработать и реализовать проект по
развитию «дворовых» игр, в рамках нашего детского сада. Раз в неделю, во
вторую половину на территории детского сада, ребята собираются и играют в
различные дворовые игры: игры наших пап и мам, дедушек и бабушек.
Тема проекта: «Игры нашего двора»
Цель: Передача культурного наследия из поколения в поколение и
приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизация детских и
детско-родительских отношений.
Задачи:
• Научить детей играть в игры с правилами и уметь следовать им;
• Уметь справляться с поставленными логическими задачами;
• Учиться работать в команде сообща;
• Познакомить детей с играми их родителей;
• Приобщать родителей к жизни ДОУ.
Тип проекта: познавательный, групповой, краткосрочный.
Целевая аудитория реализации педагогического проекта:
1. воспитанники в возрасте 5-6 лет.
2. родители
3. Воспитатели
Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных
отношений.
Срок реализации проекта: 1 месяц
Применяемые формы и методы работы:
Анкетирование родителей на предмет осведомленности детей об играх и
их правилах, эстафеты, квесты, подвижные игры на прогулке, просмотр
презентаций, чтение художественной литературы, просмотр медиафайлов.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности,
обогащение словарного запаса детей;
2. Игровой опыт детей станет обширнее и богаче;
3. Дети станут меньше времени уделять гаджетам, станут больше врмени
проводить играя;
4. Родители поменяют тактику общения со своими детьми, поймут
возможность игр для развития психических процессов детей (внимания,
памяти, смекалки и т. д.)
5. Дети научатся использовать игры для развития общения со своими
сверстниками, добиваясь дружбы с ними через игровой процесс.
Материально - техническое обеспечение проекта
• Наглядный материал для проведения бесед и организованной
деятельности с детьми;
• Раздаточный материал для проведения игр-эстафет (карточки, картинки
и т. д.)
• Материал для методической копилки (картотека игр, загадки,
стихотворения, материал для конкурсов)
• Материалы для организации подвижных игр (Резинки, скакалки, мячи,
костюмы для переодевания, капроновые крышки для изготовления биты и
пр.)
Сроки реализации проекта: с 03.06- 28.06
Этапы проекта:
1-этап: Подготовительный
- Опрос родителей: Анкетирование родителей.Цель: выяснить насколько
часто ребенок совместно с родителями играет в подвижные игры, с кем и как
проводит время на прогулке;
- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной
литературы, материалов для реализации экспериментальной деятельности,
игр, подбор презентаций, подборка раздаточного материала для проведения
игр и эстафет
- Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Что такое
игра?», «Какие уличные игры вы знаете?», «В какие игры играете со своими
друзьями дома?»
-Анализ результатов беседы.
2-этап: Основной. (Продолжительность – 4 недели)
1 –я неделя.
1. Просмотр презентаций об играх. Беседа о видах игр.Цель: Знакомство
детей с дворовыми играми родителей
2.Консультации для родителей: «Какую роль игра имеет в жизни
ребенка». Предложить, совместно с детьми провести любую игру. Раздать
каждому на руки описание игр.
3. Подвижная игра в течение недели на улице «Выбивалы».Цель: Дети
должны научится бросать метко мяч в команду соперника.Примечание: мяч
должен быть не сильно жестким, бросать мяч нужно ниже пояса.
4. Игра малой подвижности в группе «Колечко-колечко»Цель: развитие
внимательности, умения соблюдать правила и не выкрикивать.
5. Игра с/п «Перетягивание каната»Цель: развитие ловкости, командного
уха.
2-я неделя.
1.Разгадывание загадок на тему: Спортивный снаряд.Цель: развивать
логическое мышление, внимательность
2.Консультация для родителей: «Учимся соблюдать правила игр. Горячая
картошка, прыжки через резинку»
3.Подвижная игра на улице: «Прыжки через резинку»Цель: Развитие
координации детей, развивать умение высоко прыгать через препятствие
4. Игра средней подвижности на улице и в группе «Горячая
картошка»Цель: умение передавать предмет, не роняя его на пол и не
задерживая в руках
3-я неделя
1.Консультация для родителей: «О пользе подвижных игр с
ребенком».Цель: Довести до родителей информацию о методах физического
развития и способах здоровьесбережения детей.
2. Подготовить с детьми «биту» для игры «Классы с битой»Цель: дети
могут изготовить «биту» для себя, украсив по своему желанию.
3. Подвижная игра с детьми «Монах в синих штанах»Цель: Развитие
внимания, памяти, умения следовать правилам
4. Подвижная игра «Классы с битой»Цель: Развитие координации,
меткости, умения прыгать на одной ноге.
4-я неделя
1.Разгадывание загадок на тему: Игра.Цель: закрепить у детей знания
правил игр, развитие логического мышления.
2. Подвижная игра «Цепи-цепи».Цель: развитие умения играть соблюдая
правила, уметь договариваться в команде.
3. Подвижная игра «Казаки –Разбойники»Цель: Развитие логического
мышления, развивать умение играть по правилам сообща, настроить детей на
позитивный лад.
3- этап: Заключительный (Продолжительность 1 день)
Проведение квест-игры с родителями «В поисках сокровищ»Цель:
повторить все правила изученных игр, вовлечение родителей в жизнь
группы, настрой детей на позитивный лад.
Рефлексия:
Результаты проекта обсуждаются вместе с детьми.Им необходимо
ответить на вопросы: Что нового мы узнали? Какие новые игры вы узнали?
Какая игра вам понравилась больше всего? В какие игры можно играть на
улице, какие дома?
Провести рефлексию не только с детьми, но и с родителями. Что нового
узнали их дети? Что больше понравилось? Был ли полезен проект в
воспитании детей дома? Что нужно изменить или учесть в следующий раз?
Что удалось, что не удалось и почему?
Правила игр
Казаки-разбойники
Правила
Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются.
Неизменно одно – играющие делятся на две команды
(«казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и
определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают
штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные –
ложные).
Задача разбойников: захватить штаб казаков.Задача казаков: переловить
всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.
По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте
стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время
обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных
(щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т. д.). Через некоторое
время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они
сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать.
Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить
его.
Колечко-колечко
Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и
складывают ладошки лодочкой. Водящий берет любой мелкий предмет, это
может быть настоящее колечко, камушек или очень мелкая игрушка.
Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой.
Затем он подходит по очереди к каждому игроку,приговаривая:
— Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю
Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать
колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому
именно. Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его
получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом.
После того, как водящий прошел всех игроков,он отходит от скамейки на
несколько шагов и говорит:
— Колечко, колечко, выйди на крылечко
Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со
скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков не дать ему
убежать и постараться удержать. Если у получившего колечко получилось
выбежать, водящим становится он. Если его удержали, водящий остается
прежним.
Выбивалы (Вышибалы)
Правила
Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую
сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15
метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.
Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся
мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и
уворачиваться от мяча.
«Вышибаемые» могут ловить «ловушки» («картошку», «свечки»). Для
этого нужно поймать мяч на лету и ни в коем случае не выпустить из рук.
Если мяч коснулся земли, игрок считается «выбитым». «Ловушка» дает
дополнительную «жизнь», которую можно оставить себе или поделиться ей с
товарищем.
Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен
увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда
возвращается на поле.
Резиночка
Правила
Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего,
кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно
запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают
резинку между собой, а третий прыгает.
Уровни:
резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня);
резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись);
резиночка на талии (почти никому не удавалось);
резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью
фантастики).
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений:
бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т. д.Количество игроков:
3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).
Горячая картошка
Правила
Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч).
Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится
в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать
пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если
игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других
пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место. Кроме того,
игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально
освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть
им в игрока, сидящего в центре круга.
ИГРА МОНАХ В СИНИХ ШТАНАХ
В игре сначала выбирается «продавец» (он же «черт») и «покупатель» (он
же «монах»).
Все остальные были «красками». Каждая «краска» загадывала свой цвет и
тихонько сообщала его «продавцу».
Итак, «краски» и «продавец» садились на
скамеечку. «Покупатель»подходил к игрокам и говорил:
Тук-тук.
Продавец:
Кто там?
Покупатель:
Я монах в синих штанах
Продавец:
Зачем пришел?
Покупатель:
За краской!
Продавец:
За какой?
Покупатель: называет краску.
Если такой краски нет,продавец отвечает:
Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!
Тогда «покупатель» прыгает кружок на одной ножке вокруг
скамейки (или рядом с ней) и возвращается за новой краской. Если же такая
краска есть, «продавец»говорит:Есть такая. Платите столько-то (называет
число, как правило, возраст игрока, но не показывает, кто
это. «Покупатель» должен быстро расплатиться (похлопать по
ладошке «продавца» столько раз, сколько нужно «заплатить»). «Краска» в
это время вскакивала со скамейки и убегала так далеко, как могла. После
этого «покупатель» должен был поймать краску. Если получалось —
пойманный игрок становился «покупателем». Если «краске» удавалось
вернуться на скамейку непойманной, игра начиналась сначала с
прежним «покупателем».
Правила игры «Цепи – цепи»
Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше
игроков, тем лучше, но не меньше шести человек. Мы часто играли на
школьных переменках. Перед школой было достаточно места для игры, и
игроки были самые разновозрастные (от малышей до старшеклассников).
Все игроки делились на две команды поровну. Команды становились друг
напротив друга в шеренги и брались за руки, образовав «крепкие цепи».
Теперь игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте
нас!» или,еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!».Вторая команда
спрашивает: «Кого из нас?»
Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока,
который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот
человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки
противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось
разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми
прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось
расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника. Игра «Цепи –
цепи» продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один
игрок.
Загадки о спорте
Санки
Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу,
А назад его тащу.
Скакалка
Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она — через меня.
Юла (волчок)
Кручусь, верчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день.
Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной.
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу — жужжу, жужжу — кружу.
Мяч
Кинешь в речку — не утонет,
Бьёшь о стенку — он не стонет,
Будешь оземь кидать — станет кверху летать.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные (коньки)
Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о. (зарядке)
Ему бассейн так приглянулся –
Он тут же в воду бултыхнулся,
Помчался стилем баттерфляй,
Теперь спортсмена отгадай. (пловец)
Я спешу на тренировку,
В кимоно сражаюсь ловко.
Чёрный пояс нужен мне,
Ведь люблю я … (каратэ)
Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я. (гантели)
Загадки об играх
На команды мы разбились,
Вправо, лево разошлись.
Вышибай кто в середине,
Целься лучше - победишь!
(Вышибалы)
На команды разбивайся,
Крепче за руки держись.
Через цепи, чтоб прорваться,
Ты получше разбегись!
(Цепи-цепи)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -
Там идёт игра, (Хоккей).
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,.
Значит, это. (баскетбол)
Мяч по травке шустро скачет
От ворот и до ворот.
Бьют ногами — он не плачет.
Кто игру мне назовёт? (футбол).