Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице с помощью проекта "Дороги нашего города"
Автор: Борискина Лариса Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1" Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское Наименование материала: статья Тема: Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице с помощью проекта "Дороги нашего города" Раздел: дошкольное образование
Борискина Л.А.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице с
помощью проекта «Дороги нашего города».
Самое ценное в нашей жизни – это дети. Очень важно с дошкольного
возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге,
воспитывать
законопослушного
гражданина.
Дети
–
самая
уязвимая
категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от
возможной беды – обязанность нас взрослых: родителей и педагогов.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного
возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную
обстановку,
которая
свойственна
взрослым.
Их
жажда
знаний,
желание
постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными
опасностями на улице на дорогах.
Мой подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по
дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для
правильной и безопасной ориентации на улице;
2. Обучение детей дорожной лексике и включение их в самостоятельную
творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и
осознавать
опасность
и
безопасность
конкретных
действий
на
улицах
и
дорогах;
3.
Воспитание
дисциплинированности
и
сознательного
выполнения
правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном
процессе.
4. Обогащение представлений детей о здоровье. Формирование чётких
представлений
о
том,
что
правила
дорожного
движения,
направлены
на
сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Работа по данной теме в нашей группе проводится систематически и
углубленно т.к. детям подготовительной группы в следующем году предстоит
пойти в школу. Кого-то из первоклашек родители будут сопровождать в
школу первое время, а кто-то сразу сам окунется в опасный мир дорог и
автомобилей.
Для того чтобы ребенок овладел правилами безопасного поведения на
дороге, использую различные формы работы , такие как:
1.
непосредственное
восприятие
дорожной
среды
во
время
целевых
прогулок и экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и
пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
2.
специальные обучающие занятия по дорожной тематике;
3.
практические ситуации на транспортной площадке ДОУ с применением
макетов;
4.
создание с детьми мультимедиа проектов (иллюстрирование сказок и
историй по ПДД).
5.
совместные занятия с юными инспекторами движения МБОУ «СОШ
№ 5».
6.
реализация проекта «Дороги нашего города». Эту форму работы
считаю наиболее действенной. После того как была определена тема проекта
и
составлен
его
паспорт
(Приложение
№1)
с
помощью
«модели
трёх
вопросов»
выяснила
у
детей,
что
они
знают
или
хотят
узнать
по
предлагаемой им теме.
Все идеи и высказывания детей записывала на
специально
подготовленном
бланке
–
«Банке
идей»,
после
каждой
записанной идеи ставила имя её автора. Заполненную модель мы обсудили и
вывесили
в
приёмной
для
того,
чтобы
её
могли
видеть
родители.
Это
подталкивает взрослых невольно продолжать разговоры с детьми. Помогает
родителям включиться в образовательную работу группы.
«Банк идей» наглядно показывает, что мы знаем, что мы хотим узнать,
что сделать, чтобы узнать.
Исходя, из этого мы составили план работы
нашего проекта.
Вместе с детьми мы должны были ответить на вопросы:
1. «Какие бывают перекрестки?». Для этого была проведена беседа,
где уточнялись понятия и представления детей о том, что перекрёсток –
место, где пересекаются улицы; в зависимости от числа пересекающихся
улиц
и
угла
их
пересечения
перекрёстки
бывают:
четырёхсторонние
(кре стообразные),
т рёхсторонние
(Т-образные,
У - о б р а з н ы е ) ,
многосторонние.
Перекрёсток,
который
занимает
большую
территорию,
называет ся
площадью.
По сле
бе с еды
было
решено
с д е л ат ь
четырёхсторонний
макет
перекрёстка
из
бросового
материала.
На
подготовленную
педагогом
основу
перекрёстка
дети
наносили
дорожную
разметку,
изготавливали
и
крепили
дома,
а
затем
долгое
время
играли-
отрабатывали правила дорожного движения при пересечении перекрестка
машинами и людьми.
2.
«Какие
бывают
дорожные
знаки?».
На
следующий
день
мы
с
детьми сделали дорожные знаки для макета. При этом мы повторили виды
дорожных знаков и их значение. Поиграли в дидактическую игру « Играй, да
смекай», которая направлена на знание детьми запрещающих, указательных,
предписывающих
и
предупреждающих
дорожных
знаков.
Вечером
мы
почитали рассказ Н.Носова «Автомобиль». Закрепили правила поведения на
улице, обсудили поведение мальчиков. Дети эмоционально реагировали на
события,
описанные
в
рассказе,
активно
включались
в
совместное
обсуждение прочитанного.
3.
«Как
перейти
улицу
там,
где
есть
светофор
и
там,
где
нет
светофора?». Для этого провела с детьми тематическую прогулку «Наш
помощник светофор». На прогулке закрепили знания сигналов светофора,
сформировали
знания
детей
о
четырёхстороннем
светофоре,
расширили
знания детей о правилах поведения на улице, наблюдали за действиями
водителей, пешеходов, закрепили понятия «тротуар», «проезжая часть». В
группе играли в дидактическую игру «Мы - водители». Цель игры учить
понимать
символику
и
её
специфику
на
примере
дорожных
знаков,
самостоятельно придумывать графические символы.
4.
«Как
безопасно
дойти
до
школы?».
К
ответу
на
этот
вопрос
привлекли родителей, с их помощью дети должны были изучить и нарисовать
схему
своего
безопасного
передвижения
из
дома
до
школы.
Работы
получились
очень
разнообразными.
Также
родители
приняли
активное
участие в
презентации схем
детьми – подбадривали, подсказывали. Все
схемы мы собрали в книгу «Безопасный путь в школу».
В заключение работы проекта был организован праздник-посвящение
детей в грамотные пешеходы, на котором мы снова вернулись к «Банку идей»
и ни один из записанных вопросов не остался без ответа!
Моя работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на
улицах
кропотливая
и
не
терпит
суеты
и
спешки.
Ее
нужно
проводить
планово, систематически, постоянно. Только такая работа может принести
желаемые результаты. Она должна охватывать все виды деятельности с тем,
чтобы
полученные
знания
ребенок
пропускал
через
продуктивную
деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами
детского сада. Чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм
поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно
и предусмотрительно.
Мы надеемся, что к началу обучения в школе наши воспитанники станут
дисциплинированными и грамотными пешеходами.
Список литературы
1.
Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного
возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2.
Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф.
Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ
Сфера, 2008.
3.
Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей
дошкольного
возраста.
Причины
и
условия,
способствующие
их
возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
4.
Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление
Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
5.
Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост.
Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
6.
Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. /
Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
7.
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на
улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.