Напоминание

Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице с помощью проекта "Дороги нашего города"


Автор: Борискина Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице с помощью проекта "Дороги нашего города"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Борискина Л.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице с

помощью проекта «Дороги нашего города».
Самое ценное в нашей жизни – это дети. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность нас взрослых: родителей и педагогов.
Актуальность
этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями на улице на дорогах. Мой подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих
задач:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; 2. Обучение детей дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; 3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе. 4. Обогащение представлений детей о здоровье. Формирование чётких представлений о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Работа по данной теме в нашей группе проводится систематически и углубленно т.к. детям подготовительной группы в следующем году предстоит пойти в школу. Кого-то из первоклашек родители будут сопровождать в школу первое время, а кто-то сразу сам окунется в опасный мир дорог и автомобилей. Для того чтобы ребенок овладел правилами безопасного поведения на дороге, использую различные
формы работы
, такие как: 1. непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок и экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.; 2. специальные обучающие занятия по дорожной тематике;
3. практические ситуации на транспортной площадке ДОУ с применением макетов; 4. создание с детьми мультимедиа проектов (иллюстрирование сказок и историй по ПДД). 5. совместные занятия с юными инспекторами движения МБОУ «СОШ № 5». 6. реализация
проекта «Дороги нашего города».
Эту форму работы считаю наиболее действенной. После того как была определена тема проекта и составлен его
паспорт
(Приложение №1) с помощью «модели трёх вопросов» выяснила у детей, что они знают или хотят узнать по предлагаемой им теме. Все идеи и высказывания детей записывала на специально подготовленном бланке – «Банке идей», после каждой записанной идеи ставила имя её автора. Заполненную модель мы обсудили и вывесили в приёмной для того, чтобы её могли видеть родители. Это подталкивает взрослых невольно продолжать разговоры с детьми. Помогает родителям включиться в образовательную работу группы. «Банк идей» наглядно показывает, что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтобы узнать. Исходя, из этого мы составили план работы нашего проекта. Вместе с детьми мы должны были ответить на
вопросы:

1. «Какие бывают перекрестки?».
Для этого была проведена беседа, где уточнялись понятия и представления детей о том, что перекрёсток – место, где пересекаются улицы; в зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрёстки бывают: четырёхсторонние (кре стообразные), т рёхсторонние (Т-образные, У - о б р а з н ы е ) , многосторонние. Перекрёсток, который занимает большую территорию, называет ся площадью. По сле бе с еды было решено с д е л ат ь четырёхсторонний макет перекрёстка из бросового материала. На подготовленную педагогом основу перекрёстка дети наносили дорожную разметку, изготавливали и крепили дома, а затем долгое время играли- отрабатывали правила дорожного движения при пересечении перекрестка машинами и людьми.
2.

«Какие

бывают

дорожные

знаки?».
На следующий день мы с детьми сделали дорожные знаки для макета. При этом мы повторили виды дорожных знаков и их значение. Поиграли в дидактическую игру « Играй, да смекай», которая направлена на знание детьми запрещающих, указательных, предписывающих и предупреждающих дорожных знаков. Вечером мы почитали рассказ Н.Носова «Автомобиль». Закрепили правила поведения на улице, обсудили поведение мальчиков. Дети эмоционально реагировали на события, описанные в рассказе, активно включались в совместное обсуждение прочитанного.

3.

«Как

перейти

улицу

там,

где

есть

светофор

и

там,

где

нет

светофора?».
Для этого провела с детьми тематическую прогулку «Наш помощник светофор». На прогулке закрепили знания сигналов светофора, сформировали знания детей о четырёхстороннем светофоре, расширили знания детей о правилах поведения на улице, наблюдали за действиями водителей, пешеходов, закрепили понятия «тротуар», «проезжая часть». В группе играли в дидактическую игру «Мы - водители». Цель игры учить понимать символику и её специфику на примере дорожных знаков, самостоятельно придумывать графические символы.
4.

«Как

безопасно

дойти

до

школы?».
К ответу на этот вопрос привлекли родителей, с их помощью дети должны были изучить и нарисовать схему своего безопасного передвижения из дома до школы. Работы получились очень разнообразными. Также родители приняли активное участие в презентации схем детьми – подбадривали, подсказывали. Все схемы мы собрали в книгу «Безопасный путь в школу». В заключение работы проекта был организован праздник-посвящение детей в грамотные пешеходы, на котором мы снова вернулись к «Банку идей» и ни один из записанных вопросов не остался без ответа! Моя работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая и не терпит суеты и спешки. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Только такая работа может принести желаемые результаты. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно. Мы надеемся, что к началу обучения в школе наши воспитанники станут дисциплинированными и грамотными пешеходами.
Список литературы
1. Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 2. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
4. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3. 5. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей». 6. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей». 7. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.


В раздел образования