Напоминание

Исследовательская работа


Автор: Гапизова Аминат Рамазановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Трисанчинская СОШ им.Умалатова Р.М."
Населённый пункт: Село Трисанчи Дахадаевский район
Наименование материала: Исследовательская работа на тему "История моего села через экспонаты в музее"
Тема: Исследовательская работа
Раздел: полное образование





Назад




Содержание работы:

1.Введение

1.1. Обоснование работы

1.2. Цель

1.3.Задачи

1.4. Предмет исследования

1.5. Методы исследования

1.6. Гипотеза работы

1.7. Практическая значимость исследования

2.Основная часть

3.Заключение

3.1. Самоанализ

4. Приложения

4.1.Фотографии

1

1. Введение

1.1.

Обоснование

Меня

зовут

Магомедов

Абдулла,

мне

17

лет.

Я

захотел

написать

исследовательскую работу, чтобы изучить подробнее историю своей малой

Родины, своего села Трисанчи по экспозициям музея. Мне стало интересно,

какие люди жили в далекие времена в моих краях, о чем они говорили,

изучить и понять их устное народное творчество. Также, я решила изучить

подробно местности своего села, их названия и перевод.

Мне стало интересно, как мои предки одевались, какой посудой и домашней

утварью пользовались. Для этого, я вместе с моим научным руководителем,

учителем истории, Гапизовой А.Р. провели экскурсию по школьному музею.

(см.фото №1-3) Конечно, экспонатов здесь не так много, но уже по этим

предметам я смог узнать жизнь и быт моих предков, перенеслась в те далекие

времена, смог понять многое, что до этого не понимал.

Эта экскурсия вдохновила меня продолжать находить и изучать прошлое своего

села, жителей. Я решил открыть страницу в социальных сетях, где смогу

выкладывать фото старых мест с их названием и переводом, фото и видео

старинных обрядов и обычаев и т.д.

1.2.

Цель исследовательской работы

:

изучение своей малой Родины-

своего села, Трисанчи по экспозициям в музее.

1.3.

Задачи:

Организация встречи и интервью со старожилами села

Изучение сельских обрядов, быта и культуры по экспозициям в

школьном музее

Ознакомиться со школьным архивом, связанным с историей села

Изучение местности вместе с историками и географом школы

1.4.

Предмет исследования:

культура и традиции села

1.5.

Методы исследования

: интервьюирование, наблюдение

1.6.

Гипотеза исследования:

Мы любим Родину, живем с ней одной

жизнью, изучаем историю, культуру, храним традиции и обычаи

предков.

1.7.

Практическая значимость исследования:

Все большое и великое начинается с малого, с твоего порога. Изучая обычаи,

культуру, мы сохраняем традиции и самобытность народа. Все экспонаты,

2

которые мы храним и передаем в музей, оставляют вечную память для

подрастающего поколения.

Собранный материал, экспонаты музея

помогут будущему поколению

соединить нити прошлого, настоящего и даже, будущего. Помогут сохранить

и не забыть историю своего села. Чем больше мы будем знать свой народ,

тем больше мы будем любить его.

Результаты исследования могут быть использованы на уроках истории

Дагестана, географии, тематических классных часах.

2. Основная часть

Стихотворение собственного сочинения «Мое село»

1.Какое счастье жить на свете! 4.Хочу всегда я видеть сон

И видеть родину свою. Когда цветешь ты летним днем

И никогда я не устану Когда твой солнечный восход

Воспевать ее одну! Согреет нас холодным днем.

2. Так много значишь ты для нас 5.О, Трисанчи, храни тебя,

Родимый край – у нас один Твои несметные леса!

И где бы сердце ни томилось Твои сиреневые дымки,

Тебя все ждет – оно, оно! И зеленеющие скалы.

3.О, Трисанчи, ты центр Вселенной 6. Твои лучистые восходы

Хранишь ты в памяти своей И ярко-красные закаты,

Былые годы и невзгоды Твои раскатистые грозы

Былую радость и печаль Меня пленят все вновь и вновь.

7. И, запорошенные снегом

Дороги, дивной бахромой

Люблю туманы пеленою,

Люблю тебя, мой дом родной!

Каждый народ в Дагестане имеет свою историю, древнюю и интересную,

богатую и поучительную.

Трисанчинцы

гордятся

своим

героическим

прошлым,

прославляет

мужественных защитников родины.

Трисанчинцы имеют свою культуру, которая бережно передаётся из

поколения в поколение, становится еще богаче, ярче.

Знать историю своего народа - это значит мысленно пройти вместе с ним

его долгий и трудный путь. Если хочешь знать хорошо настоящее, если

хочешь строить будущее – надо знать прошлое.

3

Селение Трисанчи (из архивных источников)

Глубокими корнями уходит в прошлое история селения Трисанчи. Она

неразрывно связана с историей всех аулов, сел, и городов Дагестана.

Трисанчи – первоначальное название «Тилишарччи». Откуда же взялось

название

села?

К

сожалению, ни

письменных

источников, ни

других

памятников старины о прошлом села не сохранилось, но по воспоминаниям

старожилов,

по

надгробным

памятникам,

по

топонимике

удалось

восстановить предположительное название села.

Существуют несколько версии по поводу названия села. По одной из

версии название села произошло от двух корней – «тил» в переводе с

арабского означает «разговор», «речь», и «шарччи»-«посевные поля». И

действительно, по сравнению с другими аулами и селами горного района,

Трисанчи расположено на красивой, равнинной местности, с ровными

урожайными полями, т.е. «шарччи». И первая часть названия села «тил»

подтверждает то, что трисанчинцы очень разговорчивые, общительные

люди, говорят громко, жестикулируя.

Существует и другая версия. Из истории Дагестана мы знаем, что

первыми

способами

защиты, которыми

пользовались

люди при

надвигающейся опасности, были сигнальные огни. Такая сигнальная башня

имеется и около села Трисанчи в местечке, «Ццубанкала бяхI».

Сигнальную башню и наше село отделяет речка, которая берет начало из

чистых источников и впадает в р. Улучай. По другой версии «Тилишарччи»

означает - по ту сторону речки от сигнальной башни, или в переводе на

даргинский - «итилшарччи».

Нет, к сожалению, точных сведений и о том, когда образовалось село.

Только наскальные рисунки, обнаруженные в пещере вблизи «ХIинтIин

шурми», (см.фото № 4-5) говорят о том, что село возникло в древние

времена.

Нынешнее название села особо не отличается от прошлого. Сейчас, когда

русский язык стал языком общения для дагестанских народов, село на

русском языке называют Трисанчи.

В настоящее время Трисанчи - красивое, цветущее село, которое, если

смотреть сверху, напоминает полет орла. Селение славится ореховыми

рощами, красивыми лесами, полями и многочисленными родниками.

Удобным для трисанчинцев является и то, что главная трасса в район

проходит через наше село.

Год от года складывались и укреплялись обычаи и обряды

трисанчинцев. Существуют в Трисанчи добрые традиции братства, традиции

уважения старших, женщин, тружеников, традиции добрососедства, родства,

традиции заботы о престарелых и больных.

4

Трисанчинцы имеют свои земледельческие обряды, традиции, праздники.

Самым престижным общественным праздником трисанчинцев был обряд

первой

борозды (см.фото №6), предназначенный

обеспечить

хороший

урожай,

посредством

системы

обрядов

охранительной,

инициативной

умилостивительной и других видов магии. Другие обряды: встреча Нового

года (весной), обряд вызывания

и

прекращения

дождя («кIатIакIуш»),

вызывания солнца, завершения уборки урожая «делания» воды (очистка

родников), начала весенних работ, благодарения пашни, выгона скота на

первый выпас весной и другие. Из мусульманских праздников: – день

жертвоприношения (курбан-байрам), (Ураза байрам).

Издавна существует в селении Трисанчи традиция гостеприимства и

куначества, традиция бережного отношения к природе, к святым местам, ко

всему тому, что создано старательными руками наших отцов, дедов и

прадедов.

Есть

еще

и

традиционные

обряды:

обряд

наречения

новорожденных

детей

добрыми

именами,

обряд

совершеннолетия,

свадебные обряды.

Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение. Обряд производится

муллой с участием жениха и отца невесты или их поверенных.

Одним из самых красивых, никогда не умирающих обрядов является

свадьба. Она запоминается на всю жизнь. Эта событие в Трисанчи издавна

отмечают в красивой, торжественной обстановке. Свадьба у нас отмечается

как большое, общественное событие. Свадьбы отличаются массовостью и

шумным весельем. Например, когда ведут невесту дом жениха, молодёжь

села останавливают свадебную процессию. Любители свадебных шуток

сооружают «заставы», которые не снимаются до тех пор, пока не будет

выдан «выкуп», (чуду и выпивку и сладости). Специальная свадебная песня

трисанчинцев:

«Гьали-лей,

гьали-лайгье».

Сопровождают

невесту

многочисленная

свита

её

подруг.

Со

стороны

жениха

за

невестой

отправляются не только его родственники и друзья, но и наиболее

уважаемые пожилые люди. Свадебную процессию сопровождают также

музыканты. Около дома жениха свадебная процессия останавливается,

после этого требуют выкуп. Обычно к невесте подводят тёлку и делают

надрез

в

ухе.

Этим

символическим

действием показывается, что

закладывается новое хозяйство молодых.

Когда невеста со своей свитой входит во двор, их осыпают мукой,

рисом, орехами, конфетами, чтобы она в новом доме жила в достатке и

имела много детей. Наряд невесты тоже отличался от повседневной одежды

горянки своей красочностью ( см.фото №7). В приданое невесте обязательно

давали сундук (см.фото № 8), где она могла хранить вещи, украшения и другие

ценности.

5

После всех символических действий, невесту приводя в отведенную для

неё комнату, у порога свекровь угощает её мёдом. Невеста должна

обмакнуть руку в мёд, оставить отпечатки пальцев над дверью, чтобы

жизнь в этом доме была сладкой. В свою очередь невеста с собой

приносит халву «авруша», которая вначале пробует самая благополучная

родственница жениха, затем остальные. Эту халву (авруша) ставили на такие

подносы ( см.фото 9)

Во дворе начинается шумное веселье, танцы, песни. Песни звучат в

перерывах между танцами и во время танцев. На следующий день, к

полуночи, свадебное торжество заканчивается.

Интервью со старожилами

Некоторые обряды и их описание:

ОБРЯД ВЫЗОВА ДОЖДЯ (марка баркь)

Когда

долгое

время

не

выпадали

осадки,

жители

села

сильно

беспокоились: ведь в давние времена оросительных каналов не было и,

если случалась засуха, мог погибнуть весь урожай. Бессильные перед

стихийными законами природы, люди обращались к сверхъестественным

силам (божествам), чтобы помочь людям выйти из беды.

Вот как проводился обряд вызова дождя в селении Трисанчи. По словам

Агаевой Хавы, жители села с каждого двора собирали пшеницу, фасоль,

кукурузу на святом месте (в селении таким местом считается место, где

когда-то ударила молния), разжигали костер, ставили варить «шабши»

(национальное блюдо – варят кукурузу, пшеницу и фасоль). Блюдо ставили на

такие тарелки (см.фото №10) Женщины и мужчины одевались в овечьи

шубы, выходили на улицу отправлялись с молитвами к святым местам,

обходили сельское кладбище, обливали надгробный камень в местечке «гIяя

майдан». В скале «ХIямзала шурми» был высохший источник, туда наливали

воду. Говорят, сейчас источник вновь наполнился водой. Затем это

процессия

отправлялась

в

местечко «зям-зям

шурми»,

там

имеется

специальная ванна, (углубление в виде ванны). Где купали первенца

(марцла), воду приносили молодые незамужние девушки из разных

родников. Обливая его водой, они читали молитвы и пели:

УркIецIила кIунтIрали

КIантIи баркьа гьеш дуне

Мукьарлисра кьар дакIаб

Кьаргайсра мура дакIаб

Ла илагьа илаллагь

Дугьби хIадалгьу хIяйвайс

Баркьа хIуни уркIецIи

По словам старожилки Абдурахмановой Кузу, детей отводили на

кладбище, сажали на ишачье седло (см.фото 11 ) и тянули по кладбищу,

6

пугая детей, считали: плач детей вызовет жалость у божества. Затем

каждому раздавали сваренные шабши.

Часто эта процессия отправлялась в местечко «Ццубанкала бяхI», ЦIурла

гIила» т.е., за сигнальной башней имелись святые могилы, где расло святое

дерево, туда же приходили молиться и жителей села Зубанчи.

Этот обряд, хоть и редко, до сих пор проводится в селе. Дети и сейчас

секут крапиво, при этом приговаривая:

БицIла кьакьаллер

Кьалла ружиллер

Мариям, Мариям марка чяхI,

Этот обряд в слово в слово пересказала старожилка Маммаева Багу.

ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОЖИЛОВ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ.

Много воспоминаний у старожилов об эпохе Великой Отечественной

войны. Вспоминает жительница села Джурмачи 103-х летняя Патимат

(Иццулей Аттаба) 1886 года рождения. «Когда началась война по всей

главной дороге, ведущей в Дербент, шли молодые люди, пешие и конные,

пели песни.

Багу вспоминает, как ее односельчанин Аяла МухIаммад, когда проходил

мимо села, спел такую песню:

Германия Гитлерлис

ХIалукаса гIила къакъ

Гитлерла командиртас

Лукаса гьала михъир

С каждого дома на войну уходило по 3-4 члена семьи. Кроме того,

вспоминала Иццулей Аттаба, ей часто приходилось идти с подвозом туда,

где

рыли

оборонительные

каналы.

Она

вспоминает, как

дизертиры

(къачугъи) нападали и отбирали то, что возили они, пожалели её как

женщину и отпустили её.

Интересные воспоминания оставила старожилка села Айзила Хамис и

Къайпхалумла Марзи (они обе умерли).

А так же Абдурахмановой Къузу 1924 года рождения. «Когда началось

война, мужчины ушли на фронт, а женщинам приходилось делать все

тяжелую работу. А когда начали рыть оборонительные каналы, женщины

села отправились туда. Нас было много женщин, из них, к сожалению, не

вернулись, погибли ГIямматайла Аминат и Лаче Меседу.

Только я, Къайпхалумла Марзи, и Заза выдержали до конца, остальные

женщины,

не

выдержав,

убежали», - рассказывает

Къузу.

Потом

нас

отправили в Чечню. Помню, как доили коров, собирали все пожитки

чеченцев и сдавали в один пункт, так как они были выселены по приказу

Сталина.

В годы ВОВ из села на фронт отправились 73 трисанчинца, из них живыми

вернулись лишь 32. Близкие отдали в музей ордена и медали (см.фото № 12)

7

Во время Афганской войны 1979-1989 гг., из нашего села были отправлены 8

человек, один погиб (Умалатов Рамазан Магомедович). Его имя носит наша

школа. Их грамоты, ордена и медали также хранятся у нас в музее, создана

книга Памяти. ( см.фото № 13-14)

По воспоминаниям старожилов, одним из выдающихся людей того времени

был Къаттила Иби. Он славился не только богатством, но и благородством,

смелостью и был человеком слова и чести. Вспоминают случай, когда он

для жителей села, рискуя жизнью, отстоял важное для сельчан место

«ГIянтIарачи». На него посягали жители соседних аулов Диблачи и Чишили.

Все жители вышли к этому месту, но Къаттила Иби не дрогнул и отстоял

это место. В стычке был убит житель Диблачи.

А когда пришло время раскулачивания, вспоминают старожилы,

выносили с его двора всё имущество, а он сидел на годекане, одетый в

тулуп. Сняли с него и тулуп. Говорят, с этого момента он слег и больше не

встал. Видимо, не выдержало сердце горца.

Обряд укладывания ребенка в люльку.

Когда

в

семье

рождался

ребенок,

его

нарекали

именем

ближайшего

родственника, по желанию родителей. Со стороны невесты, родственники с

подарками и люлькой ( см.фото № 15) приходили к новороженице. Сторона

жениха, в свою очередь, должна была накрыть на стол, приготовить халву

(авруша). Ребенка укладывали в люльку и пели колыбельные песни, чтобы

крепко спал.

Предметы быта жителей села.

Люди пользовались домашней утварью и предметами быта, такими как

глиняные тарелки, блюдца, кастрюли. В посуде с названием «кара» хранили

зерно. Пользовались металлическим тяжелым утюгом, в который добавляли

горячий

уголь.

Вместо

лампочек,

зажигали

керосиновую

лампу,

вместо

электрической плиты, пользовались плитой «пилимус», которая поджигалась

изнутри керосином. ( см.фото № 16)

Необычайно важным и нужным предметом в хозяйстве для женщин был кувшин

(см.фото № 17), с которым они шли за водой. Этот кувшин давали в приданое

невесте. Большое применение в быту имел большой сундук «сандуг»( см.фото

№ 18), где хранили муку, зерно, пшеницу и т.д. 3.Заключение

3.1. Самоанализ:

Знакомство с обрядами, народными верованиями, устным народным

творчеством дала мне возможность побывать в далеком прошлом, пожить

жизнью своих предков, понять их внутренний мир, почувствовать их отношение

друг к другу и выразить восхищение своему народу.

С помощью грамотно и доступно собранного материала, я смогу донести до

нынешней молодежи, как важно помнить свое прошлое, знать исторические

8

места своего села, их названия и происхождение. Собранные экспонаты в музее

помогают перенестись в далекие времена, пожить жизнью и бытом предков.

4.Приложение

4.1. Фотографии

Фото №1 Фото №2

Фото №3 Фото № 4

Фото № 5 Фото № 6

9

Фото № 7 Фото № 8

Фото № 9 Фото № 10

Фото № 11 Фото № 12

10

Фото № 13 фото № 14

Фото № 15 фото № 16

Фото № 17 Фото № 18

11



В раздел образования