Автор: Говорина Алена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Иркутская обл.,г.Тулун
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Содержание познавательно-математической деятельности в режиме
дня»
В современном мире существует множество подходов, методов и форм
организации детской игры. Область математических представлений, которая
складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего
математического образования и влияет на его успешность.
Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении
математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможно,
наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к занятию
математике.
Успех математического развития дошкольников во многом зависит от
организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение
математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня.
Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми
дошкольного
возраста
осуществляется
в
основном
в
естественной
повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных
играх, игровых ситуациях. Внимание ребенка направляется на подлежащий
усвоению признак предмета, количество предметов, их место нахождение.
Основное внимание уделяется освоению детьми способов практических
действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их
путем сопоставления, воспроизведение в том же количестве, воссоздание
целого из частей. В комплексном подходе к воспитанию и обучению
дошкольников
немаловажная
роль
принадлежит
занимательным
развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны, эмоционально
захватывают детей. Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не
только теоретически, но и практически, в своей работе можно использовать
необычные режимные моменты.
Прием пищи. При сервировке стола, подготовке к занятиям создаются
ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности
множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или
стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми
усваиваются не формально, а осознанно.
Например, попросить детей разложить ложки, перед этим они должны
определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что
тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка
должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т.д.
Прогулка: Собирая листья, выбрать красные, желтые, зеленые,
коричневые. Во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви
ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размер. Постоянно
упражнять в счете. Считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы,
насекомых, птиц, животных. Наблюдая за транспортом обговаривать
геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.
Также следует обращать внимание на количество, величину, форму,
пространственное расположение объектов. (сосчитай, сколько проехало
машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья,
сколько этажей в доме напротив….). Воспитатель организует наблюдения за
изменениями происходящими в разное время года, обращает внимание на
длительность дня.
Особо
следует
обратить
внимание
на
постановку
проблемных
вопросов, создание проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до
дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в
очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их
размера.
Воспитателю необходимо создавать условия, в которых бы дети
осознавали
необходимость
применить
математические
знания
и
самостоятельно решить задачу. Каких цветов больше на клумбе: белых
или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ
ТРУД,
ТРУД
В
ПРИРОДЕ,
РУЧНОЙ ТРУД
являются теми видами деятельности, где эффективно
можно применить математические знания. Во время сборов на прогулку
воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину
пальто, форму платка. … в другой раз уточняет с детьми понятие пара: пара
сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое. С помощью
песочных часов замеряет время одевания, уборки игрушек. Тем самым дети
практически усваивают понятия «Долго», «быстро», учатся ориентироваться
во времени. Дети расчищают снег, делают узкую и широкую дорожки.
Работа в уголке природы
тоже дает богатый материал для
закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети
подсчитывают
количество
вновь
распустившихся
листьев,
цветов.
Рассматриваю.
На
глазах
ребенка
постоянно
возникают
задачи
с
арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка,
сегодня еще1 сколько всего.?
Изготовление разных поделок на занятиях требует измерения длины,
ширины
Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке
объекты для счета, измерения, сравнения.
ИГРА
для
ребенка
-
способ познания
окружающего.
Игры
способствуют
развитию
любознательности,
наблюдательности,
сообразительности,
внимания,
памяти,
мышления,
речи,
стимулируют
детскую
активность
в
них. Игра
становится
средством
воспитания
партнерских
отношений.
Дети
привыкают
действовать
по
очереди,
руководствоваться правилами, считаться с желаниями всех участников,
проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть
справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным
одновременно,
помогать
друг
другу
преодолевать
трудности,
достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам
своих товарищей и своим собственным.
Чтение
сказок,
разгадывание
загадок
с
математическим
содержанием – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное,
приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное
умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих
признаков
анализируемых
предметов,
определении
простейших
математических связей и зависимостей.
Также играть с детьми в сюжетно- ролевые игры.
Например,
количественный состав числа из единиц осваивается в сюжетно- ролевой
игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию
по адресам, в соответствии с названными числами, тем самым происходит
закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из
единиц в пределах 10.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», в которую дети играют с
удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.
После сна расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у
кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет, длину ленточек.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.
В групповой комнате должны находится:
-
развивающие
игры:
«Сложи
квадрат»,
«Сложи
узор»,
«Геометрические формы», «Фигуры»
- дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- наборы разрезных картинок;
- матрешки, пирамидки;
- несколько видов мозаики;
- наборы бус и леска для нанизывания;
- природные материалы: палочки, камешки, шишки, ракушки,
каштаны, орехи и др.;
- листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки;
- линейки и трафареты;
- книги; - игры-шнуровки (с «пришиванием», составлением
узора);
- игры-лабиринты;
- игры – головоломки (геометрические конструкторы).
Особая роль отводиться нестандартным дидактическим средствам.
Сегодня это блоки Дьениша, палочки Кьюзнера, счетные палочки, наглядные
модели и другое. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые
возможности этих средств. Так, например, широко известные всем счетные
палочки оказываются не только счетнымматериалом. С их помощью можно
в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами
геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет
элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и
преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и
отношения между ними.
Палочки Кюизнера могут стать своеобразной «цветной алгеброй».
Ребенок учиться декодировать игру красок в числовых соотношениях:
чередование полосок - в числовую последовательность, сочетание полосок в
узоре –в состав числа. С помощью сопоставления узоров выводятся свойства
чисел,
решаются «цветные» уравнения.
При
этом
не
только «считываются» готовые конфигурации, прежде всего, создаются
самим ребенком по условиям.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
позволяют
педагогу
расширить и углубить знания старших дошкольников, активизировать их
мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике. Это могут
быть конкурсы, викторины, игры-путешествия, олимпиады
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у
детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное,
сравнивать. Например: - У бабушки есть внучка Маша, кот Пушок, собака
Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
-В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько
пароходов в море? (9 пароходов.)
-Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
-Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он
пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в
кастрюле? (Поровну, потому что в стаканах были поровну.)
-Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4
березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были
листья в букете? (С 4 деревьев.)
Развитию
внимания
и
сообразительности
способствуют
задачи-
шутки,
головоломки,
предостерегающие
ребенка
от
поспешных
и
необоснованных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи,
используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны
побуждать
детей
рассуждать,
мыслить,
находить
ответ,
используя
имеющиеся уже знания.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем
дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками:
- из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника.
-как
с
помощью
только
одной
палочки
образовать
на
столе
треугольник? (Положить ее на угол стола.)
- составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из
5 палочек.
- По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько
гусей гуляло во дворе ? Ответ: (2 + 2 + 2 = 6 лап. Значит Саша увидел трех
гусей.)
Дети дошкольного
возраста уже
могут
оперировать
некоторыми
символами
и
знаками.
Кодирование,
схематизация,
моделирование,
освоенные
сегодня,
помогут
им
завтра
окунуться
в
сложный математический язык.
Средства – это потенциальные модели тех математических понятий и
отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с
ними, он открывает мир количественных, пространственно- временных
отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это
обеспечивает развитие
активности,
самостоятельности
мышления,
творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Таким образом, «каждый дошкольник – маленький исследователь, с
радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».
Использование
занимательных
задач,
дидактических,
настольно-
печатных и сюжетно-ролевых игр, игр-головоломок на занятиях и в течение
всего дня даёт возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием,
постигать мир математики и верить в свои силы. В ходе решения каждой
новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь
при этом к конечной цели. Задача воспитателей и родителей – помочь ему
сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую
потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Говорина Алена Анатольевна
Воспитатель,МБДОУ «Детский сад «Антошка»,г.Тулун Иркутская
область