Напоминание

Тема мастер- класса: Использование современных методов обучения на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся


Автор: Полуяхтова Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Кикеринская СОШ"
Населённый пункт: п.Кикерино,Волосовского района,Ленинградской областм
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Тема мастер- класса: Использование современных методов обучения на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Тема мастер- класса: Использование современных методов обучения на уроках

русского языка русского языка для повышения мотивации учащихся.

Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на

уроках русского языка.

Задачи:

-

передача своего опыта путем прямого и комментированного показа

технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;

-

совместная отработка методических подходов и приемов;

-

рефлексия собственного профессионального мастерства участниками

мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Важная задача учителя - увлечь детей за собой,

поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова:

Скажи мне - я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому-

И я научусь. (слайд 2)

Предлагаю вашему вниманию модель урока, построенную на современных методах

обучения русского языка. Я хотела бы предложить вам принять активное участие в нашем

сегодняшнем мастер-классе.

И начну с такого приема, как «Дерево ожиданий» (слайд 3), чтобы вы сами задали нам

несколько вопросов. Этот прием я использую с учащимися на втором этапе урока

«Введение в тему».

• Чего я жду от участия в этой мастерской?

• Какие вопросы мне бы хотелось задать по теме этой мастерской?

• Какие проблемы, возникающие на уроках, хотел(а) бы я разрешить?

• Чему бы я хотел(а) научиться в ходе мастерской?

• Оправдается ли мое желание извлечь для себя практическую пользу?

Вывод: совместными усилиями мы помогаем этому дереву стать….(каким?...). Ну,

конечно. Мы же – Учителя, и наша задача, чтобы посеянное нами «разумное, доброе,

вечное» дало не только хорошие всходы, но и замечательные щедрые плоды (слайд 4).

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель -

мастер? Как вы понимаете это слово (слайд 5). МАСТЕР - это…:

М - … А - … С - … Т - .. Е - … Р - …

Участники мастер-класса предлагают свои определения, ключевые слова, цитаты о

педагогическом призвании. Вывод: Итак, чтобы соответствовать званию учитель - мастер,

надо не только учить детей, но и постоянно учиться самому, применяя при обучении

детей новые технологии. Поделюсь своим опытом и накопленными наработками других

учителей.

Употребляя различные методы обучения на уроках русского языка, развиваю

зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному

мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б)

разгадывание какой-либо тайны, загадки (например, загадка лексического значения

слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая

разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная

технология.

Покажу, как это делаю, на примере урока в 5 классе «Правописание О-Ё после шипящих в

корне слова». При объяснении данной орфограммы я использую:

1.

Схематично – рисуночную мнемотехнику.

Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный

характер, вызывает интерес учащихся, способствует прочному запоминанию.

При формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и

слуховая, развивается умение логически мыслить. (слайд 6)

Слова-исключения. Составляем рассказ из слов – исключений (слайд 7). Находим в

словаре те, которых нет в учебнике: ЧОПОРНЫЙ, ЧОКНУТЫЙ, ПИЖОНИСТЫЙ ОБЖОРА из

ТРУЩОБЫ в ИЖОРЕ в ШОРТАХ со ШВОМ (ШОВ), в КАПЮШОНЕ гулял в ЧАЩОБЕ

КРЫЖОВНИКА, пел МАЖОРНЫЕ песни, ел АНЧОУСЫ до ИЗЖОГИ, испугался ШОРОХА

ТРЕЩОТКИ, с ним случился ШОК. ДЖОУЛЬ, ШОРЫ, ШОРНИК, ШОМПОЛ, ЧОХ, ЧОХОМ.

Дети нашли слова АРТИШОК, КРЮШОН, ХАРЧО, КОРНИШОН.

На закрепление можно применить загадки с рисунками (слайд 8) .

В корне слова без ударения

Летают тарелки,

А кто из вас знает,

Кто эти тарелки

Летать заставляет? (Жонглер)

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень. (Шоссе)

Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест ее никак. (Шофёр)

Активно применяю на своих уроках такой прием, как мнемотехника (слайд 9) –

совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем

памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Придумайте рассказ, используя слова-исключения (Слайд 10).

2. Рифмовки. Общность ударений. Каждый из нас, наверное,

сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос

акцентологической нормы имеет свое место и в тестах ЕГЭ.

Посмотрите, на слайде 11 представлены слова, прочитайте их, поставив правильно

ударение.

ЗвонИт, положИл, баловАться, включИт, недУг, красИвее. Как их запомнить? Предлагаю

такие рифмовки:

1.

Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид.

2.

Коль поло'жил, значит – ложь, а зачем тогда ты врешь. Помни: положи'л и

жил

3.

Хватит балова'ться ,будем улыбаться.

4.

Он свет включи'т, аж проводка трещит.

5.

Пусть неду'г обойдет твоих подруг.

6.

Краси

вее – ноту си

выделяй, произноси. (Слайд 12) Согласитесь, так

легче запомнить? Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.

Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

Не влезаешь в шорты,виноваты тОрты! Любопытные вблизи, закрывайте жалюзИ!

3. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ Уместно использовать игровые приемы. Например:

-

Сегодня на имя нашего класса пришла телеграмма. Вот только незадача,

видно с ней что-то случилось по дороге, и некоторые буквы в словах куда-то

подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её и восстановить

потерянные буквы. Или:

-

Нам пришло сообщение. Расшифруем, составив из морфем слова.

Читается стихотворение. Из этого текста учащиеся выделяют нужную часть слова и

составляют телеграмму.

Чтобы легче запомнилось правило «Второстепенные члены предложения», предлагаю

для запоминания стихотворения. Вот одно из них об обстоятельстве:

На вопросы: ГДЕ, КОГДА, КАК, ОТКУДА и КУДА обстоятельство ответ даст тебе всегда.

В методической литературе накоплен немалый опыт лингвистических сказок, собираю их

в свою « Копилку словесника» и использую на уроках. Лингвистическая сказка

поучительна. Сюжет построен на языковых явлениях, которые нужно уяснить. Существуют

три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок: научить, объяснить

новый материал; проверить знания по теме; развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить

интерес к предмету . Школьники могут сделать рисунки к тексту сказки. Придумывают

они и свои занимательные тексты.

Например, чтобы дети запомнили «Правописание Суффиксов ЧИК-ЩИК», предлагается

сказка:

«Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том,

что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили

пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них

в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С

недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет

приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -

ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь,

так что бывает в гостях у брата очень редко».

Грамматическая сказка «Капризные буквы»:

«Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей

работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э

шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё! То всем

шипящим подавай букву е, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с

о или ё». Вот и приходиться писать: Ш_л по ш_ссе с грач_м ч_рный галч_нок.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите части слова. Сформулируйте тему и задачи

урока.

Еще одна игра, которая вызывает интерес у моих учеников, «Помоги Пете Ошибкину».

1.

Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами

пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

2.

Петя не знает значения слова «барометр». Объясни. Составь

терминологический диктант по различным предметам (литература,

математика, информатика, история и др.)

4. Проблемно-поисковый метод применяю при работе со словарем.

Эрудит (работа со словарем).

Могут быть разные варианты заданий

Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

Объясни разницу в значении слов.

Какое слово спряталось за определением?

Составь сообщение от лица какого-либо словаря (учащихся готовят выступления от имени

словаря, загадывают лингвистические загадки, продумывают задания для класса).

В заключение, коллеги, я хочу напомнить вам одну древнюю притчу:

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. (слайд 15) Видит: идет человек и ведет за

собой ребенка. (Слайд 16).

- Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

- Жду тебя!- ответил старик. Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно!- удивился человек.

- Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. (Слайд 17)

- Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. (Слайд 18)

- Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. (Слайд 19)

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.

Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.

Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. Взрослый сказал:

- Я возвращаю ребенка крылатым! И гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:

-А меня больше всего радуют твои крылья...

Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать

крылатого ребенка, а самим научиться летать. А педагогическое мастерство учителя

проявляется в его творчестве. Творчество же - это наши крылья.

Всем, коллеги, большое спасибо за работу!



В раздел образования