Автор: Полуяхтова Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Кикеринская СОШ"
Населённый пункт: п.Кикерино,Волосовского района,Ленинградской областм
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Тема мастер- класса: Использование современных методов обучения на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся
Раздел: среднее образование
Тема мастер- класса: Использование современных методов обучения на уроках
русского языка русского языка для повышения мотивации учащихся.
Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на
уроках русского языка.
Задачи:
-
передача своего опыта путем прямого и комментированного показа
технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
-
совместная отработка методических подходов и приемов;
-
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками
мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Важная задача учителя - увлечь детей за собой,
поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова:
Скажи мне - я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому-
И я научусь. (слайд 2)
Предлагаю вашему вниманию модель урока, построенную на современных методах
обучения русского языка. Я хотела бы предложить вам принять активное участие в нашем
сегодняшнем мастер-классе.
И начну с такого приема, как «Дерево ожиданий» (слайд 3), чтобы вы сами задали нам
несколько вопросов. Этот прием я использую с учащимися на втором этапе урока
«Введение в тему».
• Чего я жду от участия в этой мастерской?
• Какие вопросы мне бы хотелось задать по теме этой мастерской?
• Какие проблемы, возникающие на уроках, хотел(а) бы я разрешить?
• Чему бы я хотел(а) научиться в ходе мастерской?
• Оправдается ли мое желание извлечь для себя практическую пользу?
Вывод: совместными усилиями мы помогаем этому дереву стать….(каким?...). Ну,
конечно. Мы же – Учителя, и наша задача, чтобы посеянное нами «разумное, доброе,
вечное» дало не только хорошие всходы, но и замечательные щедрые плоды (слайд 4).
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель -
мастер? Как вы понимаете это слово (слайд 5). МАСТЕР - это…:
М - … А - … С - … Т - .. Е - … Р - …
Участники мастер-класса предлагают свои определения, ключевые слова, цитаты о
педагогическом призвании. Вывод: Итак, чтобы соответствовать званию учитель - мастер,
надо не только учить детей, но и постоянно учиться самому, применяя при обучении
детей новые технологии. Поделюсь своим опытом и накопленными наработками других
учителей.
Употребляя различные методы обучения на уроках русского языка, развиваю
зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному
мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б)
разгадывание какой-либо тайны, загадки (например, загадка лексического значения
слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая
разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная
технология.
Покажу, как это делаю, на примере урока в 5 классе «Правописание О-Ё после шипящих в
корне слова». При объяснении данной орфограммы я использую:
1.
Схематично – рисуночную мнемотехнику.
Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный
характер, вызывает интерес учащихся, способствует прочному запоминанию.
При формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и
слуховая, развивается умение логически мыслить. (слайд 6)
Слова-исключения. Составляем рассказ из слов – исключений (слайд 7). Находим в
словаре те, которых нет в учебнике: ЧОПОРНЫЙ, ЧОКНУТЫЙ, ПИЖОНИСТЫЙ ОБЖОРА из
ТРУЩОБЫ в ИЖОРЕ в ШОРТАХ со ШВОМ (ШОВ), в КАПЮШОНЕ гулял в ЧАЩОБЕ
КРЫЖОВНИКА, пел МАЖОРНЫЕ песни, ел АНЧОУСЫ до ИЗЖОГИ, испугался ШОРОХА
ТРЕЩОТКИ, с ним случился ШОК. ДЖОУЛЬ, ШОРЫ, ШОРНИК, ШОМПОЛ, ЧОХ, ЧОХОМ.
Дети нашли слова АРТИШОК, КРЮШОН, ХАРЧО, КОРНИШОН.
На закрепление можно применить загадки с рисунками (слайд 8) .
В корне слова без ударения
Летают тарелки,
А кто из вас знает,
Кто эти тарелки
Летать заставляет? (Жонглер)
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (Шоссе)
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак. (Шофёр)
Активно применяю на своих уроках такой прием, как мнемотехника (слайд 9) –
совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Придумайте рассказ, используя слова-исключения (Слайд 10).
2. Рифмовки. Общность ударений. Каждый из нас, наверное,
сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос
акцентологической нормы имеет свое место и в тестах ЕГЭ.
Посмотрите, на слайде 11 представлены слова, прочитайте их, поставив правильно
ударение.
ЗвонИт, положИл, баловАться, включИт, недУг, красИвее. Как их запомнить? Предлагаю
такие рифмовки:
1.
Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид.
2.
Коль поло'жил, значит – ложь, а зачем тогда ты врешь. Помни: положи'л и
жил
3.
Хватит балова'ться ,будем улыбаться.
4.
Он свет включи'т, аж проводка трещит.
5.
Пусть неду'г обойдет твоих подруг.
6.
Краси
♪
вее – ноту си
♪
выделяй, произноси. (Слайд 12) Согласитесь, так
легче запомнить? Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.
Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:
Не влезаешь в шорты,виноваты тОрты! Любопытные вблизи, закрывайте жалюзИ!
3. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ Уместно использовать игровые приемы. Например:
-
Сегодня на имя нашего класса пришла телеграмма. Вот только незадача,
видно с ней что-то случилось по дороге, и некоторые буквы в словах куда-то
подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её и восстановить
потерянные буквы. Или:
-
Нам пришло сообщение. Расшифруем, составив из морфем слова.
Читается стихотворение. Из этого текста учащиеся выделяют нужную часть слова и
составляют телеграмму.
Чтобы легче запомнилось правило «Второстепенные члены предложения», предлагаю
для запоминания стихотворения. Вот одно из них об обстоятельстве:
На вопросы: ГДЕ, КОГДА, КАК, ОТКУДА и КУДА обстоятельство ответ даст тебе всегда.
В методической литературе накоплен немалый опыт лингвистических сказок, собираю их
в свою « Копилку словесника» и использую на уроках. Лингвистическая сказка
поучительна. Сюжет построен на языковых явлениях, которые нужно уяснить. Существуют
три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок: научить, объяснить
новый материал; проверить знания по теме; развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить
интерес к предмету . Школьники могут сделать рисунки к тексту сказки. Придумывают
они и свои занимательные тексты.
Например, чтобы дети запомнили «Правописание Суффиксов ЧИК-ЩИК», предлагается
сказка:
«Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том,
что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили
пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них
в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С
недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет
приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -
ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь,
так что бывает в гостях у брата очень редко».
Грамматическая сказка «Капризные буквы»:
«Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей
работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э
шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё! То всем
шипящим подавай букву е, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с
о или ё». Вот и приходиться писать: Ш_л по ш_ссе с грач_м ч_рный галч_нок.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите части слова. Сформулируйте тему и задачи
урока.
Еще одна игра, которая вызывает интерес у моих учеников, «Помоги Пете Ошибкину».
1.
Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами
пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
2.
Петя не знает значения слова «барометр». Объясни. Составь
терминологический диктант по различным предметам (литература,
математика, информатика, история и др.)
4. Проблемно-поисковый метод применяю при работе со словарем.
Эрудит (работа со словарем).
Могут быть разные варианты заданий
Угадайте слово по толкованию его лексического значения.
Объясни разницу в значении слов.
Какое слово спряталось за определением?
Составь сообщение от лица какого-либо словаря (учащихся готовят выступления от имени
словаря, загадывают лингвистические загадки, продумывают задания для класса).
В заключение, коллеги, я хочу напомнить вам одну древнюю притчу:
«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. (слайд 15) Видит: идет человек и ведет за
собой ребенка. (Слайд 16).
- Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
- Жду тебя!- ответил старик. Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
- Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. (Слайд 17)
- Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. (Слайд 18)
- Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. (Слайд 19)
- Как я это сделаю, если сам не умею летать?
- А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. Взрослый сказал:
- Я возвращаю ребенка крылатым! И гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья...
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать
крылатого ребенка, а самим научиться летать. А педагогическое мастерство учителя
проявляется в его творчестве. Творчество же - это наши крылья.
Всем, коллеги, большое спасибо за работу!