Автор: Полуяхтова Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Кикеринская СОШ"
Населённый пункт: п.Кикерино,Волосовского района,Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: « Портрет в рассказе М. Горького «Макар Чудра» как средство раскрытия внутреннего мира героя»
Раздел: среднее образование
Учебное занятие
Тема: « Портрет в рассказе М. Горького «Макар Чудра» как средство раскрытия внутреннего
мира героя»
Урок литературы в 8 классе.
Тип урока: урок художественного восприятия.
Цель: создать условия для сформирования представления о герое-неоромантике и его
внутреннем мире в русской литературе 90-х годов 19 века через портретную характеристику на
примере Лойко Зобара и Радды.
Задачи и метод реализации:
-Развивать навыки работы с художественным текстом, умение составлять по опорным словам
портрет героя ;
-Развивать исследовательскую, коммуникативную культуру учащихся, работая в творческих
группах;
-Содействовать воспитанию культуры поведения, уважения к чужому мнению.
Предварительная подготовка: распределение ролей, написание примерных текстов выступлений,
редактирование, подбор костюмов, атрибутов, рекомендации экспертной группе.
Проблема урока: можно ли через внешний портрет героя увидеть и понять его внутренний мир и
объяснить поступки?
Ожидаемый результат: самостоятельно формулируют тему, проблему и цели урока,
совершенствуют навыки работы с текстом, отрабатывают умение составлять портретные
характеристики героев; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы.
Оснащенность и оборудование к уроку: фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо»,
презентация с интерактивными заданиями, иллюстрации к произведению, эпиграф, портреты
героев, худ. тексты, дидактический материал, таблички «Экспертный совет», черный ящик с
миниатюрной скрипкой.
Эпиграф:
Всматривайтесь в привычное-
и вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в простое-
и вы увидите сложное.
Всматривайтесь в малое –
и вы увидите великое.
М.Горький.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой. Звучит цыганский романс из кинофильма
«Табор уходит в небо», учащиеся заходят в класс, музыка стихает.
- Добрый день, ребята. Как хорошо , что мы собрались здесь в этот прекрасный день. А сейчас
посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу и своей команде удачи и
блестящих ответов. Оценивать ваши знания будет сегодня экспертный совет (2 ученика).
- И с нами вновь писатель М.Горький . Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда
разный. Сегодня с нами Горький – прозаик, Горький-романтик, мастер литературного портрета.
- Каковы особенности художественного изображения в рассказе М.Горького «Макар Чудра»?
Рассказ М.Горького «Макар Чудра» написан в манере романтизма, художественного метода,
нацеленного на изображение чувств, эмоций, страстей, психологии человека, то есть внутренних
мотивов поступков личности. По представлениям литературоведов, писатель-романтик наделяет
своего героя одной какой-либо страстью, значительно превосходящей своей мощью эту же
страсть в обычном человеке, то есть гиперболизированной, заставляет своего героя действовать в
исключительных обстоятельствах, а само произведение окрашивается мотивами рока, судьбы,
мистики.
2. Введение в тему. Перед вами его рассказ «Макар Чудра» и нам предстоит поработать над
портретами романтических героев, которые он создал в этом произведении и ответить на
вопрос…:
- Попробуйте сами сформулировать проблему, исходя из темы урока. А можно ли через внешний
портрет героя увидеть его внутренний мир? Каковы наши цели? (Учащиеся самостоятельно
формулируют проблему и цели урока). Слайд 2-3.
- А теперь откройте тетради и запишите дату и тему урока (слайд 1). Обращаю ваше внимание на
эпиграф к уроку (слайд 4). Мы к нему вернемся после изучения этой
темы. И я попрошу вас объяснить: «Как вы понимаете смысл слов М.Горького?».
3.Работа с текстом. Дома вы прочитали рассказ М.Горького, познакомились с его героями. И
сейчас первое задание: блиц-опрос – на знание содержания текста, на проверку вашей
читательской внимательности и наблюдательности (Экспертный совет оценивает ответы
творческих групп)
Вопросы командам (по очереди) представлены на интерактивной доске (слайды 5-6):
1.Блиц-опрос:
1. Чей это портрет? «Он был похож на старый дуб, обожжённый молнией, но всё ещё мощный и
крепкий и гордый силой своей?» Макар Чудра
2.Что сделала Радда с кошелём денег старого магната?
Пнула ногой в грязь
3. Как погиб Лойко Зобар? Его убил Данило
4.Какое условие поставила Радда Зобару? Поклониться в ноги перед всем
табором и поцеловать ее правую руку.
5. Что больше на свете любил Лойко Зобар? Коней и волю.
6. Определите художественный приём «Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»
Олицетворение
7. Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться слушая. Само
солнце затанцует под эту песню» Лойко
8. Радда –дочь … Данилы
Экспертный совет подвел итог блиц- опроса творческих групп по содержанию рассказа
Теоретическая разминка. Портрет в художественном произведении. Анализ содержания.
Штрихи к литературным портретам.
Молодцы, вы были очень внимательны при чтении рассказа. А теперь перейдём непосредственно
к героям, их портретным характеристикам. А для этого нам надо вспомнить, что же такое портрет.
Ответ учащегося: Портрет - фр. рortrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта
в черту», устар. парсуна – от латин. persona – «личность; особа» (слайд 8)
Работа в паре (на карточках):
1 задание.
Перед вами (слайд 9) теоретическая разминка «Литературный портрет». Но это же задание вы
делаете в творческой группе на карточке: пропущены некоторые слова. Ваша задача вспомнить и
дописать недостающие понятия.
Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики. Состоящее в том, что
писатель раскрывает внутренний мир своих героев и выражает своё идейное отношение к ним
через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер
Вы показали неплохие знания в теоретической разминке. А хорошо ли вы знаете героев
рассказа? (слайд 10-12): портреты Радды и Лойко из кинофильма «Табор уходит в небо».
3. (Слайд13-14). Распределите характеристику героев по их соответствию. Какое средство
изобразительности является основным?
Радда – «… словами не скажешь ничего. Может быть, … красоту можно было на скрипке сыграть,
да и тому, кто эту скрипку, как свою душу знает». Лойко - «очи, как ясные звёзды горят, а улыбка –
целое солнце». Какое средство изобразительности является основным? Это сравнение. И,
действительно, многообразна палитра изобразительных средств, которые использовал писатель в
рассказе. «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение
героев: «... улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «... сказала,
точно снегом в нас кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией...», «...
зашатался, как сломанное дерево» и т.д.
4. А есть ли в тексте подробное описание внешности героев? (слайд 14).
Нет, для описания героев он использует эпитеты-существительные, прилагательные, какие-то
художественные детали. Горький – мастер лаконичного портрета. Есть только штрихи к портрету:
Лойко - усы, очи, улыбка;
-Каково же описание Рады?
У меня в руках черный ящик. Что находится в нем? Обоснуйте ответ.
Сделаем вывод о героях: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он
выделяет самые важные черты героя - стремление к свободе. Но, в отличие от других
романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдем подробного словесного
портрета и единственное, на что обращает внимание автор - это усы, улыбка, очи Лоцко, а о Радде
говорит, что ее красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть. (Учитель достает из
черного ящика маленькую модель скрипки) М.Горький больше уделяет внимания внутреннему
миру героев.
5. (Слайд 16 ). Внутренний мир героини. Выберите только характеристику Радды.
«Замаяла молодца проклятая», «сатана- девка, «дьявольская девка была».
-Как писатель раскрывает внутренний мир героини и выражает своё отношение к ней?
(слайд 17-18). Какую особенность вы можете отметить в характеристике героини?
Недаром же Макар Чудра говорит, что Радда - «удалая девка», «сатана девка», «чертова девка».
Эти эпитеты подчеркивают хитрость Радды,ее умение манипулировать людьми и пользоваться их
слабостями. Познакомимся с ней поближе
(Монолог цыганки читает заранее подготовленная ученица, накинув на плечи цветной цыганский
платок):
- А как же Лойко , достоин ли он такой девушки? Слово герою рассказа. Монолог Лойко Зобара
читает ученик.
6.Распределите эпитеты, соответствующие внутреннему миру героя.
(Слайд 19)Запишите их в тетрадь « Удалой был малый», «Бескорыстный», «Красавец Лойко»
-Как выражается авторское отношение к герою через эти средства изобразительности?
(Слайд 19)
Таким образом, Горький создал портретные образы благородных, прекрасных молодых
цыган.
7.Итак, выделим основные черты характера героев
Лойко- свобода и независимость Радда-гордость
Какой же герой близок М.Горькому?
3.Анализ финала рассказа. Итог урока. Почему возникает конфликт? В чём его суть?
Просмотр эпизода из фильма «Табор уходит в небо». Какую роль играет этот эпизод?
4.Возврат к проблеме. Обсуждение эпиграфа урока. Слова М.Горького (слайд 4)
Итог урока.
– Сегодня вы были грамотными, неравнодушными слушателями, читателями и собеседниками.
Какие слова были для вас главными, ключевыми на уроке? (герой-неоромантик, литературный
портрет, внутренний мир героя).
Рефлексия. Был ли урок для вас интересен и чем? Что увидели неожиданного в горьковских
героях? О чем трагическая история гордых и красивых цыган заставила вас задуматься?
С каким настроением вы уходите с урока?
Подведение итогов самими учащимися. Слово экспертной группе: оценка работы в творческой
группе, индивидуальных ответов учащихся, лучшие ответы в паре.
5.Домашнее задание. Прочитать поэму А.С.Пушкина «Цыганы» Найти общее и отличие в романтических
произведениях М.Горького и А.С.Пушкина ( характеры, особенности литературного портрета, речь
персонажей, тема, суть конфликта – задание по вариантам ) Ответы приготовить в форме таблицы.